Осебергский корабль удивительно красив. Построенный двенадцать веков назад он выглядит так, как будто совсем недавно спущен на воду, такова его сохранность. Это не реконструкция – 90% деревянных деталей подлинные, даже 60% железных болтов* те же самые, что использовались при его постройке. Нос и корма судна украшены великолепной резьбой и имеют навершия спиральной формы, имитирующие хвост и голову дракона или морского змея.

Уверен, что даже через века после нас с вами – в эпоху межзвездных кораблей судно из Осеберга будет все так же восхищать зрителей. Невероятно кропотливый труд, любовь и мастерство корабелов, что вложены в него – делают корабль настоящим произведением искусства, достойным самых громких слов восхищения.

Взято с https://imenco.no/imenco-will-move-norways-viking-heritage.  Здесь и ниже фотографии из Музея кораблей викингов, Осло, Норвегия.
Взято с https://imenco.no/imenco-will-move-norways-viking-heritage. Здесь и ниже фотографии из Музея кораблей викингов, Осло, Норвегия.
Взято с wikimedia.
Взято с wikimedia.

Корабль построен почти полностью из дуба – это в частности и объясняет его сохранность. Его длина – 21,5 метров, ширина – 5.1 метра, надводный борт высотой всего 0,65 метра, мачта предполагаемой высотой от 9 до 13 метров. Вес на сегодня – 4219 кг.

У судна по 15 пар отверстий под весла с каждой стороны, то есть, ему требовалось 30 гребцов.

Справа на корме – рулевое весло.

Крепление рулевого весла

Найден корабль в августе 1903 году вблизи города Осеберг фермером Кнудом Ромом, он решил взять глину с середины одного из холмов, оказавшегося погребальным курганом. Наткнувшись на древние деревянные перекрытия он обратился в местный университет. Прибывший археолог швед Густафсон (в то время Швеция и Норвегия еще были единым государством) провел предварительные раскопки и убедился, что в кургане находится богатейшее погребение достойное короля и почти полностью сохранный корабль.

Урегулировав вопросы с землевладельцем археологи приступили к тщательным раскопкам в июне 1904 года. Снимался слой за слоем, фиксируя все находки. Даже те деревянные части, что истлели оставили отпечаток в земле, по которым можно было восстановить их внешний облик.

Увы, грабители давным-давно побывали здесь, вероятно, уже вскоре после погребения. Они абсолютно точно знали, где именно нужно копать, вскрыли верхнюю часть погребальной камеры, проникли туда и вынесли все золото, серебро и драгоценности, побросав все, что сочли не нужным, в беспорядке, включая останки людей. Местная голубая глина благодаря своим уникальным свойствам, сохранила многое – деревянные предметы, обрывки ткани и даже остатки еды.

Здесь похоронили двух женщин, одна, как решили археологи, была молодой, другая – значительно старше – практически глубокая старуха лет 70-80. Поскольку у младшей женщины были сломаны кости, археологи решили, что она, возможно, служанка принесенная в жертву, дабы сопровождать свою госпожу. Одно из предположений: старшая женщина – королева Оса, жена конунга Гудрода, мать конунга Хальвдана Черного жившего в IX веке, бабушка короля всех норвегов Харальда Прекрасноволосого.

Но о погребении, о предметах найденных в нем и о загадке этих двух женщин расскажу вам позже в отдельной публикации с большим количеством иллюстраций, а пока вернемся к нашему кораблю.

Вот так он выглядел во время раскопок:

Перемещение корабля в специальный павильон

Была разработана специальная методика для сохранения деревянных частей судна. Их вымачивали в льняном масле и пропитывали креозотом. В 1907 году корабль в основном восстановили и поместили в специально построенный для него павильон, но полностью работы по его восстановлению завершились лишь в 1948 году, таким образом его реставрация длилась более 40 лет.

Конечно,восстановленный корабль произвел огромное впечатление на современников. Его даже провозгласили идеальным образцом кораблей викингов ранней эпохи. Помните, высказывание одного из знаменитых авиаконструкторов, что лишь красивый самолет обладает выдающимися характеристиками, ибо красота – это и есть высшее проявление целесообразности и функциональности.

