У меня есть некоторый опыт преподавания. И своё имхо. Можно ли стать ай-шником после курсов? Да. Можно. Но можно и не стать. Правильный вопрос- какой путь эффективен. И какое соотношение затрат времени, денег и результатов в разных вариантах.
Возьмём несколько:

  1. Классический путь — вуз. Долго. Не просто. Но дает систему знаний. И среду. И некий пинок- производственная практика. И некий буст в плане общего развития. Если нет ВО, думаю это до сих пор актуальный вариант- общее развитие, системность мышления, жесткие рамки и помощь среды всё-таки полезна. А вот если речь о втором ВО (которое за деньги) тут уже варианты. Некоторые считают, что много бесполезного, но тут и плюс- изучишь то, что сам бы никогда учить не стал. Например, я лично сам бы не стал изучать линейную алгебру, но она нужна для понимания компьютерной графики.

  2. Пусть самоучки. Почему бы и нет. До хайпа курсов куча людей приходила в айти из инженеров, физиков, математиков. Книжек много. Статей на Хабре тоже. Видео учебное на ютубе есть. “Пиратские” варианты видео курсов тоже вполе доступны. Курсера, стептик, epenedu и далее по списку. Это недорого. Но время затратное. И требует большей мотивации. Тяжелой задницы, что-бы каждый день сидеть и учить. И системности. Сложность тут даже не в том, что некому ответить на вопросы и дать подсказку. А в том, что, без общей картинки легче лёгкого утонуть в потоке информации. Нет эксперта, кто напишет учебный план. И кто покажет варианты пути. Можно и нахвататься фрагментов, без включения их единую картину, у углубиться в одну область не поняв, что, надо взять и сопредельные. Тут по-хорошему, иметь дружеского гуру или взять несколько занятий с репетитором/ментором из отрасли. К репетитору можно ходить и постоянно- будет дороже, но прогресс быстрей (условно на 30%), но можно и комбинировать обращаясь, лишь там, где это даст максимальный буст. Профориентация (в айти направлений сотни), учебная программа, периодическая оценка качества усвоения материала с вынесением рекомендаций.

  3. Те самые курсы, что пиарились последние несколько лет. Большая часть, по сути, является курсами кратковременной переподготовки. Прирост эффективности с экономией трудозатрат куда меньше, чем при индивидуальных занятиях, но пусть чуть проще чем самостоятельно, и цена ниже. Беда- маркетинговая активность и создание завышенных ожиданий. Мол посмотрите на ЗП сеньоров, а Вы будете после курсов джуном, а после года мидлом, а через 2 уже сеньором и 300 тыс в секунду зарабатывать начнете. Не начнете. Не у всех способностей хватит, мотивации, энергии, талантов. Да и курс часто, однонаправленный. Условно –пайтон разработчик. Выучил синтаксис языка- молодец. Немножко рассказали про алгоритмы и структуры данных. А по факту неплохо бы узнать и много из соседних областей: sql, сети, архитектур и многое другое- понимать, чем симметричное шифрование от асимметричного отличается. Выпускник курсов краткосрочных может отрабатывать типовые задачи в рамках крупного предприятия, где поток есть таких задач и чётко ранжирование и классификация поставлена. Но вот дальше уже продвинуться будет сложно. Т к нужно смотреть шире. 1С разработчик запрос пишет. А отработает ли он и сделает ли это быстро зависит и от кластера 1С, и от sql сервера, а это на виртуализации вертеться. и далее до уровня рейдов на СХД. Знать глубоко и уметь конфигурировать СХД от него не требуется, но если возникает проблема то, чтобы вместе командой понять в чем проблема и как её решать нужно некое общее понимание, чем коллеги занимаются. Иначе выходит так- человек закончил курсы rta, свою область знает. На тесте работает. Но вот что на проде надо на МСЭ порты открывать с его сервера где код выполняется- не догадывается. Это из жизни пример. А бывает и сложней, к примеру, с коллегой общался- у них дата сциентисты-нефтяники. Предсказывают залежи нефти по данным, к примеру, сейсморазведки. Надо знать и методы анализа данных, и библиотеки и геофизику. Или классика- 1С. Кроме языка платформы, надо знать предметную область -бухгалтерский, управленческий, складской учёт, бюджетирование и т.д. Причем знать лучше, чем рядовой бухгалтер. Он кнопки нажимает “не вникая”. А тут краткосрочные курсы. Которые, по идее, до хайпа считались курсами повышения квалификации. Переподготовка от 250 часов начинается. Чаще 500-750. Типовые программы переподготовки (на базе ВО) -2 года (по вечерам после работы). Часы — это важно. За 72 часа, даже если захотят вам рассказать о том же, сделают это крайне поверхностно. Серебряной пули в обучении не изобрели ещё
    Дальше- часто входного отбора нет, и он символический. А значит курс будет рассчитан в т ч и для тех, кто подготовки не имеет базовой никакой и сколько-либо продвинутые темы, не затронуть. Группы стремиться брать побольше (больше народу платит- выше прибыль), но с ростом группы эффективность стремиться к уровню пункта 2- самообучение по видеоурокам. Работая с 1-2 учебниками педагог может очень гибко подстраиваться и под уровень, и под потребности и реагировать на любое, недопонимания, оперативно. Или отвечать на вопросы. А если у вас сотня учеников в потоке- это невозможно даже в теории. Ну и такой интересный момент- ЗП педагогов этих самых онлайн школ, часто намного ниже чем ЗП о которых рассказывают их маркетологи. Неконкретна способна она для опытного специалиста. И требования, если почитать хед хантер не самые большие. То есть качества материала в бесплатном курсе топового лектора (Массачусетса или МГУ) с бесплатной лекцией на ютубе может и выше быть чем у платном. Где, может оказаться, что вам пересказывают ту же лекцию. Как мне сказали в неформальной беседы в одном учебном центре ещё до хайпа курсов- мы читаем книжки в слух для тех что сам читать не умеет.

