Сейчас в моде слово «клиентоцентричность», которое заменило привычное мне, бумеру, «клиентоориентированность». И для меня выглядит это так: если раньше важно было делать свой продукт или сервис, ориентируясь на клиента, то сейчас надо просто пойти и сделать, как тебе приказали. И неважно, что ты думаешь, ты же должен быть клиентоцентричным. Для гос. проектов это весьма актуально, кто работал, тот знает. Наверное, поэтому слово «клиентоцентричность» так полюбилось именно там.
Однако есть один маленький нюанс: Руководитель проектов должен соблюдать границы проекта, он не волшебник. У него нет бесконечного бюджета и сроков, а значит, иногда придется спорить и отстаивать границы. А значит, говорить «НЕТ». Как это делать так, чтобы не разрушать отношения на проекте, в команде, на аккаунте, а, наоборот, их укреплять? Вот об этом и предлагаю поговорить.
Дисклеймер: это получился длинный и сложный текст, так как тезисы в нем требуют детального проговаривания. Вкратце, эта статья про:
Софтскиллы, которым не учат ни в одной школе Руководителей проектов, но которые вам понадобятся сразу на вашей работе.
Психологические установки, которые могут мешать вам в вашей работе и общении с вашими заказчиками, и что с этим всем можно сделать, чтобы стать более успешным. Успешным = зарабатывать больше, выполняя проекты сложнее и сложнее.
Введение. Если от вас все хотят услышать «ДА», а вы его говорить не хотите?
В своей работе я много раз приходил на аккаунты или проекты, которые надо было спасать. Однажды меня взяли на проект, где до меня за 4 месяца сменилось 4 РП, ведущий архитектор готовился написать заявление «по собственному», потому что он не подписывался под то, что продали, а заказчик понимал, что дело неладно и уже думал о смене подрядчика. Я мог отказаться от этой безнадеги, но я вписался. Мне стало интересно, как сделать то, что сделать невозможно? И, спустя год, у меня получился успешный проект, выполненный с отклонением от бюджета на 0.5% (не шучу, я проверял), довольный заказчик и продолжение работ на много лет для моей компании. А с тем архитектором мы и вовсе подружились.
И это – не единичный случай, в моем опыте таких историй примерно десяток. Как у меня получается «вывозить» безнадежные ситуации и проекты – этим я и хочу поделиться.
Вначале почти любой проект выглядит примерно так: вы тихо и мирно согласовываете со всеми ТЗ, планы работ, бюджет, устав и все остальное. Царят приятные ожидания и легкая эйфория: «ура, мы все согласовали и щас как начнем!».
А дальше ваш проект начинает напоминать телегу, несущуюся с горы, в которую пытаются накидать все больше требований, сроки уменьшить, а половину колес от телеги забрать (вы же классный РП, справитесь и так, а на другом проекте все пылает, там нужнее). А если телега не долетит до финиша или долетит, но не так, как было согласовано, виноваты будете вы. Да-да, именно вы, дорогой РП.
Если вы хотите довести ваш проект до успешного завершения, рано или поздно у вас возникнет острое желание сказать:
нет, я не сделаю это в 2 раза быстрее;
нет, я не сделаю это, если у меня забрать половину команды;
нет, я не буду автоматизировать этот процесс и «заодно» еще 2;
нет, я не смогу это сделать дешевле, чем оценили;
и много других «нет». Однако, есть проблема. Ваши заказчики не хотят слышать «нет», оно их грустит. Ваш руководитель тоже не хочет слышать «нет, я не могу». Он хочет, чтобы вы постарались сделать.
Что же делать? Как соблюсти баланс между клиентоцентричностью и желанием послать всех далеко и надолго?
Ответ простой: надо становиться гибче и не забывать о своих границах. Сказать это просто, а делать – сложно. Но это не повод не разобраться в механизмах и том, что можно сделать.
Как говорить «НЕТ»?
Начну с базы. Чтобы сказать «НЕТ», не обязательно говорить «нет».
Есть такой анекдот (это его часть, остальное тоже смешно, но не про то):
если дипломат говорит «Да» – это «Может быть»,
если дипломат говорит «Может быть» – это «Нет»,
если дипломат говорит «Нет» – это не дипломат.
