Владелец сети не знал, что 7 миллионов рублей лежат мёртвым грузом. Это реальная история. Мы часто можем предполагать, но цифры и отчёты — вернее предположений. Рассказываю, что в этом случае помогает.
Невыдуманная история про затерявшиеся в бизнесе деньги
В 2022 году к нам обратился коммерческий директор розничной сети, которая состояла на тот момент из 85 магазинов. Он пришёл с таким запросом: «Назрела необходимость внедрения бизнес-аналитики, поможете?». Замечу, уже было 85 магазинов, но отчёты до этого момента формировались довольно долго и потому редко для такого бизнеса, которому ежедневно надо отслеживать результаты.
ДАНО: розничная сеть из 85 магазинов, 3 учётные системы, где хранятся разные данные, редкие отчёты с помощью 1С.
Мы взялись за работу. За 2,5 месяца мы настроили выгрузку из учётных систем заказчика и внедрили набор дашбордов «Анализ коммерческих показателей розничной сети».
Завершающий этап нашей работы — обучение работе в BI. И вот когда мы подошли к финалу, к нам присоединился владелец сети. Он начал спрашивать и постепенно дошёл до вопроса «Как я могу увидеть остатки, которые не продавались последние 3 месяца?». Это был вопрос, важный не только для бизнеса, но и для нас. Он помог нам увидеть потребности розничной сети. Так мы начали разрабатывать набор дашбордов «Анализ товарных остатков розничной сети».
РЕЗУЛЬТАТ: через месяц, когда всё было готово, владелец увидел с помощью дашборда товар, который не продавался более 5 месяцев. Общая сумма была больше на 7 000 000 рублей, чем он предполагал. Это заставило владельца задуматься, что делать дальше.
Почему бизнес может пропускать важные показатели
У многих может возникнуть закономерный вопрос: «Неужели он раньше не знал, что у него такой объем залежавшихся остатков?». Отвечаю: нет, не знал, в 1С существовало много разных отчётов для анализа остатков, но такого, который быстро рассчитает в разрезе поставщик/категория/магазин/рубли, не было.
В большинстве случаев мы сталкиваемся с тем, что владельцы компаний просто обходят учётные системы стороной. Чтобы построить нужный отчёт, слишком много фильтров нужно выставить, слишком много исключений сделать, например, на этот склад не смотрим, этот справочник удали и т. д. Отчëты в системе «1С:Предприятие 8», да и в любой другой очень долго анализируют большие объëмы данных, выбранные за длительный период. Что значит долго? Час, два, а один отчёт клиент запускал формироваться на ночь. Данные выгружаются в Excel, а затем начинается магия… В итоге выводятся не всегда корректные цифры, которые руководители используют в ежедневной работе.
Ещё один пример. У другого клиента в «1С:Управление торговлей 10.3» был разработан отчëт «Оборачиваемость товарных остатков». Правда, сложный алгоритм расчёта сильно загружал учётную систему, иногда на несколько часов. А чтобы добавить ещё один параметр для анализа, нужно было заново перезагружать отчëт. И снова ждать… Можно ли в таких условиях ежедневно мониторить остатки? Сложно. В лучшем случае — несколько раз в неделю. Обычно это происходит реже.
Как происходит процесс в BI-системе
Анализ товарных остатков в BI выполнятся в один клик.
Расчёты сложных алгоритмов предрассчитываются на отдельном сервере заранее, и отчёт отображает данные за доли секунды.
В отчёт можно самостоятельно добавить необходимые параметры для анализа, не обращаясь к разработчику.
Для анализа остатков мы специально разработали набор дашбордов:
Анализ товарных остатков без продаж по магазинам и SKU. Позволяет анализировать товары без движения и оборачиваемость в разрезе товарных категорий, магазинов и поставщиков.
Анализ out-of-stock. Позволяет рассчитывать потери от отсутствия товара на полке и ранжировать от большего к меньшему. Сквозная фильтрация позволяет переключиться с отчëта на отчëт, не перенастраивая фильтры заново.
