Еще в начале лета компания Kurzweil анонсировала выпуск новой версии сценического электронного рояля “Kurzweil SP7”. В мире сейчас ощущается некоторый дефицит микропроцессоров, и возможно поэтому о новинке всерьез заговорили только сейчас.

Чем интересен бренд Kurzweil сам по себе?


Небольшая справка — бренд электронных клавишных инструментов “Kurzweil” создана Рэем Курцвайлем — американским ученым, инженером и футуристом. Когда-то давно самые первые сэмплеры и ромплеры от Kurzweil побеждали музыкальных экспертов, которые не могли отличить в слепом тестировании, звук реального Steinway от Kurzweil K250 — звук рояля в Kurzweil был самым правдоподобным. Тактильный дизайн инструментов позволял с легкостью пользоваться ими слепым музыкантам, и одним из влиятельных клиентов Kurzweil стали знаменитый Stevie Wonder. Компания Kurzweil тогда была американской, но потом её основатель переключился на другие дела, компанию продал в Южную Корею, и на много лет этот бренд пропал с американских и европейских радаров, а новые модели синтезаторов разрабатываться и выпускаться перестали.



В середине 2000-х новый владелец бренда Kurzweil — Южно-корейский музыкальный гигант Young Chang — сам оказался перепроданным в еще большую корпорацию — Hyundai. И новые хозяева всего этого решили актуализировать линейку давно устаревших клавишных. Но как?! — пришлось уговорить Рэя Курцвайля вернуться на должность главного инженера. И вот уже более 10 лет компания Kurzweil Music System выпускает очень неплохие новые клавишные инструменты — преимущественно трех категорий — консервативные рояли с электронной начинкой, электронные сценические фортепиано и рабочие станции (синтезаторы).

У компании есть некоторая проблема с номенклатурой своих изделий, из чего можно оказаться в заблуждении относительно функциональных возможностей музыкальных инструментов. Ярким примером является линейка крайне мощных по функционалу и совершенно полноценных рабочих станций Kurzweil PC (на данный момент актуальная модель Kurzweil PC4), но аббревиатура PC расшифровывается как Performance Controller, то есть — MIDI-Keyboard, а ведь это поистине компактная студия для создания полноценных треков внутри одного единственного инструмента.

То же самое можно сказать и относительно продуктовой линейки Kurzweil SP, где SP — Stage Piano. Но это — совсем не так. Это полноценный тон-генератор, или как иногда говорят — “Мозги”. Здесь есть все необходимое, чтобы, подключив инструмент к компьютеру с программным MIDI-редактором, создавать полноценные полифонические произведения только на базе звуковой мощи этого инструмента.

Это было небольшое предисловие, призванное развеять путаницу.

А теперь о новинке.

image

Что Kurzweil изобрел на этот раз?


Kurzweil SP7


Kurzweil SP7 Grand. Вторая модификация круче, но не сильно. Различия невелики.

Посмотрим базовые технические характеристики.


  • Полифония: 256 голосов
  • Мультитембральность: 16 частей (по одной части на MIDI-канал)
  • Объем заводских сэмплов: 500 MB (SP7) и 2GB (SP7 Grand)
  • Количество заводских пресетов (Programs): 301
  • Количество заводских пресетов (Multi): 512
  • Количество пользовательских пресетов (Multi): 128

Примечание: Programs отличаются от Multi тем, что Multi состоят из 16-ти Programs — по одной на голос каждой партии, но их можно смешивать слоями или разделять по миди-каналам или зонам. Клавиатура может делиться на зоны.
  • Количество зон клавиатуры: 8 (SP7) и 16 (SP7 Grand)
  • Тип клавиатуры: Fatar TP/110 88 key (SP7) и Fatar TP/110LRG 88 key (SP7 Grand) — вторая клавиатура потяжелее.

image

Самое значимое, что отличает SP7 от всех предыдущих SP — новый движок синтеза — ATST — Authentic Timbre Synthesis Technology — Аутентичная Технология Синтеза Тембра.