Руководитель проектов должен быть дипломатом. Я это многократно проверил на своем опыте. Мое «нет», совершенно обоснованное, очень редко принимали мои руководители, мои заказчики. Даже если я был на 100% прав, говоря «Нет», меня считали негативным, негибким и неконструктивным. Меня это сердило, я не хотел меняться и это было моим стеклянным потолком достаточно долгое время. А потом я изменил подход, и это сработало.
Гибкость не означает подчинение вашему заказчику (бизнес, аккаунт, ваш руководитель). Это означает, что вы стараетесь найти варианты решения. как в пошлой, но 100% верной американской фразе «не говори мне, почему ты это не сделаешь. Скажи, что тебе надо, чтобы это было сделано?». Эта гибкость должна иметь свои границы, чтобы вам не сели на шею, об этом тоже скажу ниже.
Я выделяю следующие причины, по которым РП не могут реагировать на изменения гибко, что приводит к ситуации, когда вместо решения проблемы клиента, РП закрывается и начинает реагировать неконструктивно. Неконструктивно – это когда РП не думая, не предлагая вариантов и путей решения просто отказывается говорить об изменениях своего проекта.
Вот эти причины:
Негативное мышление.
Нежелание вникнуть в проблему клиента – обыкновенная лень.
Неумение видеть пространство возможностей для решения п2 выше.
Неумение взять паузу, обсудить и подумать.
Неумение быть проактивным.
1. Негативное мышление РП
Основная проблема. Негативное – это когда я воспринимаю любое изменение, как что-то ужасное, невыносимое, нерешаемое и говорю «нет» даже не подумав, как это можно решить. Для меня стакан наполовину пуст.
Отказ не требует затрат энергии, делать лишних движений не хочется, и большой соблазн просто ответить: «этого нет в ТЗ, и я этого делать не буду, обратитесь к руководителю».
К сожалению, это плохо работает, заказчик воспринимает это, как негативную и неконструктивную позицию. Я много раз проверял это на себе и много раз видел, как это плохо работает у моих менеджеров. У РП с негативным подходом работа превращается в ежедневный бой. Я неоднократно видел РП и даже CIO, которые воспринимают бизнес, как главного врага, который желает айтишникам зла и несет проблемы. Однако такой подход неконструктивен. В нем, чисто психологически, хочется защищаться, а не понимать другого человека. Хочется отбиваться регламентами вместо того, чтобы понять, что можно сделать. А это – пусть вникуда.
Мораль: воевать с бизнесом или дружить – выбирать вам. Я предпочитаю договариваться, обозначая границы.
2. Нежелание вникнуть в проблему клиента - Лень
Это вторая причина по важности. Часто вижу, что РП воспринимает заказчика как врага, который пришел специально, чтобы навредить РП. Почему-то сложно понять, что с изменениями пришли не просто так. У твоего заказчика проблема, и чтобы ее понять, надо приложить усилия: осознать его процессы, приоритеты и боли. Одним словом, потратить энергию и провести небольшой бизнес-анализ. Проблема в том, что многие РП ленятся это делать, мотивируя это тем, что это не их работа. «Пусть заказчик сам подумает и мне скажет». «я менеджер, а не аналитик» и тому подобное.
Таким менеджерам я сразу говорю: время администраторов в ИТ проектах прошло, даже не начавшись. Я на всех проектах с 2005 года понимаю «внутрянку» на уровне аналитика и того же требую от своих менеджеров. Иначе вы просто не сможете общаться с заказчиком и его сотрудниками. Вы будете выглядеть непрофессионально, беспомощно и смешно. У меня был заказчик, который после встречи с таким РП, мне звонил и просил прислать того, с кем реально можно поговорить, а не только бумажки подписать. И я соглашался с ним.
Мораль: хотите, чтобы заказчик вам доверял и шел на встречу – помогайте ему. Знайте его бизнес даже лучше его самого. Да, это факультатив. Но он вернется к вам многократно.
3. Неумение видеть пространство возможностей
Это про гибкость. Не в том смысле, что это умение прогибаться и делать хорошо другим за свой счет. А про умение оценить проблему (см пункт 2 выше) и на основании этого прикинуть дерево возможностей (см. мою статью там про тоже самое). А далее предлагать заказчику возможные решения, которые подходят и ему и вам.
