Термин «Метавселенная» родился в 1992 году вместе с пост-киберпанком в романе Нила Стивенсона «Лавина». А затем концепцию Метавселенной подхватили как другие фантасты, так и ведущие IT-компании. И вот, мы живем в мире, где Марк Цукерберг объявляет о том, что название компании Facebook будет изменено на Meta, так как они собираются строить Метавселенную для работы, развлечений и отдыха. Компания уже несколько лет вкладывается в разработки в сферах VR и AR, ее эксперты считают, что технологии дополненной реальности ждет большое будущее и, начав вкладываться в это сейчас, они смогут обойти конкурентов. Конкуренты, кстати, не дремлют: компания Microsoft тоже продвигает идеи платформ для пересечения реального и виртуального миров.

Шум вокруг Facebook поднялся такой, что Нилу Стивенсону пришлось делать отдельное заявление, что к этому воплощению Метавселенной он никакого отношения не имеет (хотя его творчество очевидно послужило одним из источников идей). Поэтому будет интересно вспомнить: а какой вообще была Метавселенная Стивенсона и другие его виртуальные миры? В тексте, конечно, содержатся спойлеры из книги — если о спойлерах вообще уместно говорить, когда речь идет о книге, увидевшей свет почти три десятилетия назад. 

Итак, с Метавселенной нас знакомят примерно на 30-ой странице «Лавины», наскоком. Мы уже знаем, что главного героя зовут Хиро, он делит жилой блок 20 на 30 метров в трущобах с человеком по имени Виталий Чернобыль. Буквально вчера Хиро работал доставщиком пиццы, но, кажется, в свете последних событий он уволен. Мир, который описывает Стивенсон, достаточно резко поделен на богатых и бедных и достаточно беспощаден к последним. И тут открывается «двойное дно» романа и появляется новое место действия: Метавселенная. Стивенсон достаточно детально со своей огромной любовью к продвинутым (на начало 1990-х) технологиям разбирает, как именно три лазера в недрах компьютера проецируют трехмерное изображение мест, которых не существует в реальности, и почему длина Стрита, главной улицы Метавселенной, равна 65 536 километрам.

Итак, Метавселенная в представлении Стивенсона — это черная (как экран компьютера) сфера, которую огибает Стрит. По сути, от современного интернета Метавселенную отличает то, что она ограничена (но, в допущении Стивенсона, достаточно обширна, чтобы не успеть заполниться на момент действия книги). Здесь можно, получив предварительное разрешение, строить свои территории: частные дома, офисы корпораций, ночные клубы, парки. Здания-программы, которых не существует в реальности, но которые вполне можно использовать для реальных нужд. Всех, кто входит в Метавселенную, воплощают аватары. Они редко повторяют реальную внешность владельца, и в целом фантазию ограничивают исключительно два параметра. Это мощность компьютера владельца и рост аватара, который должен вписываться в определенные рамки. В остальном вы можете предстать в Метавселенной как искрящийся розовый жираф, и никого не удивите. 

Тема аватаров прописана в «Лавине» довольно детально, и была на момент выхода книги достаточно свежей идеей. Кроме того, в реальности книги во многом именно аватары сделали Метавселенную модным местом (а значит, дорогим и многолюдным). Главный герой, Хиро, участвовал в разработке программы аватаров, но занимался в основном суровой физикой, тогда как его напарница, Хуанита, решила, что важно заняться отображением эмоций. Именно ее труд оценили пользователи: мимика аватаров и, при антропоморфности, язык тела, позволяет проводить в Метавселенной как деловые встречи, так и свидания. Люди действительно почувствовали, что могут воплотиться в виртуальной реальности, а также полноценно взаимодействовать с другими людьми, и им понравился результат.

Хиро — хакер, и сам написал себе аватар, который снабдил двумя мечами, причем не просто декоративными, а спрограммированными, позволяющими владельцу взаимодействовать с кодом Метавселенной. А вот простым работягам или подросткам зачастую приходится покупать в ближайшем компьютерном магазине одну из готовых программ, у которых даже есть кодовые имена: Брэнди, Клинт. Или вообще пользоваться черно-белыми низкоскоростными аватарами с общественных терминалов. До искрящегося розового жирафа, в общем, тоже надо дорасти.

Метавселенная — это место, где вы можете собраться с друзьями вместо бара, кафе или кино, при этом не выходя из дома. К тому же, развлечения в Метавселенной более зрелищные и интересные, чем может предложить реальный мир. Но также это место для работы, встреч, переговоров. По сути, любое совещание, которое сегодня проводится в Zoom, в мире «Лавины» состоялось бы в Метавселенной, в здании, которое принадлежит вашей компании, и конференц-зал мало отличался бы от реального. Это одновременно бесконечное средоточие ночной жизни и презирающий часовые пояса Уолл-стрит. 

И, конечно, место, где хранится информация, а также где ее можно купить и продать. Так, главный герой занимается в том числе тем, что записывает обрывки разговоров звезд и бизнесменов, которые потом загружает в Библиотеку. Там другие люди смогут послушать их (чтобы узнать, какие акции покупать или какие туфли будут в моде в следующем сезоне), а Хиро получит отчисления. Можно сказать, что здесь Стивенсон впервые задался вопросами защиты личной информации в виртуальном пространстве (предвосхитив реальные истории со сливами личных фотографий или внутренних данных компаний).