Корабль из Осеберга безусловно весьма красив, но как у него с реальными мореходными качествами?

И вот тут адептов корабля ждало неожиданное фиаско. Все точные реплики Осебергского корабля прекрасно шли под веслами, но показали отвратительные мореходные качества. Они плохо управлялись под парусом, и любая мало-мальски большая волна захлестывала их низкие борта, хлестала через отверстия для весел, которые никоим образом не закрывались. Пара реплик судна даже утонула, после чего энтузиазм создателей копий корабля сошел на нет.

И это была первая и, пожалуй, главная загадка корабля из Осеберга. Поверить в то, что скандинавы эпохи викингов не могли построить мореходный корабль – невозможно. Так может у него были все же другие, пока непонятные нам функции? Нет, конечно же, речь не о забытых технологиях Атлантиды и пришельцев со звезд, все гораздо тривиальней. Историки пришли к выводу, что он ни в коей мере не был боевым кораблем викингов, а построен специально для королевы, отвечая в их понимании стандартам роскоши и комфорта достойным коронованных особ.

Тут по их мнению – два варианта: первый, судно предназначалось только для прибрежного плавания и при приближения непогоды сразу вытаскивалось на берег во избежание неприятностей. И, второй: его строили именно как погребальное судно для умирающей королевы и никогда не спускали на воду в принципе, иначе говоря, функция корабля – сугубо ритуальная.

По мне так, очень странно, что не рассматривался третий вариант, который сразу пришел мне в голову, ведь корабль вполне функционален, просто построен не для моря, а для широких спокойных рек и озер.

– Стоп! – воскликнет читатель. – Какие к черту полноводные плавные реки могут быть в гористой Норвегии?

Правильно, но ведь корабль мог быть построен вовсе не в Норвегии, а являлся приданым принцессы, которая приехала на нем далеко из-за моря, где как раз таки есть такие реки. Этим и объясняется малый износ судна, на нем приплыла будущая королева, а после этого оно не использовалось, поскольку для местных условий совсем не подходило. Уж не из Гардарики «страны городов» - северной Руси прибыла невеста короля?

Однако время шло, и в конце ХХ века скандинавские ученые построили полную дендрохронологическую шкалу,которая могла точно датировать, когда именно срубили дерево, из которого построена любая древняя деревянная постройка. И вот тут выяснились два очень интересных нам факта.

Погребальная камера построена из деревьев, срубленных примерно в 834 году нашей эры, то есть именно тогда и умерла наша с вами королева, а вот сам корабль построен из деревьев, заготовленных ранее 820 года. Причем сам корпус еще более старый - относится примерно к 800 году. Таким образом версия ритуального погребального корабля отпала сама собой.

Дальше – больше, в 2004 году группа энтузиастов решила построить еще одну реплику корабля, чтобы доказать его пригодность к мореплаванию. В рамках этого проекта корабль сканировали как снаружи, так и внутри, и все данные оцифровали. В ходе исследования выяснилось, что при восстановлении корабля произошла серьезная ошибка. Одна из балок была поставлена неправильно, что привело к сокращению длины и изменению формы корпуса.

Точная реплика с соответствующими изменениями была построена в 2012 году и спущена на воду. В ходе испытаний в марте 2014 года судно показало вполне приемлемую мореходность и управляемость, оно уверенно шло под парусом со скоростью 10 узлов (18 км/ч).

Фото реплики – корабль "Сага об Осеберге".

Взято с https://www.facebook.com/osebergvikingship
Взято с https://www.facebook.com/osebergvikingship

Таким образом, корабелы викингов, построившие корабль для своей королевы, были полностью оправданы. Впрочем, уверен, что далеко не все секреты корабля из Осеберга раскрыты, и нас еще ждут новые не менее интересные открытия.

Автор Лысый Камрад (@LKamrad)

Продолжение данной публикации о "королевском погребении": Загадка корабля из Осеберга. Часть 2

*[железные болты]: "Призрачный" корабль викингов на выставке"Нерассказанная история" в национальном музее. Шотландии. На самом деле это лишь половина корабля викингов (найденного на Оркнейских островах в корабельном погребении знатного викинга), точнее его форма воссозданная с 1200 металлическими гвоздями-заклепками, нанизанными на полупрозрачные нити, которые все еще сохраняют форму судна. Ни один кусок дерева не сохранился - только гвозди все еще были там, когда захоронение раскопали.