Обратите внимание: вы не делаете то, что вам сказали, но вы выслушали, поняли, о чем речь и, как эксперт, предлагаете компромиссные варианты. Что видит ваш заказчик? Вы ограничены рамками своего проекта, но вы искренне стараетесь помочь и ищете варианты решения. К вам уже будет совершенно другое отношение. И еще по этому пункту.
Если вам кажется, что вариантов решения проблемы нет – вам кажется. Вариантов всегда много, просто вы мало подумали или вам просто страшно. Это нормально, все боятся. Но профессионалы умеют работать даже когда страшно.
Мораль: вы должны видеть не только ваше «НЕТ, идите нафиг», а пространство возможностей. Не видите – делайте п2 выше и п4 ниже.
4. Неумение взять паузу и подумать
Это классика переговоров: вам звонит разгневанный заказчик (или руководитель) и требует немедленно что-то сделать. Что-то, что повлияет на ваш проект. И требует немедленно назвать срок, когда вы это сделаете. Или вы проводите показ функционала, заказчик говорит, что все замечательно, но вот тут надо сделать маааленькую доработочку. Маленькую. До пятницы.
Стоит вам согласиться, дать слабину – и вы попались. Вы стали крайним, потому что доработочка не такая маленькая, ресурсов нет и вообще, ваши финансисты требуют бабки завтра, согласно вашему же плану работ. Знакомо? А всего лишь надо было сказать золотую мантру РП: «коллеги, я замечание понял, мне нужно немного времени, чтобы его оценить, до конца дня я скажу, что можно с этим сделать». Да, на вас могут давить, ругаться, но взять паузу на оценку вы всегда имеете право. Даже несколько часов помогут вам
выдохнуть и успокоиться.
поговорить и посоветоваться (с коллегами, руководителем или кем-то), чтобы не принимать решения сгоряча.
Тут как в боксе: если вы пошли в открытый размен, велик риск ошибиться и пропустить удар (в нашем случае – непредсказуемо большую доработку). Лучше не торопиться и принять обдуманное решение, за которое вы реально сможете ответить.
Мораль: никогда не называйте срок сразу. Не стесняйтесь брать паузу. Это не стыдно. Стыдно – пообещать и облажаться. РП который думает, перед тем, как говорит – хороший РП.
5. Неумение быть проактивным
Реактивность – это когда меня бьют, а я отвечаю. Я реагирую. Проактивность – это когда я понимаю, что сейчас вечер, идти через темный и страшный район не хочется, и я вызываю такси. Это когда я действую на упреждение. Реактивный менеджер никогда не заглядывает вперед. У него и сейчас дел полно, не отвлекайте. В итоге он не видит ничего дальше своего носа, по которому он регулярно получает, за то, что ничего не видит. Умение выйти из операционки и умение видеть проблемы проекта заранее – обязанность хорошего РП. Видеть проблемы ваших заказчиков, которые могут повлиять на ваш проект – тоже. Для этого есть матрицы рисков, статусные встречи и много других инструментов, которыми далеко не все умеют пользоваться. «Зачем мне делать таблицу рисков, толку нет», «зачем мне проводить статусы с заказчиком – только время проводить зря». Ребята, если неправильно пользоваться этими инструментами, конечно, незачем. Хороший статус, к примеру, может занимать 15 минут: РП вышел, рассказал главный риск, требующий решения, обосновал, предложил пути решения. Заказчики и спонсоры согласовали – все, всем спасибо. Если вы это не делаете, вы - реактивный менеджер, и будете получать за это по голове регулярно, пока не научитесь быть проактивным.
Итого, перечислю еще раз список того, что вам поможет с одной стороны – стать помощником для вашего заказчика, а с другой – не делать вообще все, что от вас требуют под предлогом клиентоцентричности, срочности и прочих важных вещей:
Поймите, для чего изменение нужно вашему заказчику? Что за приоритет, какой там объем работы и стоит ли вообще ради этого тратить время (или все решается проектным запасом)? Золотой вопрос: «Кто умрет, если мы этого не сделаем?»
Возьмите паузу, не принимайте решения сразу. Если решение не приходит или очень страшно его принять, поговорите с кем-то. Руководитель, коллега. Даже психолог сгодится.
Поймите, какое есть пространство решений вашей проблемы. Решений, как правило, есть несколько. Решения можно выписать на бумажке. Эти решения тоже можно обсудить с кем-то, чтобы понять плюсы и минусы каждого.
