image

Одной из особенностей компании Uber является «динамический тариф». В зависимости от востребованности автомобилей в данный момент цены могут повышаться в несколько раз — вплоть до 9,9 раз от стандартной цены. Но пользователей сервиса это всё равно не останавливает.

Директор по экономическим исследованиям компании Кит Чен [Keith Chen], дав интервью в подкасте «Hidden Brain», поделился психологическими приёмами, которые используются в компании для относительно честного вытягивания денег из клиентов Uber.

Во-первых, приложение сообщает пользователю об увеличении тарифа и о степени этого увеличения. Но оказалось, что пользователь охотнее пойдёт на оплату поездки при увеличении тарифа в 2,1 раз, чем в 2,0 раз.

Экономистам уже известно, что среди продавцов, размещающих свои лоты на eBay, быстрее продают товар те, кто пишет для него круглую цену — $50 вместо $49. Есть предположение, что круглое число говорит о небрежности или торопливости продавца, и такое предложение покупатель подсознательно воспринимает как более выгодное – раз продавец торопится, цена должна быть ниже рыночной.

В случае с Uber увеличение тарифа ровно в 2 раза воспринимается скорее как жадность компании, которая хочет сорвать денег. А увеличение тарифа в 2,1 раз показывает, что за расчётами стоит некий сложный алгоритм – значит, цена наверняка справедлива. По крайней мере, так рассуждает клиент.

Во-вторых, компания установила, что клиент скорее оплатит более высокий тариф, если у его смартфона почти разрядился аккумулятор (а приложение Uber как раз запрашивает доступ к информации о том, перешёл ли телефон в режим экономии энергии). Понятно, что человек с разряжающимся смартфоном не захочет оставаться без такси и оплатит поездку даже по более высокому тарифу. Правда, Кит Чен клятвенно обещает, что эта информация не влияет на формирование тарифа для клиента…

До работы в Uber Чен был экономистом-бихевиористом (так он сам себя позиционировал), и изучал психологию приматов – в частности, капуцинов. Оказалось, что и у низших приматов есть потребность избегать потерь [loss aversion]. Психологически приматы (включая людей) воспринимают потери сильнее, чем приобретения (в исследованиях утверждается, что потеря некоей ценности воспринимается в два раза сильнее, чем приобретение такой же ценности).

Получается, что многие особенности, влияющие на принятие человеком решений, заложены природой и не являются результатом воспитания. Использует ли Чен опыт работы с приматами для формирования ценовой политики Uber – остаётся только догадываться.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (26)


  1. edd_k
    21.05.2016 21:27
    +10

    >> был экономистом-бихейвористом

    «Бихевиорист» все же читается куда легче (если что, в СМИ именно так о нем пишут), а «поведенческий» — вообще как по маслу (этот вариант, вероятно, не так возбудит современного гика, но мало ли...).


    1. igorkozinov
      23.05.2016 11:49

      >> был экономистом-бихейвористом

      «На вопрос лектора, как называется мужчина, который может, но не хочет — девушка вскочила и закричала — Да сволочь, он граждане, сволочь!»


  1. dom1n1k
    21.05.2016 21:47
    +31

    Экономистам уже известно, что среди продавцов, размещающих свои лоты на eBay, быстрее продают товар те, кто пишет для него круглую цену — $50 вместо $49. Есть предположение, что круглое число говорит о небрежности или торопливости продавца, и такое предложение покупатель подсознательно воспринимает как более выгодное – раз продавец торопится, цена должна быть ниже рыночной.

    У меня другая гипотеза. Дело не в торопливости. Просто все настолько привыкли к этим девяткам, всех уже настолько тошнит от этих маркетинговых ходов, что круглая цена воспринимается как признак нормального человека на том конца провода. Обычного живого человека, а не очередной корпоративной машины.
    Тут можно провести косвенную аналогию с нашим рынком подержанных авто, где выделяются частники, перекупы и перекупы, косящие под частников. Аналогично с недвижимостью, где куча риелторов, косящих под собственников.


    1. stalkers
      22.05.2016 15:56
      +1

      У меня как-то другая гипотеза сформировалась. «Это ведь растёт цена! Уже (уже!) перевалило за 2.0, уже целых 2.1. Надо брать, пока ещё выше цена не поднялась, сэкономлю ведь.».


    1. VotTakVot
      22.05.2016 22:58

      Это слишком сложно для экономистов-бихейвористов.


  1. botaniQQQ
    21.05.2016 21:48

    Экономистам уже известно, что среди продавцов, размещающих свои лоты на eBay, быстрее продают товар те, кто пишет для него круглую цену — $50 вместо $49.

    Получается психологическое ценообразование не работает на eBay?


    1. Meklon
      21.05.2016 23:13
      +7

      Баннерная слепота, однако. Все эти 49.99€ уже приелись.


      1. alexstz
        22.05.2016 12:00
        +6

        Я задумался, может написать userscript, чтобы округлял $*.99 до целого?..


        1. stalkers
          22.05.2016 15:58
          +4

          Эти отродья Сотоны (маркетологи то-бишь) уже давно освоили приём «*.98».