Приверженцы клавишных музыкальных инструментов от Kurzweil хороша знают другую аббревиатуру: VAST — Variable Architecture Synthesis Technology. И это был основной движок синтеза во всех моделях с самого начала — 32-слойный необыкновенно мощный алгоритм, позволяющий творить со звуком чудеса. Но он был немного сложноват для среднего музыканта. особенно сложности его использования проявлялись при попытке редактировать звук на самом музыкальном инструмента — через его крохотный экранчик. Правда, была возможность перенести процесс саунд-дизайна в компьютерную среду — программный редактор для VAST прилагался, но работал не всегда хорошо — его производила сторонняя фирма, и появлялся такой редактор сильно позже самого инструмента — может быть через полгода или через год.

И вот, наконец, через много лет рыданий пользователей, разработчики решили упростить им жизнь — пусть будет как у всех: несколько сэмплов с парой изменяемых фильтров, атака, сустейн, вибрато — а что еще нужно, чтобы подкорректировать заводской звук под свою песню? Для большинства пользователей больше ничего не нужно. Но и это тоже предполагается делать программным образом — через компьютер — потом, когда соответствующий софт будет выпущен — а пока его нет.

Но, к счастью, и тоже впервые, в новом SP7 установлен относительно большой, цветной и даже — невероятно! — сенсорный дисплей. Признаюсь, я до последнего не верил, что Kurzweil на такое решится. Теперь же Kurz почти догнал Korg.

image

В модели Kurzweil SP7 дисплей имеет разрешение 480 x 282 (4,3 дюйма), а в Kurzweil SP7 — 1024 x 600 (7 дюймов). И это “Просто праздник какой-то!”.

Оба девайса имеют встроенный авто-тюнер вокала — есть аналоговые входы, можно петь и не бояться фальшивых нот (хотя наверное, если очень постараться, то возможно всё). Вокал (аналоговый внешний сигнал) может быть пропущен, как и все 16 партий, озвученные инструментом, через встроенный эффект-процессор, который у клавишных Kurzweil традиционно очень мощный — 2 посыл-возврата и 16 разрывов (incert). В дополнение к этому есть 4-полосный мастер-эквалайзер — его управление выведено на переднюю панель отдельными ручками.

Упоминается 4-полосный вокодер и автоматическая установка уровня вокала при живом исполнении в соответствии со средним уровнем аккомпанемента.

Очень удобно раздельное регулирование громкости на наушники на линейный выход. Это тоже традиционная фича Kurzweil.

Бортового секвенсора в этих моделях нет, но есть гибридный арпеджиатор, позволяющий разным партиям отрабатывать разные ритмические рисунки — заводские или пользовательские, записанные в режиме пошагового ввода. Предполагается одновременное использование до 8 арпеджиаторных рисунков. Предполагается, что в специальном режиме арпеджиатор может генерировать нотные секвенции не повторяющиеся и постоянно изменяющиеся.

image

Я перечислил основные особенности нового музыкального инструмента от Kurzweil, но существует огромное количество нюансов и мелких деталей, о которых мы узнаем позже.

Уже сейчас многие музыканты активно обсуждают девайс, и их мнения сильно различаются. Кто-то пребывает в трауре из-за предполагаемого окончания эпохи синтеза VAST, ведь новый движок синтеза заявлен как перспективный — открывающий новую эру в синтезе звука инструментов Kurzweil. И вместе с VAST скорее всего уйдут и два других звуковых движка, которые использовались в предыдущих моделях семейства SP, а также в семействах PC и K — “KB3: ToneReal emulation” и “VA1: anti-aliasing, power-shaped oscillators and DSP processing”. Это очень жаль.

С другой стороны, многие радуются, что редактирование всегда очень хорошего звука Kurzweil станет доступно большему количеству пользователей, а не единицам, имеющим навыки программирования.

