Об инфракрасной съёмке я впервые узнал из переводной книги о фотографии, изданной ещё во времена СССР. Там было представлено несколько снимков с характерной атмосферой в кадре. Угольно-чёрное небо с облаками и белая растительность создавали ощущение запечатлённого сновидения и крепко запали в память.
Тогда, в конце девяностых, даже для опытных фотографов фотосъёмка в ИК-диапазоне была непростой задачей. Требовалась свежая специализированная фотоплёнка, которую нужно было тщательно оберегать от нагрева. Зарядку такой плёнки в камеру нужно было проводить в полной темноте, так как через «хвостик», вынутый из кассеты (выполняющий роль волновода) могла засветиться чуть ли не вся катушка.
Но со временем научно-технический прогресс сделал цифровые камеры доступными настолько, что появилась возможность в домашних условиях адаптировать их под съёмку в инфракрасных лучах.
Однажды в разговоре с приятелем выяснилось, что он продаёт фильтр ближнего ИК-диапазона B+W 093 пропускающий часть излучения, находящуюся за красным краем спектра. Не раздумывая, я сразу выкупил фильтр и стал воплощать задумку.
Внешне фильтр был похож на абсолютно непрозрачный кусок чёрного стекла и только полуденное Солнце могло «пробить». Сквозь него выглядело как тусклый красный кружок.
Внимание! На всякий случай предупрежу, что не используйте ИК фильтры для наблюдения за Солнцем, т. к. они отсекают только видимую часть спектра, а инфракрасная проходит почти полностью и может представлять опасность для зрения! Для визуальных наблюдений используйте специализированную солнечную плёнку.
Советую брать фильтры, отсекающие красную часть спектра. Их спектральное окно идёт после 800 нанометров. Так, вы получите бескомпромиссный результат и максимально возможный контраст.
Опытным путём фотолюбители выяснили, что фотокамера Nikon D70 имеет «окно прозрачности» в фильтре, стоящем перед матрицей. И если надеть на объектив ИК фильтр, то в солнечный день хватает яркости освещения для съёмки с экспозицией около секунды. У меня как раз была такая модель. Как почтой доставили фильтр с головой нырнул в ИК фотосъёмку.
Обратите внимание на размытый след от утреннего бегуна, выдержка составила 1,6 секунды
Тот самый штатив, чья тень часто стала появляться на снимках. Без него было никак
За время экспозиции облака успевали сдвинуться и размазаться.
Тополиный пух подсвечивается солнечным светом и создаёт эффект космического пейзажа
Люблю снимать старинные деревенские дома в ЧБ, особенно в ИК. Тёмное небо придаёт кадрам зловещее и одновременно безмятежное настроение
Энтузиазм был неисчерпаем. Почти всюду носил небольшой штатив и жадно снимал различные пейзажи и сюжеты. Однажды я даже фотографировал со штатива в движущемся автобусе, настолько увлёкся :)
Немного жутковато получились пешеходы, переходящие широкую улицу. Выдержка 3 секунды.
▍ Необычные открытия
С первых снимков обратил внимание на странно выглядящую человеческую кожу. В ближнем инфракрасном диапазоне она приобретает полупрозрачный, восковой вид. Губы и волосы теряют контраст, их пигментация становится почти незаметной. Однако, радужная оболочка глаз хорошо поглощает ИК-излучение.
Фотография: Nick Garrod
Некоторые предметы и ткани, выглядящие чёрными в видимом свете хорошо отражают в ИК. Ботинки из замши и штаны из синтетики выглядят почти белыми, а хлопчато-бумажные шнурки у ботинок и резиновая подошва — тёмными.
В пасмурные дни резко снижается количество ИК составляющей в освещении. Из-за чего небольшой костёр становится ярким их источником. Сравните эти два кадра, они сняты почти одновременно. Удивительно, одежда стала почти однотонной.
Также обратите внимание на цвет ткани фоторюкзака в левой части кадра. Примечательно, что разные его части отражают ИК в неравной степени. Визуально части ткани неотличимы.
▍ Переделка
Когда появилась более совершенная фотокамера, а старичок D70 бесполезно пылился в шкафу, решился на переделку. Она заключалась в разборке фотокамеры и удалении заграждающего ИК-фильтра перед матрицей, так называемого hot mirror-а. Вот подробная инструкция с картинками.
Я не снимал весь процесс, сделал пару кадров на память
У меня эта процедура не вызвала затруднений и справился за вечер. Но важно предупредить вас о некоторых последствиях вмешательства.
