![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/77f/2ab/a56/77f2aba5681937278c5afd2d18341420.jpg)
От переводчика: это перевод статьи Александра Шапорды из Django Stars, в которой он рассказывает об особенностях геймификации мобильных приложений.
Игровые элементы внедряют для повышения вовлеченности пользователя и увеличения финансовых показателей, чтобы выделиться среди конкурентов, да и просто потому, что с ними веселее. Геймификация позволяет привлечь и удержать аудиторию этого при помощи лайков, уровней, ачивок, прогресс-баров, призов и сюрпризов, вручаемых пользователю. Она способна повлиять на лояльность пользователя, частоту обращения к приложению и время, которое пользователь проводит в нем. В конечном итоге все это выливается в рост ваших прибылей. Но как геймифицироваться правильно?
Skillbox рекомендует: Практический курс «Full-stack мобильный разработчик».
Напоминаем: для всех читателей «Хабра» — скидка 10 000 рублей при записи на любой курс Skillbox по промокоду «Хабр».
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/b06/695/379/b0669537918b04a790856d1ac43445e1.gif)
Придумайте историю
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a77/d1c/bae/a77d1cbae0797337344f0e0267c6c97c.png)
Бывают игры, которые захватывают с первых сцен. Обычно они отличаются продуманной историей и сценарием. Повествовательный элемент нужен вообще практически каждой игре, если она не слишком уж простая. Попробуйте подумать и представить себе, почему игровые персонажи должны вести себя так, а не иначе.
Например, ситуация, когда герой борется с огромным дубом при помощи небольшой палки (это реальная игра). Изначально звучит нелепо. Но если мы представим, что дуб — это злобный агрессор, который способен творить зло, а протагонист — последний в деревне самурай, который использует мощное оружие, катану, которой 10 тысяч лет, то происходящее уже не выглядит бессмыслицей.
Главное здесь — попробовать вовлечь пользователей в историю, заставить их переживать за главных героев игры, поддерживать ту либо иную сторону.
Подготовьте вызов
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/c94/79c/1fd/c9479c1fd9756fb997841230fc25bdb0.png)
Вызов для пользователя всегда должен быть. Преодолевая препятствия, люди выше оценивают свои достижения. Без вызова любая игра будет выглядеть следующим образом:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/147/599/f47/147599f4709f332ce1e24520d4e61286.png)
Это, конечно, метафора, но доля правды в ней есть. Любой вызов начинается с цели. Она должна быть ясно представлена в вашем приложении. Цели могут быть персональными (кастомизируемыми), предусмотренными разработчиком или созданными сообществом. Во втором случае стоит позаботиться о том, чтобы они были разными и чтобы их было интересно достигать. Цель ради цели мало кому интересна.
Представьте, что вы играете в бильярд: шары необходимо закатить в лузы. Если игроку не потребуется для этого никаких усилий, игра быстро надоест. Должны быть правила, которые все делают не только сложнее, но и интереснее.
Например, загонять шары в лузу можно лишь при помощи белого шара, причем только определенным образом и за ограниченное время. Изначально все это звучит немного глупо, но ведь сколько людей играют в бильярд и его разновидности!
Кроме того, старайтесь сохранять баланс между сложностью задач и вовлечением пользователей. Если все будет слишком сложным, пользователям это быстро надоест. Но и слишком простыми задания не должны быть. Позвольте людям учиться в процессе и достигать конечной цели, лишь затратив сколько-то усилий и времени. Тогда они будут ценить свои достижения, о чем уже говорилось выше.
Обеспечьте награды
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/361/cfc/da8/361cfcda8cdf70613de75bf124e2decf.png)
Это очень важно для пользователя — выполнять определенные действия с какой-то целью. В обычной жизни мотивацией может быть получение заработной платы, помощь другу, удовольствие от общения с кем-то.
То же и в мобильных приложениях — любое усилие должно быть вознаграждено. Это может быть бейдж, лайк, место в рейтинге: все зависит от приложения. Основная идея — создание определенной ценности действий путем вознаграждения за их совершение. Например, это может быть значок лояльного пользователя в приложении по доставке еды или рейтинг «Знаток» в онлайн-базе данных, мотивирующий писать еще больше полезных статей.
Здесь у нас огромное пространство для воображения и действий.
