Философия способна решать проблемы физики

На мой взгляд, противоречия, накопившиеся в современной науке, невозможно разрешить, не изменив самого мировоззрения научного сообщества. Которое основано на идее, что существует некая окончательная истина, верная для всех, и задача науки — найти её, чтобы понять, как всё устроено «на самом деле».

Новое мировоззрение предполагает, что любое восприятие Мира субъективно и  ограниченно. То есть никто и никогда не сможет воспринять Мир всесторонне полно и глубоко, а любая «истина» относительна и условна. Однако эти условные «истины» можно успешно применять, не претендуя на их окончательность и универсальность. В таком подходе выражение «на самом деле» теряет смысл, ведь абсолютного, совершенного восприятия не существует.

Если очень кратко, то в основе нового мировоззрения должны лежать следующие  аксиомы:

1)  Мир бесконечен, вечен, постоянно самообновляется и существует независимо от субъекта (наблюдателя).

2)  Любое восприятие Мира субъективно и ограниченно; все системы отсчёта условны.

3)  В любой системе отсчёта (восприятия) Мир «проявляется» в виде условных, конечных форм, взаимодействующих между собой ограниченным и условным образом.

4)  Субъекты-наблюдатели (системы отсчёта) иногда могут контактировать. Если они «соглашаются», что «нечто» в их восприятиях примерно одинаково, это «нечто» получает статус «объективного». Субъективное первично - объективное вторично.

Принятие этих аксиом приведёт к пересмотру большинства научных теорий, так как они основаны на предположении о возможности полного и объективного познания Мира.

Точка отсчёта - Субъект - Восприятие Мира - Объективность

Рискну предположить, что одно из «базовых свойств Мира» – это возникновение в нём «систем отсчёта» или «точек обзора». Когда условная часть Мира начинает обособляться и воспринимать «саму себя» как нечто особенное, отличное от всего остального, деля Мир на «себя» и «внешний по отношению к себе мир».

Случайно появляясь в Мире, различные «системы отсчёта» «стремятся» сохранить свои условные «качества и параметры», используя для этого «собственную внутреннюю» структуру. В философии такие условные части Мира называют «субъектами».

Мы не знаем, способны ли субъекты появляться в других Вселенных, но в нашей Вселенной (как условной части Глобального Мира) субъекты каким-то удивительным образом появились, причём в большом количестве и разнообразии.

Каждый субъект воспринимает Мир уникальным образом, в виде условных, конечных сущностей (форм, феноменов), которые взаимодействуют между собой ограниченным и условным образом. Ни один субъект не может встать над Миром и воспринять его всесторонне полно и глубоко, поскольку сам является ограниченной, условной частью Мира.

Некоторые субъекты могут взаимодействовать и общаться между собой. Иногда они приходят к выводу, что определённые формы, феномены в их восприятиях очень похожи. Такие феномены субъекты начинают считать «объективными», то есть существующими не только в их индивидуальном восприятии, но и в восприятии других субъектов.

«Объективное» — это согласованное между субъектами восприятие определённых феноменов (форм), а не их абсолютная природа. Понимание этого позволяет снять иллюзию «абсолютного знания», при этом сохраняя возможность практического взаимодействия субъектов с Миром и друг с другом.

Пространство – Время

Совокупность всех существующих для данного субъекта-наблюдателя феноменов (предметов, явлений, процессов, взаимодействий), то есть всего, что доступно восприятию этого субъекта, мы будем называть его «субъективным миром» или «субъективным пространством».

И мы будем использовать слово «Мир» с большой буквы говоря о Глобальном Мире, Мире в целом, и обозначать «мир» с маленькой буквы, когда рассматриваем субъективные миры, то есть тот же Глобальный Мир, но уже отображённый каждым субъектом как-то по-своему.

Опыт общения, в частности субъектов-людей, показывает, что их субъективные миры (пространства) имеют высокую степень сходства. Поэтому можно ввести понятие «общего пространства» как совокупности всех феноменов (форм), существующих для нескольких субъектов. Это позволяет говорить об условной части Мира как об общей области существования, в которой субъекты могут согласовывать свои представления и взаимодействовать.

Сам факт существования субъекта свидетельствует о том, что та часть Мира, в которой субъект находится, обладает некоторой стабильностью. Без этой стабильности невозможны ни формирование устойчивого субъективного пространства, ни поддержание непрерывности самого субъекта как наблюдателя.

Тем не менее, в рамках этой стабильности непрерывно происходят изменения – как в самом субъекте, так и в окружающем его пространстве. Субъект воспринимает и регистрирует эти изменения, фиксируя их упорядоченность, последовательность и направленность.