▍ Есть шанс необратимо повредить камеру при разборке. Можно поцарапать матрицу или сломать нежные механизмы затвора и порвать тонкие шлейфы. Если не уверены в себе, лучше отдайте ремонтникам сотовых телефонов, у которых руки натренированы на подобные задачи.
▍ После переделки камера будет снимать с искажёнными цветами, а автофокус начнёт промахиваться.
Также перестанут адекватно работать шкалы ручного фокуса, так как при извлечении фильтра перед матрицей меняется оптическая схема камеры (как именно меняется, не знаю, умничать не стану :) Придётся озаботиться и сделать новые отметки бесконечности на шкалах. Например, я опытным путём выяснил, на каком значении находится новая «бесконечность» и сделал отметку при помощи треугольной наклейки.
▍ Матрица лишается защитного слоя, будьте предельно осторожны при очистке.
Есть два варианта переделки. Можно вместо вынутого фильтра вклеить кусочек обрезанного ИК-фильтра. Тогда у вас будет возможность снимать ИК с любым объективом, в т. ч. сверхширокоугольным. А можно оставить надеваемый на объектив фильтр нетронутым и пользоваться объективами, к которым он подходит по диаметру. Либо использовать несколько фильтров. Ещё существуют кольца-адаптеры, позволяющие устанавливать фильтр большего диаметра на объективы с меньшим диаметром оправы.
Я выбрал способ без обрезки фильтра стеклорезом, но он имеет существенный минус. Так как фильтр для видимого спектра непрозрачен, то оптический видоискатель становится бесполезным. Но, скажу честно, эти особенности даже добавляют некоторую изюминку. Результат всегда чуть-чуть непредсказуем по композиции.
Я делаю несколько дублей, слегка изменяя наклон фотокамеры. Почти всегда снимаю на широкоугольный ретро-объектив Cosina 20 мм f/3.8 У него удобный, подходящий под большинство кадров угол зрения, посредственные характеристики и ещё он отлично ловит зайцев. В совокупности эти особенности придают несовершенство в картинку, делая её настроение под ретро.
После переделки вы сможете снимать уже с рук, на выдержках примерно 1/100 секунды, это позволяет запечатлеть динамичные сюжеты. Экспозамер по датчикам лучше не использовать и снимать в ручном режиме, контролируя экспозицию по экранчику (по гистограмме). Главное — избегать пересветов в сюжетно важных местах.
Маленький лайфхак — следует в самой камере выбрать баланс белого по снимку (через меню камеры) то она интерпретирует цвета таким образом, что сразу получается чёрно-белый кадр. Если не сделать, то кадр будет окрашен в фиолетово-белый градиент. Но это делается для удобства просмотра, я настойчиво рекомендую снимать в RAW, чтобы потом был небольшой запас для тонокоррекции и шумоподавления.
Вот таким нехитрым образом мы получаем фотокамеру без видоискателя, автофокуса и автоэкспозиции, но на которую можно снять потрясающие снимки. Дерзайте, моя цель — заразить вас азартом и показать, что этот вид съёмки доступный.
▍ Можно ли переделать другую фотокамеру?
Да, на сайте, посвящённом переделке фотокамер для ИК-съёмки, есть внушительное количество тьюториалов для распространённых моделей фотокамер Nikon, Canon, Sony и др.
Летняя безмятежность
По ставшей уже доброй традиции все снимки доступны по лицензии CC0 и залиты в облачную папку.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (52)
Jury_78
28.05.2024 11:35А если использовать ИК подсветку и не переделанный фотоаппарат, не будет ли тоже самое?
F1eex
28.05.2024 11:35+1ИК фильтр практически весь ИК свет не пропустит на матрицу, будет чуть светлее от той части ИК, что красная. Если конечно, у фотоаппарата это все не штатный функционал.
Jury_78
28.05.2024 11:35Тогда остаются камеры от видеонаблюдения, там обычно ИК подсветка штатно есть.
F1eex
28.05.2024 11:35Ну вот смысл в том, чтобы на камеру наблюдения надеть еще фильтр, который блокирует в той или иной степени видимое излучение, и играться
voldemar_d
28.05.2024 11:35+2Можно ещё найти камеру Sony 707/717.
alliumnsk
28.05.2024 11:35Солнце и так достаточно светит в ближнем ИК, от добавки нескольких светодиодиков - у которых функция, чтобы ночью хоть что-то было видно, ситуация не слишком улучшится.
