Традиционные методы разработки корпоративных систем всё чаще не успевают за изменяющимися бизнес-требованиями — задачи и новые требования возникают быстрее, чем команды успевают пройти все фазы от разработки технического задания до релиза.
Согласно прогнозам аналитиков Gartner, в ближайшие годы ожидается бум на low-code платформ, которые позволяют значительно ускорить создание корпоративных решений за счёт использования визуальных интерфейсов и готовых компонентов, снижая нагрузку на IT-отделы и обеспечивая быструю адаптацию к изменениям.
Илья Радченко, директор по платформенным продуктам SimpleOne, рассказал в подкасте Neogenda о том, как устроены low-code платформы и почему они взлетают на российском рынке. В статье — часть подкаста, а полную версию разговора можно посмотреть на YouTube.
Что такое low-code платформа
В буквальном переводе low-code означает "мало кода". Основная идея этого подхода к разработке программного обеспечения заключается в том, что вместо написания сотен или тысяч строк кода вручную, вы создаете решения, используя готовые компоненты, подобно сборке конструктора. Преимущества такого метода включают ускорение разработки, снижение зависимости от высококвалифицированных программистов и упрощение процессов для пользователей с минимальными техническими навыками.
Low-code платформы предоставляют удобные визуальные инструменты, позволяя создавать приложения с помощью интерфейса drag-and-drop. Это избавляет от необходимости писать код для базовых операций, таких как создание интерфейсов, настройка баз данных или форм. Вместо этого вы просто перетаскиваете нужные элементы и настраиваете их.
Чем low-code лучше
В классической разработке любое изменение проходит через длинный цикл: подготовка ТЗ, передача разработчику, реализация, тестирование и развертывание в рабочей среде. В условиях, когда бизнесу требуется быстро адаптировать процессы, такой подход может быть слишком медленным и неэффективным.
В тему цифр:
создание готового решения на low-code платформе занимает 1-3 месяца;
разработчик без приставки low-code стоит 200-300 тысяч рублей в месяц;
специалист по low-code обойдется в 2-3 раза дешевле;
порог входа — техническое образование и понимание, как устроены информационные системы.
SimpleOne уже держит десятки тысяч активных пользователей на своей платформе и метит в миллионы. А команда всего 100 человек, из которых половина — разработчики. MVP сделали командой из 7-8 человек за полгода, включая и платформу, и первую коробку с готовым решением.
Кстати, про «не нужны программисты» — не совсем правда. Для сложных кейсов на платформе есть pro-code режим, в нем можно написать свой фронтенд или добавить специфичную логику на JavaScript. Такой компонент становится переиспользуемым — его можно встраивать в другие решения как обычный low-code элемент.
Зачем вообще делать low-code? На примере
В SimpleOne начали с автоматизации ИТ-департамента — построили ITSM-систему. В ней работают заявки, SLA и классический Service Desk, а под капотом — большой сложный таск-трекер, который поддерживает все процессы управления IT, основанные на лучших мировых практиках ITIL и ITSM .
Почему именно low-code:
время запуска первой версии — 3 месяца против 6+ по классике;
не нужно держать большой штат разработчиков;
партнеры могут сами кастомизировать решение под клиентов;
клиенты меняют под себя еще 20% функциональности после внедрения.
Такая система автоматизирует поддержку сервисов, считает метрики, следит за SLA и управляет инцидентами. И все это без кодинга настраивается через интерфейс платформы.
За счет low-code компания может начать с одного модуля, а потом расширяться. Например, внедрили ITSM или ITAM, распробовали и начали автоматизировать другие отделы: HRMS, B2B CRM. При этом остаются в рамках уже купленной платформы — не нужно покупать новые системы и думать об их интеграции. ROI такого подхода видно уже через год использования. А через 2-3 года экономия на разработке и поддержке становится существенной.
Low-code или традиционная разработка?