Проактивно предлагайте решения заказчику сами, не ждите, чтобы заказчик принял решение за вас. Это тоже классика: «не можешь остановить процесс – возглавь его».
Мой опыт показывает, что если вы будете делать вышеперечисленное регулярно, вам станет не надо говорить прямое «нет», а ваши заказчики начнут вас ценить как РП, который соблюдает границы своего проекта и, в тоже время, всегда готов помочь. Поскольку таких людей на рынке немного, заказчик почти наверняка захочет с вами работать и дальше. В этом и есть секрет всех спасенных мной проектов и аккаунтов, где по итогу у меня сложились отличные отношения.
Разумеется, это не означает, что вы должны потратить все ваше рабочее время, выполняя работу за заказчика. У любой помощи есть границы. Об этом придется написать отдельную статью, так как эта итак получается слишком длинной.
Вывод
Я люблю отсчитывать от крайностей. В случае работы Руководителя проектов есть две крайности: «соглашайся на все и попробуй быть хорошим для всех» и «противься вообще всему, а кто против – пусть идет читать ТЗ» (матрицу RACI, устав проекта и что там еще).
И то и то – крайние стратегии. Первая приведет к тому, что вы доблестно сгорите, пытаясь понравиться всем, а потом вас еще и уволят, потому что всем понравиться не получится все равно. Вторая приведет к тому, что вас назовут негибким, негативным и неумеющим идти на встречу заказчику и тоже уволят.
Для меня истина лежит посередине, в балансе. Никогда нельзя забывать про границы вашего проекта. Но не стоит и думать, что эти границы незыблемы, скорее – это ваша переговорная база, от которой надо начинать обсуждения. Границы можно пересогласовать, а объем можно изменить и, если после этого все ваши стейкхолдеры и заказчики счастливы, вы все сделали правильно, и следующий проект позовут делать именно вас, а не того парня, который вначале пути испугался изменений, и всех послал нафиг, обосновывая это тем, что в ТЗ не было. Люди неидеальны: заказчики неидеальны, спонсоры неидеальны, вы сами неидеальны, ошибаются все. Стратегия помощника гораздо выгоднее стратегии «я делаю только то, что в ТЗ». По моему опыту – в 95 случаях из 100.
Поэтому мой выбор – не говорить «нет», а говорить «давайте поглядим, что мы можем сделать».
Комментарии (21)
ayrtonSK
19.08.2024 15:26+1Вы описали уже не PM, а почти PO. И это действительно правильный путь, респект за такой контент. А ещё scrum с госами тоже работает, хоть и противоречит 44 фз и 223му, но там палка о двух концах в детальности тз, оно работает только на взаимном доверии.
peterzh Автор
19.08.2024 15:26Да, все так и есть. Senior PM должен быть PO в моем понимании. Во внутреннем ИТ до продактов были вообще то Сервис менеджеры (по ИТИЛ) - это их роль.
А во внешнем - дальше можно расти в биздев смело.
про противоречия 223 и 44 реальности хочется сказать очень много, но нельзя :) работаем с тем, что есть :))))
fil_ondre
19.08.2024 15:26+1Сейчас Сейл, но проекты веду совместно с РП до финала и я полностью соглашусь со всем, тут скорее вопрос подхода человека к миру и к работе в целом, зачем он это делает, это ведь распространяется не только на РП, но и на бухгалтерию, юристов, тех.блок и прочее. Из почти десятка РП в компании мне полностью комфортно работать с одним, мы честно помогаем друг другу, "затыкаем дыры" в проектах и в целом ищем решения, с остальными у меня ощущение, что мне одному надо, чтобы проект случился и я вообще назойливая муха)
peterzh Автор
19.08.2024 15:26Отлично вас понимаю. РП не любят сейлов - те чтото напродавали , а мне - выполняй. Я такое выижу очень часто, да и сам был таким.
Пока не прочитал одну из лучших книжек для РП (я считаю) "черная книга менеджера". Старая уже, но она мне мозги вправила. Сейлз - продает. Если вы не продадите, нам через полгода станет делать нечего и кушать тоже нечего. По крайней мере тут. Так что выгоднее помогать сейлзу, а не ныть. Так и получается командная игра.
