Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
(И.Бродский, 1970)
В данной статье будет подробно рассмотрено расхожее мнение о том, что все элементы современных интерфейсов: таблички, кнопочки и прочие переключашки,(так до сих пор еще не встреченные человеком в живой природе), — все еще не могут претендовать на высокую усваиваемость нашим подсознанием. А значит, проблемы с пользовательской эмпатией и потерями конверсии — неизбежны. Ведь эволюция вовсе не готовила нас к эре диджитал, как бы нам не хотелось громогласно завить обратное.
Поэтому проблемы с UX никуда не денутся от нас, вплоть до того момента, когда дизайн, наконец, повернется от модных трендов и гайдлайнов — лицом к своему клиенту.
Почти всю историю человечества Путешествия считались проклятьем. Спросите у своих бабушек: в своих «церквах» они все еще молятся о путешествующих точно также, как и о сильно болеющих людях. Недружелюбная погода, разбойники на дорогах, вопросы питания и личной гигиены и куча непредсказуемых неожиданностей — все это делало путешественниками еще каких-то 50-100 лет назад только максимально отчаянных и сверх-пассионарных людей.
Не стоит думать, будто бы с развитием технологий, сервисов и пассажирской авиации все люди мгновенно изжили бы в себе этот иррациональный многовековой страх перед путешествиями. Посудите сами, несмотря на модные тренды, взять и перенести свое рабочее место из дорогостоящего и душного московского офиса на берег теплого моря решилось от силы с десяток российских ИТ-компаний, несмотря на полнейшее отсутствие проблем с интернетом и коммуникациями. Но тот самый древний страх перед лишними перемещениями еще слишком силен, этот страх очень глубинный и первобытный. Не будем забывать, что проблемы дискомфорта путешественника даже в 21 веке никуда не делись: это и и закладывание ушей в полете, и запах носков с Дошираком в поезде, «морская болезнь» и т.д. Да и математические вероятности катастроф еще никто не отменял…
Впрочем, возможно, что дело не только в страхе. Возможно, вопрос еще и в целесообразности отдыха. Будем откровенны, домашний диван у каждого из нас всегда будет априори в три раза комфортней любой гостиничной кровати, а бабушкина\мамина еда гарантированно вкуснее экзотических ресторанных изысков. О том, что wi-fi в отеле обязательно будет хуже домашнего интернета — не стоит и говорить.
Так чего же ради среднестатистический, прагматичный и экономный гражданин вдруг становится готов жертвовать свой годовой заработок ради переноса своего физического тела за пределы привычной и наработанной годами зоны комфорта?
Ради впечатлений и эмоций, конечно же! Ради шанса увидеть нечто необычное и пережить выброс эндорфинов в мозг. Ради шанса примерить на себя новую роль — из забитого клерка на целый месяц превратиться в восточного падишаха с целой армией прислуги и сервисного персонала. Это похоже на ролевую игру «А что если бы у меня было много денег и не нужно было бы никогда работать?», когда человек за пару дней может кардинальным образом менять свою внутреннюю систему ценностей и образ мышления, совершая иногда совершенно неожиданные покупки и поступки. Если говорить очень кратко, то один знакомый психолог сформулировал человеческую тягу к путешествиям как желание ненадолго ощутить, что весь мир вращается вокруг него одного.
Я же, как человек, обожающий стратегические игры, скажу проще — многим людям кажется, что посещение ими страны сродни военному завоеванию, то есть покорению новых территорий. Побывать в новом городе\стране для нашего с вами подсознания означает «пометить город своим», заявить свое право на территорию. Некоторые ателье по пошиву дизайнов уже уловили этот тренд человеческой души и грамотно делают на нем копеечку.
Обратим теперь взоры на интерфейс выдачи доступных вариантов для получения эмоций от «захвата новых территорий и слуг» на одном из общеизвестных ресурсов:
Выглядит как очередная бухгалтерская табличка, зато все «чистенько» и вполне в тренде. Ну а где здесь эмоции, яркие краски жизни, эндорфины, в конце концов? Где вращающаяся вокруг Пети-падишаха целая вселенная из слуг, наложниц и покоренных держав? Где содрогающиеся под железной пятой его супруги вражеские купцы? Где символическая сдача ключей от города\номера великому воителю? Где сюжет, который потом до старости с гордостью будет хранить память и альбом фотографий?
Ладно, снизим накал пафоса и скажем проще: каждый человек видит мир только изнутри собственной телесной тюрьмы, и вся Вселенная для него — это лишь небольшая бойница в его субъективном внутреннем замке бытия. Поэтому, чтобы продать услугу по перемещению всей этой сложноподчиненной телесно-ментальной конструкции из точки А в точку Б, то есть с домашнего дивана на тайскую гостиничную кровать — нужно прямо это человеку и показывать. Показывать его самого в новом образе.