Предыдущие мои публикации на хабре по теме истории, археологии:

Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.

Комментарии (43)


  1. LKamrad Автор
    10.01.2022 10:00
    +29

    После перерыва в свзязи с праздниками выложил, наконец, новую публикацию по истории-археологии. Если вызовет интерес, то будет целая серия про корабли викингов и корабельные погребения эпохи викингов. Ну и, разумеется, будет и другая тематика, надеюсь, не менее интересная вам. А пока здавайте вопросы по тематике статьи, постараюсь по возморжности ответить на все.

    С уважением к читателям, ваш Лысый Камрад (@LKamrad).


    1. vipassa
      10.01.2022 19:15

      Да, интересно, продолжайте...


  1. Mitya78
    10.01.2022 10:21
    +6

    Интересно, всегда пишут что люди тех эпох были не просто религиозны, а что религия была неотделима от остальных сторон жизни.

    Но нет же, они спокойно грабили курганы, пирамиды...

    А в египетских пирамидах, на минутку, были захоронены боги, а не абы кто.

    Вот как?


    1. LKamrad Автор
      10.01.2022 10:32
      +7

      Есть два типа ограблений погребений: мародерами и... как бы, сказать, вполне официальное, традиционное. Да, вскрывали гробницы, забирали какие-то вещи, а затем с полным уважением погребали заново. Такой вид "ограблений" не был святотаством. Есть раннесредневековые погребения, которые таким образом вскрывались, причем эта "традиция" существовала на протяжении полутора-двух веков (точно не помню). То есть, само по себе заимствование вещей из погребений не было чем то из ряда вон выходящим, если соблюдались некие приличия. Ну, а для мародеров кикогда ничего святого не существовало. Грабили же люди моныстыри и церкви без всяких угрызений совести, хотя поголовно все были христианами.


      1. artemisia_borealis
        10.01.2022 17:42
        +1

        С другой стороны, при всех минусах деятельности этих мародёров, нет худа без добра.
        Например, Хулио Тельо обнаружил культуру Паракас именно благодаря уакерос (местным чёрным копателям). Без них вполне возможно, мы бы до сих пор не знали о её существовании.

        Но это специфика Южной Америки, ибо там куда ни копни, что-то да найдёшь, и объять всю территорию даже при мощной поддержке государства нереально. А Тельо вообще сделал своё открытие 100 лет назад, когда культура индейцев совершенно не была в почёте


    1. Alexandroppolus
      10.01.2022 10:41
      +2

      Думаю, была куча способов "законтрить" опасность от подобных нарушений - всякие там обереги, предварительные обряды. Принес жертву нужному богу, и можно спокойно грабить захоронение.


      1. LKamrad Автор
        10.01.2022 10:48
        +4

        Думаю, это так не работало. В любом случае грабеж погребения с уничтожением (повреждением) останков это святотатство. Если же погребение другой культуры и религии, тем более такие заморочки излишни.


    1. garwall
      10.01.2022 17:38
      +2

      Ну к религии тоже было специфическое отношение (например, в Northmen описывается некий викинг, который крестился пару десятков раз - просто потому, что в маркетинговых целях к крещению могли задарить неплохой меч, например)

      мне кажется - религия здесь не столько о табу, как о каком-то связующем клее бытия. что-то типа что у нас физика, инструкция и бюрократия - там магия, ритуал и круговорот.


      1. artemisia_borealis
        10.01.2022 17:47
        +2

        Это довольно распространённый подход. Те же ненцы или ханты «крестились» многократно (пока их не начинали узнавать) именно для получения тех или иных подарков. А новых богов включали в свой пантеон и иконки помещали рядом с другими фигурками, также мазали их жиром…


        1. PereslavlFoto
          10.01.2022 23:37
          +1

          Причём новые боги никак не возражали!