        1. GeMir
          22.05.2016 16:37

          А если этот скрипт научить покупать товар стоимостью в 1,99 за 2,00 и отправлять «лишнюю» копеечку автору… ;)


      1. pestilent
        22.05.2016 22:56

        По моим наблюдениям, сейчас вторая итерация — девятки начали разбавлять восьмерками. По крайней мере в российских магазинах.
        Упс, не обновил комментарии.


    1. destroy
      22.05.2016 11:01

      Да.


  1. miksoft
    21.05.2016 22:08
    +1

    потеря некоей ценности воспринимается в два раза сильнее, чем приобретение такой же ценности
    Анекдот про «ложечки-то нашлись, но осадок остался» получил научное подтверждение :)


  1. house2008
    21.05.2016 23:21
    +1

    The Uber Years Official Trailer (2016)


  1. mediagenia
    22.05.2016 00:21

    Не, я как активный пользователь Uber с телефоном с дохлым аккумулятором, не могу подтвердить что Uber хитрит с тарифом описанным в статье образом.


  1. amiluik
    22.05.2016 01:11

    Бесит, когда кто-то использует баги человеков, а до следующего релиза с хотфиксами ждать несколько лет.


  1. Alter2
    22.05.2016 05:55
    +1

    Видимо, следующим уровнем будет автоматическое выставление цены на основании кредитной истории и психологического портрета пользователя, чтобы было «О, нормально, недорого». А следующим за ним — автоматическое определение возникшей или только собирающейся возникнуть потребности, и автоматический заказ соответствующего товара или услуги, с выставленной психологически комфортной ценой, и всё без необходимости каких-либо действий пользователя.
    Невольно вспоминается старый мультфильм про Великого Нехочуху.


    1. VerdOrr
      22.05.2016 07:00
      +1

      Ценовая дискриминация ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Ценовая_дискриминация )

      Антимонопольщики бдят — "… Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Далее в этой статье приводится открытый перечень действий, приводящих к указанным последствиям, в числе которых следует выделить следующие:
      экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
      создание дискриминационных условий."

      Отсюда — http://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/64016/
      «До кучи» — http://edusupport.ru/?statya=404


    1. vmchaz
      22.05.2016 20:13

      а мне описанный сценарий куда больше напомнил мир будущего из «Любви к трём цукербринам». Как раз там упоминаются мимолётные мысли, вызывающие появление соответствующих баннеров. (И особенно символична разгадка, как такое стало возможным)


  1. LostVoice
    22.05.2016 09:37
    +2

    Я и моя девушка пользуемся убером. Живём вместе (Санк-Петербург). Иногда открываем убер вместе и тарифы всегда одинаковы от нашего дома. Телефоны, батарея и кол-во поездок — очень разные. Кто-нибудь сталкивался, что бы в один момент из одного адреса с разных телефонов были разные тарифы? Есть ли смысл ловить убер с разных телефонов? У меня сложилось впечатление, что тариф зависит от загруженности дорог. Порой наведешь на район где 5 машин, а множитель там 2. Наведешь к себе в пустой район — ниодной машины, но 1-ка.


    1. Meklon
      22.05.2016 12:07

      Он предсказывает примерный тариф с умерли пробок. Больше пробок — больше ехать — дороже.


  1. zim32
    22.05.2016 12:28

    Ну это лучше чем ценообразование большинства таксистов частников — по настроению, по погоде, по лени, по роже, по пьяне, по…


    1. MichaelBorisov
      22.05.2016 22:48

      Чем лучше? Любое ценообразование преследует одну цель — получить с клиента больше и отдать ему меньше. Если частник — плохой психолог, по сравнению с корпорацией, имеющей штат маркетинговых психологов с высшим образованием и доступом к соответствующей литературе, научной периодике и внутрикорпоративной статистике — то он получит от вас в среднем меньше денег за те же услуги, чем корпорация.


  1. alexisneverlate
    22.05.2016 13:52

    Убер — дешевле чем остальные сервисы (когда включается повышалка тарифа я мгновенно включаю любой другой сервис), приерно аналогично по стоимости тому, чтобы ловить машину (ловить — более «стрессово» и не всегда удобно) и аналогично по цене вызову самого дешевого сервиса такси. По качеству этих самых такси — то же самое.

    Где бы я 100% тно пользовался только убером даже с повышалкой цены — так это при выезде в другие страны, т.к. там шанс быть обманутым или заплатить втридорога за таксиста повышается в разы.


  1. KOLANICH
    22.05.2016 14:22
    -2

    Правда, Кит Чен клятвенно обещает, что эта информация не влияет на формирование тарифа для клиента…

    1 Что-то странные у вас намёки… d2j в руки и либо подтвердите, либо опровергните
    2 а ещё можно попросить доступ к оверлею и нарисовать фейкоый индикатор батареи


  1. Mitch
    25.05.2016 03:11

    Избегание потерь, да есть такая особенность у людей.
    Я только не понял, как ее использует uber.