Если не очень понятно, то скажу еще проще: вот продавцы одежды давно просекли такую фишку как лукбуки, когда продается не столько сама одежда, сколько внешний вид, образ покупателя целиком. Человек совершает покупку не тряпок, а нового себя и свое новое место в жизни, заполнить собой новое пространство-время во Вселенной.
Поэтому выдача результатов отелей для самца-завоевателя, для захватчика новых ресурсов и удобств должна выглядеть примерно так, чтобы максимально отвечать сформированным за миллионы лет запросам подсознания:
Для женщин все примерно также — в голове происходит перебор наиболее красивых образов и максимально удачных будущих фотографий и слепков памяти, которые будут затем сопровождать нашу клиентку до самой глубокой старости. И потому с задним фоном и правильным цветом заката, подходящим к новому платью — категорически нельзя ошибиться. А уж если планируется свадьба, то ставки для заполучения максимума лайков будущих фото с мужем в Instagram просто вырастают до небес.
И именно поэтому человекоориентированные интерфейсы начнутся лишь там, когда на смену таблицам и цифрам придут живые и жизненные приоритеты:
Ну а простым обывателям остается лишь ждать, кто же первый рискнет повернуть всю свою систему лицом к собственному клиенту.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
(И.Бродский, 1970)
В данной статье будет подробно рассмотрено расхожее мнение о том, что все элементы современных интерфейсов: таблички, кнопочки и прочие переключашки,(так до сих пор еще не встреченные человеком в живой природе), — все еще не могут претендовать на высокую усваиваемость нашим подсознанием. А значит, проблемы с пользовательской эмпатией и потерями конверсии — неизбежны. Ведь эволюция вовсе не готовила нас к эре диджитал, как бы нам не хотелось громогласно завить обратное.
Поэтому проблемы с UX никуда не денутся от нас, вплоть до того момента, когда дизайн, наконец, повернется от модных трендов и гайдлайнов — лицом к своему клиенту.
Почти всю историю человечества Путешествия считались проклятьем. Спросите у своих бабушек: в своих «церквах» они все еще молятся о путешествующих точно также, как и о сильно болеющих людях. Недружелюбная погода, разбойники на дорогах, вопросы питания и личной гигиены и куча непредсказуемых неожиданностей — все это делало путешественниками еще каких-то 50-100 лет назад только максимально отчаянных и сверх-пассионарных людей.
Не стоит думать, будто бы с развитием технологий, сервисов и пассажирской авиации все люди мгновенно изжили бы в себе этот иррациональный многовековой страх перед путешествиями. Посудите сами, несмотря на модные тренды, взять и перенести свое рабочее место из дорогостоящего и душного московского офиса на берег теплого моря решилось от силы с десяток российских ИТ-компаний, несмотря на полнейшее отсутствие проблем с интернетом и коммуникациями. Но тот самый древний страх перед лишними перемещениями еще слишком силен, этот страх очень глубинный и первобытный. Не будем забывать, что проблемы дискомфорта путешественника даже в 21 веке никуда не делись: это и и закладывание ушей в полете, и запах носков с Дошираком в поезде, «морская болезнь» и т.д. Да и математические вероятности катастроф еще никто не отменял…
Впрочем, возможно, что дело не только в страхе. Возможно, вопрос еще и в целесообразности отдыха. Будем откровенны, домашний диван у каждого из нас всегда будет априори в три раза комфортней любой гостиничной кровати, а бабушкина\мамина еда гарантированно вкуснее экзотических ресторанных изысков. О том, что wi-fi в отеле обязательно будет хуже домашнего интернета — не стоит и говорить.
Так чего же ради среднестатистический, прагматичный и экономный гражданин вдруг становится готов жертвовать свой годовой заработок ради переноса своего физического тела за пределы привычной и наработанной годами зоны комфорта?
Ради впечатлений и эмоций, конечно же! Ради шанса увидеть нечто необычное и пережить выброс эндорфинов в мозг. Ради шанса примерить на себя новую роль — из забитого клерка на целый месяц превратиться в восточного падишаха с целой армией прислуги и сервисного персонала. Это похоже на ролевую игру «А что если бы у меня было много денег и не нужно было бы никогда работать?», когда человек за пару дней может кардинальным образом менять свою внутреннюю систему ценностей и образ мышления, совершая иногда совершенно неожиданные покупки и поступки. Если говорить очень кратко, то один знакомый психолог сформулировал человеческую тягу к путешествиям как желание ненадолго ощутить, что весь мир вращается вокруг него одного.