Для описания и характеристики изменений субъект вводит понятие «времени», как упорядоченной последовательности изменений, воспринимаемых им в своём субъективном пространстве. Таким образом, время возникает как способ субъекта фиксировать изменения в устойчивой структуре Мира, в которой он может существовать и воспринимать изменения.

«Время» не имеет абсолютного, вне-субъективного значения, а представляет собой инструмент для восприятия и упорядочивания изменений в условном мире субъекта.

Кантовская концепция Пространства и Времени

Иммануил Кант в своём революционном (и по сей день) труде «Критика чистого разума»,  утверждал, что пространство и время не существуют как абсолютно объективные реалии. Это лишь фундаментальные условия человеческого (в частности) восприятия Мира, которые предшествуют любому опыту и накладываются на Мир, определяя способ, которым люди (как субъекты) воспринимают и структурируют информацию о нём.

То есть всё воспринимается нами (людьми) в категориях пространства и времени, поскольку наше восприятие устроено таким образом. И это даёт нам возможность воспринимать предметы, явления, процессы как обладающие формой, размером и положением относительно друг друга, а также фиксировать последовательность событий, изменения и продолжительность. И все наши представления о причинности, смене событий, движении и взаимодействии зависят от этих наших априорных способностей восприятия

Кант утверждал, что мы никогда не сможем познать ноуменальный Мир (Мир «сам по себе»), и можно полагать, что в нем пространство и время не играют никакой роли. Это радикально отличается от классического представления о пространстве и времени как объективных контейнерах, в которых существуют все объекты. В кантовской философии Мир воспринимается через фильтр человеческого сознания, а пространство и время являются не внешними условиями, а частью этого фильтра.

Отсутствие изменений предполагает и отсутствие «времени»

Следует также отметить, что если в некоторой части субъективного пространства не происходит никаких изменений, то для субъекта нет оснований вводить понятие «времени» в отношении этой области. Иными словами, в том участке субъективного пространства, где отсутствуют изменения, «время остановилось» или «времени нет».

Таким образом, «время» для субъекта существует только там, где происходят изменения, которые он может различить. Отсюда понятие «времени» тесно связано с процессом наблюдения изменений в устойчивой структуре субъективного пространства и при полном отсутствии изменений отсутствует и само восприятие течения времени.

Прошлое, настоящее, будущее  - это субъективные условности

Следовательно, мы можем говорить о «прошлом», «настоящем» или «будущем» только с точки зрения того или иного субъекта. Скорее всего, в том виде как мы это понимаем «прошлое», «настоящее» и «будущее» в Мире «самом по себе» не существует, хотя нам это очень сложно представить. Как только мы пытаемся осмыслить Мир «сам по себе», мы неизбежно привносим в это размышление свой субъективный аппарат.

То есть с позиции субъекта, «прошлое», «настоящее» и «будущее» представляют собой категории восприятия, а не объективные свойства реальности. Мы переживаем «время» линейно из-за ограничений нашего восприятия, но это не обязательно отражает Мир «сам по себе». Некоторые физические теории, такие как теория относительности Эйнштейна, показывают, что время может быть относительным и что разграничение между прошлым, настоящим и будущим может исчезнуть на более глубоком уровне восприятия.

Причинно-следственные связи также являются условностями, которые возникают из-за нашего  способа восприятия Мира. Мы стремимся упорядочивать события в последовательности «причина — следствие», но в квантовой механике, например, причинность не всегда имеет однозначный характер (эффекты могут быть нелокальными или синхронными).

Условность Субъекта

Являясь своего рода «точкой отсчёта» и «критерием» существования всего в своём субъективном мире, сам субъект не есть некий абсолют. Он также условен и существует, прежде всего, как таковой, в своей собственной «системе отсчета». А для других систем отсчёта данный субъект может быть не таковым или не существовать вообще.

То есть субъект не является незыблемым и полностью объективным, он условная (хотя, в принципе, и бесконечно глубокая) конструкция, существующая в контексте его собственного субъективного восприятия и определяемая отношениями с другими субъектами.

Целостность субъекта также условна. Субъект постоянно меняется, может увеличиваться, уменьшаться, даже делиться, но, тем не менее, в нём присутствует некое «ощущение» своей особенной цельности, противостоящей «внешнему миру». Хотя и это ощущение остаётся хрупким, динамичным и подверженным изменению состоянием.

Субъект воспринимает Мир и себя самого по неким «лекалам» своей субъектности. Но в процессе существования субъекта эти «лекала» способны меняться и субъект может начать воспринимать Мир и себя самого уже несколько иначе.

