image

Atomic Heart — это один из главных сюрпризов 2023-го года. Сложно было представить, что российская игровая индустрия до сих пор способна на что-то настолько сложное и масштабное. При этом разработка проекта, несмотря на немецкое название студии Mundfish, шла в лучших русских традициях — наперекор всему, с превозмоганием и погоней за мечтой. Откуда взялась главная игра последних лет для наших широт, какой она могла бы быть и чего достигла — сегодня и обсудим, дорогие товарищи.

Начало начал


Как и любое большое произведение, Atomic Heart начался с идеи одного человека — творческого арт-директора студии Mundfish Артёма Галеева.

image

В нулевые годы Галеев занимался рекламой, причём не абы где, а на МУЗ-ТВ, который тогда был стильным, модным и молодёжным. Там же он по счастливой случайности познакомился с Робертом Багратуни, будущим главой студии Mundfish.

Галеев, как настоящий творец и гик, давно мечтал создать собственную игровую вселенную. Потому параллельно работе в рекламе корпел над сеттингом, где уже чётко просматривалась тематика альтернативного СССР. На Youtube даже можно найти сборник его ранних наработок — видеоролик под названием Escape, где видны некоторые знакомые образы. Ту вселенную Галеев называл «3826», и это число станет очень важным для Atomic Heart.

Примечательно, что художнику приходилось работать над сеттингом на чистом энтузиазме, скрывая от всех, чем он занимается. Всё же в России тех лет к играм относились как к детской забаве, к которой взрослые состоятельные дядьки отношения иметь не должны.

Галеев показал плоды своей работы лишь Багратуни или по паспорту Максиму Зацепину, с которым они на тот момент уже подружились. Роберта увиденное впечатлило не на шутку: «Я увидел, что это настоящий арт, и понял, что хочу развиваться в направлении компьютерной графики», — рассказывал Багратуни.

image

Но с этого их путь в игровой индустрии, конечно, не начался. Артём и Роберт работали в сфере рекламы вплоть до 2008 года, когда грянул Мировой финансовый кризис. Экономика сильно просела, заказы пропали, рухнули планы на жизнь — нужно было что-то делать.

И тут на горизонте засиял свет мобильных и браузерных игр, чья простота и прибыльность сулили хорошие перспективы. Первым в эту стезю нырнул Багратуни, который с 2008-го по 2016-й где только не успел поработать, что позволило завести ему необходимые знакомства. В компании Newmedia Stars, например, он встретился с Евгенией Седовой, одной из будущих основательниц Mundfish.

image

Роберт Багратуни, Евгения Седова и Артем Галеев

Чуть позже и Галеев решил бросить рекламу и уйти с головой в игровую индустрию, так как видел в этой сфере возможность по-настоящему реализовать свои идеи и таланты. По его словам, это был хороший способ «творческую гордыню трансформировать в тихую прибыльную гавань».

Первые шаги


В 2017 году Роберт Багратуни, Евгения Седова и Артём Галеев основали игровую студию Mundfish, чтобы сделать масштабный проект на уровне Bioshock и Fallout. Они могли бы и дальше успешно клепать мобильные игрульки, но почувствовали, что пора двигаться дальше. Багратуни вспоминал: «Мы не рассматривали мобильные или казуальные игры, не потому что они плохие или мы какие-то особенные, просто мне нравится делать то, во что я бы сам хотел играть. Ни одной мобильной игры у меня нет».

image

Ребята строили наполеоновские планы и, разумеется, для таких замашек требовались серьезные бюджеты. Седова и Багратуни вложили в производство свои сбережения, но этого было недостаточно. Поэтому 50,5% акций компании продали некой Татьяне Корчагиной, жене их давнего партнера Сергея Корчагина — владельца одного из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий на Алтае.

Позднее Mundfish заключили партнёрское соглашение с Nvidia. Техногигант помогал начинающим разработчикам не только с освоением Unreal Engine 4, но и с продвижением проекта.

image

Забегая вперёд, отмечу, что помимо прочего в 2021-м году Mundfish удалось выйти на китайского медиагиганта Tencent. Сколько денег выделили китайцы — неизвестно, но наверняка эти ресурсы сильно помогли молодой компании.

Также важно отметить, что Mundfish изначально делали акцент на том, что не хотели сотрудничать с крупными издателями, боясь потерять права на вселенную. Потому работать они согласились со скромными, но уважаемыми французами из Focus Entertainment, под крылом которых побывали такие серии как Plague Tale, Sherlock Holmes, Styx и другие.

В начале у студии было всего 20 сотрудников и делали они… Нет, ещё не Atomic Heart. Первым проектом Mundfish стала VR-игра Soviet Lunapark. «Лунапарк» был для разработчиков пробой пера и испытательным полигоном, в котором видны черты будущей вселенной «Атомика».

image

Основной задачей игры являлся отстрел зомби в лунапарке при предприятии 3826, где всё пошло по одному известному месту.

Soviet Lunapark подразумевал кооперативное прохождение от 2х до 4х игроков. Каждому предоставлялся выбор из 4х персонажей: инженера, медсестры, солдата и офицера. Все они обладали уникальным арсеналом и способностями, вроде замедления времени и приручения зомби.

