В этой статье мы рассмотрим текущую ситуацию с инструментами для 3D-дизайна и игроделания и поищем возможные альтернативы.
Текущая ситуация
И так, что мы потеряли за последний месяц с небольшим:
Всё что делал Autodesk, прежде всего 3ds Max, Maya, Mudbox (запрет продаж).
Игровой движок Unity (неопределённая ситуация, но по-видимому запрет касается не всех).
Всё что делали Adobe (запрет продаж). Наиболее используемым их софтом в 3D-отрасли были Photoshop и свежекупленный Substance Painter.
Продукция Maxon, в частности пакет моделирования Cinema 4D (остановка продаж).
CGTrader, маркетплейс 3D-моделей (запрет).
Под вопросом следующий софт и сервисы:
Unreal Engine - запрета на продажи пока нет (пресс-релиз).
ZBrush от Pixologic - отсутствие какой-либо информации о санкциях в блоге и соц. сетях.
Sketchfab, хостинг интерактивных 3D-моделей - молчание.
V-Ray - пока ничего не слышно.
Понятное дело, многие пытаются отмолчатся и переждать кризис, однако в социальных сетях имеется достаточное число активистов, выступающих за бойкот продукции компаний, проявляющих нейтралитет. В частности, среди GameDev-сообщества ходит коллаж следующего содержания (лозунги заретушированы):
Чем заменить 3ds Max, Maya, Mudbox, ZBrush, Cinema 4D
Переводим всех на Blender. Blender это комбайн, заменяющий массу инструментов для моделирования, анимации, скульптинга и текстурирования. Он также неплохо подходит для обрабоки видео. В плане политики всё тоже более-менее нейтрально. На призывы ряда пользователей запретить скачивать софт пользователям из России, руководитель проекта Тон Розендаль выступил с чётким заявлением, что этого не будет. Но даже если Blender в итоге запретят, его как открытый проект всегда можно будет скачать с других мест (или с помощью VPN).
К плюсам Blender можно также отнести то, что он отлично работает под Linux, в частности, входит в штатную поставку отечественных дистрибутивов, таких как Alt Linux, Astra Linux, Rosa.
Чем заменить 3D-движки Unity, Uneal Engine
В России делают два движка, которые с успехом могут заменить Unity и Unreal. Это Verge3D, разрабыватываемый московской командой Soft8Soft и UNIGINE, детище программистов из Томска. Оба движка платные, но имеют бесплатную ознакомительную версию.
К плюсам первого решения, Verge3D, можно отнести более простой пайплайн для разработки приложений и игр, возможность создания браузерных приложений, встроенные средства для разработки e-commerce и обучающих приложений, а также совместимость с Blender из коробки.
Движок UNIGINE подходит для разработки симуляторов, масштабных визуализаций (вплоть до планетарных), а также протяжённых игровых миров.
Чем заменить V-Ray, ARNOLD и другие рендеры
Альтернатив нет, это рейтресинг-движок Cycles, входящий в состав Blender.
Чем заменить Sketchfab
Зависит от того, с какой целью он применяется. Если речь идёт о демонстрации моделей, в частности на собственном сайте, подойдет Verge3D Network, сервис основанный на одноимённом отечественном движке. Если речь идёт о продаже готовых моделей, нужно следить за новостями. Насколько мне известно, отечественных аналогов CGTrader и TurboSquid пока не существует.
Чем заменить Substance Painter
Имеется неплохой открытый аналог - ArmorPaint.
Чем заменить Photoshop
GIMP (ну а куда деваться!) для обработки изображений, Blender для текстурирования.
Чем заменить продукт или сервис "NAME"
Попробуйте поискать открытый аналог "NAME" на сайте AlternativeTo.
Комментарии (25)
loginmen
30.03.2022 13:42-1Судя по сайту Verge3D не существует без привязки к 3д пакету, ну такое себе. Движок не должен встраиваться в 3д пакет и точка. Не знаю как Verge3D но UNIGINE кастрированный в бесплатной версии. То есть выходят оба не конкуренты Unity и Unreal Engine, которые можно использовать без ограничений и оплат в качестве хобби и до определенного уровня заработка. Есть же еще Godot.
Из 3д редакторов вроде еще SideFx не ушли, а это Houdini, есть бесплатная некомерческая версия. Armorpaint бесплатный только в исходниках, за бинарники надо платить. Есть еще Quixel Mixer от эпиков как аналог.
А так рекомендовать замену всем 3д редакторам бляндер ну такое себе. Очень неудобная, нелогичная и несерьезная игрушка для детей и дилетантов. После него все модели как из мясорубки. Хотя меня сейчас фанатики заминусуют за осквернение их святыни.
NixGuy
30.03.2022 14:15+5Я не фанатик бленлера, но мне интересно посмотреть на примеры «мясорубки», возникшей из-за самого софта, а не из-за неопытности пользователя.
loginmen
30.03.2022 14:48-2Неопытности? Да даже простого импорта из стандартного fbx (разработчики решили не брать готовый sdk, а реверсят формат, странно что еще по шапке от автодеска не прилетело) достаточно, все нормали портятся необратимо так что не восстановишь, хотя в другом софте все нормально. Модельки создаются программно, вне 3д софта. Макс майя гудини работают корректно.
Heinhain
30.03.2022 16:06+3Вкусовщина. Blender + UE4 отлично себя чувствуют уже очень давно, еще до UE4Tools все было вполне себе комфортно, без "мясорубок". Есть некоторые неудобства, но тут уж никто не идеален. С учетом возможности и доступности - у блендера просто нет конкурентов для инди, как по мне.