Процессы, происходящие «внутри» субъекта, способны увеличивать или уменьшать его шансы продержаться в Мире как можно дольше. Хотя само существование субъекта определяется в первую очередь глобальными Мировыми процессами, на которые он может влиять лишь в очень небольшой степени.

Различные способы восприятия Субъектом Мира

Каждая из условных частей, из которых состоит субъект, может обладать собственными способами взаимодействия с Миром, своими формами восприятия и реагирования, объективность которых зачастую трудно или невозможно установить. По этой причине лишь некоторая часть воспринимаемого субъектом может быть согласована с другими субъектами.

Миражи, галлюцинации, сновидения, мысли, ощущения (боли, например) могут восприниматься конкретным субъектом-человеком, но оставаться недоступными восприятию других субъектов-людей. Следовательно, эти феномены не могут быть объективированы в общем пространстве восприятия и принадлежат исключительно индивидуальной части субъективного пространства, оставаясь недоступными для согласования с другими.

Объективируемая часть восприятий представляет собой лишь условное пересечение различных субъективных восприятий, в то время как значительная часть воспринимаемого остаётся строго индивидуальной и не поддаётся объективной проверке.

Важно отметить, что в большинстве случаев «объективным» становится только то, что воспринимается субъектом как условно «единым целым», а не разрозненно отдельными его частями. Например, мы склонны считать «объективным» то, что одновременно фиксируется большинством наших органов чувств — зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом — и обрабатывается нашим мозгом в единой когерентной картине.

Напротив, если некий феномен воспринимается лишь отдельными органами чувств, но не подтверждается другими, мы обычно сомневаемся в его «объективности». К примеру, миражи, галлюцинации или сны не воспринимаются всеми органами чувств согласованно и поэтому не признаются «объективными».

Квази-процессы – Формы – Критерии описания

Глобальный Мир бесконечно многообразен и находится в процессе непрерывного изменения, обновления. Для субъекта-наблюдателя (точки отсчёта), непознаваемые в принципе процессы Мира (назовём их «квази-процессами») как-то оформляются в виде условных, субъективных, но действительных для него форм – предметов, явлений, процессов, взаимодействий, которым он приписывает те или иные субъективные, важные для него,  характеристики.

«Формами» или «феноменами» я буду называть всё так или иначе существующее в мире субъекта. «Формы» являются некими конструкциями, возникающими благодаря попыткам субъекта воспринять глубинные «квази-процессы» — потенциально неограниченные и недоступные для полного восприятия.

Субъект воспринимает Мир как совокупность условных форм — своеобразных «верхушек айсбергов», обладающих для него определённым значением и характеристиками.

Опираясь на эти условные, субъективные характеристики, субъект отличает одну форму от другой, а также делает выводы о продолжении их существования. Для этого он выделяет в каждой форме основные и второстепенные признаки. Если изменяются лишь второстепенные признаки, форма, с точки зрения субъекта, продолжает своё существование, хотя и в несколько ином виде. Однако если изменения затрагивают основные её признаки, субъект воспринимает это как исчезновение формы или её переход в иную форму.

Вне-субъективного взгляда на Мир не существует - Все закономерности условны

Мы, конечно, можем рассуждать о Мире «самом по себе» и о каких-то происходящих в нём процессах, при этом как бы абстрагируясь от любого субъективного их восприятия, но большого смысла в таких рассуждениях по-моему нет. При описании Мира нам неизбежно придётся выбрать ту или иную систему отсчёта, привязанную к тому или иному субъекту.

То есть, восприятие и познание не могут быть полностью отделены от субъекта, который их формирует. Любые закономерности, которые мы обнаруживаем, действуют лишь в контексте субъективного восприятия и интерпретации.

Это ведет к важным следствиям:

- любое знание о мире будет условным и относительным, так как оно привязано к системе восприятия субъекта. Даже попытки абстрагироваться от субъективности или представить Мир «сам по себе» остаются в рамках субъективных построений, так как субъект не способен выйти за пределы собственного восприятия Мира

- то, что мы называем «закономерностями» мира, представляет собой не абсолютные законы, а схемы, созданные субъектом для упорядочения его бытия. Эти закономерности служат скорее инструментами для взаимодействия и ориентации субъекта, чем являются объективными законами природы

- а поскольку не существует «абсолютных субъектов», нет и единственно правильной системы отсчета, из которой можно было бы наблюдать Мир «сам по себе». Каждый субъект неизбежно действует в своей системе координат, которая отражает его уникальное восприятие и интерпретацию

- именно поэтому любое описание Мира и закономерностей, которые в нём наблюдаются, будут всегда относительными и субъективными, даже если кто-то стремится придать им видимость абсолютно объективного знания

В мире субъекта одни Условности существуют относительно других Условностей

Следовательно, мир субъекта, в общем, «устроен» таким образом, что в нём одни «условности» существуют относительно других «условностей». Но друг для друга они действительны, так как могут воздействовать друг на друга и как-то изменяться при этом. В философии эти идеи имеют место в контексте релятивизма и конструктивизма, где реальность понимается как построенная через взаимные соглашения и восприятия.

