
Относительно недавно появилась группа энтузиастов ретроигр, которые решили восстановить старые игровые онлайн-сервера для того, чтобы геймеры получили возможность играть в ретро-игры с мультиплеером. И хотя сложно ожидать, что все это может привлечь миллионы игроков, разработчики тайтлов, о которых идет речь, выступают против этой инициативы.
Дискуссия зашла так далеко, что в дело вмешался даже регулятор — Управление авторских прав в США. Собственно, шансов победить правообладателей у энтузиастов немного — велика вероятность того, что ничего просто не получится, поскольку правообладатели сейчас на коне, если так можно выразиться. Отслеживая аргументы сторон в этом споре, можно понять, насколько сложна ситуация с правами в мире игр. Собственно, странно, что правообладатели жалуются на энтузиастов. Ведь их работа, фактически — бесплатная реклама играм, которая приносит неплохой эффект. В большинстве стран законодательство вообще не в состоянии разрешить эту проблему, что неудивительно.
Все началось в 2015 году, когда в США решили дать послабление тем, кто хотел (с игровой или исследовательской целью) восстановить сетевой сервер старой игры, к которому могли бы подключаться все желающие. К сожалению, срок действия разрешения был ограничен по времени.
Кто же эти энтузиасты? В США существует весьма крупная организация, которая занимается вопросом сохранения старых игр для последующих поколений. Называется эта организация Museum of Art and Digital Entertainment (MADE), и ее можно считать настоящим музеем. По словам представителей организации, восстановление серверов и тестирование их в работе — отличная реклама старым играм, в которые мало кто играет. Если компания, разрабатывающая игры, решает отключить игровой сервер, то впоследствии проблему можно решить, запустив кастомный сервер, чем и занимаются представители MADE (да и не только они).
Речь идет именно об играх с мультиплеером, для которых нет рабочих серверов, а поэтому и поиграть нет никакой возможности.Такие игры после отключения серверов превращаются в «цифровую пыль» и никакой ценности собой не представляют. А ведь цифровые копии многих из них хранятся в музеях, архивах, библиотеках и т.п. Тем не менее, в качестве артефакта прошлого они становятся бесполезными. Будущие поколения просто не смогут понять, что из себя представлял тот либо иной шедевр игрового мира.
Конечно, для большинства игр есть масса текстовых обзоров в сети или же (если повезет) — видео геймплея. В некоторых случаях прохождение старой игры снимали еще на аналоговую камеру, выкладывая оцифрованный ролик гораздо позже — когда интернет стал популярным. По мнению MADE, лишь текста или видео никак недостаточно для получения полноценной информации об игре. Для этого необходимо поиграть, чтобы получить объективное представление обо всем этом. Ведь игра — это, прежде всего, продукт своей эпохи, со всеми ее культурными, политическими, духовными и прочими символами. Игры — это целый культурный пласт, который может представлять исключительную ценность для будущих поколений.

Для того, чтобы получить возможность поиграть в какой-либо из тайтлов, недостаточно просто подключить серверное железо к сети. Нужно еще и специализированное серверное ПО конкретной игры. И вот здесь как раз возникают сложности: для того, чтобы создать обновленный софт, адаптировав его с современным реалиям, необходимо изучить исходники или уже скомпилированный серверный софт старой игры. Понятно, что поскольку все старые игры защищены патентами и лицензиями, то попытка поднять сервер сопряжена с риском нарушения антипиратского законодательства. Здесь уже речь идет о прямом нарушении духа и буквы Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Другими словами, подобные действия всегда связаны с нарушением закона, за что исполнителя не погладят по головке ни в одной стране.
Но даже если бы этой проблемы бы не было, возникает другая. Дело в том, что большая часть кода серверной части игры обычно не выкладывается в общем доступе. Что делать, если хочется вернуть игру к жизни? Нужно либо каким-либо образом получить исходник, либо писать серверную часть с нуля, руководствуясь собственными познаниями и догадками и принципе функционирования той либо иной игры.