Несмотря на потенциал и неплохую графику, отзывов на дебютный проект Mundfish мало и успехом он не пользовался. Сейчас же «Лунапарк» удален из всех цифровых магазинов и купить его невозможно.

Пускай первая игра студии не хватала звезд с неба, но она дала обкатать на практике многие творческие задумки и стала первым шагом к по-настоящему большому успеху. Вероятно, если бы не вышел Soviet Lunapark — не вышел бы и Atomic Heart.

image

Через тернии к звёздам


Путь Atomic Heart к релизу был непростым. С одной стороны, с первого же промо-ролика в 2017-м году проект захватил внимание большого количества геймеров.

Но через несколько дней после публикации видео случился скандал, причём немаленький. Telegram-канал «Геймдев, который мы заслужили» вывалил море инсайдов якобы от бывших сотрудников Mundfish. По их словам, Atomic Heart на тот момент двигался в никуда, цельного видения игры ни у кого не было, а студию постоянно покидали толковые кадры. На тот момент иной информации не поступало, поэтому народ не знал, во что верить, что лишь подогревало возмущение и непонимание.

image

До самого релиза у руководителей студии были большие проблемы из-за их стойкого нежелания общаться и делиться подробностями разработки. Понятное дело, что из-за пандемии и усложнения бизнес-отношений на фоне СВО работать было сложно, и выносить сор из избы – глупая идея.

Однако недостаток информации всегда порождает недоверие и спекуляции. Долгое время люди попросту не верили, что игра существует и может выйти на рынок. Даже демонстрация геймплея в 2019-м не исправила ситуацию. Советская утопия, крутые роботы, боевая система из Bioshock — одна публика ликовала и требовала добавки, другая говорила про фейки и фотошоп.

Для исправления ситуации Mundfish сделали сильный шаг — пригласили корреспондента с сайта DTF Артемия Леонова, чтобы он лично проверил, существует ли игра. Несмотря на отсутствие футажей, информации он принёс из студии с лихвой.

По словам Леонова, увольнения действительно были, но они по большей части касались команды Soviet Lunapark VR, и эти сотрудники к Atomic Heart отношения не имели вовсе. Соответственно, и знать ничего толком не могли. Игра существовала и Артемий спокойно прошел несколько уровней. Работа над проектом шла чётко и по плану.

К сожалению, общественный скепсис после этого не угас. Делу не помогала ни отмена обещанного мультиплеера, ни достаточно пространная манера общения глав студии. На различных интервью Багратуни был готов говорить о чём угодно, но только не о разработке игры. Народу это не нравилось.

В 2020-м году ситуация несколько исправилась. Mundfish презентовали миру ролик с обновлённым игровым процессом, где даже засветился боссфайт с Плющом, одним из немногих органических противников. Журналистам же показали значительно больше, и их рассказы уже внушали больше оптимизма.

image

Atomic Heart в тот момент преподносился аудитории как сюжетная экшен игра с большим вниманием к открытому миру и его системности. То, как роботы на разных уровнях контролировали локации на предприятии 3826 и реагировали на бесчинства игрока, смело пиарилось в качестве одной из главных фишек проекта. Управляла поведением механизмов в мире игре операционная система «Коллектив». Разработал её, как и многое другое в мире Atomic Heart, академик Сеченов.

Система «Коллектив» включала в себя камеры, ремонтных дронов «пчёл» и самые разные боевые модели роботов, которых сбрасывали на обнаружившего себя игрока. Соответственно, важными аспектами игры становились стелс и умение ориентироваться на местности, чтобы искать и отключать подсистемы «Коллектива», для облегчения дальнейшего исследования локаций.

Хотя Atomic Heart и сравнивали с Bioshock, уже по роликам были видны большие отличия. Да, проект Mundfish также включал в себя комбинирование огнестрельного оружия и различных способностей, вроде разрядов тока и заморозки, но было заметно, что часто необходим и ближний бой, так как врагов много и все они норовят сократить дистанцию. Подобная динамика очень нравилась журналистам, но все отмечали ватный импакт от попаданий по противникам, так что разработчикам было что исправлять.



Чем они в дальнейшем, по сути, и занимались. Несмотря на пандемию, в 2021-м году Mundfish объявили, что игра в целом готова и отправлена на пост-продакшен и полировку основных элементов. Они не побоялись заявиться на презентацию Microsoft на Е3 2021-го с крутым трейлером под ремикс трека группы «Мираж» – «Музыка нас связала».

В нашем медийном пространстве из-за этой песни даже разразился скандал. Андрей Литягин, основатель группы, считал, что Mundfish нарушили авторские права, грозил судом и требовал компенсацию. По итогу студия от него отбились, а Верховный суд РФ постановил, что для претензий нет никаких оснований. Литягин хотел заработать, а вышел только чёрный пиар для видеоигры.

После этого Atomic Heart уже неспешно, тихо, но шел к релизу. Хотя на Е3 и заявили дату выхода «**брь 2022», то есть намекали на конец года, в итоге Atomic Heart вышел лишь 21 февраля 2023-го года. И как же это было громко…

Чудеса рекламы


Чтобы разобраться, чем же игра о советском атомпанке захватила умы миллионов геймеров, следует рассмотреть каким у Atomic Heart был маркетинг.