    1. Kanut
      10.01.2022 17:49
      +2

      Если вы возьмёте политеческие религии вроде греческих или там египетских, то там же в принципе всё было достаточно сумбурно. То есть там не было похожего на христианское отношения к богам и религии в целом. Ну то есть банально были герои, которые просто брали и противоречили богам. И "выигрывали" или там получали за это награды.


      А если кому-то "можно" противоречить богам, то почему кому-то другому нельзя "просто" ограбить пирамиду? :)


      1. fedorez
        11.01.2022 11:07

        Есть такая интересная книжка "Соленый ветер", автор Лухманов, знаменитый советский капитан дальнего плавания. Там он описывает времена своей юности, в том числе дивный утраченный мир азово-черноморско-средиземноморской морской жизни, с итальянско-греческой терминологией, понятиями, отношением... В частности, упоминает, что у итальянских и греческих рыбаков, образ св.Николая, если тот не внимал к приношениям и истовым молитвам могли и побить, а если уж совсем был глух к чаяниям трудового народа, то мирликийский святой вполне мог быть привязан к тросу и выкинут за борт, пополоскаться в кильватерной струе несколько часов, дабы подумать и осознать все недостатки в работе...


        1. garwall
          11.01.2022 23:20

          можно еще вспомнить забаный славянский обычай катания попа


      1. maxwolf
        12.01.2022 00:10
        +2

        Читал у знающих людей (увы, не смогу дать референс по забывчивости), что, по крайней мере античные греческие боги, не были принципиально «другие», как в последующих монотеистических религиях. Т.е. не было разделения: бог и всё остальное. Были люди, были титаны, были боги. И те другие имели свои сильные и слабые стороны, совершали добрые и злые поступки, взаимодействовали друг с другом. У богов не было сакральной святости, которую мы, находясь в контексте христианства, им априори аттрибутируем.


    1. ssj100
      11.01.2022 11:10

      Ну всегда найдутся ушлые люди готовые за 30 серебряников и душу продать. Тоесть для основные последователи даже и мысли не могли подумать но все люди разные.

      Потом есть времена смены богов, когда сегодня в почете бог Ра и его почетатели но завтра бог Осирис и все во что верили последователи Ра можно/ не зазорно уничтожить...

      Далее нужно понимать что пирамиды стояли тысячи лет, кому было дело до костей бывших богов. А пирамиду Хеопса вскрывали приехавшие арабы через 4000 лет после захоронения. Тоесть совсем другие люди ...

      а что религия была неотделима от остальных сторон жизни.

      А в египетских пирамидах, на минутку, были захоронены боги, а не абы кто.

      Вот как?

      Ну после видео как сбрасывают памятники Ленина с постамента в 1991 г и намеренно разламывают на куски ... то не вызывают сомнения что люди на такое способны.

      А после посещения Египта то еще вызывает восхищения что еще сколько сохранилось артефактов. У нас бы эти пирамиды/курганы разобрали на камешки и сдали на металолом.


      1. unsignedchar
        11.01.2022 12:20
        +2

        У нас бы эти пирамиды/курганы разобрали на камешки и сдали на металолом.


        У них бы тоже, если бы пирамида Хеопса была бы металлической. А так, кому нужна куча камней посреди пустыни?


        1. maxwolf
          12.01.2022 00:19

          А вы видели развалины Карфагена? Задумывались, что до изобретения динамита на то, чтобы разрушить город, нужно были потратить примерно столько же (по порядку величины) сил и средств, как и на то, чтобы его построить? И тем не менее исторические свидетельства разрушения городов в «додинамитную» эпоху весьма многочисленны…


          1. unsignedchar
            12.01.2022 10:26
            +2

            Идея разрушения Карфагена форсилась одним из римских политиков, например. Причем не один год. А варвары, например, Рим не превращали в кучу обломков целенаправленно. Что-то разграбили, что-то сожгли/сломали, но что-то и осталось.


          1. 5oclock
            12.01.2022 10:28
            +3

            Ну развалины и развалины.
            Такие же как и остальные старинные развалины.
            Не сказать, что их специально разваливали.
            Скорее — просто потрёпанные временем и отсутствием ухода.