Prome_T
30.03.2022 17:06+3Нет, минусить будут не фанатики, а те кто:
понимают что такое scale и на что он может повилять
видят и разбираются несколько дальше дефолтных настроек экспорта
jaha33
30.03.2022 14:10+4А чем Godot не устроил? 2d/3d, языки на выбор: есть свой питонообразный, есть C#, особо желающие могут и на C++
ААА может на нем и не сделать, но все остальное вполне по силам. Еще и никакой регистрации, качай, да пользуйся
alexkowel Автор
30.03.2022 14:47-2Godot уступает Verge3D и Unigine по фичам и не имеет официальной коммерческой поддержки. Ну и внезапное выпиливание десктопного OpenGL в 4-ой версии не внушает большой уверенности в продукте.
crtx
30.03.2022 15:03Если не ошибаюсь, пока выпиливать не собираются из-за каких-то проблем с Vulkan.
moooV
30.03.2022 14:20+4А зачем вообще на что-то переходить, менять воркфлоу, пайплайны, переучивать сотрудников, ломать привычки?
Когда фрилансил в области 3д графики (персонажи — от лоуполек до фоторила) все снг студии с кем сотрудничал и все фрилансеры (да и я сам, чего уж там) использовали исключительно вылеченный от жадности софт. И даже некоторые рендер-фермы с кем имел дело.
Ну, то есть, всегда софт оценивали по фичам, документации, и наличию видеоуроков на cgpeers и никогда стоимость не была вообще хоть сколько-то значимым фактором — то есть основное преимущество блендера просто не имеет значения в ваших условиях.
Сейчас живу не в России и весь софт и дома и на работе лицензионный, но тут упирается только в контроль — если бы его не было то и смысла покупать лицензии не было бы. У вас сейчас тот самый случай когда ВООБЩЕ НИКТО по шапке не надает за ломаный софт.
В общем, непонятно.alexkowel Автор
30.03.2022 14:52Пиратство это всегда риски. И если для небольших студий и фрилансеров экономия перебивает ненулевую вероятность попасть под раздачу, то для больших контор использовать подобный софт вообще неприемлемо.
moooV
30.03.2022 15:20+2Так сейчас, как раз, более выигрышное положение для больших студий — в отличие от мелких студий они могут быть наглыми и урезать расходы на софт в ноль официально заявив «Это наш ответ на санкции — теперь наша компания использует пиратчину, и что вы нам сделаете.» Да, некрасиво, но бизнес есть бизнес — грех не пользоваться шансом. Правообладатели-то из страны ушли, контроля нет.
Лучше пиратить софт чем переучивать сотрудников и рушить процессы или снижать им зарплату.
А правообладатели в страну не вернутся в обозримом будущем — даже если режим падет то санкции будут сниматься десятилетия. В общем, рисков никаких.alexkowel Автор
30.03.2022 15:24Ну формально авторские права зарубежных компаний никто не ограничивал. Даже не имея своих представительств в России, они могут подать в суд и засудить кого угодно.
InSource
30.03.2022 15:22+1В январе Maxon объявил о покупке ZBrush, поэтому highly likely можно перенести в список приказавших долго жить :/
axe_chita
31.03.2022 05:00Не знаю насколько востребована бесплатная Daz Studio, но сайт не доступен «Access was denied Error code 1020», хотя рекламная рассылка с предложениями купить контент прилетает как по часам.
Через TOR сайт открывается.
grt_pretender
01.04.2022 15:35+1На днях смотрела подписки на ZBrush, там четко пишут, что для РФ покупка приостановлена:
"Due to the ongoing situation with Russia and the Ukraine, Maxon has made the decision to stop all sales to users located in Russia and Belarus, as well as to suspend support for existing licenses until further notice.
We are very sorry but we are unable to provide any support to you at this time".
Keeper1
В качестве "фотошопа для бедных" ещё хороша Krita. Намного более лучше, чем GIMP.
https://krita.org/en/
alexkowel Автор
Krita хороший инструмент, но мне не нравится, как много зависимостей он тянет из KDE. GIMP в этом плане намного более легковесный.
domix32
Так вам место на диске экономить надо или картинки рисовать удобно? С помощью Krita относительно просто пересесть с иглы PS, Gimp и выглядит несуразно и непривычно, так еще и привычный флоу настраивать заметно дольше.
Кстати вспомнил, что есть ещё PaintTool SAI, тоже платная альтернатива фотошопа - про него что-то слышно?
garbagecollected
Не надо вводить людей в заблуждение. Krita для рисования, в отличии от Gimp и Photoshop, которые были созданы для обработки фотографий/изображений. Это разные вещи. Как программист и системный администратор.
Keeper1
А я и обработку в Крите делаю.
maximus57
Какие проблемы с обработкой изображений в Krita?
Для подготовки текстур в тот же Blender регулярно использую. Не вижу смысла мучиться с Gimp, основная проблема которого GTK UI - с его диким зоопарком
garbagecollected
LibreOffice тоже можно использовать для написания Java-программ. Но это же не значит что LibreOffice замена IntelliJ IDEA.
В GTK как и в KDE и QT весь интерфейс задаётся CSS. Не нравится - всегда можно заменить правило в теме. А в GIMP нет ничего от GTK кроме кнопок, меню, слайдеры и ComboBox. Остальное все кастомное.
Стандартные иконки правда у GIMP уродские, но они тоже легко меняются, кроме того, на каждую есть аналог среди хоткеев.
pecheny
А вы можете сформулировать критерии специализации графических редакторов для «рисования» и «редактирования», по которым можно так же однозначно разделить на группы Krita, Gimp и Photoshop, как IDE отличаются от текстовых процессоров?
Пока ваше мнение для меня выглядит субъективным, и вводящим в заблуждение намного сильнее, чем исходное сообщение.