С первого же трейлера Mundfish цепляли зрителя ярким и стремительным монтажом, который представлял их уникальный сеттинг в выгодном свете. Это было странно, но уникально и выбивалось из общего ряда ААА-проектов.



В первую очередь Багратуни и КО грамотно использовали популярные на просторах СНГ образы. Та самая банка сгущёнки с легендарным дизайном, ещё и вскрытая ножом — такие символы грели душу нашего геймера. Для западного игрока это было скорее забавно и необычно, но тоже работало на самобытность.

Ещё одним классным примером использования советской эстетики являются анимационные ролики с пионерами, которые борются с буржуазией. В этом видны как чувство юмора авторов, так и отсылки на Пип-боя из Fallout и похожие ролики из серии Bioshock.

image

Что ж, а теперь можно перейти и к более важным символам Atomic Heart — роботам Близняшкам-балеринам. С первым появлением эти холодные как сталь, но всё равно горячие барышни заворожили интернет. Сложно сказать, планировались ли они как символы игры, или мем вышел из под контроля, но Близняшки однозначно завоевали сердца миллионов игроков.

image

За стать и выразительную походку Близняшек стоит сказать спасибо профессиональной балерине Большого театра Аните Пудиковой, которая с радостью откликнулась на предложение Mundfish поучаствовать в проекте. Её снимали в костюме для захвата движений. А позже с ней вышла фотосессия в образе одной из Близняшек. Получилось вполне достойно.

image

image

Отметим, что Atomic Heart покорил аудиторию не только родным визуалом, но и не чуть не менее колоритным саундтреком. Над музыкой поработали большие мастера своего дела: Мик Гордон, Джэффри Дэй и Андрей Бугров. Для проекта написали не только оригинальные композиции, но и сделали ремиксы культовых советских песен: «Комарово», «Трава у дома», «Косил Ясь конюшину», «Арлекино» и других.

image

Именно эти переделки на деле и зацепили большую часть людей. Они не только органично вписались в мир альтернативного СССР, но и отлично звучат сами по себе. В классические мелодии добавили элементы рок-музыки и электронщины, что в каком-то смысле сблизило гик-аудиторию и обычных людей, далёких от видеоигр.

Многие из тех самых ремиксов побывали в топах музыкальных чартов. «Комарово» вообще долгое время была Топ-1 в «Яндекс.Музыке», что само по себе является огромным достижением.

Все это дало игре мощный старт, но и по прошествии времени Atomic удерживал внимание аудитории. Делу способствовали пасхалки на поп-культуру и интернет-мемы.

image

Знатно хайпанула и Элеанора — похотливый робот-арсенал в форме холодильника, ставшая одним из любимых персонажей игроков.

image

Не обошлось и без чёрного пиара. Причём в данном случае буквально. В Atomic Heart существуют специальные сейфзоны, где игрок может сохранить прогресс и перевести дух. В каждой из них расположен телевизор, по которому крутят отрывки из мультсериала «Ну, погоди!». В эту нарезку попал эпизод с потешным и карикатурным образом африканского туземца-лучника из серии, где Волк преследовал Зайца в музее.

image

Но что для русского человека хиханьки и хаханьки, то на Западе нарушение табу и расизм. В Твиттере и некоторых СМИ Mundfish начали обвинять и критиковать. И хотя разработчики сдались и вырезали из игры провокационный момент, лишнее обсуждение Atomic Heart всё равно вышло им в плюс.

Также Mundfish оказались мастерами по организации разного рода коллабораций. Игровые кресла, презервативы (хотя зачем они гикам?), Яндекс, энергетики, другие видеоигры — чего они только не испробовали.

image

Отдельно отмечу рекламный ролик с участием актёра Дженсена Эклза, звездой сериала «Сверхъестественное». Во-первых, круто и неожиданно, что, видимо, через Nvidia или других западных партнеров получилось дотянуться до такой знаменитости. Во-вторых, сам ролик достаточно компетентный и стильный.

Маркетинг Atomic Heart — это идеальный показатель того, что создатели проекта и руководители не просто знали, в чём основная фишка их игры, но и умело её раскручивали.

Великий возможный СССР


Одним из главных достоинств Atomic Heart является её сеттинг. Утопический СССР с потрясающими фантазию технологиями — это мечта многих поколений фантастов, которую студии Mundfish удалось феноменально визуализировать.

image

Сталинский ампир с массивными шпилями, большими арками и зданиями из гранита удивительно сочетается с летающими дронами, помогающими людям роботами и прочими достижениями советской научной мысли. Именно величие учёных, торжество интеллекта и изобретение загадочного полимера позволило СССР стать внушающим трепет, великим государством, что мы видим в самом начале игры.

image

Но позже, как и в любой другой утопии, начинает открыватся не самое приятное нутро советской державы. Рядом с монументальными конструкциями, высокими технологиями и уютными элементами декора, старыми телевизорами и на совесть сколоченной мебелью валяются трупы, везде разруха и кишки на стенах, а в подземных лабораториях предприятия 3826 творится такое, что обычному человеку лучше и не знать.

image

Разработчики используют этот визуальный контраст для донесения простых и понятных идей. В процессе прохождения игрок понимает, что ценность человеческой жизни в этом мире минимальна, те самые технологии в любой момент могут стать причиной гибели всего на свете, а сильные мира сего больше всего жаждут тотального контроля любой ценой.