  4. Работа. Это тоже вариант проф развития. Начиная с определенного момента, когда уже хоть кем то взять готовы. Минус- куча времени уйдет на решение, неких типовых задач. Но и плюс можно проф развитием заниматься, вам за это платят. Но тут выбирать надо внимательно. Есть крупные компании, с кучей тупиковых позиций- где можно и 10 лет подряд заниматься задачами однотипными и однонаправленными. Есть крупные которые готовы и в ваше обучение вложить деньги (в т ч и сотни тысяч- для индивида — это существенно, а для корпорации –нет). Есть мелкие компании где нет разделения жесткого функционала и есть опытные ленивые старшие коллеги, которые будут сами не прочь научить вас чему, то и делегировать эту новую область (например, что бы спихнуть с себя). Некоторые опции продвинутого обучения открываются только тут. Просто сесть с учебником и написать программу- одно. А на работе есть пользователи, нагрузка, кибератаки. И уже опыт показывает. Что именно надо освоить и практика же показывает успешно ты это сделал или нет. Есть потребности бизнеса, о которых сидя дома на курсах и не догадаешься, к примеру, георезервирования критичных систем. А ещё есть, требования ИБ, для айти, что заставляет научиться решать проблемы, не как удобно, умеете и привычно, а более хитрым, но правильным с точки зрения безопасников путем

Комментарии (20)


  1. Vasjen
    12.06.2024 13:03
    +11

    Много букв – мало смысла, и не хватает вывода какого-то, что ли. Мое мнение, особенно в текущих реалиях, не важно где вы получаете знания. Есть на свои причины.

    Во-первых, из-за переизбытка "вайтишников" и кризиса в индустрии, а также огромном количестве применяемых инструментов, от начинающих разработчиков ждут очень многого. Вы мало того, что должны хорошо знать предметную область, но и иметь представление о куче сопутствующих технологий. Например, вы решили быть бекендером. Не важно, какой язык вы выберете и начнете учить, готовьтесь что вы должны еще знать за докер, за брокеры сообщений, за архитектуру, за паттерны, за общепринятые подходы к разработке, уметь работать с документацией (читать / составлять), писать тесты и много чего по мелочи. Да, где-то спросят чуть меньше, где-то чуть больше, но помимо самого языка, у него скорее всего будет 1-2 популярных фреймворка, которыми надо уметь владеть, и потом все остальное перечисленное. И не курсы, ни ВУЗы не дадут достаточный объем знаний, чтобы как-то выделяться на фоне остальных кандидатов. И выход один – самостоятельно изучать, делать пет проекты, пробовать различные технологии, много времени тратить на то, что прям сейчас вам не нужно, но позволит иметь более широкий взгляд на вещи.

