В мире компьютерных технологий и киберспорта постоянно появляются новые разработки, призванные улучшить игровой опыт и повысить конкурентоспособность игроков. Одним из последних достижений стали мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше. В этой статье мы рассмотрим технические аспекты таких дисплеев, проанализируем их преимущества и ограничения, а также обсудим, кому они действительно необходимы.
Техническое объяснение частоты обновления 500 Гц
Частота обновления монитора измеряется в герцах (Гц) и показывает, сколько раз в секунду экран может обновлять изображение. Если использовать упрощения, то монитор с частотой 500 Гц способен отображать до 500 кадров в секунду. От этого зависит время, в течение которого кадр будет отображаться на экране. Для 500 Гц это значение будет примерно равно 2 миллисекундам, что значительно меньше, чем у стандартных 60 Гц или даже 144 Гц мониторов. На выходе мы получаем:
Минимизация размытия движения: чем выше частота обновления, тем меньше время, в течение которого кадр отображается на экране, что практически полностью устраняет эффект размытия движущихся объектов.
Снижение инпут-лага: высокая частота обновления минимизирует задержку между действием пользователя и отображением результата на экране, что критически важно в определенных сценариях использования.
Улучшенная плавность движения: повышенная частота обеспечивают исключительно плавное отображение движения, что особенно заметно при быстром перемещении камеры в FPS-зависимых играх.
Снижение тиринга: высокая частота обновления снижает вероятность появления эффекта разрыва изображения (tearing) даже без использования V-Sync или адаптивной синхронизации.
Частота кадров (FPS) и частота обновления монитора (Гц) - это взаимосвязанные, но разные понятия. FPS определяет, сколько кадров в секунду может генерировать компьютер, в то время как частота обновления монитора показывает, сколько раз в секунду экран может обновить изображение.
Однако для полного использования потенциала монитора с частотой обновления 500 Гц и выше необходимо, чтобы компьютер был способен генерировать соответствующее количество кадров в секунду (FPS). Для этого он должен иметь выдающуюся производительность, а значит, быть оснащенным высококлассными процессором и видеокартой.
В каких играх достижимо 500 fps
Современные игры вроде Alan Wake 2 едва ли обеспечат вам стабильные 60 к/с в разрешении 4К, даже если запускать их на базе сетапа из Ryzen 7 7800X3D и NVIDIA GeForce RTX 4090. То есть даже монитор с частотой 120 Гц будет для этого избыточным, не говоря о чем-то большем. Но, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ведь так?
В большинстве игр достижение стабильных 500 FPS затруднительно даже на максимальных настройках производительности даже на супер-мощном железе. В обычных условиях - то есть без всевозможных уплавнялок и улучшайзеров по типу DLSS - это возможно лишь в максимально нетребовательных к ресурсам играх. Под это условие в основном подпадают только киберспортивные тайтлы, такие как Counter-Strike, DOTA 2, Overwatch, Valorant и другие.
Все дело в том, что после определенного предела каждый следующий кадр в дополнение к текущему fps дается невероятным трудом, и крутая графика и спецэффекты сыграют здесь только в минус. В ряде случаев даже сам движок препятствует тому, чтобы железо вывело игру на пик частоты обновления, которую поддерживает монитор. Пример производительности в популярных киберспортивных играх:
Counter-Strike 2:
Средний FPS: 450-550
1% low: 380
0.1% low: 320
Valorant:
Средний FPS: 420-480
1% low: 350
0.1% low: 300
Overwatch 2:
Средний FPS: 380-450
1% low: 320
0.1% low: 280
Чтобы добиться таких показателей, требуется исключительно производительная система:
Процессор: Intel Core i9-14900K, AMD Ryzen 7 7800X3D или аналогичные топовые модели с высокими частотами и большим объемом кэш-памяти.
Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 4090, AMD Radeon RX 7900 XTX или более новые модели. Для киберспортивных тайтлов критична не столько графическая мощность, сколько высокая пропускная способность памяти и низкие задержки.
Оперативная память: Минимум 32 ГБ DDR5 с высокими частотами (6000 МГц и выше) и низкими таймингами.
Накопитель: NVMe SSD PCIe 4.0 или 5.0 для минимизации времени загрузки и подгрузки текстур.
Материнская плата: Высококлассная модель с качественной подсистемой питания для стабильного разгона CPU и поддержки высокочастотной памяти.
Блок питания: Мощностью не менее 1000 Вт для обеспечения стабильной работы всех компонентов под нагрузкой.
Система охлаждения: Высокоэффективное жидкостное охлаждение для CPU и качественное охлаждение GPU для поддержания максимальных частот в длительных игровых сессиях.
Кому нужны мониторы с частотой обновления 500 Гц
Несложно догадаться, что основной аудиторией пользователей мониторов с частотой 500 Гц являются киберспортсмены, которым такое оборудование может предоставить определенное преимущество в играх. Например, улучшить их реакцию, поскольку от нее зависит победа. Минимальная задержка между действием игрока и отображением результата на экране может быть критически важной на высоком уровне соревнований.
Конечно, поиграть в Counter-Strike любят не только профи, но и простые геймеры, стремящиеся достичь таких же результатов, как и их кумиры. Но даже с таким подходом мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше не представляют для них практической ценности. В первую очередь потому, что существуют решения с частотой до 360 Гц. Они существенно дешевле самых продвинутых моделей и при этом окажутся ничуть не хуже для абсолютного большинства пользователей.
Даже на профессиональных турнирах, таких как PGL Major Copenhagen 2024, использовались мониторы с частотой 360 Гц, что может указывать на отсутствие критического преимущества у 500 Гц дисплеев. Разница между 144 Гц и 240 Гц почти незаметна даже для матерого геймера, а переход к более высоким значениям при обновлении картинки будет воспринят только в исключительных случаях.
Недостатки мониторов с высокой частотой обновления
Несмотря на очевидные преимущества, мониторы с частотой обновления 500 Гц и выше имеют ряд существенных недостатков, которые необходимо тщательно рассмотреть перед принятием решения о их приобретении и использовании.
Одним из ключевых ограничений является технология TN-матриц, которая обычно применяется в мониторах с высокой частотой обновления. Эти панели, хотя и обеспечивают минимальное время отклика, страдают от ограниченной цветопередачи, обычно охватывая лишь около 95% цветового пространства sRGB. Кроме того, TN-матрицы известны своими узкими углами обзора, что приводит к заметному искажению цветов и контрастности при отклонении от перпендикулярного угла обзора.
Контрастность TN-панелей также оставляет желать лучшего, обычно не превышая соотношения 1000:1, что значительно уступает показателям VA- и OLED-матриц. Не сказать, что это особенно важно в играх, но, если применять монитор еще и для работы с графикой или видео, результат может вас не порадовать. Ставка на TN-панели делается по причине того, что они лучше оптимизированы для минимального времени отклика, которое может достигать значений менее 0,5 мс (GtG). Для сравнения, даже высокопроизводительные IPS-панели обычно имеют время отклика не менее 1 мс.
Технические ограничения не ограничиваются лишь компонентами ПК. Передача сигнала 1080p при частоте 500 Гц требует использования интерфейса DisplayPort 1.4 с поддержкой DSC (Display Stream Compression). Это может вызвать проблемы совместимости с некоторыми графическими картами или системами, особенно более старыми моделями.
Ну, и напоследок - разрешение. Как ни странно, но такие продвинутые технические продукты, как мониторы с частотой обновления 500 Гц, как правило, оснащаются матрицами только Full HD. Если мониторов на 360 Гц с 2K-панелями в продаже хоть отбавляй, то вот топовые решения с разрешающей способностью выше Full HD даже в 2024 году вы скорее всего не встретите. Это связано с тем, что такие мониторы и так обрабатывают огромный поток данных - более 1,6 миллиарда пикселей в секунду - и повышенное разрешение нагрузило бы их слишком сильно.