Но ассоциация игровых компаний, именующая себя Entertainment Software Association (ESA), относится к этой идее с изрядным скептицизмом. По мнению ESA (не путать с Европейским космическим агентством), «игровые археологи» пока что не предоставили существенных доказательств своей точки зрения.
Более того, по мнению этой же организации, «цифровые археологи» могут пойти гораздо дальше, чем просто сохранение игр. Речь идет об «опасности» того, что историки игрового мира могут решить открыть доступ к восстановленным серверам для всех желающих. И вот тогда разработчики будут уже очень недовольны, поскольку их интеллектуальную собственность используют без всякого профита для разработчика. По мнению ESA вряд ли кто-то захочет потратить сотни рабочих часов для того, чтобы восстановить работоспособность игры, к которой не будет доступа ни у кого.

Скриншот популярной некогда игры Habitat компании LucasArts
«У предложения восстановить серверную часть онлайн-игры есть подоплека — и это желание предоставить доступ к этой игре всем желающим. Естественно, если тот, кто планирует восстановить игру, сделает это, он может захотеть показать труд своих рук другим пользователям», — говорится в обращении ESA.
Ну а если полностью рабочая онлайн-игра с серверной частью будет работать в некоем игровом музее, то понятно, что и у организаторов этого музея появится желание показать игру, которая уже стала историей, всему миру. В принципе, логика в этих словах есть, поскольку не так давно восстановление серверной части MMO Habitat все же привела к тому, что игра стала доступной для всех. Правда, эта работа проводилась с позволения и полного одобрения правообладателя.
По мнению «цифровых археологов», у антипиратского закона должны быть исключения. Например, разрешить копаться в старом коде с возможностью использования некоторых его кусков для восстановления работоспособности серверных игр стоит разрешить энтузиастам. У MADE есть помощники в разных странах, которые, не особо интересуясь финансовой стороной проекта, помогают бесплатно. Эта помощь включает изучение старого кода и создание эмуляторов, написанных уже на современном ПО. Причем эти эмуляторы могут запускать старые игры без всяких проблем.
Но ESA и другие подобные организации очень волнует вопрос, который уже был указан выше. А именно — возможность получения доступа к старым играм обычными пользователями со всего мира, а не только лишь «хранителями» музея. По мнению представителей ESA, все это не имеет и не может иметь законодательной базы. Правообладатели считают, что если это предложение будет принято, то те компании и их помощники, кто занимается «цифровой археологией», захотят привлечь к делу геймеров. Ну а это будет уже прямым нарушением законодательства по большому количеству причин, названных выше. Те игры, которые пока что не были восстановлены стараниями владельцев авторского права, по мнению ESA, и не должны никем восстанавливаться. Почему-то представители этой организации считают, что из-за действий энтузиастов компании терпят убытки, хотя бы в виде недополученной прибыли.
В MADE же вполне логично возражают, что если у игры нет рынка, то и об упущенной прибыли говорить не приходится — в игру ведь играют те единичные геймеры, кому она дорога. Хуже всего то, что не всегда создатели оригинальной игры имеют какой-либо юридический вес в спорах подобного типа. Ведь права на игру могут принадлежать вовсе не ее создателю, а той компании, которая купила тайтл много лет назад. Интересно, что некоторые создатели старых игр не имеют ничего против того, чтобы их разработка была восстановлена и вновь увидела свет. В качестве примера можно привести Star Wars Battlefrornt 2 и все же положительное решение Blizzard относительно восстановления работы оригинальной версии World of Warcraft.
Но почему правообладатели пытаются сопротивляться инициативе энтузиастов на самом деле? Хотя бы потому, что многие игровые компании продолжают зарабатывать на ностальгии геймеров старой школы. Именно поэтому сейчас популярны такие консоли, как NES MINI и SNES MINI. Кстати, обзор обеих публиковался на Geektimes.