    Во-вторых, любая учебная программа, даже если есть у нее какая-то практическая часть, делает упор на теорию. И преподаваемая эта теория зачастую бывает урезанной, и чтобы стать хорошим специалистом, вам все равно придется самостоятельно учить по различным книгам и материалам. И если вы возьмете в руки толковый учебник, вы будете очень удивлены, узнав сколько тем остались не освещенными, либо просто пройденными по верхам. Поэтому где бы вы не учились, готовьтесь все равно учиться самостоятельно глубже и шире учебной программы. Ну и иногда бывает так, что учебная программа просто УГ. Напихали ради часов много чего, что по факту уже давно не используется.

    В-третьих, самое главное это не знания, а умения. Умения применять какой-то язык программирования, на каком-то фреймворке, с использованием каких-то библиотек и шаблонов. Это ускоряет и упрощает разработку в разы, и от начинающего разработчика ждут именно умение решать какие-то проблемы и задачи, а не знать, как это делается. То есть, нужно больше практики. На 20-30 % затраченного времени на теорию, нужно 80-70% на практику.

    Поэтому неважно, где вы учитесь (получаете знания), гораздо важнее как вы практикуетесь и получаете практические навыки. Делайте пет проекты, еще лучше если это будут совместные проекты. Поставьте задачу, что за продукт вы делаете для кого, какую проблему он должен решить. Поставьте сроки. Разбейте задачу на части, разделите фронт и бек, научитесь совместно вести проект через git. Научитесь его размещать на хостинге. Трекайте задачи через какую-либо систему. Только так вы будете хорошим специалистом хоть с какой-то ценностью на рынке в текущей обстановке. Пока Вы мыслите в формате "Куда пойти учиться чтобы стать разработчиком, где лучше научат и больше шансов на работу" – у Вас мало что выйдет.

    Идите туда, куда есть возможность. Если вы только после школы или еще учитесь – идите в институт, даже если не попадете на ИТ направление по конкурсу и нет денег на договорную учебу, идите в любое инженерное направление. Учите что интересно, делайте что требуют, а свободное время направляйте на изучение и практику программирования. Обзаведитесь друзьями, которые тоже хотят в разработчики, придумывайте идеи и делайте свои проекты. Если школа уже далеко, то тратить 4 года на институт, где вам гарантированно дадут недостаточно для устройства на работу – просто сомнительно, лучше уж выбрать курсы и учиться по какой-то упрощенной программе, и также свободное время тратить на изучение деталей и тонкостей, практикуясь по немного. Если Вы правильно поняли мысль, что ни в ВУЗе, ни на курсах, не дадут нужных умений, нет лишних денег к тому же, и у вас нет проблем с организацией и дисциплиной, то учитесь самостоятельно.


    1. Vlan-48
      12.06.2024 13:03
      +4

      Тот момент когда комментарий получился информативнее и грамотнее самой статьи.


    1. Georgii_L Автор
      12.06.2024 13:03

      1. да. Конкуренция выросла. В т ч и на хайпе. Но и ай ти стала развитой инженерной отраслью. А не удалом красноглазых гиков. С миллионом технологий и специализаций. Это произошло, буквально. на наших глазах

      2. В вузе, в учебнике, теория обзорно даётся. Но во многих областях. Условно сети- они шли у нас один семестр, как один из многих курсов и по объёму занимали столько же, сколько. например системы реального времени. Да- нам не рассказывали, что размер окна может быть диначическим, что и размер пакета с джминг фрейм может быть больше стандартного mtu, не рассказывали про RIP,ospf, bgp. RFC мы тоже не штудировали. Но среднему выпускнику тех знаний, что давали было достаточно. Кому нужно больше, кто решил специализироваться- будет идти глубже
        3.> надо больше практики и меньше теории. А вот с этим не согласен. Практика и конкретные навыки, знаете ли меняться довольно быстро в нашей сфере. + имеют огромную вариабельность в плане тех стеков которые будут использоваться. Потратил человек в вузе пару лент на изучение одного фреймворка, а на его первой работе другой используется. А через 5 лет тот фреймворк и вовсе утратил популярность и знания эти невостребованные оказались. А теория она свою актуальность сохраняет намного дольше. В идеале вуз даёт базу с которой Вы идёте в течении трудовой жизни (условно 45 лет). И которую можно переложить на разную практику. Хотите больше практики -вендорские курсы. Там чисто практические навыки дают. почти без теории.. Ну или училище/техникум. В идеале- Сириус. Там конкурс огромный. Но будет преподавать куча специалистов из ай ти ведущих организаций. И упор именно на практику будет.
        Подруга в Финляндии второе ВО получала. В политехе местном. Там упор на практику был. Но у них есть чёткое разделение- есть вуз кулаческие- университеты, там много теории. И можно после бакалавра идти магистратуру и phd. а есть политехи. 3-4 года. Но без права дальше в магистратуру идти -знаний теории для её уровня не хватит. готовят специалистов для бизнеса/промышленности. Алгоритмы свои разрабатывать в яндексе/гугле такой специалист не сможет. Зато в процессе учёбы, например ccna получила и ушла после вуза благополучно работать в тех поддержку cisco, уже там пройдя ccnp