          1. fuser
            13.01.2022 07:53

            Не обязательно тонны динамита. Многие крепости не сохранились лишь потому, что камни использовали для постройки новых сооружений. Ведь проще взять "готовые" камни, чем тащить их за тридевять земель.

            Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.


    1. vsaR1SK
      11.01.2022 11:11
      +1

      Я вас расстрою, но религиозность никогда не означала благодетельность.


  1. qrdl
    10.01.2022 10:39
    +5

    Не заметил в статье, где можно увидеть этот корабль. Пришлось погуглить, оказалось, что это в музее кораблей викингов в Осло.


    1. LKamrad Автор
      10.01.2022 10:45
      +4

      Здравое замечание. Принято. Действительно не подумал. Внес в подпись к заглавному фото.


  1. WhiteBarsik
    10.01.2022 11:05
    +2

    Почему некоторые "гвозди" длинные, а некоторые заканциваются квадратными заглушками? В то время уже пользовались болтами? Если нет, то как крепили к "шайбе-заглушке"?


    1. Kanut
      10.01.2022 11:23

      Почему некоторые "гвозди" длинные, а некоторые заканциваются квадратными заглушками?

      Скорее всего какие были под рукой, такие и использовали.


      Если нет, то как крепили к "шайбе-заглушке"?

      Могу представить что их концы просто загибали и всё.


    1. GubkaBob
      10.01.2022 11:28

      Может это заклёпки?


    1. LKamrad Автор
      10.01.2022 11:54

      Доски обшивки крепились путем заклепывания их в предварительно просверленные снаружи отверстия  коваными гвоздями примерно через каждые 5–15 см . Чтобы предотвратить ослабление соединения, на гвоздь с внутренней стороны корабля надвигалась железная замыкающая пластина, после чего кончик гвоздя загибался и сплющивался.


    1. salnicoff
      10.01.2022 22:20
      +8

      Болтов не было. И это не гвозди, а заклепки.

      Почему разные? Потому что разные типы соединений. Те, что покороче, соединяли доски обшивки между собой. Одну доску накладывали на другую, и через место наложения клепали. Длина заклепки — две толщины доски плюс шайба плюс две головки.

      Те, что подлиннее, соединяли доски с набором. Внутри судна, грубо говоря, есть силовой каркас из толстых брусков иногда весьма причудливой формы. Доски обшивки крепились к ним двумя – тремя заклепками ближе к середине доски. Крепили каждую доску к каждому шпангоуту, шпангоуты ставили примерно один на пол-метра длины. Длина заклепки — толщина доски плюс толщина шайбы плюс толщина бруска плюс две головки. Брусок раз в пять толще доски, отсюда и разница.

      Почему шайбы не везде? Дык коррозия. По технологии, шайба ставилась на каждую заклепку изнутри, чтобы ее не вырвало, да и расклепывать удобнее на металле, а не на дереве. Кстати, с внешей стороны отверстие раззенковано, если сделать то же самое с внутренней, то расклепывать будет неудобно, проще по шайбе колотить.

      А вообще, дуб и железо — вещи несовместимые от слова «совсем», так что хорошо сохранившееся судно доказывает тот факт, что его по назначению не использовали...


      1. PereslavlFoto
        10.01.2022 23:43
        +7

        Судя по комментарию, вы могли бы заметку об этом всём написать. Почему же нет? Возьмите, пожалуйста, эту статью и напишите свои впечатления, замечания, выводы? Мы, читатели, будем рады.

        Сразу несколько вопросов, чтобы вас раззадорить. Что за причудливая форма? Почему коррозия не уничтожила каждую шайбу? Гвозди забивали горячими, что ли? А почему они были при этом твёрдыми? Или потом, после забивания, их расклёпывали по холодному? Почему дуб и железо несовместимы?

        Спасибо!


        1. vassabi
          11.01.2022 12:05

          про дуб и железо могу только предположить что свежий дуб выделяет https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубильные_вещества (среди которых есть и кислоты)

          Но я не специалист, просто это первое что пришло в голову ...


        1. salnicoff
          11.01.2022 23:08
          +9

          Попробую ответить (хотя это мне разрешают только раз в сутки).

