В продаже есть даже недорогие мониторы с частотой обновления 500 Гц+, но так ли они нужны?
В продаже есть даже недорогие мониторы с частотой обновления 500 Гц+, но так ли они нужны?

В мире компьютерных технологий и киберспорта постоянно появляются новые разработки, призванные улучшить игровой опыт и повысить конкурентоспособность игроков. Одним из последних достижений стали мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше. В этой статье мы рассмотрим технические аспекты таких дисплеев, проанализируем их преимущества и ограничения, а также обсудим, кому они действительно необходимы.

Техническое объяснение частоты обновления 500 Гц

Частота обновления монитора измеряется в герцах (Гц) и показывает, сколько раз в секунду экран может обновлять изображение. Если использовать упрощения, то монитор с частотой 500 Гц способен отображать до 500 кадров в секунду. От этого зависит время, в течение которого кадр будет отображаться на экране. Для 500 Гц это значение будет примерно равно 2 миллисекундам, что значительно меньше, чем у стандартных 60 Гц или даже 144 Гц мониторов. На выходе мы получаем:

  • Минимизация размытия движения: чем выше частота обновления, тем меньше время, в течение которого кадр отображается на экране, что практически полностью устраняет эффект размытия движущихся объектов.

  • Снижение инпут-лага: высокая частота обновления минимизирует задержку между действием пользователя и отображением результата на экране, что критически важно в определенных сценариях использования.

  • Улучшенная плавность движения: повышенная частота обеспечивают исключительно плавное отображение движения, что особенно заметно при быстром перемещении камеры в FPS-зависимых играх.

  • Снижение тиринга: высокая частота обновления снижает вероятность появления эффекта разрыва изображения (tearing) даже без использования V-Sync или адаптивной синхронизации.

Частота кадров (FPS) и частота обновления монитора (Гц) - это взаимосвязанные, но разные понятия. FPS определяет, сколько кадров в секунду может генерировать компьютер, в то время как частота обновления монитора показывает, сколько раз в секунду экран может обновить изображение.

Высокая частота обновления помогает избежать гостинга
Высокая частота обновления помогает избежать гостинга

Однако для полного использования потенциала монитора с частотой обновления 500 Гц и выше необходимо, чтобы компьютер был способен генерировать соответствующее количество кадров в секунду (FPS). Для этого он должен иметь выдающуюся производительность, а значит, быть оснащенным высококлассными процессором и видеокартой.

В каких играх достижимо 500 fps

Современные игры вроде Alan Wake 2 едва ли обеспечат вам стабильные 60 к/с в разрешении 4К, даже если запускать их на базе сетапа из Ryzen 7 7800X3D и NVIDIA GeForce RTX 4090. То есть даже монитор с частотой 120 Гц будет для этого избыточным, не говоря о чем-то большем. Но, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ведь так?

В большинстве игр достижение стабильных 500 FPS затруднительно даже на максимальных настройках производительности даже на супер-мощном железе. В обычных условиях - то есть без всевозможных уплавнялок и улучшайзеров по типу DLSS - это возможно лишь в максимально нетребовательных к ресурсам играх. Под это условие в основном подпадают только киберспортивные тайтлы, такие как Counter-Strike, DOTA 2, Overwatch, Valorant и другие.

Все дело в том, что после определенного предела каждый следующий кадр в дополнение к текущему fps дается невероятным трудом, и крутая графика и спецэффекты сыграют здесь только в минус. В ряде случаев даже сам движок препятствует тому, чтобы железо вывело игру на пик частоты обновления, которую поддерживает монитор. Пример производительности в популярных киберспортивных играх:

Counter-Strike 2:

  • Средний FPS: 450-550

  • 1% low: 380

  • 0.1% low: 320

Valorant:

  • Средний FPS: 420-480

  • 1% low: 350

  • 0.1% low: 300

Overwatch 2:

  • Средний FPS: 380-450

  • 1% low: 320

  • 0.1% low: 280

Чтобы добиться таких показателей, требуется исключительно производительная система:

  1. Процессор: Intel Core i9-14900K, AMD Ryzen 7 7800X3D или аналогичные топовые модели с высокими частотами и большим объемом кэш-памяти.

  1. Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 4090, AMD Radeon RX 7900 XTX или более новые модели. Для киберспортивных тайтлов критична не столько графическая мощность, сколько высокая пропускная способность памяти и низкие задержки.

  1. Оперативная память: Минимум 32 ГБ DDR5 с высокими частотами (6000 МГц и выше) и низкими таймингами.