Стоит ли покупать мониторы с частотой обновления 500 Гц
Мониторы с частотой обновления 500 Гц представляют собой нишевый продукт, ориентированный на профессиональных киберспортсменов и энтузиастов, стремящихся к максимальной производительности в соревновательных шутерах. Хотя достижение стабильных 500 FPS в большинстве игр остается сложной задачей, эти мониторы обеспечивают непревзойденную плавность и минимальный инпут-лаг при работе в диапазоне 400-500 FPS.
Для полного раскрытия потенциала 500 Гц мониторов требуется не только высокопроизводительное аппаратное обеспечение, но и тщательная оптимизация системы и игровых настроек. В контексте киберспорта, где каждая миллисекунда может иметь решающее значение, инвестиции в такие технологии могут быть оправданы для игроков, стремящихся к максимальному преимуществу. То же самое касается специфических профессий, где важна реакция и минимальная задержка при смене изображений.
Однако для большинства рядовых пользователей, включая энтузиастов гейминга, мониторы с частотой 240-360 Гц остаются оптимальным выбором, предлагая баланс между высокой производительностью и более доступной ценой. Будущее развития технологий отображения, вероятно, будет сосредоточено на достижении высоких частот обновления в комбинации с улучшенной цветопередачей и контрастностью, возможно, с использованием гибридных технологий.
Комментарии (52)
olegshutov
13.09.2024 09:00+3Помню, как мы мучались с мерцанием ЭЛТшных мониторов, там глаза на 60 герцах вываливались, 80 прямо было сильно лучше. Сейчас же с современными плоскими мониторами ну вообще по барабану что там с обновлением. Они вообще все одинаковые на вид.
krote
13.09.2024 09:00+3Это потому что у ЭЛТ было именно мерцание, а не просто обновление экрана. Там люминофор постепенно угасал после прохождения по нему луча, и чем чаще луч на него попадал тем меньше оно было заметно.
DrGluck07
13.09.2024 09:00Ну не совсем "по барабану". В играх прямо очень хорошо видна разница между 60 и 120+ герц. Просто приятно, когда в Alan Wake 2 или Horizon FW плавная картинка. А самое главное - чтоб был включен FreeSync или аналоги.
Zel08
13.09.2024 09:00Самообман, вы наверное сравниваете плохой монитор 60 гц с хорошим 144 гц, попробуйте наоборот монитор за 30-40к с 60 гц сравнить с монитором за 15к 144 гц...
DrGluck07
13.09.2024 09:00А если это вижу не только я, но и другие люди, то мы все ошибаемся, да? Штош, я думаю нет смысла дальше спорить.
anonymous
13.09.2024 09:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Gummilion
13.09.2024 09:00На плазмах были сотни герц - насчет 1000 не знаю, но 400-600 точно были. Но это какая-то хитрая внутренняя частота, подавать сингал извне на такой частоте тогда в приницпе было невозможно.
aik
13.09.2024 09:00У меня есть плазма старенькая - так на ней мерцание я вижу не только краем глаза, как на ЭЛТ, но и затылком. :)
Gummilion
13.09.2024 09:00Интересно, а сколько на ней герц? Видимо, у плазмы нет такого послесвечения люминофора, как на ЭЛТ (где 120 Гц за глаза) - помню, смотрел в магазине на какую-то плазму с 200+ Гц и думал - "ну все равно мерцает же, сволочь!"
VBDUnit
13.09.2024 09:00У плазмы развёртка, примерно как у ЭЛТ‑экранов. Это не то же самое, что у ЖК и OLEDов.
aik
13.09.2024 09:00+4Мне бы кто объяснил, где между 60 и 120 разница в повседневной жизни...
