
Людям не очень приятно, когда обнажается правда об отношениях бизнес-клиент: когда утекают методички продаванов, когда местечковые записи конференций гейм-дизайнеров всплывают в медийке (1)(2) или патенты технологических гигантов (3)(4). Или откровенные заявления разработчиков и глав компаний (6)(7).

Толпа не приемлет отношение к себе как к стаду баранов, нищих, зависимых, ведомых. Все это заканчивается протестами и появлением радикально настроенных масс граждан, преимущественно студентов (8).

Именно по этой причине в медийной и образовательной среде принято максимально осторожно освещать Маркетинг. Что приводит к фатальному невежеству и безграмотности специалистов. Но это приемлемая плата за недосказанность.
Представьте себе ситуацию, если бы в медвузе студентов учили только оздоровительной медицине и не учили лечить. Абсурд. Но этот абсурд сейчас происходит с дисциплиной маркетинга в образовательной сфере. Нет, есть конечно специалисты, которые могут управлять эмоциями и выдавать нагора слоганы сомнительно радикального характера: «То что не айфон, это не айфон», но между ними и типовым маркетологам с hh — бездонная пропасть (9).

Рекламные ролики Apple с данным слоганом больше недоступны / удалены правообладателем. Но есть записи предшествующей компани с более щадящим месседжем.
Ну что, пруфы?)
За невежеством далеко ходить не надо, можно начать с самого начала, с основ. С определения термина «Маркетинг». Любой студент, или преподаватель или директор по маркетингу крупной компании, на вопрос «что такое Маркетинг?» выдаст нагора определение в котором будет фигурировать слово «рынок». И будет не прав.
С 2017 года в определении маркетинга, больше нет «маркет'а». И это логично, если вы получаете прибыль не с продажи продукта на рынке, а с реализации предложений внутри продукта т.е. среди своих клиентов.
Да, для набора критической массы пользователей нужен бюджет, и обычно это Sale budget, но есть примеры и без него, как, например, Apex Legends. А вот бюджет на маркетинг будет реализован на формирование и сбыте ценностных предложений уже на имеющейся аудиторию. Пример с Bethesda с подпиской FallOut First (10).

Внутренняя аудитория, рынком не считается по определению. Хотя бы потому, что на ней нет конкурентов. Ну не позволит Sony прийти Microsoft со своей подпиской GamePass на платформу PlayStation. Как и не появится PlayMarket на iOS устройствах.
Поэтому актуальное определение маркетинга, данное Американской ассоциацией маркетологов (11) звучит так:
Marketing is the activity, set of institutions, and processes for creating, communicating, delivering, and exchanging offerings that have value for customers, clients, partners, and society at large. (Approved 2017)
Маркетинг — это активность, институты и процессы для создания и доставки ценностных предложениями для потребителей, клиентов, партнеров и общества в целом.
Ребята из AMA не из головы разумеется определение взяли. Был проделан большой труд, есть буликация в научно реферируемых издании (12) (13). Если нужно, могу сделать перевод, для этого прошу воспользоваться голосовалкой.
Но это цветочки…
Ягодки
В научной среде, многие гипотезы верифицируются по косвенным признакам. Мы не летали «ночью на солнце» и не зачерпнули плазму, чтобы определить его состав, у нас есть спектральный анализ. Мы не мчались со скоростью света, чтобы наблюдать искажения пространство-времени, у нас есть гравитационное линзирование. И не посылали лучших представителей рода человеческого на край вселенной, посмотреть, «а не расширяется ли там она?», у нас есть красное смещение эффекта Доплера. Хотя периодически посланцы дирректируются в этом направлении.
Среди скользких тем социальных дисциплин работающих с эфемерными понятиями: восприятие, удовлетворенность, мотивация, эмоции, всегда есть доля скепсиса. То исследования локальны, то не достаточно гибки, то выборка сомнительная, то анализ данных от методики к методике разнится и т.д. Но есть одно железобетонное косвенное подтверждение — деньги.