Еще вы можете купить зеркалку Sigma SD, у которых ИК фильтр ставится между зеркалом и байонетом и снимается безо всяких переделок.Jury_78
28.05.2024 11:35Солнце и так достаточно светит в ближнем ИК
и не только, а вот когда не светит можно ловить ИК, но от подсветки.
alliumnsk
28.05.2024 11:35Можно светить и обычными лампами накаливания, у них как раз пик излучения примерно там же, где и у камеры с фильтром будет чувствительность. Ну и немножко в видимом лампа светит. Это для камер слежения актуальна цель не мешать ночью спать законопослушным гражданам и не выдавать преступникам положение камеры, а у вас вряд ли такая задача есть.
F1eex
28.05.2024 11:35+1Вроде как танковая фара фг-125 с простой лампой накаливания и светофильтром. Колхозный вариант - прожектор накаливания с черной тонировочной пленкой количеством слоев по вкусу. Галогенка наверное ик даст еще больше. Также галогенку можно запустить на более низком чем рабочее напряжение, она видимого света даст мало, а ик ощутимо больше.
engine9 Автор
28.05.2024 11:35Ну, судя по тому что даже солнышку трудно дать достаточно света для экспозиций короче секунды, придётся городить очень мощную подсветку...
wipexe
28.05.2024 11:35а если просто убрать фильтр?
" фильтра перед матрицей, так называемого hot mirror-а "
какого вида фотографии получаются, а то быстрый гуглеж выдает разное, не понятно чему верить (F1eex
28.05.2024 11:35какого вида фотографии получаются
Вот если взять фотки автора и смешать их с цветными. Листья растений будут белым или бледно розовыми. Некоторая черная ткань будет серой. Часть цветов будет как бы с высветленной гаммой. Небо может быть розоватым. Все зависит от камеры и освещения.
engine9 Автор
28.05.2024 11:35+4Если просто убрать фильтр, то будет цвет вот такой. Этот результат можно перевести в ЧБ, но не будет такого мощного контраста, если применять ИК фильт, который отсекает всё видимое, пропуская только ИК.
jar_ohty
28.05.2024 11:35+6В качестве ИК-фильтра хорошо использовать ИКС-1 или ИКС-5 из известного набора цветных стекол в деревянном чемодане. За цену B+W 093 таких чемоданов можно купить аж две штуки. Разница между ИКС-1 и ИКС-5 -- в том, что ИКС-5 чуточку дальше режет ИК и у ИКС-1 есть слабый "просвет" в ближнем УФ. За счет последнего получается интересная картинка в цвете: небо получается синим.
А чтобы не было "нарушения оптической схемы" и работал автофокус, нужно на место hot-miror фильтра поставить плоскопараллельную стеклянную пластинку такой же толщины, как он сам.
begin_end
28.05.2024 11:35+2А на диапазон 950..1050нм очень хороши тонкие пластины двухсторонне-полированного кремния, т.н. "вафли" для полупроводникового производства. Разумеется, не использованные.
jar_ohty
28.05.2024 11:35+3Там уже чувствительность кремния никакущая. Хотя я однажды, пользуясь таким фильтром и видеокамерой JVC GR-AX 48, успешно отнаблюдал солнечное затмение за довольно плотной облачностью: визуально оно выглядело, как "бледное пятно сквозь тучи мрачные", а в ИК - как отчетливый диск с ущербом.
begin_end
28.05.2024 11:35+1Я сделал себе девайсину с записью видео, c 4 камер сразу (1000nm,840nm,RGB,370nm), на базе компонентов систем видеонаблюдения.
ИК 1000nm вполне неплохо с кремнием, а вот где явно не хватает чувствительности, это на УФ (кроме того, там аж 3 светофильтра пришлось применить - родной против ближнего ИК + СЗС22 + УФС6). Только при дневном/солнечном освещении получается вменяемая УФ картинка.
alliumnsk
28.05.2024 11:35+2Любопытно, что в позднейших зеркалках кэнона датчик экспозиции может видеть ИК и имеет разрешение 736х496 (что больше, чем у ранних цифрокамер), то есть в теории можно бы ИК фотографию попробовать без всяких дополнительных фильтров и переделок, но софт камеры его вам не отдаст, потому что,
идите вы нафиг, вот почемуХака magic lantern на эти позднейшие зеркалки кэнона нет.
В пасмурные дни резко снижается количество ИК составляющей в освещении.