      1. Vasjen
        12.06.2024 13:03

        А теория она свою актуальность сохраняет намного дольше.

        Одно другому не противоречит. Вы же пишете про "войти в ИТ", то есть подразумевается что у человека нет никакого опыта и он только собирается в разработку. Так вот, в этом аспекте я и говорю, что для первой работы в ВУЗе дают много теории, и мало практики, а для получения первой работы. Да, в долгосроке широкий кругозор, интерес на почве широких ВУЗовских знаний поможет расти до синьора и лида, но это потом и когда-то. А здесь и сейчас джун должен уметь использовать то, что использует все остальные.

        А через 5 лет тот фреймворк и вовсе утратил популярность и знания эти невостребованные оказались.

        С учетом того, что до сих пор ищут разработчиков на мертвых языках типа делфи, с учетом огромного количества легаси, которое долго и дорого переписывать, очень слабо верится в такой расклад, что все одновременно откажутся от какого-нибудь Hibernate или Symphony, и не будет возможности устроиться. Но уверен, что если искать первую работу джуном, и вы не владеете хотя бы на базовом принципе основными фреймворками, то вам оффер не сделают, даже если вы знаете про

        что и размер пакета с джминг фрейм может быть больше стандартного mtu


        1. Georgii_L Автор
          12.06.2024 13:03

          1.Вы в реальности наблюдаете проблемы с трудоустройством у выпускников? я вот не вижу. и когда сам заканчивал не видел. и тем более сейчас- вижу ребят которые к нам на практику приходят, потом на старших курсах курсе начинают на пол ставки работать, а после окончания остаются на полный рабочий день. Причем как писал ранее- угодать какой практики учить, да ещё и если до выпуска 2-3 года малореально. Вот СРК есть вим, датапротектор, бакула и т.д. чему из этого учить? причем может получиться, что когда он выпуститься придаться работать с кибербэкап

          1. По дельфе вакансий не так много. Смотрел специально когда думал не перейти ли в разрабы. Причём там уровень требования как правило уже очень приличный- 5 лет назад учил и нет практики не канает. Могут выбирать т к людей вдалеющих дельфи и даже имеющих коммерческий опыт арзработки на нём явно больше чем вакансий.


          1. Vasjen
            12.06.2024 13:03

            Вы в реальности наблюдаете проблемы с трудоустройством у выпускников? я вот не вижу.

            Я Вам больше скажу, я наблюдаю проблему с трудоустройством в принципе во всей индустрии, причем что в отечественном контуре, что и по всему миру. И сейчас уже ситуация, что некоторые люди с опытом в 2-3 года испытывают трудности с поиском работы, а про начинающих специалистов и говорить нечего. Каждую неделю здесь, на Хабре, появляются статьи про путь в ИТ, как найти первую работу, истории про поиск и т.д. Это реальная проблема, которая очевидна, а вы пытаетесь уверить, что у зеленных студентов после ВУЗа проблемы нет?

            вижу ребят которые к нам на практику приходят, потом на старших курсах курсе начинают на пол ставки работать, а после окончания остаются на полный рабочий день.

            Так я о том и говорю, что чисто ВУЗовского обучения не достаточно для работы. Студенты это понимают и ищут практический опыт, еще находясь в институте. А тем кто его не ищет, после получения диплома очень больно на рынке, так как их максимум - стажировка на 3-6 месяцев где-нибудь с надеждой на начальные позиции.

            Причем как писал ранее- угодать какой практики учить, да ещё и если до выпуска 2-3 года малореально.

            Отнюдь, очень реально. Студент учит программирование, ему что-то конкретнео уже интересно, пусть например C#. Пару дней потратить на гугл, чтобы узнать где применяется и для чего, какие фреймворки используются (ASP.net и EF Core). Ищем фирмы, где используется это и в путь-дорогу.