А вы тут про "250 герц обычному человеку достаточно".
VBDUnit
13.09.2024 09:00+2Если кратко — это заметно, если следить глазами за двигающимся объектом.
Когда глаз «цепляется» за двигающийся объект и сопровождает его, поворачивая глазное яблоко вслед движению, проекция этого объекта на сетчатку глаза должна быть неподвижной. На низкой герцовке это не работает — объект двигается дискретно, и его проекция на поворачивающуюся сетчатку дёргается и размывается. Чем выше герцовка — тем меньше рывки при таком вот сопровождении взглядом.
В играх, особенно в шутерах, часто надо поворачиваться на 90° или на все 180° за доли секунды. И от того, из какого числа промежуточных кадров будет состоять этот поворот, зависит, успеет ли мозг засечь мелькнувшего противника или нет (в шутерах часто играешь спинным мозгом, действуя быстро и на автомате).
aik
13.09.2024 09:00К играм у меня вопросов нет (хотя я сам слоупок и мне вообще 30фпс хватает).
У меня больше к повседневности вопросы - интернет читать, текст писать, кино смотреть...
VBDUnit
13.09.2024 09:00Тогда остаётся плавная прокрутка + кино будет плавнее, если плеер умеет в интерполяцию. Ну, ещё всякие CSS/SVG анимации на сайтах тоже плавнее будут.
aik
13.09.2024 09:00+1Плавную прокрутку в браузере я вообще отрубаю, раздражает.
Ну и да - у меня монитор 165 герц. Второй монитор - 60 герц. И разницу я вижу, только если запускаю всяческие тесты. А вот просто работаю когда, глаза туда-сюда перевожу - никакой разницы.
ScratchBoom
13.09.2024 09:00+1Я когда пересел с 144гц на старый макбук на 60герцах - стал видеть, как курсор мыши рывками дёргается - ощущалось как лютые тормоза
aik
13.09.2024 09:00Не вижу. Ну, точнее, я вижу, что курсор следы за собой оставляет при быстром движении - ну так он и на 165 герц себя ведёт точно так же. Никакого "сверхплавного" движения курсора я не наблюдаю.
Да и как не беспокоит оно меня. Меня больше раздражает, когда курсор от мыши/тачпада отстаёт. Это вот ощущается как тормоза.
DrGluck07
13.09.2024 09:00Разницу хорошо видно когда переезжаешь курсором с 165 на 60 и обратно.
aik
13.09.2024 09:00Не вижу. Ну, точнее, может если мне пальцем тыкнуть, куда смотреть, я разницу и замечу, но вот при обычном использовании мне совершенно пофиг, как там курсор перемещается. Моя работа не состоит в перемещении курсора или плавной прокрутке страниц. Я обычно читаю тексты или набираю их - и экран статичен.
DrGluck07
13.09.2024 09:00Я тоже не видел разницы, пока у меня был монитор 60Гц. Год назад купил 144 и разницу сразу увидел. Жаль только, что приходится сильно шаманить с настройками в современных сингловых играх, чтоб добиться хотя бы 100+ фпс.
aik
13.09.2024 09:00+1У меня монитор 165 герц. А рядом стоит 60 герц.
В играх я, как правило, ставлю лимит на 60 фпс, чтобы видюшку не напрягать.
xSVPx
13.09.2024 09:00Надо с медиков начать. Колбочки в глазу инертны. Насколько я помню около 800 герц мигания уже совершенно никак не воспринимается глазом, не по ощущениям, а по мрт итп, т.е. нет тупо сигнала никакого.
И, есть большие подозрения, что ни 500 ни 300 ничего субъективно не меняют, но приборами результат можно небольшой какой-то измерить...