Я же, как человек, обожающий стратегические игры, скажу проще — многим людям кажется, что посещение ими страны сродни военному завоеванию, то есть покорению новых территорий. Побывать в новом городе\стране для нашего с вами подсознания означает «пометить город своим», заявить свое право на территорию. Некоторые ателье по пошиву дизайнов уже уловили этот тренд человеческой души и грамотно делают на нем копеечку.
Обратим теперь взоры на интерфейс выдачи доступных вариантов для получения эмоций от «захвата новых территорий и слуг» на одном из общеизвестных ресурсов:
Выглядит как очередная бухгалтерская табличка, зато все «чистенько» и вполне в тренде. Ну а где здесь эмоции, яркие краски жизни, эндорфины, в конце концов? Где вращающаяся вокруг Пети-падишаха целая вселенная из слуг, наложниц и покоренных держав? Где содрогающиеся под железной пятой его супруги вражеские купцы? Где символическая сдача ключей от города\номера великому воителю? Где сюжет, который потом до старости с гордостью будет хранить память и альбом фотографий?
Ладно, снизим накал пафоса и скажем проще: каждый человек видит мир только изнутри собственной телесной тюрьмы, и вся Вселенная для него — это лишь небольшая бойница в его субъективном внутреннем замке бытия. Поэтому, чтобы продать услугу по перемещению всей этой сложноподчиненной телесно-ментальной конструкции из точки А в точку Б, то есть с домашнего дивана на тайскую гостиничную кровать — нужно прямо это человеку и показывать. Показывать его самого в новом образе.
Если не очень понятно, то скажу еще проще: вот продавцы одежды давно просекли такую фишку как лукбуки, когда продается не столько сама одежда, сколько внешний вид, образ покупателя целиком. Человек совершает покупку не тряпок, а нового себя и свое новое место в жизни, заполнить собой новое пространство-время во Вселенной.
Поэтому выдача результатов отелей для самца-завоевателя, для захватчика новых ресурсов и удобств должна выглядеть примерно так, чтобы максимально отвечать сформированным за миллионы лет запросам подсознания:
Для женщин все примерно также — в голове происходит перебор наиболее красивых образов и максимально удачных будущих фотографий и слепков памяти, которые будут затем сопровождать нашу клиентку до самой глубокой старости. И потому с задним фоном и правильным цветом заката, подходящим к новому платью — категорически нельзя ошибиться. А уж если планируется свадьба, то ставки для заполучения максимума лайков будущих фото с мужем в Instagram просто вырастают до небес.
И именно поэтому человекоориентированные интерфейсы начнутся лишь там, когда на смену таблицам и цифрам придут живые и жизненные приоритеты:
Ну а простым обывателям остается лишь ждать, кто же первый рискнет повернуть всю свою систему лицом к собственному клиенту.
Комментарии (11)
CAJAX
21.01.2016 15:58+2К чему, вообще, пример с booking.com? Если человек собирается куда-то, то отель он выберет после выбора направления. А те кто «летают в отели» будут искать туры с красивыми картинками вокруг «ALL INCLUSIVE!!11», но этого нет на booking.com.
teamfighter
21.01.2016 16:56+2Как-то очень субъективно написано. Мне например выдача booking.com нравится гораздо больше, нежели непонятный рекламный буклет в конце страницы. Автор все обобщил, засунул в блендер, смешал, и вылил этот буклет в конце страницы, сказав что это истина в последней инстанции. Не надо так.
protogui
25.01.2016 14:28-1вот созвучные мысли от абсолютно далекого от дизайна человека: http://joxi.ru/eAO4XavCavbEro
lair
Я боюсь, что этот ваш «психолог» — либо шарлатан, либо просто говорил не всерьез. Я, например, путешествую вовсе не за этим. Соответственно, и весь посыл вашей статьи, вместе с предлагаемыми в ней интерфейсными решениями, для меня, как для путешественника, совершенно бесполезен.
(отдельное фе, конечно, за сексизм)
bigfatbrowncat
Автор статьи, несомненно, обобщает, выдает штампы и строит рассуждения на сомнительных аналогих.
Но ваша логика заслуживает отдельного замечания.
«Я, когда делаю А, не руководствуюсь X, следовательно рассуждения психологов, что обычно людей на A толкает X в корне неверно»
Ключевое слово тут «обычно». Слово, которое автор статьи упустил, потому что писал в жанре «желтая газета о британских ученых». Но цепляться к отсутствию этого слова так же неверно, как и говорить «психологи считают так, значит все люди такие».