          Причудливая форма: в идеале контур бокала. На самом деле форма шпангоутов меняется, причем принципы изменения тоже менялись со временем. Тут можно не одну диссертацию написать, почему эта форма менялась, и логика с физикой были далеко не на первом месте. А в XIX веке вообще был период формы «широкий бокал, стоящий в узком».

          По заклепкам и шайбам. Заклепки — хоть медные, хоть железные — всегда ставили «на горячую». Сначала грели, потом вставляли. Причин тут две. Во-первых, холодную заклепку фиг расклепаешь. Качки, конечно, и у викингов были, и загнуть/сплющить пруток в палец толщиной можно, только не забываем, что все это делалось на весу. Стукнули молотком изнутри — заклепка вылетела, поэтому снаружи ее держали молотком еще большего размера. И чтобы не было такого «перестукивания», клепали на горячую — один держит снаружи, другой быстро, пока не остыла, откусывает и расклепывает. Во-вторых, при охлаждении все тела сжимаются, и заклепки — не исключение. После остывания заклепка «стягивает» детали, убирая зазоры между ними и возможную подвижность (аналог затягивания гайки на болтах). И это была более весомая причина, чем недостаток накачанных мужиков.

          Почему коррозия не каждую шайбу уничтожила? Во-первых, это лотерея. Часть судна могла лежать без доступа воздуха, часть — с доступом. Итог: половина за тысячу лет сгнила и превратилась в воздух, металлы и их оксиды вымыло дождем, другая — сохранилась в первозданном виде. Как я понимаю, Вы из Переславля? Доедьте до Ростова, там в археологическом отделе шпангоут от корабля викингов выставлен. Посмотрите, что и как может сгнить (вкратце — остальное не нашли, все сгнило).

          Во-вторых, то, что без шайб, — это не заклепки, это — гвозди, которые к судну никакого отношения не имеют. Они были либо грузом, либо ими прибили что-то «левое», например, гроб-домик. На судне на гвозди ничего никогда не ставят, потому что на первой же волне судно начнет изгибаться, и гвозди тупо будут выскакивать со своих мест со всеми вытекающими (точнее, втекающими) последствиями. То, что гнет любое судно, викинги знали. Потому и ставили заклепки, а не гвозди. Кстати, заклепки не забивали. Место под них сверлили, снаружи — зенковали, и заклепку просто вставляли (ну, молотком подстукивали). Если забивать гвоздь такой толщины сразу в доску, то она просто треснет.

          Дуб и железо несовместимы. Дуб выделяет кислоты, которые, попадая на железо, приводят к его коррозии. В воде эти процессы многократно ускоряются, в соленой воде — ускоряются на порядки. Если сталь нержавеющая, то рядом с дубом она ржавеет так, что и не снилось (внезапно, да?), почитайте истории как советские чемпионы по яхтенному спорту в печальные истории попадали вместе с дубом и нержавейкой. Поэтому довольно быстро викинги поняли, что железо надо убирать и переходить на медные заклепки или на гвозди из дерева, а дуб лучше хвойными породами заменить, хотя бы обшивку.


          1. PereslavlFoto
            11.01.2022 23:10
            +3

            Напишите же свою статью-комментарий! Карма вернётся в тот же день! :-)

            Я могу ещё больше вопросов вам написать.


  1. stgunholy
    10.01.2022 14:06
    +5

    Сейчас музей с кораблем тут на реконструкцию закрыт до 2024 года. Но тема очень интересная. Особенно вот так, без изотерики лишней


    1. alcanoid
      10.01.2022 23:48
      +1

      У них на сайте про 2025-26 написано. К столетию, видимо, откроют, но уже в немного ином качестве — как музей эпохи викингов.

      Был там пару лет назад, экспозиция весьма впечатлила. Полагаю, и новый музей не разочарует.


      1. stgunholy
        10.01.2022 23:57
        +1

        да, его сейчас расстраивают чтобы можно было еще всякие научные работы проводить… Потом тут еще один корабль откапывать пытаются, сохранность конечно не та… :( А в музей мы сыном хотя бы раз в 3-4 месяца ходили. Действительно очень интересный музей.


  1. freylis
    10.01.2022 15:56
    +4

    а вот сам корабль построен из деревьев, заготовленных ранее 820 года

    Но ведь королева могла заранее озаботиться о месте своего погребения, и корабль мог дожидаться её кончины в разной степени готовности?