Даже величие СССР основано не только на роботах и полимере, но и на настоящих военных преступлениях. Именно Союз использовал биологическое оружие Коричневую чуму вроде как для предотвращения ядерного удара со стороны Германии. А по факту жертв оказалось намного больше и остановить эпидемию смог лишь академик Сеченов. Очень удачные совпадения, ничего не скажешь.



Atomic Heart, это важно подчеркнуть, не пытается выдать какой-то политический комментарий или высказать позицию, что, мол, СССР было такое-то нехорошее государство. Нет, советский ретрофутуризм просто является идеально подходящим и совсем не заезженным сеттингом, чтобы на фоне этой стилистики рассказать простую, но грамотно написанную историю о ценности свободы выбора.

Игровой процесс


Atomic Heart — экшен от первого лица с большим количеством возможностей. Это вовсе не Immersive-sim в стиле первого Bioshock или Prey 2017-го года, но поговорить определённо есть о чём.

image

Atomic Heart — игра в открытом мире, где большие территории Предприятия 3826 вмещают в себя сюжетные локации, дополнительные комплексы и просто улочки для исследования и поиска пасхалок. Несмотря на изначальное желание разработчиков придать открытому миру системность и осмысленность, а также создать контраст между залитыми лучами солнца зданиями наверху и мрачными кровавыми лабораториями под землей… вышло всё не совсем идеально.

Сюжетные задания работают как отличный срежиссированный боевик. В этих локациях есть как высокая динамика, разнообразие в дизайне помещений, так и увлекательные истории, которые подчас рассказывает само окружение. Причём не только через записки, но и благодаря дизайну обстановки.



Дополнительные полигоны — это креативные подземелья-головоломки, в которых видно вдохновение японской серией игр The Legend of Zelda. Каждый подобный уровень — это неплохая проверка игроков на внимательность и сообразительность.

Добавляет полигонам баллов то, что головоломки не только отлично продуманы с геймплейной точки зрения, и заставляют игрока пошевелить мозгами, но и зрелищно визуализированы. Все эти вращающиеся платформы и механизмы внушают своей детализацией и проработкой. Данные локации не обязательны для прохождения, но позволяют заработать ресурсы и улучшения для своего арсенала, потому избегать их нежелательно.



Сам же открытый мир настолько ненужный, насколько это возможно, хотя в нём и есть намётки на контент. «Коллектив» всё также следит за игроком через камеры, и посылает «пчёл» и боевых роботов разных видов и форм бить главному герою по пятой точке. Собственно, наблюдение можно как отключать, так и использовать в своих целях, чтобы искать те самые побочные полигоны.

Но, к сожалению, на этом всё. В самом открытом мире никаких активностей и плюшек нет, кроме разнообразных пасхалок и смешных записок. Возможно, разработчики просто не успели наполнить эти просторы контентом и решили сосредоточиться на том, что уже работает. Осуждать их за это нельзя, но пространство для улучшения в сиквеле, безусловно, имеется.

image

Теперь перейдём к боевой системе, которая вышла намного более насыщенной и сложной, чем казалось по трейлерам. Atomic Heart очень сильно ориентирована на сражения с применением всего арсенала, который оказался достаточно богат. В распоряжении игрока находятся как различные образцы огнестрельного оружия, энергетические пушки, так и более экзотичные полимерные способности и оружие ближнего боя.

В сражениях большое значение имеет знание навыков врагов и таймингов их атак, что делает геймплей Atomic Heart чуть более комплексным, чем в обычных шутерах. Особенно сложно становится в боссфайтах, где противники показывают всю свою мощь, способную раздавить нерасторопного игрока.



Единственной очевидной проблемой боевой системы стало малое количество инструментов борьбы с толпами врагов. Помимо телекинеза в арсенале игрока нет возможностей биться с несколькими роботами сразу, особенно если у них есть уникальные атаки, за которыми в гуще сражения некогда следить. И если ближе к концу сюжета главный герой, майор Нечаев, достаточно жёсткий, чтобы залпом ракетницы или молниями развалить группу оппонентов, то до середины игры такие зарубы вызывают дискомфорт.

Модели и персонажи


Одной из многих отличительных черт Atomic Heart является проработка дизайна основных персонажей и противников майора Нечаева. У каждого стилистического решения были как нарративные, так и чисто эстетические причины.

Возьмём, например, Близняшек. Они претерпели по ходу разработки довольно значительные перемены, взгляните сами:









Как можно заметить, самым «проблемным» местом для дизайнеров было лицо. В сюжетном плане истинная личность Близняшек — большая тайна, которую и главный герой, и игрок должны узнать только ближе к концу истории. С визуальной же точки зрения наличие лица делало персонажей более обыденными и понятными. Это совершенно расходилось с флером загадочности, который является важной частью индивидуальности Близняшек. В итоговом же виде они превратились не просто в таинственных хранителей Сеченова, но и в великое достижение советской науки, что подчеркивают красные звезды на их лбах.