Свою позицию ESA обосновывает еще и тем, что, например, в кинематографе тоже огромное количество фильмов, которые мало кто смотрит. Тем не менее «ни у кого не возникает идеи взять и начать распространять копии ТВ-шоу или фильмов двадцатилетней давности, либо же начать их показывать по какому-либо „самодельному“ каналу», как это предлагается «цифровыми археологами».
Кроме того, организация считает, что если старая игра будет запущена в момент релиза новинки, сделанной тем же разработчиком, что и олдскульный тайтл, то это может повлиять на популярность новинки, а следовательно, и на финансовые показатели продаж: «Если доступ к старой мультиплеерной игре будет восстановлен, то многие игроки предпочтут старый тайтл новому, и у последнего снизятся продажи». С другой стороны, это как-то слабо коррелирует с утверждением, что у большинства старых игр нет и не может быть своего рынка.
Тем не менее, странно это слышать в свете того, что в мире существует огромное количество игровых консолей, способных работать со старыми играми, либо же эмуляторов, которые позволяют играть практически во все старые тайтлы, даже с сетевыми функциями. Но, похоже, у владельцев авторских прав своя точка зрения, которой они намерены придерживаться во что бы то ни стало.
Сейчас сложно сказать, чья точка зрения окажется победной, но если учитывать последние тенденции в мире копирайта, то надо думать, что у «цифровых археологов» не слишком много шансов на успех. Компании, которым принадлежит авторское право на игру, вовсе не стремятся (есть, правда, исключения из правил, часть из которых были представлены выше) восстановить работоспособность своих старых игр и получить армию поклонников, «восставшую из пепла». Все это угрожает миру новых игр и прибылям, которые стали действительно космическими.
Пока что дискуссия продолжается, и в США вскоре будет проведен новый круг общественных слушаний, а также собраны комментарии всех, кого интересует эта тема. В общем-то, еще не все потеряно, так что стоит дождаться окончания всего этого процесса. Возможно, случится чудо, и старые игры с сетевыми функциями станут доступными.
Комментарии (67)
Nubus
24.02.2018 08:17+1Я за. В мультиплеер RA2 хоть сейчас. Или C&C Generals, но там надо танцы с бубнами чтобы заработало через хамачи. Надеюсь что сторонники возрождения старых игр выиграют.
Garbus
24.02.2018 08:58+4Что самое веселое, это аргументы правообладателей вроде — могут понести убытки. То есть «пираты» чудесным образом извлекают прибыль там, где правообладатель закрыл сервера из за их убыточности. При том что одним предстоит куча работы, по написанию с нуля кода «по мотивам», а другие его имеют в наличии. Вот такой вот анекдот о собаке на сене, которая не забывает кушать случайно подошедших к стогу, зачем лишаться теплого местечка?
kAIST
24.02.2018 09:19+1Не убытки, а упущенная выгода. Это совсем разные вещи. Ну вот могли в теории заработать, но не смогли из за злобных пиратов )
Eldhenn
24.02.2018 11:00Они же сказали — закрывается возможность продать съеденный бутерброд ещё раз.
hippohood
24.02.2018 11:31-1Справедливости ради: интеллектуальные права собственности валидны только если собственник активно их защищает. Если собственники будут игнорировать нарушения относительно нескольких убыточных проектов, они могут в итоге потерять возможность защищать свои права относительно других проектов в портфеле
APLe
24.02.2018 15:16+2Ну так логично, правообладатель закрывает серевера старой игры, пользователи матерятся и переходят на новую. Profit!
А если пользователям дать сервер старой игры, они, может, новую и покупать не будут.
saboteur_kiev
25.02.2018 01:59Неужели так сложно поднять на виртуалках старенькую XP и VPN?
Проблемы я так понимаю для тех игр, которые работали через netbios, типа оригинальный doom/doom2 (правда конкретно эти можно поиграть через prboom)Darth_Biomech
25.02.2018 21:04+1Проблемы для тех игр, которые не могли коннектить игроков напрямую, а использовали для игры внешние официальные сервера. Например, Баттлфилд 2142 или баттлфронт 2. В частности, теперь неиграбельны все мультиплеерные игры использовавшие для сетевой игры сервис GameSpy.
saboteur_kiev
26.02.2018 02:34Я комментировал это:
но там надо танцы с бубнами чтобы заработало через хамачи.