Ludmila6969
19.08.2024 15:26+1И? Где ответ на вопрос заявленный в заголовке?
Порассуждали, рассказали мнение и?
Как сказать нет то?
peterzh Автор
19.08.2024 15:26+1Посыл в том, что "нет" говорить не надо вообще. Надо обрисовать проблему, показать, какие есть варианты решения и предложить заказчику выбрать самому любой вариант.
Пример из жизни: у заказчика есть 1 млн рублей и невнятное ТЗ на сайт + интеграцию с AD (к примеру, от балды). И надо сделать за 1 месяц. Заказчик говорит - админ есть, он все поможет. И чтобы дизайн был "ух"!
Для меня это как раз отличный пример всего и сразу. Что я делаю. Готовлю варианты
Для классного проработанного дизайна нужна хотябы карта сайта и согласованные блоки - но их нет. Понимая, что вам надо быстро, можем предложить базовые дизайны стандартного движка сайта (в Б24 их дофига, к примеру). Так будет и красиво и быстро и недорого
Опять таки, карты сайта нет, потому я сам предлагаю ограничиться разделами 1,2,3,4 и все - это можно сделать быстро и в красивом дизе
интеграцию в АД сделать вообще не проблема, правда ваш админ сказал, что она не работает, но если он починит - мы сделаем (надо через 2 недели)
Если вас такой подход устраивает - мы готовы сделать.
Смотрите, я не сказал "нет", но я сам очертил границы и задал скоуп, согласовав его. Это работает почти всегда. Исключение - когда заказчик уперся и хочет все таки все все и сразу. Там наступает момент когда можно сказать "коллеги, мы в указанный срок можем сделать Фазу1, а позже - Фазу 2"
(опять нет не сказал, смотрите)
Yukr
Вся дипломатия в конечном итоге сводиться к главному вопросу - кто платит за изменения. Если заказчик на это согласен - прекрасно, пострадают только нервы исполнителей. Согласен частично - он хочет переложить свои проблемы на вас, фактически - ворует вашу прибыль. Т.е. частично доход ваш и вашей семьи.
Если заказчик не согласен - учитесь говорить нет. То, что заказчик будет недоволен, можно пережить. А вот если, раз за разом, маржа от проектов будет снижаться - недоволен будет работодатель.
peterzh Автор
Ваш первый вариант, когда платит заказчик, а страдают нервы исполнителей, очень часто на моих глазах приводил к выгоранию всеми командами. В худшем случае - команда разбредалась. А поиск команды в текущих условиях - удовольствие крайне дорогое.
Поэтому не всегда ради заказчика стоит рисковать нервами команды. С одним заказчиком мы отлично использовали все методы: и переносы сроков и фазирование и добросить ресурсы, параллельно договариваясь с командой, кто может поработать в выходные, и обещая, что какашка, которую мы сдаем как MVP, превратится во чтото полезное в следующей итерации.
И на моей практике, такие разговоры и занимают бОльшую часть времени РП. А вовсе не перетаскивание колбасок по Гантту. А на курсах я про это нигде не встречал. Поэтому и пишу.
Gusotron
Спасибо!
В целом, было бы весьма увлекательно послушать, чем на ваш взгляд различается работа пм’а в продукте бизнеса и в кулуарах его же (отличия в управлении проектами заказной разработки для «чужих», 3rd party заказчиков, и «своих», например эйчарам резко нужна система для трекинга бюджетов гибких бенефитов сотрудников, а финансам - для согласования платежей).
например, мне кажется, во втором кейсе ярче выражен репутационно-человеческий напряг, «нужно выглядеть непогрешимее», чем в первом. А еще почти нереально получить вменяемое ТЗ, не написав его самостоятельно.
С другой стороны и проекты меньше, проще, и успешный результат видно лучше.
Такая, игра на повышенных ставках ;)
peterzh Автор
Хорошая тема, кстати, запишу в блокнотик и тоже напишу отдельно.
Если коротко, то отличие только одно, но принципиальное.
Это не ТЗ. ТЗ будет у вас плохое и там и там, если вы его сами не напишете (я в пресейле 15 лет и когда до сих пор я вижу конкурсное ТЗ хорошего качества, мне хочется прыгать и хлопать в ладошки, потому что это бывает 1 раз на 50 где-то).