Анализ товара без движения. Позволяет увидеть период, в течение которого товар не продавался в магазине.
Анализ товарных остатков в разрезе характеристик товара. Позволяет за доли секунды оценить объëм «подвисшего» товара и скорректировать ассортиментную матрицу, заказ поставщику или подготовить маркетинговую активность.
История про 7 миллионов, к сожалению, нередкий случай. Чем больше бизнес, тем больше требуется решений, а чтобы их принимать, нужны корректные данные в моменте. Для розничных сетей у нас есть готовые разработки. Это уже проверенные на 30+ компаниях решения, которые каждый день помогают топ-менеджерам видеть реальную картину, а не то, что они представляют по косвенным показателям.
Комментарии (11)
CrushBy
02.09.2024 07:54Анализ товарных остатков в BI выполнятся в один клик.
И в нормальных товароучетных системах выполняется в один клик и мгновенно. То, что в 1С кто-то написал отчет (может и сами 1С), который часами считает, так это проблема разработчика 1С/платформы.
Что мешает просто хранить и обновлять в рабочей базе дату последнего движения (продажи) и мгновенно выводить ее на формах с возможностью фильтрации - это большая загадка...
SergeySkirdin
02.09.2024 07:54+1Причины, почему компании внедряют BI, а не смотрят отчеты в 1С:
1) Это удобно. Многие менеджеры не хотят ходить в 1с, там все сложно и непонятно и неудобно.
2) Это просто. В BI данные очищены от интеркампани и прочих фиктивных оборотов, не нужно каждый раз фильтровать эти данные.
3) Организовать единое окно правды. BI позволяет сделать отчеты в которых все будет видеть цифры которыми живет компания.
4) Проще решается вопрос с правами. На высоконагруженных системах RLS в 1с может стать серьезным препятствием в производительности.
5) Вопрос производительности. Не грузить 1с-ку отчетами.6) Экономический аспект. Если нужно сделать не один отчет а комплекс отчетов, то проще (читай дешевле) выгрузить данные в BI, на этапе выгрузки сделать очистку, обогощение из других источников и трансформацию в модель. На готовой модели накидать новых разрезов (измерений) дело простое. Иногда даже аналитики внутри компании сами собирают дашборды, которые им требуются.
7) Ресурсы. Задача построения отчетности достаточно просто выделяется в проект и передается подрядчику на реализацию, что разгружает собственные ресурсы компании (читай 1С-ников) для решения других задач.
CrushBy
02.09.2024 07:54Не, я ничего не имею против BI и сложной аналитики. Просто конкретно такие 7 млн рублей можно было очень легко найти и в оперативном контуре.
Внедрение BI оправдано, если в компании есть люди, которым нужны эти данные, и которые умеют делать разные "drill down", искать сложные закономерности и т.д. Но, если люди "потеряли" залежалых остатков на 7 миллионов рублей, и не могли их найти, то боюсь, что они еще не доросли до BI.
SergeySkirdin
02.09.2024 07:54Разные случаи бывают.
Тут и с курицей и яйцом вопрос: нужно ли делать удобный инструмент, чтобы смотрели данные или раз неудобным не пользуются, то и удобным не будут?
И кейсы разные.
Один раз, на презентации пилота руководству, оказалось, что менеджеры из Эксель-отчетов старательно вырезали один товар. Его по ошибке закупили примерно на 145 лет вперед и никто не хотел за это взять ответственность. Там даже не 7 МР потеряли, раза в два больше.
Другой кейс: сделали пилот, загрузили данные, дали доступ. Ребята посмотрели, на одном листе LFL год к году нашли у себя причину падения доходности и купили проект со словами «мы его уже окупили».
eigrad
02.09.2024 07:54Не понятно. Месяц делать отчёт? Это не BI, это какой-то затянувшийся
адокad-hoc.
uuger
Hidden text
и как?
AstahovaAnna Автор
Спасибо за внимательность, поправила!
uuger
явно просится
count(distinct [Магазин])
, а то у вас остатки хранятся в большем числе магазинов, чем есть в сети