Zmiy666
24.02.2018 09:46+1Давно пора принять закон, согласно которому есть жесткие ограничения на длительность действия прав. Думаю 5 лет хватит для любых книг и журналов, 7 лет на музыку и кино и 10 лет на игры… после этого произведение становится народным достоянием и его может использовать кто угодно и как угодно, но предъявить какие-либо права на него уже не может. Открытая копия становится доступна всем желающим для скачивания в национальном архиве)
А то надоело, автор давно помер, даже его дети давно померли и внуки померли — и тут вылазит какое-то чудо и начинает заливать про владение правами на книгу.
Подобный закон мог бы заставить производителей контента активнее его производить, чтоб зарабатывать деньги.
С играми та же шляпа, если ничего не делать и через 50 лет будут находится всякие правообладатели, желающие наварится.Halt
24.02.2018 09:58+1Скажите это Микки® Маусу©™
San_tit
24.02.2018 10:4510 лет безусловного владения правами, после минимальная планка по доходу: если в течение какого времени (года, допустим) доход от владения правами остаётся исчезающе малым (как в случае со старыми играми), права уходят в общественное достояние.
Тогда не будет ситуации, когда сам владелец ничего делать не хочет (и не делает), но при этом при попытке возродить Объект начинает качать права в попытке срубить на чужой работе
clawham
24.02.2018 10:43+2Тут ведь вот какое дело — отключение сетевого сервера, без которого куплденная мною официальная игра — стает мусором — разве не нарушает мои права как потребителя? ведь я заплатив за игру фактически заплатил и за сервер как неотъемлемую часть этой игры и у меня эту часть нагло украли ведь у меня больше нет возможности использовать то что я купил. Надо тут придумать чтото типа препятствование функциональному употреблению. прекратили поддержку серверов — будьте добры помахать ручкой правам на игру и прочим копирайтам на все связанное с её инфрастуктурой…
tommyangelo27
24.02.2018 11:19+1Скажите это например создателям спортивных симов…
Год-два максимум, и сервер отключают, заставляя переходить на свежую версию, в которой поменялись обои, фамилии виртуальных болванчиков и добавлены новые DLC.
dfgwer
24.02.2018 11:49-1Лицензионное соглашение, там все прописано, ты сам на все согласился.
Goron_Dekar
24.02.2018 12:13+3… которое, в свою очередь, может нарушать права потребителя и быть признано недействительным в судебном порядке.
clawham
24.02.2018 15:02чесное слово… нге нашел ничего о прекращении поддержки без предупреждения или чтото ещё в этом роде… только о временной недоступности в связи с обновлением…
tos.ea.com/legalapp/WEBTERMS/US/en/PC
tos.ea.com/legalapp/WEBTERMS/US/ru/PC/09262012
www.ea.com/ru-ru/legal
да енсть строка что они не гарантируют 100% аптайм в людбой точке мира но это не разрешает им сразу по продаже диска выключать сервера и выпускать новый диск который с ногвым сервером будет работать!!!
Idot
24.02.2018 12:09Думаю 5 лет хватит для любых книг и журналов, 7 лет на музыку и кино и 10 лет на игры… после этого произведение становится народным достоянием и его может использовать кто угодно и как угодно
Группы одного хита — они как?
Не все как Донцова могут клепать десятки романов в год.
«может использовать кто угодно и как угодно» — это меняем Гарри Поттера на Таню Гроттера и получаем ПРОФИТ?!Zmiy666
24.02.2018 14:08А что в этом плохого? Пусть клепают больше и больше, чаще радуют нас новым.
А группы одного хита идут лесом… зачем нужна группа, неспособная хотя-бы раз в 7 лет рожать достойную музыку… в истории ее с этим одним хитом и запомнят.