            Вот СРК есть вим, датапротектор, бакула и т.д. чему из этого учить? причем может получиться, что когда он выпуститься придаться работать с кибербэкап

            Учить базу, а не все подряд. Это нормальная ситуация, что от фирмы к фирме будут разные подходы, библиотеки и средства. Если говорить за разработку, то владение самим языком и популярным фреймворком закроет 70-80% от общих проблем. Остальное уже изучается на реальной практике.
            И вы так все это перечисляете, как будто всему этому учат в институтах, или это какой-то стандарт индустрии, которые все поголовно должны знать.

            По дельфе вакансий не так много.

            Понятное дело, я же говорил в качестве примера мертвого языка (который, кстати, еще в некоторых ВУЗах входит в учебную программу). Посыл в том, что даже то, что очевидно мертво используется. И не бывает так, что что-то популярное и используемое повсеместно становится абсолютно ненужно и не релевантно за пару лет. Поэтому я сторонник того, что помимо самого программирования стоит знать и фреймворки, так как без знания их сложно будет найти работу. Если человек учился в ВУЗе 4 года и не может быстро развернуть какое-то простое CRUD веб приложение с подключением к БД, настроить валидацию, навешать нужные атрибуты, работать с аутентификацией, но при этом знает досконально синтаксис языка и принцип работы с памятью, а также знает 5 библиотек для бекапов – то значит, что учеба прошла впустую.


      1. GidraVydra
        12.06.2024 13:03

        Сириус? Это надо умудриться, конечно, из всего многообразия учебных заведений в стране с первой же попытки выбрать самое убогое и бесполезное...


    1. Georgii_L Автор
      12.06.2024 13:03

      >, где вам гарантированно дадут недостаточно для устройства на работу 

      у нас в региональном вузе с потока, не помню что бы кто то мучался с поиском первой работы. Да и на текущем месте вижу-приходят ребята на практику. и дальше остаются.

      Хотелось бы, наверное, многим и студентам и работодателям, что бы давали достаточно что бы человек приходил и сразу мог решать задачи как обычный штатный инженер. Но такого не будет. Даже когда проходит человек с опытом, обычно 3-6 месяцев надо, что бы понять "что и как на новом месте". работал человек с вим бэкап, а тут датапротектор. Или кибербэкап. Работал с ubuntu, а тут astra, Я например, для автоматизации использовал пайтон, а тут согласование с ИБ его установки на каждый сервер- целое дело. Стал осваивать повершел.
      Что бы хватало навыков надо 1. что бы подготовка шла под конкретного работодателя 2. При участие этого самого работодателя.

      Иногда бывает такое, например, у нас была группа телекоммуникаций которую для себя готовил ростелеком. В классических инженерных областях это работало хорошо и в советское время, к примеру выпусников специальности авиадвигатели готовил под себя и забирал завод местный которые авиадвигатели и строил. Но вот если хочется универсально и иметь выбор после окончания вуза- малореализуемо


  1. Batalmv
    12.06.2024 13:03
    +4

    Как по мне, все идет от возраста

    Если вы студент или где-то рядом - ВУЗ хорошая опция. Иначе - есть риск просто потратить много времени, так как впихивать в себя немеряно дисциплин без должной привычки практически нереально. Да, не каждый 30+ летний человек насколько закостенел, но если такой навык есть - такой и так преуспеет

    Курсы - надо понимать, что лохов много, и основная задача органихаторов - просто заработать. Но кто-то да просочится

    Самоучка - на выходе будет что-то непонятное, разве что пойти в что-то узкое, где медленно расти над собой, типа аналитика большой платформы

    Работа - ну такое, это не канаву копать

    --------------

    В целом - вся эта тема "войтишников" напомнает корабли в Америку пару столетий назад. Понятно, кто-то поднялся, а кто-то стал просто "удобрением".

    Другое дело, что уж очень часто надо кого-то брать, а потом расставаться. Лучше бы этого "удобрения" было меньше


    1. Georgii_L Автор
      12.06.2024 13:03

      На счёт удобрения и кораблей- интересная метафора. Но как Вы отметили- да, конкуренция высокая. Раздуто было хайпом по поводу огромных ЗП. а потом cnews пишет- курьеры то по более зарабатывают. Или даже так- рабочий хороший на урале на ОПК зарабатывает существенно больше. И 5 лет учиться не надо

      На счёт того что самоучка непонятное-а чем вариант отличается принципиально от курсов? самоучка, условно прошел специализацию из нескольких курсов на курсере. вопросы задавал в чатике. чувак на курсах заплатил денег и задавал вопросы "тютору" и смотрел +- такое же видео. Уникальные курсы где нет инфы в открытом доступе тоже бывают, например, но это редкость и довольно узкие области. Ну а с обучением качественную разницу я вижу там, где обучение 1. вживую 2. группы небольшие.