Для вас, как для путешественника, посыл, несомненно, бесполезен. А вот для людей, которые хотят сделать бизнес на популярной мотивации — отнюдь нет. Они на людях, которых много, но которые не похожи на вас в этом вопросе, смогут отлично заработать. Вам, правда, это принесет разочарование вида: «как много дураков на белом свете покупаются на дешевые маркетинговые уловки».
Со своей стороны могу сказать, что это — не единственный популярный мотив.
Я, например, если бы занимался турбизнесом, обязательно сделал бы ставку на публикацию фоточек вида «я и церковь» и сбор «плюшек» и «бонусов» на основе того, кто таких фоточек больше накопил. Люди тут же начнут меряться своими фотками (халява же!) и это их будет подталкивать к тому, чтобы ездить за границу именно моей компанией. Сам я, к слову, фотки «я и пальма» никогда не делаю, хотя фотографией увлекаюсь давно. Но это не значит, что они не популярны, так ведь ;)
lair
Я готов поспорить и с утверждением "обычно толкает". Некоторых людей — возможно. Но не большинство. Если, конечно, не путать путешествия с курортным отдыхом.
Возможно. Но такая постановка вопроса превращает посыл статьи из «человекоориентированные интерфейсы начнутся лишь там, когда» (sic) в «есть клевая бизнес-идея».
bigfatbrowncat
А я, видимо, путаю. И подозреваю, что многие другие путают. Потому что строго определить, что есть «курортный отдых», а что есть «Путешествие» (вот так, с большой «П») — вряд ли удастся.
Для моего понимания «путешествие» — это любая активность, сопряженная с необходимостью покинуть свое постоянное местожительство более, чем на сутки. Да, вот так, скучно. Для многих людей даже поехать в деревню к друзьям на выходные — уже путешествие. И как человек, далекий от походной романтики, могу сказать, что когда я раз в год сажусь в машину и еду в другой город навестить родственников (на неделю), я испытываю почти полный спектр эмоций, связанных с путешествиями. Правда, конечно, «покорителем территории» я себя не ощущаю. Но в детстве вполне себе ощущал. И многие люди это детское чувство наверняка пронесли до взрослого возраста — почему нет…
Тут я спорить не стану, поскольку нужны конкретные материалы. Скажу только, что если автор статьи не придумал эту тезу сам, то вполне вероятно, что она имеет некоторое обоснование. Хотя бы основанное на соцопросах. Не вижу причин, почему следует считать такую очевидную точку зрени маргинальной.
Тут согласен. Название слишком «желтое».
lair
… и как это удовлетворяет ваше «желание почувствовать, что мир вращается вокруг вас одного»?
«Покорителем» в значении «первооткрывателем» или в значении «завоевателем»?
Я не вижу ничего «очевидного» в точке зрения «я еду в путешествие, чтобы вокруг меня все бегали» — банально потому, что для этого не надо ехать в путешествие.
bigfatbrowncat
Мне кажется, вы просто неодинаково со мной понимаете смысл многих вещей в статье.
Эти два понятия — совершенно не одно и то же.
Скорее — первое, нежели второе, хотя, думаю, эти эмоции очень связаны. Эмоции — не мысли.
Как же объяснить корректно и точно… В общем, когда вы находитесь в абсолютно привычной среде, вы перестаете воспринимать себя. Почти буквально. Ваше существование «растекается» по проблемам, которые надо решать, по задачам, которые перед вами ставит руководство, по семейной суете… И это состояние угнетает. Чем больше человек любит свободу — тем сильнее угнетает.
А когда вы бросаете все проблемы (просто откладываете их) и куда-то переноситесь — в любое непривычное место, но на время, достаточное для переосмысления своего бытия (как раз премерно сутки), вы начинаете твердо чувствовать «себя в себе». Внутри, а не распределенного «ровным слоем» по окружающему быту. И, да, это становится той самой точкой, вокруг которой вращается мир.
Это не из-за того, что вам приносят коктейли к бассейну. И не потому, что кормят три раза в день. А именно из-за самого факта смены обстановки.
Есть люди, которым это чувство не нужно в принципе, которые построили свою жизнь таким образом, что «служат себе» непрерывно, не отвлекаясь на суету. Но такие, думаю, в меньшенстве.
Вот, что лично я вкладываю в понятие «желание почувствовать, что мир вращается вокруг вас одного». И это, на мой взгляд, то чувство, которое должно было отправлять в походы Индиану Джонса (помимо, разумеется, научного интереса).
lair
Возможно. И это лишний раз демонстрирует ошибочность посыла, в этой самой статье заложенного.
Я просто процитирую куски из поста:
Именно эта позиция мне, как путешественнику, не близка. Более того, я не знаю (лично) ни одного путешественника, кому она была бы близка.