А про разных ТГ так ить и сейчас это никто делать не мешает и законом не запрещено никак.
Welran
26.02.2018 12:47А что? Группа одного хита, на нём и заработает. В любом случае львиная доля продаж придется на первые пару лет, так что заработают вполне достаточную сумму. Собственно так суммы такие что обычные люди за всю жизнь не зарабатывают. А использовать кто угодно и как угодно это не Таня Гроттер, а эксклюзивное издание Гарри Поттера на аутентичном египетском папирусе от издательства «Издательский дом Васи Пупкина».
saboteur_kiev
26.02.2018 13:26Вообще-то Роулинг официально не против фанфиков, поэтому можете Гарри Поттера использовать, если вы не пытаетесь получить финансовый профит.
Вот если вы хотите заработать — создавайте и популяризируйте свой собственный мир со своими героями.
SinsI
24.02.2018 13:27Этого мало — разработчики могут закрыть код шифрованием так, что его проще сто раз переписать, чем прочитать.
Лучше принять закон, чтобы при прекращении поддержки/продажи/работы серверов, любая программа автоматически становилась free open source — для чего сделать обязательным условием для копирайтной защиты передачу всех исходных кодов в государственный архив.
Заодно упростится защита прав лицензий с открытым кодом, нарушение которых проприетарными программами сейчас можно обнаружить только в исключительных случаях.grvelvet
24.02.2018 23:03Id software так и делала — их движки и некоторые игры с оговорками но open source. По крайней мере так и было пока Кармак не ушел из Id, неизвестно что будет делать bethesda.
Eugeny1987
25.02.2018 09:16они даже перестали радиант выпускать для новых игр начиная с wolfenstein 2009, по какой-то причине для rage есть инструменты разработки новых карт.
ps. snapmap не считается
fatronix
24.02.2018 23:56Ну это уже совсем маргинальщина, не надо нам такого.
grvelvet
25.02.2018 05:53Обоснуйте.
fatronix
25.02.2018 12:00Потому что так можно доиграться до того, что вам вместо нормального программного обеспечения будут продавать модули. Будут держать какие-нибудь унифицированные упаковщики ресурсов в рабочем состоянии, чтобы переданный в государственный архив код тупо не работал без них, и всё. Да и вообще авторитаризм какой-то, лучше уж пусть тогда уберут авторские права на код вообще.
inb4 «ну какой дурак так вообще будет делать» — в движке duke nukem, например, код движка отделен от кода игры. Ну опубликуют код игры, какой в этом толк, если движок не опубликован?
Darth_Biomech
25.02.2018 21:09Изначальных сроков в 20-30 лет было более чем достаточно, но 5 лет это издевательство, некоторые вещи будут уходить в народ ещё даже до того как будут завершены!
На самом деле, надо просто запретить возможность передачи авторских прав кому-либо как-либо. Ты нарисовал этого микки-мауса, и все, он твой и только твой, все что ты можешь сделать это дать кому-то разрешение на нем зарабатывать и делиться с тобой прибылью, но он не сможет запрещать другим на нем зарабатывать, если автор не против или умер. Ну и да, разумеется, идеи не должны передаваться по наследству.
perfect_genius
24.02.2018 10:41+1Скорее всего просто введут закон как с потребительской техникой, обязывающий разработчика поддерживать сервера определённый срок, допустим 10 лет, или до окончания играющих. Если не выполняет обязательство — серверная часть переходит в общественное достояние. Если же таки выполнит, то ничего не меняется, клиентов обслужили как положено, разрешения на фанатские сервера не будет.
Но может возможно перенести это в плоскость API?Karpion
25.02.2018 01:55Мне не ясно, зачем в Вашей идее "определённый срок, допустим 10 лет". Надо просто: как только перестали поддерживать, так и правообладание закончилось.
Оговорка "до окончания играющих" позволяет правообладателю разогнать играющих, постепенно ухудшая функционирование сервера.
perfect_genius
25.02.2018 08:46Как компромисс для обеих сторон.