Остальные роботы-противники должны были соответствовать нескольким критериям. Во-первых, «Рафики», «Вовчики», «Наташа» и прочие должны были радикально отличаться друг от друга, иметь узнаваемый стиль, повадки и запоминаться. Во-вторых, важно помнить, что большая часть этих роботов изначально создавались под промышленные, сельскохозяйственные задачи или для сферы услуг, а потому их боевая натура не должна становится очевидной с первого взгляда. Это добавило дуалистичности и неоднозначности миру игры в целом.











Минутка технологической базы


Как мы помним, в 2018-м Nvidia сами предложили Mundfish свою поддержку. Компания помогла разработчикам с освоением Unreal Engine 4, который на тот момент был наиболее продвинутым графическим движком. Делалось это в первую очередь под промоушен новомодных RTX-лучей и DLSS, и их долгое время обещали интегрировать в проект. Обещали, но не интегрировали. До сих пор данные технологии в Atomic Heart отсутствуют. Возможно, Mudfish не смогли оптимизировать игру с учётом «лучей» и отложили их до лучших времён.



Но даже несмотря на отсутствие RTX и DLSS, визуально Atomic Heart смотрится отлично благодаря продуманному дизайну локаций. Отладили UE 4 тоже исправно, ведь в отличии от конкурентов игра сразу на релизе демонстрировала плавность и высокую частоту кадров даже на не самых серьёзных машинах. В наши дни это сродни подвигу.

Прекрасное далёко


Релиз Atomic Heart прошёл более чем успешно. В СНГ игра произвела ожидаемый фурор, а на Западе её назвали очень любопытным и самобытным шутером, в котором есть что улучшать. Для дебютной игры студии такие оценки многого стоят.



О успешности проекта может говорить и развитие франшизы в целом, которое происходит на наших с вами глазах. Уже вышло DLC Annihilation Instinct, развивающее сюжет игры, и ещё несколько на подходе.

Также вышла книга «Atomic Heart. Предыстория „Предприятия 3826“» от лороведа студии Херальда Хоффа. Она помогает глубже познакомиться с миром утопического СССР, его действующими лицами и осознать причины событий, случившихся в основном сюжете.



И самое главное — нам уже пообещали сиквел, а значит у Mundfish всё хорошо и есть ресурсы для дальнейшего развития. Учитывая, какой тернистый и тяжкий путь они прошли, хочется пожелать им всяческого успеха. А нам — шедевра, ибо Atomic Heart 2 вполне может им стать.


Источники:


  1. Интервью с Харальдом Хорфом
  2. Материалы о маркетинге Mundfish
  3. Репортаж Артемия Леонов из Mundfish, 2019-й год




Автор текста: Павел Широков. Написано специально для блога Timeweb Cloud и CatGeek.



Возможно, захочется почитать и это:


Комментарии (68)


  1. kovalensky
    06.01.2024 09:00
    +10

    Игровые кресла, презервативы (хотя зачем они гикам?)

    Не соглашусь, я ими wi-fi роутер на потолке укреплял.


    1. Wesha
      06.01.2024 09:00
      +6

      Роутер? На потолке? Креслами? Сэр, но КАК?..


      1. AlexanderS
        06.01.2024 09:00
        +5

        Очевидно с помощью презервативов...


  1. ky0
    06.01.2024 09:00
    +11

    Atomic Heart или как забилось сердце русского геймдева

    Ну, как забилось - заскорузло стукнуло пару раз :) Забьётся - когда хорошие игры станут правилом, а не исключением. Достойная ММО - вообще прекрасно было бы.


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00
      +10

      Ну, пациент хотя бы скорее жив, чем мёртв) Это нас уже очень радует


    1. NickDoom
      06.01.2024 09:00
      +1

      Забилось оно, наверное, в эпоху «Космических Рейнджеров», на которые подсели все, владеющие русским языком.

      Хотя стоп, на «Тетрис» весь мир подсел. А в ту эру это вполне ААА проект был :)

      Короче, бьётся редко, но метко, просто раньше это было что-то типа инди, а тут вдруг раз и студийное. Может, и до ММО дело дойдёт.


      1. ky0
        06.01.2024 09:00
        +1

        Если только какое-нибудь инди-ММО :) Всё крупное надёжно подгребли под себя известные апологеты, как бы это без мата сказать... "манипуляционных техник монетизации", во.


    1. morokk
      06.01.2024 09:00
      +5

      ММО как-то не на коне сейчас. Скорее уж гача какая-нибудь. Выбей из гачи Алешу Поповича, Соловья-разбойника или Василису Прекрасную. Или коня Юлия.


  1. Zuy
    06.01.2024 09:00
    -2

    Вот бы ещё мат в озвучке как-то отключался, а то с ребёнком трудно было играть.


    1. RodionoF
      06.01.2024 09:00

      Я с двумя детьми проходил игру. В ухо наушник, а читать они ещё не умеют :-)


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00
      +20

      Там и так кровища и робо-сексуальные особо, не очень для детей подходящий визуал)


      1. Arenoros
        06.01.2024 09:00
        +10

        Как то глупо это слышать от покаления геймеров которые скорее всего проходили postal2, manhunt, doom и прочее веселье лет так в 11-12.


        1. Vsevo10d
          06.01.2024 09:00
          +1

          ...и играли в это и разные визуальные новеллы не палясь, когда дома никого, пряча диски, потому что понимали, что это все рановато, но просто очень интересно.

          А есть случаи, когда детям это понимание не привили, и они делают это в открытую, искренне не понимая, ачетакова.