Это не заказчики. Закачик что во внутреннем ИТ, что на аутсорсе для нас - бизнес. А там ребята не шарят во всем этом ИТ, им надо сделать быстро, качественно и недорого))
Репутация... ну я тоже не заметил. За факап внешнего подрядчика могут грохнуть и лишить потенциальной выручки, а внутреннего сотрудника - уволить. Для меня, как РП и то и то - равно
А вот важное для меня, это отношение бизнеса:
РП заказной разработки - это бизнес единица в своей компании. Он приносит бабки, он их зарабатывает. Поэтому его слушают в его компании.
РП внутреннего ИТ - тратит деньги. Он как муха, летает, грузит вопросами, ноет что-то - отстань, не до тебя вообще.
вот это меня долго задевало, у меня больше внешнего опыта и я привык зарабатывать, а не тратить. Тут можно поспорить, граница зыбкая (экономя деньги бизнеса, ИТ помогает зарабатывать), да. Мой опыт такой.
Если у кого то есть другой - рад послушать :)
Yukr
Я тоже не сторонник издеваться над исполнителями, сам таким был/бываю. Прямо сейчас веду проект, где многое "дорабатывается по ходу дела". Но по крайней мере, из оплаты хотелок можно выделить средства на лечение нервов.Профилактика только в проработаном ТЗ с начала, полностью согласен с уже высказанным тут мнением. Что не всегда имеем, особенно, когда включаешься в проект не до его начала..
bb17
Проработка ТЗ встречается с трудностями, когда проект большой и договор предполагает разработку детальных ЧТЗ. Именно на этом этапе возникают "сложности", когда Заказчик требует увеличить объём работ в разы (а договор уже подписан), а сроки - прежние. РП ему эти "разы" детально расписывает и обосновывает. В ответ - ЧТЗ на меньший объём, чем хочется, не подпишу.
В коммерческой сфере можно поспорить, а в гос. - "суд не принимает к рассмотрению аргументы Исполнителя".
Yukr
согласен полностью, сталкивался, поэтому с гоструктурами не работаю. А равно - с неадекватными комерсами.
Очень благодарен одному заказчику с большим ЧСВ, который, ничтоже сумняшеся, позвонил как-то в майские праздники и потребовал сесть на самолёт и прилететь, что-то разрулить. После моих объяснений, что у меня с семьёй другие планы, был обруган и проклят. С тех пор с его стороны, когда надо было, звонили младшие чины ))) Знатно сберёг нервы тогда
peterzh Автор
А вот тут поможет замечательный проектный запас. Размер запаса обратно пропорционален проработанности ТЗ заказчика :)
и на вопрос заказчика: "а почему так дорого" я обычно по каждому требованию могу пройти и рассказть, какие там вопросы есть. Далее смотрю в глаза честно и спрашиваю: "коллеги, мы можем за пару недель с вами проработать все вопросы и уточнить оценку или заложить риски, на ваш выбор".
Собственно вариант по моей статье выше - не говорю нет некачественному ТЗ, я люблю некачественное ТЗ :) просто вот тут и вот тут заложим интеграцию , тут неясно что у вас с процессами, а тут вы не можете определить параметры доступности, потому считаем 99.6.
Оценка и допущения.
На выходе я получаю железобетонную позицию.
bb17
Не.
"Проектный запас" тут не помогает никак.
Я уже написал, что все требования в ЧТЗ и трудоёмкости со сроками расписаны руководителем проектов детально для заказчика. А затем несколько раз разъяснены в широком, узком и очень узком кругу Заказчика. На эти разъяснения и детализацию Заказчик отвечает - сделайте мне в 4,5 раза больше и в 2 раза быстрее. О последствиях разбирательств в суде я тоже писал. И "железобетонная позиция" превращается, превращается "железобетонная позиция" - в неустойки.
Конечно, не все Заказчики таковы. Но их есть, тем не менее.
А да. Речь о проектах в десяток+ тысяч человекодней трудозатрат.
peterzh Автор
Хмм. А вы про IT, да? Десятки тысяч чд (только реальных, а не по оценке, оценивать на такие значения я и сам умею) - это реально немало, особенно если за год.
Тут у меня другой вопрос был бы: а кто работал с заказчиком и почему вот так резко, без причины, вырос объем? По моему опыту это просто так не бывает. Бывает: сходили к министру и чето брякнули. Или от них министр потребовал - чего-то такое.