А умышленно ухудшать сервера будет незаконно, лучше саму игру портить делая неинтересной, дисбалансной, «Pay 2 Win»…BigBeaver
25.02.2018 09:29умышленно
Доказывать устанете.wickated
26.02.2018 14:50В батлфилд3 совместно с выходом 4 части патчем сделали ну нереальное замыливание картинки (эффект "огонь на подавление"), тогда как в новой тогда 4 части мыла не было вообще. Лишь еще через год мыло уменьшили до старых показателей.
Karpion
25.02.2018 16:15Тогда уж надо что-то типа "через год после закрытия сервера".
Порча игры — я подразумевал.
Vitus-papa
25.02.2018 11:14+1Угу, что бы не получилось как в анекдоте: Сообщение на пейджер от пейджинговой компании: уважаемый г-н Пупкин, купите уже сотовый телефон! А то мы 15 лет закрыться не можем!
BogdanBorovik
24.02.2018 10:50+1На самом дела игроделы настолько уже офигели, что уже везде им кажется бабло. Старые игры не трожь — упущеная выгода, новые — внедряем тотальную монетизацию, в будущих — всё за деньги вообще.
Когда вы уже нажрётесь. Делайте толковые вещи, которые хочется покупать и всё будет у всех хорошо. :)
Если будут так и дальше душить и брать за горло иницаторов таких проектов, убивать творчество фенатов в виде возрождения старых игр с новой графикой (примеров куча)… то ничего хорошего в мире игростроя мы не увидим долго ещё. Каждый год будем смотреть на очередную CoD, Battlefield, Far Cry и Assassin`s Creed, где не меняется ничего. Даже текстуры и звук одинаковые, только переходят из игры в игру.
Единицы относятся к играм, как к творчеству. Все остальные относятся как к продукту, который нужно впарить. И это главная проблема, как игростроя так и кинематографа сейчас.unclejocker
24.02.2018 11:21Это не игроделы, это юристы.
Goron_Dekar
24.02.2018 12:14Эти юристы — игроделы.
Производителем Теслы вы считаете Макса, а не его инженеров.
aleksandros
25.02.2018 20:10Я вот думаю, почему старые игры какие-то не такие, они как будто душевнее? Наверно потому что тогда и руководителю и программисту было интересно их делать, улучшать, развивать. А сейчас интересны только прибыли, а что там там за игры клепают вообще не важно.
unclejocker
26.02.2018 11:37Ну как то так и есть. Это и есть причина засилья сиквелов. Тот же очередной CoD делать — дело надежное: вложить X миллионов, получить X*Y миллионов, повторить.
А что то оригинальное делать — это риск, конечно если взлетит можно и 10 концов получить, но может и не взлететь.
ValdikSS
24.02.2018 13:03+1Вы еще с современными аркадными играми не сталкивались.
Вы хотите стать обладателем Tekken Tag Tournament 2 от Namco.
Namco продает автоматы только в публичные места (залы с игровыми автоматами), купить автомат домой вы не можете. После покупки, вы должны подключить автомат к интернету и зарегистрировать его на сервере Namco. Покупка автомата не дает вам права играть в игру, вы должны купить NBLine Points у Namco. 10000 Points стоят $133, каждая игра на автомате отнимает 5 Points, т.е. за $133 вы можете поиграть 2000 раз.
Автомат не поддерживает сетевую игру через интернет, но если вы не подключали его к интернету в течение месяца, игра перестанет запускаться.
Через несколько лет сервер отключат, и автомат превратиться в груду металла. Закон, регламентирующий минимальный срок работоспособности автоматов, требующих соединение с внешним сервером, есть только в Китае, если не ошибаюсь.
Alexey2005
26.02.2018 00:05Как это ничего не меняется? Размер! Размер меняется. То игры весили до 5 Гб, а теперь при том же самом контенте давно за 50, кое-что уже и рубеж в 90 Гб штурмует.