          1. Arenoros
            06.01.2024 09:00
            +2

            ну всякие рандеву с незнакомкой и приключения вовочки да, но точно не постал с дум


      1. C10ver69
        06.01.2024 09:00
        +1

        Вот как раз это именно для них и сделано.


    1. ZvoogHub
      06.01.2024 09:00
      +22

      на сайте производителя и в магазинах указан возрастной рейтинг 18+

      Игра ему полностью соответствует.

      Не надо позволять детям то что им запрещено.


      1. 104u
        06.01.2024 09:00
        +1

        Конечно не надо, дети сами себе позволят. Я не помню, во сколько лет проходил postal 2, но паспорта точно ещё не было. Пока что ножницами в людей не кидаю, кошек на дробовик тоже не толкаю (да и дробовика у меня нет)

        P.S. в кошек ножницами тоже не кидаю


        1. NickDoom
          06.01.2024 09:00
          +1

          …остались только варианты кидания кошками в людей или людьми в кошек :-D


          1. 104u
            06.01.2024 09:00
            +1

            Но как же насчёт кидать кошек в кошек и людей в людей?


            1. NickDoom
              06.01.2024 09:00

              …интересно, можно ли маникюрными ножницами попасть точно в колечко больших ножниц, висящих на мишени для дартса…


  1. aik
    06.01.2024 09:00
    +12

    А я вот как раз из-за сеттинга и забросил. Нет у меня ностальгии, тем более - по такой приторной версии. Игра вообще напомнила в этом плане "музеи СССР", куда стащена куча старья и разложена без особой системы.

    Ещё из-за нелогичности происходящего, когда многие вещи даже с точки зрения игровой логики не объясняются, а только с точки зрения больного фетишиста.

    Ну ещё из-за головоломок с лампочками.


    1. BugM
      06.01.2024 09:00
      +14

      Нет у меня ностальгии, тем более - по такой приторной версии.

      Кажется вы не прошли дальше вводного интро. Интро специально такое. Красивое противопоставление парадной картинки и того что на самом деле происходит.


      1. aik
        06.01.2024 09:00
        -3

        Прекратил играть там, где надо было четыре ключа достать для открытия двери. Вроде как сперва два принёс, а потом заставили ещё четыре искать. Но окончательно добили всё же лампочки - я слишком слоупочен, чтобы вовремя там нажимать кнопки. Минут по десять тратил.


        1. BugM
          06.01.2024 09:00
          +3

          Это самое начало, да. Лампочки это замок? Он же предсказуемый, по одному паттерну все. Один раз понять принцип и проходится легко.

          В общем сюжет и мир там совсем не приторная версия СССР. Если лор внутри игры почитать мир еще хуже становится.


          1. aik
            06.01.2024 09:00
            +1

            Лампочки это замок, где надо нажать кнопку, когда зажигается лампочка. Мне скорости реакции не хватало.


            1. Solexid
              06.01.2024 09:00
              +2

              Там не скорость реакции нужна, там надо ритм отбивать, гг даже подсказывает жестом это


              1. aik
                06.01.2024 09:00
                -2

                Не помню ритма. Помню, что "зажглась лампа - жми кнопку".

                Я сейчас в Assassin's Creed играю, с местными замками у меня тот же косяк - даже первый уровень сложности вскрываю не с первого раза, где всего один раз надо нажать кнопку, когда "стрелка" находится в определённой точке. При этом точка достаточно широкая. А вот второй-третий уровень - там и точка меньше размером, и стрелка быстрее шевелится - там даже не пытаюсь.


                1. Fen1kz
                  06.01.2024 09:00
                  +7

                  Ну то есть Вы сейчас признались в том, что не смогли осилить достаточно казуальную игру, при этом свободно высказываетесь на тему происходящего в ней?

                  По факту, Вы, еле осилив букварь, критикуете 1984 за то, что на первых страницах там превозносится тирания.

                  ---

                  В атомик харт не играл и не собираюсь, но то что вы делаете это просто отвратительно.


                  1. aik
                    06.01.2024 09:00
                    -2

                    Я написал, почему я прекратил играть в атомик харт. Лампочки - это не основная причина, а гвоздь в крышку. Основная причина - сеттинг и нелогичность проиходящего. Ну не могу я нормально воспринимать игру, где для "открытия двери" один баборобот задней ногой через левое ухо вставляет ключ в пузо второму. Ну и ещё куча вещей по мелочи.


              1. Wesha
                06.01.2024 09:00

                Для меня тоже новость — думал, что это как в игровых автоматах: "зажглась лампочка — нажми пимпочку, кто не успел — тот опоздал".


        1. sv91
          06.01.2024 09:00

          Да, это самый скучный период игры. Сам чуть не забросил, но остановило то, что купил на свои деньги. Дальше там по ощущениям по-интереснее будет, хотя псевдо-открытый мир в какойто момент тоже надоест


          1. aik
            06.01.2024 09:00

            Ну я в демку играл, плюс ещё от покупки отвратило то, что в стиме игра недоступна для СНГ. Так что денег не потратил.

            Но вообще, считаю, что в первые часы игра должна показывать, на что способна. А не "всё веселье начинает в эндгейме".