      На первом ВО у меня в потоке 60 человек. А на втором (магистратура, но по другой специальности) -5. Во втором случае занятия часто превращались из лекции (лектор, субъект, студенты слушают и внимают, но они это и на ютуб могут делать) в живой диалог а то и дискуссию. Совсем другой опыт. но онлайн школы его не дадут


      1. Batalmv
        12.06.2024 13:03

        На счёт того что самоучка непонятное-а чем вариант отличается принципиально от курсов?

        Предполагается отсутствие ментора. Все таки "живой пример, как надо делать" очень важен. И большой риск накопить "неверные рефлексы"

        Ну и смотреть надо не на исключение, а на правило. Так как исключения на больших числах будут всегда

        -----------

        Если очень кратко, то идея смены специальности - всегда авантюра, и критерием успешности является "живой" мозг. Если удалось сохранить - человек может сменить. Если нет - ну такое


  1. AnimeSlayer
    12.06.2024 13:03

    Вы рофлите на счет вуза? Почему никто не может честно сказать, что вуз не нужен? Это запрещено говорить?


    1. alamat42
      12.06.2024 13:03

      Потому что это не совсем так. Вуз, особенно хороший вуз, может дать очень хороший старт для человека, при условии что он мотивирован учиться, а не просто пришел от армии откосить.

      Конечно, это не единственно верный путь, но говорить, что вузы принципиально не нужны - это ошибка.


    1. Georgii_L Автор
      12.06.2024 13:03

      Обоснуйте свою позицию. обсудим. можете даже отдельно статью написать, что бы побольше людей участие в обсуждении приняло


    1. isadora-6th
      12.06.2024 13:03

      Когда вы говорите что вуз не нужен, вы имеете ввиду средний и ниже вуз.

      Когда "вуз нужен!!!", имеют ввиду те самые топ 20 вузы с закрытием глаз на огрехи.

      Ну, а для меня... Ну еще до входа в вуз я работал в эмбеде и вполне хорошо переквалифицировался в бекендера, хотя вуз у меня был не то чтобы для программистов, он вообще про телерадиовещание и программа с "телевизионная строка на осциллографе". Так что нужно для прохождения шизофильтра наймовиков, на который мы влиять не можем.


  1. osvirt
    12.06.2024 13:03

    Почему в таких темах никто не вспоминает про мозги? Если их нет, то и в айти не войти


    1. Georgii_L Автор
      12.06.2024 13:03

      немножко другая тема эта. Но да- инженерная (в т ч и ай ти) работа относиться к интеллектуальному (или преимущественно интеллектуальному) труду. И для овладения профессией они нужны. Так же как и для занятий музыкой нужен слух и ритм. А для занятий продажами -общительность и подвешенный язык. Более того, ай ти ещё и требует отдельного скила "не закостеневшие мозги". Условной химии я учился по тому же учебнику, что и отец (только издание другое было). Законы химии не меняются. А вот в ай ти изменение довольно стремительные. Есть те кто то начинал с DOS, админил новел нетваррь, потом перешал на windows server и сейчас импортозамещает инфраструктуру на астролинукс. В разработке, аналогично- borland pascal/c++, msvs/c++bulder/delphi,java/c#, а дальше варианты могут быть и с мобайл и с веб приложением с фронтэндом и бэкендом, которые очень сильно потеснили классические windows приложения


      1. isadora-6th
        12.06.2024 13:03

        Ну кора тех же сиплюсплюс не то чтобы сильно отличается от современных, только пишут теперь по другому и стайл другой, а так.

        Не сказал бы что ядро меняется, меняются скорее стайлы и подходы.


    1. GidraVydra
      12.06.2024 13:03

      В IT мозги нужны от силы одному из десяти. Остальным куда важнее тренированное седалище и выносливые глаза.


  1. data_analyst
    12.06.2024 13:03

    1. Классический путь — вуз.
      ...
      И некий пинок- производственная практика.

    У меня в вузе практики не было.