  1. Накопитель: NVMe SSD PCIe 4.0 или 5.0 для минимизации времени загрузки и подгрузки текстур.

  1. Материнская плата: Высококлассная модель с качественной подсистемой питания для стабильного разгона CPU и поддержки высокочастотной памяти.

  1. Блок питания: Мощностью не менее 1000 Вт для обеспечения стабильной работы всех компонентов под нагрузкой.

  1. Система охлаждения: Высокоэффективное жидкостное охлаждение для CPU и качественное охлаждение GPU для поддержания максимальных частот в длительных игровых сессиях.

Кому нужны мониторы с частотой обновления 500 Гц

Уж если профи обходятся без мониторов 500 Гц, обычным геймерам хватит и куда меньших значений
Уж если профи обходятся без мониторов 500 Гц, обычным геймерам хватит и куда меньших значений

Несложно догадаться, что основной аудиторией пользователей мониторов с частотой 500 Гц являются киберспортсмены, которым такое оборудование может предоставить определенное преимущество в играх. Например, улучшить их реакцию, поскольку от нее зависит победа. Минимальная задержка между действием игрока и отображением результата на экране может быть критически важной на высоком уровне соревнований.

Конечно, поиграть в Counter-Strike любят не только профи, но и простые геймеры, стремящиеся достичь таких же результатов, как и их кумиры. Но даже с таким подходом мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше не представляют для них практической ценности. В первую очередь потому, что существуют решения с частотой до 360 Гц. Они существенно дешевле самых продвинутых моделей и при этом окажутся ничуть не хуже для абсолютного большинства пользователей.

Даже на профессиональных турнирах, таких как PGL Major Copenhagen 2024, использовались мониторы с частотой 360 Гц, что может указывать на отсутствие критического преимущества у 500 Гц дисплеев. Разница между 144 Гц и 240 Гц почти незаметна даже для матерого геймера, а переход к более высоким значениям при обновлении картинки будет воспринят только в исключительных случаях.

Недостатки мониторов с высокой частотой обновления

Несмотря на очевидные преимущества, мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше имеют ряд существенных недостатков, которые необходимо тщательно рассмотреть перед принятием решения о их приобретении и использовании.

Одним из ключевых ограничений является технология TN-матриц, которая обычно применяется в мониторах с высокой частотой обновления. Эти панели, хотя и обеспечивают минимальное время отклика, страдают от ограниченной цветопередачи, обычно охватывая лишь около 95% цветового пространства sRGB. Кроме того, TN-матрицы известны своими узкими углами обзора, что приводит к заметному искажению цветов и контрастности при отклонении от перпендикулярного угла обзора. 

Обратите внимание: монитор с частотой обновления 540 Гц имеет только Full HD-матрицу, выполненную по технологии TN
Обратите внимание: монитор с частотой обновления 540 Гц имеет только Full HD-матрицу, выполненную по технологии TN

Контрастность TN-панелей также оставляет желать лучшего, обычно не превышая соотношения 1000:1, что значительно уступает показателям VA- и OLED-матриц. Не сказать, что это особенно важно в играх, но, если применять монитор еще и для работы с графикой или видео, результат может вас не порадовать. Ставка на TN-панели делается по причине того, что они лучше оптимизированы для минимального времени отклика, которое может достигать значений менее 0,5 мс (GtG). Для сравнения, даже высокопроизводительные IPS-панели обычно имеют время отклика не менее 1 мс.

Технические ограничения не ограничиваются лишь компонентами ПК. Передача сигнала 1080p при частоте 500 Гц требует использования интерфейса DisplayPort 1.4 с поддержкой DSC (Display Stream Compression). Это может вызвать проблемы совместимости с некоторыми графическими картами или системами, особенно более старыми моделями.

Ну, и напоследок - разрешение. Как ни странно, но такие продвинутые технические продукты, как мониторы с частотой обновления 500 Гц, как правило, оснащаются матрицами только Full HD. Если мониторов на 360 Гц с 2K-панелями в продаже хоть отбавляй, то вот топовые решения с разрешающей способностью выше Full HD даже в 2024 году вы скорее всего не встретите. Это связано с тем, что такие мониторы и так обрабатывают огромный поток данных - более 1,6 миллиарда пикселей в секунду - и повышенное разрешение нагрузило бы их слишком сильно.