            Мне атомик харт вообще очень сильно напомнил биошок третий(?), там, где с девочкой гуляешь. Я его тоже забросил где-то на первых уровнях, если память не изменяет, то во время драки с птицей.

            Мир игры не заставляет в себя поверить, слишком много нелогичностей и непонятностей в глаза лезет. Если игра затягивает, то подобное прощает и потом, уже после прохождения ругать начинаешь. А вот если игра только началась, а ты, вместо того, чтобы смотреть по сторонам, думаешь "нахрена они лодке такой движитель придумали и чем им водный велосипед не нравился, почему руками грести надо?" - это не к добру. Ладно ещё про машины более-менее объяснили "так принято". Но 2/4 ключа, чтобы дверь открыть? Это принципиально "лишь бы не как у людей"?


      1. ABy
        06.01.2024 09:00
        +3

        Мне, наоборот, интро всего зашло. Вообще хотелось бы побольше фантастики в духе Беляева, а не роботов ломать. Лунные базы, подводные города, гигантомания - вот это все, от чего вспонинаешь как читал книгу "Звезда КЭЦ".

        Если что, игру я на ютьюбе прошел:)


        1. aik
          06.01.2024 09:00

          Если бы там мир был живой - было бы заметно лучше. А так протащили по типу поездки в вагончике в первой халфе, а потом сразу к зомби-роботам. Нет бы что-то типа Deus Ex сделали, где задания в более-менее живом мире выполняются, с людьми общаешься и т.п.... А не от холодильников-извращенок отбиваешься.


  1. lonelymyp
    06.01.2024 09:00

    А ещё надо упомянуть про ловкий ход с "утечкой" бета версии игры. Бетка кагбы есть, в неё даже можно играть, поэтому игра пиратам не интересна, почти год прошёл с релиза, а пираток нет.

    Но уровень сложности в бетке запредельный и после пары часов играть невозможно. Кто хочет поиграть - покупает за деньги.


    1. aik
      06.01.2024 09:00
      +4

      Если уж скачал "бету", то найти там пару строчек в конфиге, где сложность правится, проблемой не будет.


    1. Barnaby
      06.01.2024 09:00
      +4

      Игра непопулярна у пиратов из-за денуво и того что доступна бесплатно в геймпассе. Кто хотел, прошел на релизе за 1 рубль.


      1. dartraiden
        06.01.2024 09:00

        До сих пор на всяких фанпеях и подобных ресурсах можно поиграть буквально за 5 рублей.


    1. Tirarex
      06.01.2024 09:00
      +4

      Бета как раз отбило все желание играть, скучный геймплей, банальный сюжет с плот твистом который был виден с первого часа игры, оружие невнятное, апгрейды ради апгрейдов. Открытый мир который почти пустой. Игра очень коридорная и горизонтальная, второй раз ее проходить точно смысла нет.

      В общем как поклоннику биошока - не зашло.


    1. Leon010203
      06.01.2024 09:00

      Это вроде исправляется. Не упомянули хорошую оптимизацию. У меня на N5105 кое как даже пашет, но при таких низких настройках играть невозможно. Кстати за предзаказ в 2018г дают 2 ключа: на стим и вк.


  1. reishi
    06.01.2024 09:00
    +4

    Забросил игру, потому что надоел симулятор пылесоса. Тот редкий случай, когда жалко потраченных денег и проще посмотреть сюжет на ютубе


  1. Interreto
    06.01.2024 09:00
    -2

    Фигня-фигнёй! А роботьі близняшки с косой Тимошенко (екс примьерка Украиньі)


  1. ibein
    06.01.2024 09:00
    -1

    На The Day Before тогда что произошло с этим сердцем? ???? Как-то быстро оно, из стадии "забилось" перешло во "что-то произошло"....

    Или вся надежда на Смуту, где по словам разрабов боевка круче чем во ведьмаке 3? Где до игры пару месяцев, а мы даже толком геймплея не видали?(чуете чуете пахнет лада рейсинг...)


    1. aik
      06.01.2024 09:00

      де по словам разрабов боевка круче чем во ведьмаке 3?

      Вроде они сказали только, что "как в ведьмаке точно не будет". Про "круче" не говорилось. Подразумевалось, наверное, но можно трактовать что "будет ещё ужаснее, чем в ведьмаке". :)


      1. ibein
        06.01.2024 09:00

        Ааа, наверное будет два хора вопящих на фоне драки)))


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00

      Да не, это обычные скамеры (речь о якутах), коих хватало и в 90-е, и в нулевых до кризиса, когда деньги давали на ВСЁ буквально, что отдалённо напоминало игру. Смута пока непонятна, но поведение их в медиа конечно неоднозначно


  1. 6lyapa
    06.01.2024 09:00
    +1

    боёвка очень скучная, заскриптована от и до. враги нападают по сценарию, типа бежит вперёд потом раскручивается и делает удар. зная это нада прыгать вокруг него и успевать бить в нужный момент.
    как супер боссы в 8и битную эпоху


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00

      Не согласен насчёт скриптованности, у каждого противника свои паттерны поведения, которые нужно выучить для успеха что в мили, что в дальнем бою. Если вам было легко - повысьте сложность, смените билд, попробуйте НГ+ с модификаторами, там местами довольно хардкорно.