BogdanBorovik
26.02.2018 00:16Так текстурки же надо как-то под 4к лепить. Вот они и отжирают место. :)
Хотя если копнуть глубже, то текстурки одной серии игр просто переходят с одной игры в другую, только разрешение меняют… даже ленятся перерисовать под эти 4к :)
Mingun
24.02.2018 13:26+2Как бы там ни было, организация считает, что «если доступ к старой мультиплеерной игре будет восстановлен, то многие игроки предпочтут старый тайтл новому, и у последнего снизятся продажи».
Как трогательно они расписались в том, что нынче делают в основном какашку ради бабла. Продолжайте в том же духе и скоро вообще у вас не будет ни игр, ни бабла!
STingerOid
25.02.2018 03:56Тут походу спасет только развитие инструментов для игростроя до такого уровня, чтобы игру с отличной графикой мог сделать очень небольшой коллектив, или вообще один человек. Тогда всякие издатели и инвесторы станут не нужны, и права будут оставаться у авторов.
remzalp
25.02.2018 09:19проблема при этом вывести на рынок и продать в достаточно хорошем количестве. Именно за этим обращаются к издателю
STingerOid
25.02.2018 13:20Самостоятельная реклама сейчас не работает?
Просто мне не очень понятно, чем в эру цифровой дистрибуции занимаются издатели))
Само их имя мне как потребителю может ничего не говорить, в отличие от названия студии разработчиков, поэтому врядли оно может служить рекламой. Например я знаю, чем знаменита id Software, но понятия не имею, чем прославилась Activision, издававшая их Quake.Welran
26.02.2018 13:04Работает, просто вы будете выполнять работу издателя. Соответственно вам придется нанять сотрудников разбирающихся в маркетинге, рекламе, создании роликов, договаривающихся с распространителями и рекламными площадками и тп и тд, и не факт что они будут выполнять работу хотя бы не хуже чем уже существующие издательства и потратят меньше денег.
MTyrz
25.02.2018 13:46Отличную графику все равно нужно рисовать. И это тысячи часов ручного труда, как ни поверни.
STingerOid
25.02.2018 13:50Ну на данном этапе развития технологий — да. Но вдруг в будущем с помощью каких-нить нейросетей и ИИ появится возможность создавать модели условно «парой кликов»?)
Alexey2005
26.02.2018 00:11Как-то в 90-е вообще без графики в MMO играли. Тогда их ещё называли MUD'ами. И инструментарий наработан весьма значительный. Так что уже сейчас дружный коллектив может создать полноценную и главное интересную игру.
Проблема лишь в том, что сейчас не 90-е, когда такие вещи были в диковинку и потому собирали немало фанатов с энтузиастами. В современном же игрострое энтузиаст — это исчезающий вид.MTyrz
26.02.2018 00:28Тут проблема: я-то отвечал на конкретный коммент.
чтобы игру с отличной графикой мог сделать очень небольшой коллектив, или вообще один человек
В нем как раз шла речь про графику. А так-то лично для меня графика не является определяющим условием.
Хотя, раз пошла такая пьянка, надо заметить, что графика предоставляет некоторое количество дополнительных специфических возможностей, для ММО как раз весьма существенных.
STingerOid
26.02.2018 13:33Массам таки нужна графика. Если сейчас кто-то создаст игру с графикой первого Дума — много ли у нее будет покупателей?))
saboteur_kiev
26.02.2018 15:55Не такой уж и значительный.
Если копнуть чуть глубже, то 99% создателей МАДов никогда не разрабатывали клиенты к ним.
И если посмотреть, что было в этом направлении разработано за последние 30 лет, окажется что все клиенты все еще сидят на telnet протоколе, который передает открытым текстом все данные, что не есть гуд.
Переписать мад на какой-нить ssh вроде не слишком сложно, но вот выпустить свой удобный клиент, поддерживающий ssh нативно — вроде и нет. Ни Zmud ни тинтин — не поддерживают, насколько я знаю.
6opoDuJIo
25.02.2018 15:23Отличная идея!