Но это — детские шалости по сравнению с тем, что творят люди, которых прозвали горгульями. Профессиональные торговцы информацией проводят в Метавселенной большую часть своей жизни, сканируя эту реальность на всех возможных частотах. Такие профессиональные привычки делают горгулий очень специфическими собеседниками. Впрочем, говорить с другими людьми им приходится нечасто: горгулий опасаются и недолюбливают по понятным причинам. Кому понравится человек, начинающий знакомство со сканирования твоей сетчатки?

А еще есть гиперкарточки, огромные хранилища данных (вроде очень, очень вместительной флэшки). Когда аватары обмениваются ими в Метавселенной, информация передается с компьютера одного пользователя на другой. Кстати, именно на гиперкарточках распространяется та самая Лавина, в честь которой назван роман. Это и наркотик, и вирус, причем самый страшный из тех, что видела Метавселенная. 

Смерть в Метавселенной — понятие относительное. Можно участвовать в боях без правил и распилить своего оппонента на три части: реальной личности вреда ты не нанесешь. Человека просто выкинет из Метавселенной, а, когда его аватар будет утилизирован, он сможет загрузиться заново. Но Лавина обошла этот закон и, при кажущейся внешней безобидности, буквально «поджаривает» реальный мозг того, кто принял наркотик в Метавселенной. Именно попытка Хиро выяснить, что это такое и с какой целью было создано, лежит в основе сюжета романа. Потому как выяснив, что это, Лавину можно будет попытаться остановить.

Нил Стивенсон вложил в описание Метавселенной множество колоритных деталей. Например, большинство механических функций выполняют демоны: демоны-вышибалы, могильщики, архивариусы. Уже в «Лавине» проявился талант автора описывать сложную техническую сторону вопроса доступным языком. 

Кроме того, Метавселенная — не единственный аспект романа, который представляет интерес. Реальность будущего, описанная Стивенсоном, тоже содержит в себе много любопытных (и довольно злых) прогнозов. А, кроме этого, автор углубляется в историю, лингвистику и алгоритмы работы мозга (не исключая параллели между человеческим мозгом и компьютером), находя всем этим темам подходящее место на страницах своего романа. 

Интересно и то, что в 2019 году у Стивенсона снова вышел роман, где исследуется тема виртуальной реальности: «Падение; или Додж в Аду». И здесь снова есть прогнозы на будущее, исходя из текущей ситуации в мире, вопросы природы сознания и перспектив развития информационных технологий.

Виртуальная реальность в этом романе называется Битмир, и представляет собой, по сути, посмертие для сознания. Правда, в Битмире человек лишается памяти о реальном мире и прожитой жизни. Остается подсознательное, набор образов, важных деталей, которые, тем не менее, заново складываются в личность. В отличие от высокотехнологичной и приближенной к реальности Метавселенной, Битмир — остров фэнтези внутри фантастического романа. Это реальность великих пророчеств, магии и людей, которые обретают величие богов. Там с равной вероятностью можно найти аллюзии и на Библию, и на «Властелина колец».

А вот в той части истории, действие которой разворачивается в реальности, Стивенсон остро поднимает проблему «информационного шума» и, в частности, отделения реальной информации от фейка. В каком-то смысле это можно прочитать как критику разросшихся соцсетей и в целом мира победившего интернета. 

Кстати, сама технология сканирования мозга, описанная в «Падении», которая необходима для последующего воспроизведения информации, имеет реальную основу. В конечном счете, если оставить в стороне этическую сторону вопроса, нам не хватает компьютерных мощностей. Так что, возможно, в районе 2040-х годов, мы будем обсуждать уже цифровое посмертие от компании Meta (ex Facebook). Кто знает?

Комментарии (7)


  1. bm13kk
    19.11.2021 20:03

    Странный ожиотаж вокруг фейсбука. Они про эти планы говорили еще 2 года назад.


    1. cheburen
      20.11.2021 03:21

      Другие компании про это говорили более десятка лет назад, но тогда технологии не позволяли реализовать такое, сейчас, когда одна страничка почтового сайта весит десятки мегабайт и загружается за секунду, а очки виртуальной реальности и системы захвата движения становятся доступными- самое время поверить что у большой компании это получится.


      1. bm13kk
        20.11.2021 10:11

        справедливости ради - не становятся доступнее последние пару лет. Собственно и релизов за год не было.

        Я ожидал что xbox за год уже выпустит очки. В прошлом поколении выпустили. Имхо - такой же показатель как технологии захвата движения на приставках.


  1. deepform
    20.11.2021 13:16

    Со стороны это выглядит привлекательно, но явно не для меня.

    Очень интересно, что из этого выйдет.


  1. freecoder_xx
    20.11.2021 17:28

    Я когда работал в офисе мы часто переписывались в чате и созванивались с коллегами, даже если сидели близко. Это было практичнее переговоров с глазу на глаз. Также при созвоне часто комфортнее с выключенной камерой.

    Ещё текстом удобно общаться асинхронно, удобнее искать что-то в истории и утомляешься меньше, чем при общении голосом.

    Не знаю, для чего эти метавселенные делают, но не думаю, что они будут удобны для работы программисту.


  1. DmitryOlkhovoi
    20.11.2021 18:40

    Сейчас катализатором выступает пандемия, не только технологии


  1. dMac
    21.11.2021 18:30
    +1

    "Глубина, Глубина, я не твой, отпусти меня, Глубина". Надо же, как флешбэком накрыло. Пойду почитаю оригинал (Стивенсоновский) и перечитаю "по мотивам" (Лукъяненко), для сравнения. Или кто там у кого скопирайтил идею?