      1. 6lyapa
        06.01.2024 09:00
        +1

        > которые нужно выучить для успеха

        об этом и разговор, что нах нада их учить

        > у каждого противника свои паттерны

        т.е у каждого свой скрипт

        сути это не меняет. не хочу йа учить паттерны и прыгать под них.

        скучно не от слова легко, а вообще от механики.


        1. sora_rei
          06.01.2024 09:00

          Зависит от того, что вы ждали от игры. Если чистый шутер, где решает исключительно позиционка и выбор оружия -- это не про Атомик, факт. Но на "у каждого свой скрипт" работает почти каждая игра с комплексной боёвкой, от Дарксоулсов до Сифу и более сложных битемапов. Просто у условных боссов этих скриптов больше, а у базовых противников меньше.


  1. KidBox
    06.01.2024 09:00

    В свои первые игрушки ещё на спектруме играл, но в эту не смог. Много альтернативной логики. Бросил где в тоннеле, змей стены пробивает.

    Но сеттинг конечно красивый.


  1. Gran04ek
    06.01.2024 09:00

    Как раз её прохожу и заметил, что когда в наушниках перестают материться — появляется ощущение, что играю в Prey :)


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00

      Да, Прей конечно непризнанная классика научной фантастики наших дней, поэтому им не стыдно вдохновляться


    1. aik
      06.01.2024 09:00
      +1

      Я из prey помню только порталы и беготню по потолку. Проходная игрушка оказалась, хотя обещали, что будет "новый Unreal".


      1. sora_rei
        06.01.2024 09:00

        А, вы про тот прей) Я то обычно вспоминаю игру 2017-го года)


  1. SeemsLegit
    06.01.2024 09:00

    Меня больше всего интересует, как бы игру встретили россияне, если бы она не была от своего разработчика, и в ней отсутствовала советская тематика?

    Я купил игру за полную стоимость в стиме и рассчитывал как минимум получить удовольствие от игры, но не получилось. Уже после бабки с гранотометом я начал подозревать, что мы с игрой не подружимся. Так и получилось. Я прошел первый комплекс, вышел наружу в открытый мир и не смог объяснить себе, зачем я должен играть в эту игру.

    У игры яркий фасад для своих: советская тематика, "уморительный" юмор (озабоченный холодильник, гусь-матершинник и прочее), отсылки на другие игры и заимствования, главный герой-гопник. Наверное кто-то от этого в восторге. Однако под капотом плохо проработанные и скучные механики, куча багов, унылая боевка, враги видящие и пытающиеся напасть сквозь стены, а также симулятор пылесоса.


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00

      Игра от Ненашего про нас это звучит как Сингулярити, к которой относятся нейтрально, но помнят за хороший геймплей. Тут важно понимать, что если бы разработчики были забугорными, такого уровня погружения в сеттинг и локальные мемы и близко бы не было.

      Дело вкуса, опять же. Я в западных СМИ встречал довольно много позитивных отзывов об игре. Да, не восторженных, но более чем положительных.


      1. NickyScout
        06.01.2024 09:00
        +1

        Отличная игра, прошел на одном дыхании. Тот же Starfield, откпыл, поиграл 3 часа, закрыл и более не открывал.


  1. Paul815
    06.01.2024 09:00

    Сердце русского геймдева забилось и было оперативно пересажено в Кипр, дабы не остановиться навсегда.

    Русский геймдев сейчас "Смутой" "занят".


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00
      +2

      Справедливости ради, большая часть нашего бизнеса всегда юридически располагалась на Кипре или других оффшорных регионах, ибо с точки зрения налогообложения и условий для бизнеса это удобнее. Поэтому, например, та же Новая Зеландия является одним из самых популярных мест регистрации компаний, если мне память не изменяет


  1. CrashLogger
    06.01.2024 09:00
    +7

    Никак не пойму, почему африканец в юбке из листьев и с луком - это расизм, а русский в ушанке и с балалайкой - нет. Где эта невидимая грань ?


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00
      +2

      Ну, когда славяне в Америке будут иметь такое же положение, как афроамериканцы ( т.е. никогда), тогда и посмотрим)


  1. erydit
    06.01.2024 09:00

    В статье так скромно избегают слово "Кипр".


    1. sora_rei
      06.01.2024 09:00

      Я уже выше отмечал, что на Кипре стали базировать юр лица задолго до 2022-го года, так что ничего такого не вижу. Это сделали преимущественно наши ребята и девчата, чем мы и горды


      1. nikweter
        06.01.2024 09:00

        Это сделала кипрская компания. Наши ребята работают в куче компаний по всему миру, от этого компании не становятся российскими.


        1. BugM
          06.01.2024 09:00
          +1

          Это сделали наши ребята. Где у них юрлицо открыто, да какая разница? Все всегда делали юрлица в наиболее удобных юрисдикциях. Ничего нового.


          1. nikweter
            06.01.2024 09:00

            А чего Яндекс тогда в Россию перерегистрируется? Сидел бы себе в в Нидерландах, ничего нового


            1. BugM
              06.01.2024 09:00

              Вы совсем забыли недавнюю историю? Насдак одним днем запретил торговлю акциями Яндекса. Они с тех пор заморожены. Логично что после этого решили что-то делать.

              Изменения будут только для крупных владельцев акций, не переживайте.