Разделились мнения по поводу клавиатур, которыми комплектуется та и другая модель. Было время, когда Kurzweil производит собственные клавиатуры, но потом счел, что дешевле использовать добротный и недорогой FATAR. Но FATAR к тому времени снизил качество. И вот теперь возникают опасения по поводу клавиатуры Fatar TP/110. Но те счастливчики, которые уже успели протестировать новинку, сказали, что эта клавиатура хорошая. Впрочем, чтобы получить полное представление, требуется время.

image

Зачем два разных девайса?


Почему сделаны две модели, казалось бы одного и того же инструмента?


Они, кстати, помимо прочего отличаются еще и цветом. Базовая модель — Kurzweil SP7 — черная или белая, а Kurzweil SP7 Grand — только черная, более стильная для концертного применения на сцене.

В Kurzweil SP7 Grand вшиты все сэмплы немецкого 9-футового рояля от Kurzweil K2700 с поддержкой моделирования резонанса струн и педали и корпуса, правда педаль придется купить отдельно. Но если вы не являетесь профессиональным пианистом, не работаете в жанре аутентичной классической музыки, вполне возможно, что эти тонкости для Вас не будут слишком важны. Вполне достаточно будет Kurzweil SP7, который дешевле и на 4 килограмма легче.

Что до меня, мне беленькая модель кажется немного симпатичнее.


Полезные ссылки


Комментарии (17)


  1. Antigluk
    07.10.2022 13:09
    -1

    "дефицит миропроцессоров" не в мире, а в отдельно взятой стране. а что случилось?


    1. klimkovsky Автор
      07.10.2022 13:46
      +2

      Это не столь важно. Тема статьи совсем другая. Но несколько производителей музыкальных девайсов именно по причине нехватки элементной базы задержали релизы своих новинок.

      Будем надеяться, что рассосется.


  1. economist75
    07.10.2022 15:52
    +1

    До сих пор иногда использую звуковую ISA-карту ThurtleBeach Multisound Pinnacle (куплена за 600$ в 1998) с чипом Kurzweil (аналог Курца 2500) на Windows NT4. Звучит до сих пор! Ну а в те далекие времена (GigaStudio, Reality) - звук синта и качество оцифровки казались вообще занебесными.

    До сих пор SNR карты и шумовая полка на 20bit ADC - уделывают каждое третье современное изделие в этом же ценовом диапазоне. А ведь карта 97-го года (26 лет прошло).


    1. klimkovsky Автор
      07.10.2022 23:44
      +1

      Почитал об этой карте. Хорошая карта, но от Kurzweil K2500 там только процессор обработки сигнала, что круто, но является лишь утешительным призом после всего остального.

      Я работал немного на K2500. Это был для своего времени очень необычный инструмент. Никто не умел им пользоваться, и просто гоняли заводские пресеты, когда вся мощь инструмента была в архитектуре VAST. Но - что удивительно - звуки прекрасно ложились в любой микс, и убедительно, живо звучали даже без обработки - без упомянутой секции эффектов. А в ThurtleBeach Multisound Pinnacle именно секция эффектов от Kurzweil придавала вшитым сэмплам ту самую убедительность.


      1. klimkovsky Автор
        07.10.2022 23:45

        И конечно полифония в 32 ноты сейчас воспринимается со сдержанной улыбкой, когда вот такие - я считаю - бюджетные - инструменты - предлагают 256 голосов и 16-частную мультитембральность.


  1. Fafhrd
    07.10.2022 16:35
    +1

    есть аналоговые входы, можно петь и не бояться фальшивых нот

    Можно даже гитару воткнуть, благо разъём комбинированный XLR/TRS, и не бояться фальшивых нот =) А наличие loopback у аудиоинтерфейса вообще делает этот инструмент убер-комбайном.


    1. klimkovsky Автор
      07.10.2022 23:46

      Да - можно любой аналоговый источник использовать.