Бизнес не терпит демагогии и влажных фантазий, различной степени научности. Бизнес это про деньги, и рабочие гипотезы внедренные в коммерцию верифицируются рублем те прибылью.
Одним из самых «громких» инструментов социальной инженерии в маркетинге, который получил финансовое признание стал VALS (14). А вместе с ней и ее теоретический базис.
VALS — система ранжирования потребителей по ценностям и образу жизни. Ценности — это наследие иерархии потребностей Маслоу, а лайфстайл — Рокича. Как и в иерархии потребностей, ранжирование имеет градацию в сторону усложнения. Но если у Масло — это обозначает развитие, только в VALS прямым текстом заявляет о том, что некоторый образ жизни лучше другого. Лайфстайл менеджера среднего звена, получается всяко лучше ЛС уборщика (14), но не домохозяйки, если она самаактуализируется в этом (15).
Конкурентная методология LOV (14) также базируется на пирамиде потребностей, но исключая работу Рокича ввиду ее недостатков и скупости исследований.
С другой стороны у нас есть рад нейробиологических исследований (16), которые также подтверждают теорию Маслоу. Это на случай, если доходность для некоторых не показатель эффективности теории.
О чем это я…
Маслоу описывал иерархию потребностей, как этапы естественного развитие здорового человека (15). Т.е. не просто — у кого-то такие потребности, а у кого-то другие потому, что так сложились обстоятельства, или биологическая предрасположенность или среда, а один развит вот до этого уровня, другой до другого.
В той же публикации он обозначил проблему, что если человек не развивается «к нему стоит относится как хроническому больному» (17). И ещё один тезис из оригинальной публикации, а не ее интерпретаций:
Поскольку больным следует называть человека, которому в основном препятствуют, и поскольку такое препятствие возможно только извне, тогда болезнь в индивиде должна исходить от болезни в обществе.

Абрахам Маслоу
A theory of human motivation
Предвосхищая критику в сторону выборки исследуемых, Маслоу писал в статье о недостаточности здоровых людей в обществе, для полноценных масштабных исследований.
Вторая Маслоу, Герберт Маркузе вдохновлял своими работами и педагогической деятельностью как адептов левого движения, так и маркетологов. Он сетовал на происходящее всеобщее помешательство, которое удачно сложил в бессмертные строки поэт песенник Макс Покровский : «Вокруг больные лица, я никому не верю»
2+2
Только задумайтесь — ведущая маркетинговая методология базируется на ранжировании людей по хроническим заболеваниям. Да есть люди, у которых текущая мотивация не болезнь, а этап развития, но помня критиков и самого мэтро, таких только 2 процента. А значит все остальные, гарантированно и хронически диагностируемы.
Остается только упаковать в красивую упаковку пилюльки купирующие заболевание и снимающие симптомы.

Вы будете себя лучше чувствовать, обладая этой вещью
Питер Штраус, помощник Эдварда Бернейса
Надеюсь теперь понятнее откуда в иных методичках по брендингу, стратегии и маркетингу значатся «Боли» клиента. Этот максимально упрощенная, трижды переваренная, приправленная специями и очищенная от «токсичности» (истоков) интерпретация.

HR
Идеи Маслоу о здоровом развитии применимы не только маркетинге для сегментации ЦА, но и в Human resources. Методическое пособие от 1975 приводит вполне конкретные сценарии в управлении персоналом, фокусируясь на первых ступенях именно как на болях и страхах.
Как хорошо, что современные HR специалисты не имеют образования в маркетинге и не владеют теоритической базой психоанализа.
Референсы
Hunting the Whale: How Game Developers Target Gamers' Wallets [link]
Let’s go whaling: Tricks for monetising mobile game players with free-to-play [link]
Getting inside the heads of F2P players who pay $50 per month [link]
ЯНДЕКС?! — а чё тебе так интересно, сколько я зарабатываю? Патент RU_2676949_C2 или Алгоритмы под личиной UX [link]
Не только tinder вероятно знает с кем вы спите. Патент No: 0342684 A1 [link]
Vote: The Ken Kutaragi Crazy Executive Quote Award [link]
Respawn Devs Are Blasting Apex Players On Reddit For Being 'Freeloaders' & 'Ass-hats' [link]
FBI: Weather Underground Bombings [link]
Apple debuts “If it’s not an iPhone, it’s not an iPhone” ad campaign with two TV spots [link]
TheVerge.com / 2019. Bethesda wants to charge Fallout 76 players $13 a month for premium features [link]
AMA: Definitions of Marketing [link]
The American Marketing Association Definition of Marketing: Moving from Lagging to Leading Indicator [link]
Market Orientation: The Construct, Research Propositions, and Managerial Implications [link]
Наследие Маслоу: VALS и LOV [link]
Не-пирамида Маслоу / адаптированный перевод с картинками [link]
Endocannabinoid and dopaminergic system: the pas de deux underlying human motivation and behaviors [link]
Maslow'ские тезисы [link]
Einherjar
你懂中文吗?