  1. static_cast
    10.01.2022 19:00
    +2

     королева Оса, жена конунга Гудрода, мать конунга Хальвдана Черного жившего в IX веке, бабушка короля всех норвегов Харальда Прекрасноволосого.

    Их "история любви":

    Гудрёд, сын Хальвдана, был конунгом после него. Его прозвали Гудрёдом Великолепным, но некоторые звали его Конунгом Охотником. Он был женат на Альвхильд, дочери Альварика, конунга из Альвхейма, и взял за ней половину Вингульмёрка. Их сыном был Олав, прозванный потом Альвом Гейрстадира. Альвхеймаром называлась тогда область между Раум-Эльвом и Гаут-Эльвом.

    Когда Альвхильд умерла, Гудрёд конунг послал своих людей на запад в Агдир к конунгу, который там правил, — его звали Харальд Рыжебородый, — чтобы посвататься к Асе, его дочери, но Харальд отказал ему. Посланцы вернулись и рассказали конунгу об этом. Через некоторое время Гудрёд конунг спустил свои корабли на воду и поплыл с большим войском в Агдир. Он явился туда совсем неожиданно, высадился на берег и ночью подступил к усадьбе Харальда конунга. Когда тот увидел, что нагрянуло войско, он вышел со всеми людьми, которые были при нем. Произошла битва. У Гудрёда был большой перевес сил. Харальд и Гюрд, его сын, пали. Гудрёд конунг взял большую добычу. Он увез с собой Асу, дочь Харальда конунга, и сыграл с ней свадьбу. У них был сын, которого звали Хальвдан.

    В ту осень, когда Хальвдану исполнился год, Гудрёд конунг поехал по пирам. Он стоял со своим кораблем в Стивлусунде. Пир шел горой, и конунг был очень пьян. Вечером, когда стемнело, конунг хотел сойти с корабля, но когда он дошел до конца сходен, на него бросился какой-то человек и пронзил его копьем. Так он погиб. Человека же этого сразу убили. А утром, когда рассвело, его опознали. Это был слуга Асы, жены конунга. Она не стала скрывать, что это она его подослала.

    (последние главы Саги об Инглингах).

    ИЧСХ, оба сына Гудрёда не мстили за его смерть


    1. count_enable
      10.01.2022 19:56
      +2

      ИЧСХ, оба сына Гудрёда не мстили за его смерть

      Они срубили из дерева большой гробкорабль и оставили его на годы перед домом мачехи, как напоминание о бренности жизни.


      1. static_cast
        10.01.2022 23:42
        +1

        Согласно краткому упоминанию в последующей "Саге о Хальвдане Чёрном", она спокойно вернулась с ним (Хальвданом) в отцовский фюльк, - Агдир, коим и управляла до его, совершеннолетия. Больше упоминаний об Асе, вроде нет. Однако, своего (позднего) сына Хальфдан назвал Харальдом, - явно по материнской линии, что может намекать на то, что Аса прожила еще достаточно долго, чтобы продолжать влиять на дела и после отставки.


  1. 5oclock
    10.01.2022 23:35
    +1

    Что-то "правильная" версия корабля выглядит только немногим лучше "неправильной".

    Более менее серьёзная волна всё-равно через борт будет заливать.


    1. static_cast
      11.01.2022 02:49
      +1

      Это или чисто ритуальная (скорее всего из-за богатого декора), или каботажная ладья. Морские суда были, конечно, больше. Но, несмотря на то, что их мореходность была подтверждена трансатлантическими переходами команд энтузиастов на репликах, суда эти были весьма несовершенными, а дальние переходы очень опасными.


    1. LKamrad Автор
      11.01.2022 03:13
      -1

      Да, борта низкие. Все-таки это скорее прогулочное судно для "королевы", этакий аналог роскошной яхты того времени. Ни в коей степени не обычное утилитарное судно того времени.


  1. BuddhaSugata
    11.01.2022 01:41
    -1

    "...он решил взять глину с середины одного из холмов, оказавш_его_ся погребальным курганом викингов."