  1. Dorfix
    07.10.2022 21:59
    +1

    Какой у этих устройств тип клавиатуры? Взвешенная, и т.д.? Чувствительность/градиент нажатия?


    1. klimkovsky Автор
      07.10.2022 22:01

      рояльная молоточковая, чувствительная к скорости нажатия (и вероятно - к скорости отпускания - тоже, поскольку на предыдущих Курцах эта фича была, хотя она более программно смотрится) + отработка aftertouch


      1. Dorfix
        08.10.2022 00:03

        Вот нашел:

        Keyboard: 88-note, fully-weighted hammer-action (FATAR TP/110 hammer-action keybed with 3 contacts and Aftertouch)


  1. Daddy_Cool
    07.10.2022 23:25

    Kurzweil SP7. Хорошая вещь... и недорогая. $1999 всего-то. )))
    О синтезе звуков. Почему-то исторически тембр пианино воспроиводится синтезаторами легче всего, даже пианино General MIDI звучит похоже в отличие от гитары, скрипки, и т.п...


    1. sepuka
      08.10.2022 10:16

      Synclavier II в 1980 в зависимости от комплектации стоил от $25,000 to $200,000, минимально разумная для использования комплектация была примерно $100,000, на наши деньги это порядка $400-800,000, смотря через что считать.

      K250 в 1985 стоил $13,000, на наши деньги это порядка $50-80,000.

      K2000 в 1991 стоил $3,000, на наши деньги это порядка $7-15,000.

      Так что не поверите, но да, недорого. Другой вопрос, что без WAST это просто очередное пианино как у всех.

      Звук пианино воспроизводится проще по своей природе -- нет ни подтяжек, ни вибрато, ни штрихов, молоточком можно ударить только сильнее-слабее. Даже возбуждение соседних струн при нажатом сустейне при большом желании можно кое-как смоделировать на любом более-менее регулируемом движке хоть начиная с Roland JV1080.


      1. economist75
        09.10.2022 18:11

        Для пианиста, вокалиста - хороший живой рояль всегда будет звучать лучше любого клавишного инструмента. Для слушателя в записи - разница неотличима. Но длительное прослушивание в сложном многочастном произведении - неизбежно выдаст миди с его двухбайтовыми сообщениями и 128 уровнями Velocity и даже самый дорогой VST/клавишный инструмент.

        Например, сыграть такое сложное произведение (https://www.youtube.com/watch?v=f-ZXMNdKqYs, Дж. Гершвин, Rhapsody in blue, ранний джаз, за роялем - мой брат) на самом крутом и дорогом синтезаторе и цифровом пианино и успешно выдать его за рояль - невозможно. Причем именно из-за звука и вибраций. Ведь ни сам пианист, ни оркестранты, ни дирижер, ни зрители - не услышат того самого рояля, к какому привыкли за 15 лет музшколы, училища и консерватории. Должны смениться поколения.

        Но ниже в комментах я все же верю в IT :-)


  1. Daddy_Cool
    08.10.2022 23:31

    Так что не поверите, но да, недорого.

    Верю! Это ж проф. техника. Я недавно походил по выставке Light + Audio Tec, пощупал разные пианинки, ну и... был удручен. Ужасные клавиатуры, ужасный отклик. В смысле таких много, просто жалко мировые ресурсы.

    Насчет подтяжек, вибрато и т.п... - всё же нет. Сам тембр почему-то получался существенно менее естественным.