AirLight
13.09.2024 09:00Это субъективно. А объективно вы как минимум упускаете факт, что после появления нового фрейма его лучше отобразить как можно быстрее, и в этом помогает повышение частоты. Например, если FPS будет 100 и частота экрана 100, то в худшем случае обе паузы могут сложиться и некоторые кадры будут видны человеку с частотой 50. А еще могут возникать биения, например когда частота экрана будет в полтора раза выше FPS, то некоторые движения будут неравномерно распределяться по кадрам.
LeToan
13.09.2024 09:00Это что за спорт такой, где можно пойти и купить устройство, дающее преимущество? Это и не спорт, а соревнование кошельков, выходит.
krote
13.09.2024 09:00+3так ведь и в реальном спорте люди не голые соревнуются - есть форма, обувь, или там снаряга, велосипед.
LeToan
13.09.2024 09:00Форма, обувь не дает преимуществ. Точнее, так - обувь с пружинами запрещена в беге. Снаряга, дающая преимущества, запрещена. Спорт - соревнования людей, не техники. Автоспорт, кроме моноклассов, не спорт, там всегда побеждают заводские команды с бОльшим бюджетом.
PDEMON
13.09.2024 09:00+2Любая ПРО спортивная снаряга играет на результат. Проигрывает всегда тот, кто не принимает правила игры.
DrGluck07
13.09.2024 09:00Автоспорт, кроме моноклассов, не спорт, там всегда побеждают заводские команды с бОльшим бюджетом.
И тут Шмахер такой из далёкого 94 года "минуточку, позвольте не согласиться". А как насчёт Феррари последних 15 лет? Бюджет топовый, результатов нет.
xSVPx
13.09.2024 09:00Тот шумахер, который когда там куда-то уходил будучи чемпионом (или собирался уж не помню) заявил, что если теперь в этой новой команде он привезет одно очко за сезон - это будет круто :)?
DrGluck07
13.09.2024 09:00Это когда это он такое говорил? Когда в 96 перешёл в Феррари? Тогда Феррари сосала несмотря на все свои бюджеты. Но он и в этой ситуации сумел взять три победы.
LeToan
13.09.2024 09:00До сих пор помните Шумахера и его 94 год? Сколько лет прошло, а как запомнилось это выдающееся событие! Понимаете, почему?
Вот когда в Ф1 будут выигрывать на регулярной основе самые бедные команды - тогда можно и поговорить.DrGluck07
13.09.2024 09:00А почему мне не помнить 94 год? Чувак на более слабой машине, в более слабой команде сумел взять ЧМ, несмотря на активное противодействие FIA, которые до сих пор не могут объяснить за что его дисквалифицировали на две гонки. А в Спа просто дисквалифицировали после победы, но там хотя бы за технический регламент.
xSVPx
13.09.2024 09:00Ээээ реально ? Не дает преимуществ мазь для лыж? Ну т.е. у кого-то они скользят, а у тебя нет и вы на равных :)?
Есть только немножко видов спорта, где нет преимуществ, раньше были какие-то регаты парусные где выдавали яхту, на одинаковых серийных авто бывает ездят. Еще какие-то реднеки в штатах раньше соревновались на любых авто, но по требованию любого присутствующего это авто должно было быть продано ему за заранее известную сумму типа 100$. А так хоть на майбахе приезжай, если готов его отдать...
Всё остальное - на 99.9% соревнование бюджетов.
Нет, человеки тоже молодцы, но если нет бюджета на правильные допинги, правильную подготовку и правильную снарягу, то шансов... Немного.
LeToan
13.09.2024 09:00Вы путаете. Какая то определенная мазь дает минимальные преимущества над другой мазью того же типа. А вот ситуации, когда готовились под одну погоду и наложили удерживающую мазь, а погода требует наоборот - проиграешь в скорости угадавшему. Эта ситуация аналогична выбору дождевой и резины под сухую погоду. Никакого отношения к обсуждаемой ситуации не имеет
xSVPx
13.09.2024 09:00Так и на финише разница между местами зачастую совершенно минимальная. Сколько разница между первым и десятым местом ? 1% или около того ?