Рядовая ситуация в бизнесе: вышла новая версия ITIL, надо перестроить процессы. Или происходит очередная реорганизация, и половина схем работы становятся неактуальными. Обычно это значит, что нужно нагрузить разработчиков рутиной, подождать, пока они все перепишут, протестировать и молиться, чтобы ничего не сломалось.
При этом платформа отлично держит нагрузку — команда SimpleOne не стала изобретать велосипед по части масштабирования и безопасности, эти вопросы решает сама платформа. Low-code разработчик сосредоточен на бизнес-логике, а не на том, как заставить это все работать на сотне серверов.
Однако при всех плюсах есть ситуации, когда low-code не зайдет, например, тяжелые производственные процессы, работа со специфическим оборудованием, задачи, где нужна особая компетенция по железу, сложные интеграции с legacy-системами. А для всего, что связано с людьми и их задачами — HR, финансы, IT, безопасность — low-code отлично подходит. Почему? Потому что эти процессы постоянно меняются, и классическая разработка просто не успевает за изменениями.
Ситуация на рынке и конкуренция
На российском рынке сейчас два типа игроков:
нишевые вендоры, которые прикрутили к своим решениям инструменты конструктора;
изначальные low-code платформы вроде SimpleOne.
На международном уровне SimpleOne целится в нишу ServiceNow — лидера по всем квадрантам Гартнера. В поле зрения также HP Service Manager, BPMN, Pega и другие тяжеловесы enterprise-сегмента. Команда обращала внимание и на классические low-code платформы — Aria, Mendix, Zoho. Но решили сделать что-то свое, заточенное под российские реалии.
«Когда мы видели, как уходят большие вендоры, мы понимали, что образуется вакуум, и начали готовиться к этому заранее», — рассказывает Илья Радченко в подкасте Neogenda.
Что под капотом low-code платформы SimpleOne?
Стартовали с тем, что было под рукой — монолит на PHP, фронт на React. Но когда приблизились к проду, поняли — так не взлетит.
Что поменяли в процессе:
внедрили DDD (Domain-Driven Design) разделили логику приложения на независимые части — ограниченные контексты, где каждый контекст отвечает за свою бизнес-логику;
добавили Redis для кэширования и разгрузки базы данных, а RabbitMQ — для асинхронной обработки сообщений;
разбили монолит на микросервисы;
начали завозить Go вместо PHP;
прикрутили Kafka для организации ETL-процессов;
Внедрили CQRS для разделения операций чтения и записи на разные серверы баз данных.
Сейчас система держит десятки тысяч пользователей, которые активно работают в ней каждый день. В планах — дорасти до миллионов пользователей.
Интеграции тоже на уровне: REST API для двусторонней связи с любыми системами, из коробки работает с Active Directory, есть коннекторы к почтовым сервисам. Сейчас добавляют поддержку брокеров сообщений вроде Kafka — это must have для крупных корпоративных клиентов.
И главное, что все это реально работает на больших нагрузках. Решение SimpleOne целится на enterprise-сегмент: корпорации, лидеры индустрии, компании со зрелыми бизнес-процессами — поэтому вся архитектура заточена под Cloud Native и микросервисы.
***
Смотрите полный подкаст на YouTube, чтобы узнать подробности — Илья также рассказывает, как компании выбрать low-code платформу, какие подводные камни ждут при внедрении и куда движется рынок. Обсудили и перспективы ИИ в low-code: как ни странно, нейросетки уже учатся собирать решения из готовых компонентов. Кстати, про песочницу SimpleOne тоже рассказали, можно попробовать платформу своими руками.
Комментарии (22)
panzerfaust
07.11.2024 15:46Лютый маркетинговый булшит уровня "магазина на диване".
Классический цикл разработки уже не успевает за скоростью изменений в бизнесе
В АСУ ТП "программирование мышкой" местами уже десятки лет в ходу. Поинтересуйтесь, успевают там за требованиями бизнеса или все равно жеппа постоянно в мыле?