Это позволит компаниям с бОльшими штатами мгновенно клепать огромное количество клонов новых трендовых игр за короткое время и захламлять площадки своими одинаковыми поделками, а людям вообще без компетенции — публиковать вообще адовый треш. А, стоп, подождите…STingerOid
26.02.2018 13:25Так а сейчас оно разве не так?))
Компании с большими штатами клепают треш с хорошей графикой, люди без компетенции — треш с плохой. А те, кто теоретически мог бы что-то хорошее родить — не имеют ресурсов на это, как денежных, так и временнЫх с техническими. И забивают на это дело, потому что осознают, что без большой команды хороших специалистов они не сделают ничего путного. Или сделают, но через 10 лет, когда уже никому будет не нужно.
А вот развитие средств разработки игр до уровня «сможет и домохозяйка» вполне даст таким людям шанс. Количество трешака конечно тоже вырастет, но его ведь можно игнорировать.MTyrz
26.02.2018 15:42Сейчас те, кто теоретически мог бы, должны попадать в область «людей без компетенции». Клепать с плохой графикой, но не треш, никто не мешает и сейчас.
А если они сидят и ждутморковкиных заговенийхорошей графики по щелчку пальцев, то это не называется «теоретически могут». Это называется «Я джва года хочу такую игру».STingerOid
26.02.2018 16:26А тут уже от жанра игры зависит. Сомневаюсь, что какой-нить шутер или космосим с графикой уровня первого Half-Life взлетит в нашем 2018-м, какой бы крутой сюжет с геймплеем в нем ни были. Простить плохую графику публика согласна только в обмен на какую-нить сильно цепляющую фишку игры, как у Майнкрафта например. И люди либо это понимают и не пытаются делать чего-либо в одиночку/малым составом, либо таки делают треш.
6opoDuJIo
26.02.2018 16:02Тот, кто «теоретически смог бы», мог бы либо найти технарей с компетенцией, либо самим этой компетенции набраться. Если они, конечно, действительно «теоретически могли бы», а не просто хотят игру в которой можно «грабить корованы» и «стрелять гульменом». Уменьшение порога вхождения, упрощение и обобщение инструментов увеличивает рынок «в ширину», но не в высоту. Появился флеш — сеть заполонили убогие (ну, и не очень) поделки на этом флеше. Появился гейммейкер — появилась куча такого-же шлака на нём. Появилась Unity3D — посмотрите на google play и сразу всё поймёте. И графика совершенно ни о чём: dwarf fortress, minecraft (да, да) и rimworld прекрасные игры, не смотря на убогий внешняк. Чёрт возьми, даже в Avorion люди играют, не говоря уже о старых играх.
MS перед выпуском Win8 сделали порог вхождения в разработку под свою платформу настолько низким, что windows store мгновенно заполнился тысячами бестолковых калькуляторов, файловых «менеджеров», таймеров, будильников, которые порой даже не фильтруют ввод, имеют кривую разметку, падают на старте (не знаю как они вообще прошли в стор), падают от лишнего чиха или просто не выполняют свои функции. Это была отменная помойка, почти как google play, и это внесло ощутимый вклад в провал старта мобильной версии ОС.
Раньше (сильно раньше, в районе начала нулевых) порог вхождения в геймдев был значительно выше, и во многом благодаря этому было много хороших игр. Сейчас относительно высоким порогом вхождения (из публичных движков) может похвастаться разве-что UE4. Игр на нём не много, но и не так уж и много треша, по сравнению с основными конкурентами. И дело не в том, что «это UE4» а в том, что за разработку на нём обычно берутся команды, которые могут себе позволить и адекватно большие сроки, и компетентный штат, который справится со всеми «нюансами» движка и специфичной архитектурой.
Eugeny1987
Мне кажется, здесь что-то пропущено
Nubus
Мозг? :)
Eugeny1987
вот это мне неизвестно )
Stmf
Я тоже раза 3 перечитал предложение. Трудности перевода?)
BigBeaver
Скорее лень и некомпетентность.