Вот отличные кейсы:
Eye2eye — достижение цели вознаграждается реальными вещами, в данном случае — игрушками ( поезд LEGO, лазерный меч, трансформер и другие).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/776/a7d/a09/776a7da09d4c1502efa8c1a86ee1ebad.png)
untappd?— рейтинговая система для пивных гиков.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f81/a6e/85c/f81a6e85cd9b966e6b09ddfdf81c238c.png)
Streak — персональный трекер процесса работы, который позволяет отслеживать прогресс.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e23/2e0/6d2/e232e06d254eda65c24d9bf6450e5177.png)
Какие есть варианты, кроме положительной обратной связи?
Хороши, например, неожиданные варианты оценок или наград. Только представьте: вы приходите в свой офис однажды утром и находите на столе плитку шоколада. Сразу же повышается настроение и во многих случаях работоспособность.
Говоря о наградах, нужно помнить о защите от накруток. Очень важно строить систему достижений пользователей, не допускающую влияния извне. Условия должны быть справедливыми для всех участников системы без исключения.
Кстати, аналоги есть в реальной жизни. Мой друг все время раздражается, когда видит или слышит о людях, которые получают машины, яхты, дома без особых усилий, не работая. Сам он тяжело работает, чтобы получить минимально необходимые вещи. Но даже нашу жизнь можно рассматривать как игру с разным уровнем сложности прохождения для различных участников. Это не всегда справедливо и часто есть недовольные. В приложении все можно обустроить более рационально, так, чтобы всем пользователям было хорошо.
Не забывайте о социальном компоненте
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/627/e26/65a/627e2665af17416953b23fe88a0f0fcc.png)
Во многих приложениях должны быть социальные компоненты. Это может быть внутриигровой чат и комьюнити, объединенное единой целью и интересом. В некоторых случаях можно проводить соревнования или добавлять в приложение разного рода рейтинги (например, кто из пользователей больше выучил слов или прошел больше километров за день).
Пользователям нужна свобода
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/c10/7b0/ebd/c107b0ebdd73cd3d78f493b39ef54603.gif)
Это действительно так — у них должен быть выбор. Не заставляйте их выполнять вашу волю, позвольте людям играть по своим правилам, а не по вашим.
Skillbox рекомендует:
- Практический четырехмесячный курс Профессия Java-разработчик
- Практический курс Дизайн мобильных приложений (feat. Redmadrobot!).
- Онлайн-курс «Веб-разработчик»
UnhappyPanda
То ли я вообще не похож на вашу ЦА, то ли мы с вашими маркетологами в разным мирах живем, то ли что-то еще, но:
Нет, с такой подачей происходящее становится еще более бессмысленным.
Нет, возникает желание вместо работы пойти попить чай с шоколадкой, в итоге работоспособность падает.
Moskus
Люди, которых все эти вещи действительно привлекают и радуют, совершенно точно представляют собой весьма отдельную категорию. Например, это те, кто готов часами смотреть live stream, где кто-то играет в какую-то игру, да еще платить за это деньги. Другим эта идея кажется дикостью и бредом (и они имеют на это основания) — вот с этими людьми попытки превратить инструменты, которыми они пользуются, в игры просто так не пройдут. Про это при обсуждении геймификации почему-то всегда забывают.
faiwer
Лично для меня эталоном стала ситуация с Valve и Counter Strike: GO. Для тех кто не в курсе — это кооперативный шутер, т.е. "стрелялка" команда-на-команду. Там, играя в эту игру, люди на полном серьёзе вбухивали в игру немаленькие деньги, получив взамен… другие текстуры оружия. Т.е. по умолчанию персонаж бежит с ножом, скажем, серого цвета. А теперь, купив у кого-нибудь в игре другую текстуру, он бежит с зелёным ножом. На сам игровой процесс сие действо не влияет. Но сообщество автоматически выстроилось таким образом, чтобы эти другие цветные текстуры определяли какой-то ранг игрока. И игроки потянулись за своего рода завистью и "уважением". Отдавая вполне реальные деньги. И ясное дело, чем более редкая вещь, тем она дороже, даже если она некрасивая от слова совсем. Похоже что желание выделяться сидит где-то глубоко внутри человека, и этим можно успешно манипулировать.
После такого я не удивляюсь тому, что какие-то мелкие значки-награды в интернет ресурсах могут и правда работать. RPG-система в действии. Стимул, конкуренция, социальный статус и всё такое. Главное, чтобы "достижения" одного игрока были видны другим.