аналитики Gartner предсказывают бум low-code платформ в ближайшие годы
Тот же Гартнер прогнозирует, что ИИ заменит кодеров. Вы тут что-то одно выбирайте. Если ИИ будет настолько крут, то лоукод просто даром не нужен - проще ТЗ Чятику надиктовать. И дешевле, кстати.
В классической разработке любое изменение — это квест
И классическое текстовое программирование виновато в этом в последнюю очередь. Еще ни разу не слышал на ретро, чтобы причиной факапа называли именно необходимость писать что-то буковками на Java.
написать ТЗ, передать разработчику, подождать, пока он закодит, провести тестирование, задеплоить
И собственно, в чем ваша оптимизация? ТЗ все равно нужно, кодить все равно нужно, тестить все равно нужно, деплоить все равно нужно. Только теперь это будет делать один аналитик жеппа в мыле? Или сам дядя бизнесмен полезет выяснять, почему эндпоинт пятисотит? Или пойдет разделение на аналитик-программист, аналитик-девопс и аналитик-аналитик? Ой, что-то знакомое получается.
А сейчас каждый месяц выходит новая версия фреймворка
Хоть каждую секунду. Раскрою секрет: обновляться не обязательно. У лоу-код платформ,сюрприз, тоже есть версии и тоже стоит вопрос обратной совместимости.
специалист по low-code обойдется в 2-3 раза дешевле;
время запуска первой версии — 3 месяца против 6+ по классике;
Методику расчет в студию.
С low-code бизнес-пользователь может сам внести изменения без привлечения разработчиков.
У вас в слове "санитаров" ошибка.
В общем я понимаю: бизнес, продавать эту хохлому нужно. Но для хабра аргументы крайне жидкие.
Noah1
07.11.2024 15:46Подписываюсь под каждым словом, статья - абсолютная дрисня, лживая и исключительно маркетинговая, такое нужно буквально удалять по причине "фишинг"
Oceanshiver
07.11.2024 15:46Дополню
время запуска первой версии — 3 месяца
А время доработок обычно увеличивается по экспоненте, потому что внезапно начинают мешать ограничения самой low-code платформы, и время на тратится на обхождения их с помощью костылей
Ant80
07.11.2024 15:46как показывает практика, основная проблема не в неумении писать код, а в неумении формализовать задачу.
mixsture
07.11.2024 15:46Под визуальный стиль написано и придумано куда меньше средств снижения сложности. ООП с объединением данных и методов работы с ними, модули, функции, пространства имен. А без этого вы на порядки быстрее добежите до максимально-осознаваемой человеческим мозгом сложности.
IDE с кодом работают в разы лучше: та же пошаговая отладка с функционалом "пропустить до ... выхода из функции/входа в функцию/следующего шага в текущей функции", остановок по условию, навигация.
Под код заточены инструменты совместной разработки.
С некоторыми проблемами выше я сталкивался лично на примере бизнес-процессов в битриксе24. Вот пример с навигацией:
Открываю бизнес процесс, вижу бизнес-схему на 6 экранов в ширину и 10 в высоту. Слежу за потоком выполнения - вот условный оператор, стрелка влево от него уходит на 2 экрана и стрелка вправо на 2: представляете, какая удобная навигация? То, что в коде делается сворачиванием ветки условного оператора одним кликом в области фокуса внимания - тут я вынужден хватать полосу прокрутки внизу окна и ездить влево-вправо, следя за линией, где она повернет. Повернула? Теперь хватаем вертикальную полосу прокрутки и опускаемся вниз до следующего визуального элемента.
Что можно сказать о производительности у разработчика с этим инструментом? Да я, похоже, в "лабиринты" играю больше, чем полезное что-то делаю.
Как вы собираетесь компенсировать эти инструменты?
40kTons
07.11.2024 15:46Как человек, который был таким low-code разработчиком скажу
почему это тренд для компаний уровня Enterprise
Потому что это не тренд, вы это придумали. Энтерпрайсу такое не надо. Это надо всяким мелким конторам аля магазин, которым нужно минимальными усилиями сделать что-то типовое аля 100500ый сайт для магазина.