    1. sepuka
      09.10.2022 15:19

      Для пианино достаточно засэмплировать два уровня и добавить фильтр, управляемый скоростью нажатия и это будет очень похоже на правду, особенно в пачке, и на этом тембре уже вполне можно играть. Можно этот сэмпл даже растянуть на несколько октав, что во времена дорогой памяти и делали, в плотной напихачке всё равно особо не до нюансов. Для виолончели же, если просто засэмлировать один штрих, например, легато, то просто взять и играть им не получится никак, его надо сначала долго настраивать, как минимум модулируя атаку и фильтр по велосити, после чего понотно выписывать каждую струну с легато. Только после этого тембр станет хоть немного похож, даже те старые, когда весь GM набор занимал несколько мегабайт. Просто же взять аккорд с сустейном -- неработающая идея даже с современными библиотеками в десятки гигабайт. Штрихов же у той виолончели вообще-то 17, при том, что пиццикато и арко в них не входят, это приёмы.


      1. economist75
        09.10.2022 22:22

        Вот пример виолончели с технологией VST SWAM, с почти десятком используемых MIDI-контролов для звукоизвлечения https://youtu.be/6UpTjq-XpZw https://www.youtube.com/watch?v=bIj2OXwQe34 При этом размер библиотек - сотни мегабайт, не гигабайты. Виолончелисты, что характерно, не плюются, когда становятся за клавиши и пытается этим звуком играть. Скорее удивление. Для набросков, фраз в аранже - им это годно.

        Нюансировка - больная тема для VSTi. Например Garritan Stradivari Solo violin еще в 2006 г. получила 12(!) контролов/кейсвитчей. Для игры ими нужны 3 колеса, 2 педали, aftertouch на миди-клаве. Но управлять этим очень сложно. Еще чуть-чуть - и проще научиться играть на настоящей скрипке (шутка). Поэтому все последующие годы - разные симфо-VSTi стали уменьшать число контролов, вводя автоматизированные фразовые алгоритмы звукоизвлечения. Затем появились синтезаторы фраз.


    1. economist75
      09.10.2022 17:53

      Будущее клавишных инструментов, кмк, все-таки за VST-синтезом с ML-технологиями, которые в реальном времени добавят "подтяжки и вибрато", будучи обученными на исполнительских шедеврах, коих сейчас уже достаточно, и размечать данные нет необходимости. Уже сейчас, без ML, эксперты в слепом тесте не отличают скрипку, флейту, саксофон от VST. Просто потому что технологии созрели, а люди, в плену идеализма, скорее слегка потупели, сведя восприятие прогресса до максим "живая"/"мертвая" музыка. В том то и дело что она вся - живая.

      ML cкомпенсирует (и даст) вообще всё оставшееся за железом и ретро-инструментами: физические недостатки современных клавиатур, криворукость исполнителей, сам звук - все будет достоверно украшено и "изображено". Разве что запах и чувство распирающей гордости от обладания сверх-дорогой раритетной вещью... Но и тут маркетологи что-нибудь придумают. Просто упакуют компьютер в большой тяжелый "гроб".

      Как и в случае с живописью - эксперты и самые опытные слушатели через пяток лет точно не смогут отличить акустический и семлированный/синтезированный звук с ML-нюансами, а значит большие клавишные рабочие станции обречены на "местное" применение. Аудиофилы, вроде меня, тоже состарятся и перестанут с отн. погрешностью 5% вслепую различать MP3 256/384 kbps и WAV (это неимоверно сложно после 40).

      Часть потребителей уже прозрела до понимания что во всех клавишных рабочих станциях, цифровых пультах и др. - используется embed ОС, типа Linux и никакого не-компьютерного волшебства они в себе не таят. Аналоговые цепи - да, бывают и даже дают что-то приятное и неосязаемое, но это что-то - "наряду", а не "впереди".

      Механика Fatar в сабже - безусловно, чудесна, state-of-the-art. Но для 95% стилей игры - она не нужна, и даже будет непривычна для привыкших к средне-бюджетной синтезаторной отдаче.

      Интересно что в случае c ML и VST - спиратить такой супер-звук будет достаточно легко. А значит это opensource- way. Лишь разумная (легко доступная) цена поможет держать баланс интересов производителей и потребителей какое-то время (возглас к разуму владельцев продуктов). А пока - время снимать последние сливки с технологии.