Нет, тут дело в несовпадении спектров Солнца и костра. У солнечного света после прохождения атмосферы пик около 550 нм (как и у наших глаз, которые настроены на него), а в ИК Солнце светит слабже (хотя и достаточно, чтобы повредить глаза). Костер же наоборот, слабенько светит в видимом свете, а основная доля энергии идет в ИК.
Также перестанут адекватно работать шкалы ручного фокуса, так как при извлечении фильтра перед матрицей меняется оптическая схема камеры (как именно меняется, не знаю, умничать не стану :)
как обычно, в статье про фотографию фольк-сайенс.
"Новую бесконечность" можно вывести из формулы тонкой линзы: y=f^2 * n/d
где d - толщина вынутого стекла, n - показатель преломления вынутого стекла, f - фокусное расстояние объектива. Это для объективов, у которых заложена жесткая остановка на бесконечности (обычно неавтофокусные).
При конверсии часто вместо вынутого стекла ставят новое с эквивалентным d/n, чтобы фокусировка не нарушалась.
Но у автофокусных объективов часто бывает конструктивно заложен перебег за бесконечность, поэтому запаса может хватить, даже если взамен не ставить ничего.
yrub
28.05.2024 11:35вцелом мало интересно, при желании можно эффект имитировать лутом, примерно ясно что во что преобразуется. за исключением редких случаев как с костром и увеличением экспозиции вокруг
engine9 Автор
28.05.2024 11:35Имитировать можно, но кадры где, например только один ярко-зелёный лес и тёмно-синее небо. Важно понимать, что тут мы имеем дело не с тоно\цветокоррекцией на посте, а фиксируем физически часть спектра, находящуюся перед видимым диапазоном.
engine9 Автор
28.05.2024 11:35Дополнение, сейчас нашел кадр который получился с ИК фильтром, без хотмиррора, но с балансом белого "солнечный день".
Вот так он выглядит, если поменять баланс белого в самой камере, сделав замер через фильтр:
voldemar_d
28.05.2024 11:35+1Можно найти Sony F707/717, в них есть встроенный режим съемки в ИК. И ничего ломать не надо.
1CHer
28.05.2024 11:35+1А попробуйте ещё в телескоп через переходник. Тоже интересно получается! Особенно Млечный путь.
hddn
28.05.2024 11:35Вот бы взялся кто ультразум Canon SX730 переделать под ИК. Компактная камера - её всяко удобнее носить, зум большой да и не так жалко в случае чего.
Если кто-нибудь знает таких людей - напишите, пожалуйста.
engine9 Автор
28.05.2024 11:35Могут помочь ремонтники фототехники. Попробуйте обратиться к https://dshaman.ru/
Mazumedroid
28.05.2024 11:35+1Об инфракрасной съёмке я впервые узнал из переводной книги о фотографии, изданной ещё во времена СССР.
осмелюсь предположить из этой
Hidden text
- "Фотография в США" 1976
engine9 Автор
28.05.2024 11:35Если не ошибаюсь то это была книга «Искусство цветной фотографии» Дж. Хеджкоу
Nick0las
28.05.2024 11:35+1Я переделывал Sony A100 под ИК. Матрицу надо снять с стабилизатора, нагреть феном и отклеить ИК фильтр (он на скотче). После снятия фильтра с матрицы юстировочные винты блока автофокуса закрутить на 5 оборотов. Тогда сохраняется и автофокус и шкалы и возможность ручной фокусировки. Не во всех экземплярах есть эти 5 оборотов запаса, но мне повезло. Если клеить ИК фильтр на матрицу, то число оборотов будет другое (меньше). можно легко подобрать.
А саму ИК съемку я так и не понял, побаловался и забросил.
theAvalanche
28.05.2024 11:35У меня был (есть) тенлефон, Oneplus 8 Pro. Сборки гуглкамеры позволяют фоткать на 5Мп ToF-сенсор. С ним получалось просвечивать электроплиты до спиралей, некоторые тонкие корпуса девайсов (пульты - до батареек и андроид тв боксы - до платы).
F1eex
Просто для информации: такой же эффект будет, если удалить ИК задерживающий фильтр с какой-нибудь самой простой вебки без добавления фильтра блокирующего видимый свет.
klounader
да, некоторые заведомо тёмные вещи становятся светлыми, как тут уже показывали, а некоторые - и вовсе чуть ли не полупрозрачными. не красными плёнками девчонок в школах надо было пугать, а отковырянным ик-фильтром с камеры.