Преимущества такого метода включают ускорение разработки
Ускорение разработки чего-то типового и усложнение чего-то менее типового в тоже самое время
порог входа — техническое образование и понимание, как устроены информационные системы.
Да, и потом следующий разраб, который придёт допиливать это поделие, будет иметь дело с тем, что до него накодил человек уровня джуна за миску риса.
Зачем это нужно разрабу? Зачем ему
Привязываться к конкретной low-code платформе, ведь они между собой сильнее отличаются, чем языки программирования, а значит знания не будут переносимы, в связи с чем при переходе на другую платформу придётся учиться с 0
Получать меньше денег, ведь low-code дёшев
Иметь дело с проектами, которые ввиду разработки малоквалифицированными людьми, с ростом размеров быстрее становятся тыквой
Забавно, но меня именно как программиста и нанимали в low-code проект, что бы я на платформе разбирался с этим поделием, написанным в пьяном угаре. Слава богу что этот травмирующий опыт уже достаточно выветрился из памяти, что я даже название этой low-code платформы не помню, у которой на всю РФ вакансий 2 штуки было на момент работы
itGuevara
07.11.2024 15:46SimpleOne под low-code понимает визуальное программирование типа BPMN? т.е. подобный инструмент схожий с BPMN?
Или это "другой low-code", как тут: https://habr.com/ru/articles/840946/#comment_27247614
tamazyanarsen
07.11.2024 15:46Да, low-code это интересно, но все менеджеры таких направлений и решений почему-то думают, что low-code позволяет нанимать более дешёвых программистов для решения задач. Это не так)
Максимум, что вы можете упростить с помощью low-code, это решение простых и рутинных задач. Сгенерировать crud и список с карточкой для этого crud.
Но проблема в том, что генерацией crud или другими простыми задачами, которые решает low-code, занимаются не опытные специалисты, а джуны или сильные стажёры.
Получается, что заменить можно как раз дешёвых специалистов. Нельзя заменить работу опытных и дорогих специалистов и оставить только джунов.
pavlig43
07.11.2024 15:46Очень давно уже слышу о low- code, который обещает создавать приложения не программистам, бизнесу не платить за часть простого кода. Только мне кажется,что в современных IDE все это уже есть в виде плагинов- кодогенераторов, AI- ассистентов и прочих помощников. Да и кастомизация так называемых готовых блоков, которая бизнесу определено будет нужна. Насколько это уже затратно?
Qlavrt
07.11.2024 15:46Дополню с другой точки зрения:
Это уже 20 лет как появилось даже не в современных IDE: когда вышли Delphi и MSVS - вот это и был первый настоящий low-code. Да почему был, и сейчас есть, жаль ниша их сильно сузилась.
HemulGM
07.11.2024 15:46А ты попробуй сейчас, например Delphi. Там тебе не только те самые механики low-code, которые позволяют создать приложение работающее с таблицами из бд (прямое к бд или rest подключение) с возможностью редактирования без единой строчки кода, но и любой вид приложения можно создавать визуально (речь не о "шкурках", а о css подобном визуальном редакторе стилей контролов), да ещё и все это собрать сразу под все платформы, которые включают в себя (macos, android, iOS, Linux ну и конечно win)
vdudouyt
07.11.2024 15:46в чем выгода
Очевидно в том, что low-code это не только ежемесячное поступление платежей за SaaS, но и надежный vendor locking :)
FlyingDutchman2
07.11.2024 15:46разработчик без приставки low-code? стоит 200-300 тысяч рублей в месяц;
специалист по low-code обойдется в 2-3 раза дешевлеА не наоборот? В одном голландском банке несколько лет назад консультанты сделали проект c использованием low-code платформы Mendix. После их ухода в приложении понадобилось что-то изменить. Банковские программисты не смогли в этом разобраться. Пришлось нанимать консультантов по Mendix с оплатой 500 евро в час. В то время как, например, .NET-программисты стоили 70-90 евро в час.