Тут скажу, что у меня до судов не доходило, было рядом, мы договаривались (речь шла не за десятки тысяч чд, просто за тысячи, но весьма реальные)
bb17
Я про ИТ, но не про тетрис.
Объём не вырос. На большие проекты заключаются контракты с "общим" (не детальным) ТЗ. Причина - детализация ТЗ в ЧТЗ требует непосредственной работы с десятками сотрудников Заказчика и достаточно длительной. При этом Заказчик не хочет (а часто и не может) платить деньги по отдельному контракту подготовки детального ЧТЗ (это, как правило, тысячи+ страниц) - "зачем мне эта ваша бумага?". И разработка ЧТЗ включается в общий контракт. Подрядчик же без допуска к специалистам Заказчика на раннем этапе таковое ЧТЗ не может разработать. Детализация упирается в фактически дополнительные требования от Заказчика, которых не было в общем ТЗ с громким криком - а мы без этого не примем. Но этого же нет в ТЗ. А нам надо.
В ходе проекта подрядчик формирует функционал под имеющиеся деньги, согласовывая это с Заказчиком, на что получает всё вышеперечисленное - а вот это и это и ещё под помидоры. Риск? Да. Формируется план на несколько лет с бюджетом. В этом контракте - вот это. Остальное - следующие контракты. Заказчик прикидывает ... и думает, да меня уже не будет к этому времени тут - делайте всё и сейчас.
Эээ ... "брякнуть министру" уже лет 15 ничего такого не получится. Те времена ушли.
Реальность трудозатрат проверяется Заказчиком в помесячных (а иногда и понедельных, но это ...) отчётах, и подписывают функциональщики от Заказчика, которые врать просто не рискуют, ибо проверки. И проверки часто внешние.
peterzh Автор
Любопытно. Я такого не встречал. Я делал оценки проектов в 15 млн долларов, было дело, на 100 человек на пару лет (плюс-минус). Да, мы прикидывали риски из понимания заказчика, его процессов и слабых мест, оценка заняла тогда 4 недели.
И для меня заказчик, который может прийти и сказать про увеличение в 4 раза после такого выглядит, как факап первичного анализа на стадии оценки. Или заказчик и правда неадекват. Первое я встречал (ошибки оценки), второе - реже, честно. Может, везло.
Разумеется, если заказчик неадекват, то моя статья нерелевантна: если на вас полезли с кулаками, дипломатия не поможет.
Но вообще любопытно, какой у вас подход был.
Классический подход по созданию ФГИС, насколько я его понимаю это:
Разработка нормативки и концепция + ОТЗ: 1-2 года (нормативка разрабатывается годами, это я для простоты)
Затем НИОКР на создание ТЗ для разных частей системы: 1 год
Затем пара этапов на создание: 1-2 года
все вместе занимает 3-4 года. Дробление как раз призвано снизить объем неизвестности на каждый год. То, что говорите вы, отличается: одно ТЗ на несколько лет - рискованная история, конечно.
bb17
Специфика госфинансирования. Гос. не может выделить денег на часть проекта (в ИТ) с частичным результатом, ему нужен завершённый фиксированный результат. ЧТЗ таким результатом не признаются (из моего опыта). Даже очень большие и подробные ЧТЗ. Для гос. это риск. На этот риск может пойти отдельное предприятие или корпорация. Но. За свои деньги.
molnij
Превратилась? Потому что в b2b разработке это должно быть уникальный случай )
peterzh Автор
За последние 5 лет почти все превратили. Да, иногда ругались с прямым заказчиком (ему надо было быстро), эскалировали на руководство, готовили презентации.
Делать хорошо непросто, но можно.
Я тут увольнялся, мне лид одного направления (душнила) припомнил один модуль, который так и не отрефакторили, хотя я обещал. Было. Но я честно 4 или 5 заходов делал. У бизнеса там строгое понимание, что они не хотят делать нормально, с понятным обоснованием. Ну так бывает.
А вообще, я скажу, что Госуслуги запустились в 2007 году, если мне не изменяет память. И поддержка тогда работала у них через ЖЖ. Оплата штрафов шла у меня 3 месяца )))) это сейчас, спустя >10 лет там идеально вылизанный сервис. Но все постепенно :)