Стоит ли покупать мониторы с частотой обновления 500 Гц

Мониторы с частотой обновления 500 Гц представляют собой нишевый продукт, ориентированный на профессиональных киберспортсменов и энтузиастов, стремящихся к максимальной производительности в соревновательных шутерах. Хотя достижение стабильных 500 FPS в большинстве игр остается сложной задачей, эти мониторы обеспечивают непревзойденную плавность и минимальный инпут-лаг при работе в диапазоне 400-500 FPS.

Для полного раскрытия потенциала 500 Гц мониторов требуется не только высокопроизводительное аппаратное обеспечение, но и тщательная оптимизация системы и игровых настроек. В контексте киберспорта, где каждая миллисекунда может иметь решающее значение, инвестиции в такие технологии могут быть оправданы для игроков, стремящихся к максимальному преимуществу. То же самое касается специфических профессий, где важна реакция и минимальная задержка при смене изображений.

Однако для большинства рядовых пользователей, включая энтузиастов гейминга, мониторы с частотой 240-360 Гц остаются оптимальным выбором, предлагая баланс между высокой производительностью и более доступной ценой. Будущее развития технологий отображения, вероятно, будет сосредоточено на достижении высоких частот обновления в комбинации с улучшенной цветопередачей и контрастностью, возможно, с использованием гибридных технологий.

Комментарии (12)


  1. bit8
    13.09.2024 09:00
    +2

    Однако для большинства рядовых пользователей, включая энтузиастов гейминга, мониторы с частотой 240-360 Гц остаются оптимальным выбором,

    Я понимаю там разница между 60 и 144 пример огромная и видна сразу, но уже чем выше не сильно заметно, да и зачем геймеру 240гц когда игры не выдают столько, Возьмем шутеры современные, Колда или БФ, там на 4090 ты не получишь 240, если будет замес. А судя по статистике стима далеко не 4090 у людей, а простенькие 2060 пример. Которые ну не выдадут 240, если только в 800х600 с графикой кубика.


  1. olegshutov
    13.09.2024 09:00
    +1

    Помню, как мы мучались с мерцанием ЭЛТшных мониторов, там глаза на 60 герцах вываливались, 80 прямо было сильно лучше. Сейчас же с современными плоскими мониторами ну вообще по барабану что там с обновлением. Они вообще все одинаковые на вид.


    1. krote
      13.09.2024 09:00

      Это потому что у ЭЛТ было именно мерцание, а не просто обновление экрана. Там люминофор постепенно угасал после прохождения по нему луча, и чем чаще луч на него попадал тем меньше оно было заметно.


  1. accountregister
    13.09.2024 09:00

    если это настоящие герцы тк 1000hz ещё 12 лет назад были на телеках но там смену кадра считали через незначительное его изменение те можно зафиксировать что изображения разные значит кадры разные


    1. Gummilion
      13.09.2024 09:00

      На плазмах были сотни герц - насчет 1000 не знаю, но 400-600 точно были. Но это какая-то хитрая внутренняя частота, подавать сингал извне на такой частоте тогда в приницпе было невозможно.


      1. aik
        13.09.2024 09:00

        У меня есть плазма старенькая - так на ней мерцание я вижу не только краем глаза, как на ЭЛТ, но и затылком. :)


        1. Gummilion
          13.09.2024 09:00

          Интересно, а сколько на ней герц? Видимо, у плазмы нет такого послесвечения люминофора, как на ЭЛТ (где 120 Гц за глаза) - помню, смотрел в магазине на какую-то плазму с 200+ Гц и думал - "ну все равно мерцает же, сволочь!"


  1. aik
    13.09.2024 09:00
    +1

    Мне бы кто объяснил, где между 60 и 120 разница в повседневной жизни...

    А вы тут про "250 герц обычному человеку достаточно".


  1. LeToan
    13.09.2024 09:00

    Это что за спорт такой, где можно пойти и купить устройство, дающее преимущество? Это и не спорт, а соревнование кошельков, выходит.


    1. krote
      13.09.2024 09:00

      так ведь и в реальном спорте люди не голые соревнуются - есть форма, обувь, или там снаряга, велосипед.


  1. idregerge
    13.09.2024 09:00

    статья совсем ни о чём. Даже на ознакомительную не тянет. Оледы вообще отсутствуют, хотя превосходят жидкокристаллические матрицы во всём и постепенно догоняют по частотам


  1. ciuafm
    13.09.2024 09:00

    Самое главное не сказали. Если монитор поддерживает 500 Гц, это значит он будет мерцать на более низкой частоте. Привет от ЭЛТ.