Подробнее об этом я писал здесь
Там же комментарий одного программиста о его опыте работы с Mendix.
cheshirskins
07.11.2024 15:46Основная проблема low-code систем состоит в том, что никто не учитывает тот факт, что заинтересовать нужно не только менеджеров, но и разработчиков, среди которых не так много людей, которые хотят привязать свои навыки к определенной платформе.
Я в основном JS/TS-разработчик. Когда искал вторую работу, компании, которым я подходил по навыкам на 90 процентов обычно просто игнорировали, но я часто получал приглашения на вакансии low-code разработчика, на которые я не откликался и по которым у меня не было релевантного опыта. Да и в целом, по ощущениям, разработчики какого-нибудь 1С начального или среднего уровня сейчас получают бо́льшие зарплаты при меньшей конкуренции. Просто людям этим заниматься неитересно, перспективы такой работы достаточно сомнительны. Например, что я буду делать лет через 5 лет со знаниями какой-нибудь ELMA 265? Не то, чтобы на одном JS можно прожить всю жизнь, но, по крайней мере, у тебя остаются точки соприкосновения с другими языками и областями IT-сферы, а полученные на работе навыки можно использовать "дома".
Protos
07.11.2024 15:46Вставлю каплю как безопасник.
На пример, PlatformEco имею:
Отсутствие SAST, в мире нет ни одного SAST для Platformeco, ни PT, ни Solar это не интересно, ни самой Platformeco
Protestware и тысячи не проверенных пакетов, которые попадают к вам потому, что скачивать их надо с репозиториев создателя этой системы
AppSec-у сложнее входить в анализ приложений
Нет линтера кода
В выкладке невозможно добавить утверждение человеком
VanillaWrite
07.11.2024 15:46Специлаисты по OutSystem, упомянутого Mendix, Pega очень дорогие. Да и востребованы они на зарубежных рынках, где зарплата не тугриках обесценивающихся при малейшем ветре.
posledam
07.11.2024 15:46low-code платформа на PHP...
в то время, как сам PHP по своей сути и создавался как low-code для веб :)
just-a-dev
Ошибка заложена в самой первой фразе
Здесь идёт противопоставление несопоставимых сущностей. С одной стороны - написание большого количества кода, а с другой - составление визуальных алгоритмов из готовых компонентов.
Но ведь это 2 разные вещи (оси): низкоуровневость кода (крупноблочный/детализированный) и представление (визуальное/текстовое). Никто не мешает делать сложные алгоритмы визуальными средствами, и никто не мешает в несколько строк использовать готовые компоненты.
Так как статья пропагандирует в первую очередь визуальное программирование, а не программирование готовыми блоками, то я буду высказывать мнение именно в рамках этой оси (визуал vs текст).
Вот моё мнение:
tempick
Полностью согласен. Я погружаюсь в ue5 -- и боже, как же тяжело работать с блупринтами. Сколько не пытайся всё сделать аккуратно -- выравнять блоки (что тоже отнимает время, ведь тут нет автоформатирования, которое даёт любая IDE при работе с кодом), закомментировать блоки, всё разбить на части -- все равно это выливается в нечитаемую или трудночитаемую фигню, в которой трудно даже самому разобраться
upd: одна из главных проблем - логика в blueprints - "двумерная". Т.е. я не могу просто их читать как обычный код "сверху вниз" - логика идет сразу в двух направлениях, причем никто не мешает нафигачить блоки справа налево и снизу вверх и вообще перемешать их как угодно. И копание в этом, как и форматирование всего этого - отнимает время. Но я не хейтер blueprints. Но если в другом проекте мне дадут выбор - я лучше на плюсах буду писать
CrushBy
По-моему текст однозначно лучше. Чтобы не дублировать почему даже писал когда-то статью на эту тему.