А теперь представьте, что вам надо выбрать одну мазь из двух (ваша технологичнее и работает в большем диапазоне), а вашему оппоненту одну из пяти...
Тут, помнится двое финишировали в одно время :), ну т.е. все разряды совпали...
А ведь есть еще всё то, что вы не видите, то, что позволяет наращивать силу, выносливость. То, что позволяет всё это эффективно использовать. И это не только химия, но и куча вещей связанных с физикой, биологией итд итп. И на всё это нужны деньги.
idregerge
13.09.2024 09:00статья совсем ни о чём. Даже на ознакомительную не тянет. Оледы вообще отсутствуют, хотя превосходят жидкокристаллические матрицы во всём и постепенно догоняют по частотам
ciuafm
13.09.2024 09:00+1Самое главное не сказали. Если монитор поддерживает 500 Гц, это значит он будет мерцать на более низкой частоте. Привет от ЭЛТ.
caes
13.09.2024 09:00Современные игры вроде Alan Wake 2 едва ли обеспечат вам стабильные 60 к/с в разрешении 4К
Играл в 100 кадрах без проблем. Волшебные технологии для этого называются Frame Gen и DLSS.
DrGluck07
13.09.2024 09:00Я, как обладатель 3070ti, говорю большое спасибо AMD за FSR3+FG. А NVIDIA сказала что я лох педальный и обойдусь без FG.
Dolios
13.09.2024 09:00+2Статья про мониторы с частотой обновления 500 Гц рассказывает про мониторы с частотой обновления 500 Гц потому что мониторы с частотой обновления 500 Гц продаются по ссылке мониторы с частотой обновления 500 Гц. Может хватит уже поискового спама про мониторы с частотой обновления 500 Гц?
Zel08
13.09.2024 09:00Статья сама по себе хорошая, но вот видосы на ней явно на обман рассчитаны ))) в свое время таким маркетингом нвидиа занималась, а потом и признала обман )) 1) на качество картинки частота Гц не влияет, а то что две разные картинки имеют разное качество - это говорит о том, что включены технологии на уровне видеокарты ухудшающие картинку. К примеру две картинки или гостшот что то там - это 100 процентов на стороне железа и программного обеспечения, а не на стороне монитора и герцовки, на видео где проведена линия и якобы монитор с 500 гц быстрее выводит изображение, типа первое изображение достигло первым линию, то это обман явный ) не вооруженным взглядом видно, что каждое последующее повторяющее изображение выводиться с задержкой по времени ))) но в целом задумка более плавного изображение передана правильно, вот только проблема в том, что разницу в плавности если с 60 гц до 144 гц ещё можно увидеть, то с 144 до 500 гц практически человек не отличит, это на биологическом уровне, если конечно спецом не до тошнотиков присматриваться ))
bit8
Я понимаю там разница между 60 и 144 пример огромная и видна сразу, но уже чем выше не сильно заметно, да и зачем геймеру 240гц когда игры не выдают столько, Возьмем шутеры современные, Колда или БФ, там на 4090 ты не получишь 240, если будет замес. А судя по статистике стима далеко не 4090 у людей, а простенькие 2060 пример. Которые ну не выдадут 240, если только в 800х600 с графикой кубика.
PDEMON
Ну так всегда и делали. Если нужен стабильный фреймтайм и хороший фпс, то убиваем графику и разрешение.
E1iasX
Так речь идет не о колде и BF, а об играх типа CS 2, Valorant и Overwatch 2, где значительно меньше системные требования. Там и на 240-360 кадров можно рассчитывать даже на бюджетном, современном железе.
Zel08
Не фига не заметна разница между 60 и 144 гц. Даже кувшинов об этом говорит, разница только в том, что на одном 144 Гц мониторе у него все нормально, а на другом 144 Гц мониторе глаза красные и болят... Точнее сказать разницу почувствовать очень сложно