Вы придумали гениальную идею игры или даже подготовили прототип и теперь задаетесь вопросом: “Где взять деньги на реализацию?” Разберемся с возможными способами и подводными камнями с нашей выпускницей “Менеджмента игровых проектов” и сооснователем студии Uniday Games Алиной Ситбаталовой на примере проекта «Puzzle Squad», который она делает со своей командой.
История Алины
До прихода на курс Алина работала в аутсорсинговой айти студии, где она с несколькими коллегами решили заняться разработкой первой игры. Они собрали небольшую студию, где сейчас трудится постоянно 3-4 человека и иногда используется аутсорс. В течение нескольких месяцев команда думала над концептом, пока в определенный момент не появилась идея пазл батлера. Примеры таких игр: Best Fiends, Empires & Puzzles. Затем начался поиск основной фичи и таким образом пришли к решению в виде тетриса. Прототип собрали недели за две, а затем начался поиск инвестора.
Типы инвесторов
1. Банки
Это вероятно самый распространенный, но далеко не самый удачный способ найти инвестирование. Если вы уверены, что у вас все получится и вы сможете выплатить дивиденды вовремя, то возможно этот способ вам подойдет.
2. Венчурные инвестиции
Венчурные инвестиции используют как компании, так и частные лица. Отличие этого способа в том, что такой инвестор дает деньги в разные стартапы, но понемногу до 100000$ на проект. Обычно это сумма, которая требуется для прототипа или mvp, чтобы потом пойти на следующий этап поиска инвестиций.
3. Государственные инвестиции
Государственные инвестиции чаще всего используются в развитии крупного бизнеса. Возможно, если государство решит, что игровая индустрия перспективная отрасль для государства, то появится шанс воспользоваться этим способом.
4. Частные инвесторы
Как исходит из названия этот вид инвестиций поступает от частных лиц, иногда от компаний. Обычно такие инвесторы приобретают долю. Способ спорный, потому что нет никаких гарантий, что инвестор не решит начать контролировать проект, что может в итоге привести к неизвестным последствиям.
5. Бизнес-ангелы
Это тип частного инвестирования, но с небольшим условием, что инвестор вкладывает деньги в ту область в которой он разбирается. С одной стороны это хороший способ стартапу понять тонкости сферы деятельности, получить советы и помощь от инвестора. А с другой возможное вмешательство со стороны инвестора и процесс разработки, как и при частном инвестировании.
Конечно типов гораздо больше (есть и семейные инвестиции и краудфандинг и т.д.), типологий тоже множество.
Что касается вида инвесторы в целом бывают двух типажей:
Профильные: Профильный инвестор разбирается в области, в которую вкладывается. В игровой индустрии это продюсеры или люди, которые разбирается в ней. С такими людьми будет на первом этапе разговаривать сложно, потому что он будет уделять много внимания вашему проекту.
Непрофильные: Непрофильные инвесторы вкладывают в разные индустрии деньги и не могут успевать отслеживать все. Они чаще обращают внимание на то какая у вас команда, какой опыт. С таким инвесторам молодым разработчикам разговаривать легче, потому что общение происходит на равных. После изучения всевозможной доступной информации команда Алины по условиям выбрала для себя венчурного непрофильного инвестора.
Enterprise Ireland
Вы должны понять, что общение с инвестором или выступление это не сдача экзамена и даже не поиск денег. Вы предлагаете партнерство. И как партнер Вы должны быть уверены в себе и честны
Затем начался процесс поиска самого инвестора. Безусловно, первое, что приходит на ум, когда дело заходит о сфере IT это Силиконовая долина и США в целом. Но надо понимать, что США одна из передовых стран в игровой индустрии, а это очень большая конкуренция. Чтобы повысить шансы на успех проекта поиск инвестора сузился до стран Европы.
Поиск закончился, когда на странице знакомого Facebook Алина увидела пост об объявлении конкурса на венчурные инвестиции в государственной организации Enterprise Ireland. Эта организация проводит несколько раз в год такой конкурс для людей со всего мира и для участия необходимо всего лишь заполнить форму, которая похожа на выдержку из бизнес-плана. Конкурс проводится на английском языке, поэтому лучше немного подготовиться.
После сбора всех заявок идет первый отбор участников. Старайтесь заполнить заявку максимально четко и понятно: о чем игра, какая команда, в чем ключевые фичи и т.д. Конкурс, хоть и меньше, чем в США, но все равно большой. Хорошо оформленная заявка повышает ваши шансы пройти первый отбор. Второй этап это видео-интервью. Вопросы известны, поэтому подготовиться можно заранее.
Когда этот этап был пройден, начались два месяц ожидания. На этот период мы заморозили разработку. И по прошествии двух месяцев нам пришел результат, что мы прошли и необходимо прилететь лично на следующий этап. Организация оплачивала перелет и гостиницу одному участнику и командой было решено, что полетит Алина. Всего участвовало около 15 команд, 4 из них были из России и 3 из этих команд получили грант.
Я была немного не уверена, потому что почти все участники приехали командами, а я была одна
Перед тем как пойти выступать, всех участников заводили в комнату для подготовки. Сначала Алина нервничала, но потом успокоилась и во время выступления осознала, что рассказывает про то, что ей интересно. Письмо счастье пришло через 2-3 месяца.
Организационные моменты
Условия получения гранты были такие:
Команда должна переехать в Ирландию (по желанию)
Открыть юр.лицо в Ирландии
Открыть счет в ирландском банке
К всеобщему удивлению, открыть счет в банке оказалось сложнее, чем получить вид на жительство. Вид на жительство команда получила за один день. Оформить юридическое лицо тоже было просто. Достаточно нанять юриста, который оформляет сделку, затем оплачивается пошлина и открывается компанию.
А вот счет в банке оказался подводным камнем. Открыть счет в европейском банке нерезиденту Европы очень сложно. В сумме открытие счета для гражданина РФ заняло 8 месяцев. Зато эти мучения были вознаграждены сполна и помимо денег команда получила хорошего инвестора.
Советы от Алины
Выбирайте для начала проект, который не потребует метрик. Наша команда столкнулась с тем, что мы выбрали очень затратный по трафику жанр, а издатели и инвесторы неохотно работают с неизвестными компаниями и относятся с ним скептично.
Если опытные люди Вам говорят, что проект не жизнеспособный, то бросать сразу не нужно, но хорошо бы подумать над тем, что исправить в проекте , чтобы он получил шанс на жизнь.
Если пойдете учиться на “Менеджмент игровых проектов”, то идите сразу с проектом или командой, если идеи и команды нет, то сразу с первых занятий ищите подходящих людей.
Вопросы слушателей
На каком этапе подходить к инвестору и издателю?
Мы пошли к инвестору как только сделали прототип за две недели. Подходить можно когда угодно, вопрос будут ли с Вами серьезно разговаривать. Что касается издателя, то зависит от игры, но чаще всего требуют уже какие-то метрики. Нам повезло, что наш издатель увидел потенциал, когда у нас было готово процентов 20%
С записью выступления можно ознакомиться по ссылке на YouTube-канале разработчиков игр.
Приглашаем вас обсудить ещё больше аспектов геймдева, а также учёбу, работу и творчество в игровой индустрии на дне открытых дверей, который пройдёт в онлайн-формате 28 октября.
Автор лекции: Ситбаталова Алина