Любой субъективный мир можно рассматривать как систему взаимосвязанных и действительных друг для друга «условностей». Эти условности, хотя и имеют относительный характер, способны существовать друг относительно друга как определённые и значимые сущности. И каждое явление в восприятии субъектом Мира получает свою определённость и значимость в рамках взаимосвязей с другими явлениями этого же  восприятия Мира.

Можно сказать, что мир субъектов, состоящий из этих «условностей», не является «абсолютно объективным» в метафизическом смысле, но для данных субъектов он вполне реален в рамках взаимодействий и изменений, которые эти условности порождают.

Основной закон субъективного мира

Необходимо отметить, что мир субъекта на удивление стабилен, иначе он и сам в нём не смог бы существовать. Описывая формы своего субъективного мира теми или иными параметрами, субъект приходит к очень важному выводу:

Определённые параметры условно замкнутой системы не могут изменяться произвольно, а только при воздействии на эту систему извне.

И поэтому основные закономерности любого субъективного мира - это сохранение определённых параметров форм или систем этих форм при некоторых условиях.

Энергия – Инерция

Все формы данного субъективного мира могут влиять друг на друга, взаимно изменяясь при этом. В связи с чем, известный нам субъект-человечество и вводит такое понятие как «время», характеризующее эти изменения. Изменения (а следовательно и «время») в различных частях мира субъекта могут замедляться, ускоряться и даже останавливаться.

Наблюдая за формами своего условно «объективного» мира, субъект-человечество отмечает, что при взаимодействии различные формы изменяются в разной степени. Для характеристики способности формы изменять другие формы и саму себя люди вводят понятие «энергия». А для характеристики «сопротивления форм изменениям» вводится понятие «инертность».

Между двумя этими характеристикам прослеживается обратная зависимость: чем сильнее форма изменяет другие формы при взаимодействии (то есть чем больше её «энергия»), тем в меньшей степени она меняется сама при этом же взаимодействии (тем выше её «инертность»). Соответственно, тем медленнее на ней течёт «время».

 Отметим, что «инертность» проявляется двояко – форма «сопротивляется» изменению своего положения относительно других форм и форма «сопротивляется» изменениям её самой. То есть замедление времени это одна из форм инертности (замедления изменений).

Субъекты «Живые Существа» – Наш «Объективный Мир» – Масса

Каждый из нас проживает свою жизнь в окружении множества других субъектов, которых мы называем «живыми существами» и сами себя к ним же и относим. Причём каждое живое существо воспринимает Мир и себя в Мире своим особенным, уникальным образом. Но как показывает практика общения и взаимодействия, восприятие Мира живыми существами во многом очень похоже. Ту часть субъективных восприятий, которая оказывается общей для всех живых существ, мы называем «объективным миром».

Большинство обывателей, да и людей науки тоже, склонны считать, что именно в таком виде Мир и существует «сам по себе» независимо от любых субъектов. Но это не так. Да наш «объективный мир» не зависит от существования каждого отдельного живого существа. Но если исчезнут все живые существа, то и наш «объективный мир» исчезнет тоже (точно также, как исчезает субъективный мир конкретного человека в момент его смерти). Потому что наш «объективный мир» лишь феномен, существующий только в восприятии субъектов-живых существ, небольшая условная часть вечного и непознаваемого в принципе Глобального Мира.

Важнейшим параметром форм в общем мире субъектов-живых существ является так называемая «масса». Вероятно «масса» представляет собой наиболее общий критерий, определяющий принадлежность форм к нашему «объективному миру». Любая форма, существующая в этом мире, обладает массой. Иными словами, если некий квази-процесс каким-либо образом проявляется в нашем восприятии, он тем самым неизбежно принимает форму, действительную для нас — живых существ, и начинает обладать массой.

При этом такая форма начинает воздействовать и на другие формы в нашем мире, что означает наличие у неё также энергии и инертности. Таким образом, можно утверждать, что «массивность» является условием принадлежности формы к нашему «миру живых существ» и своеобразной мерой участия этой формы в нём.

Материя – Поля – Тёмная Материя и Тёмная Энергия

Мы уже говорили о том, что восприятие Мира субъектом устроено весьма сложно. Часть этого восприятия может коррелировать с восприятием других субъектов, формируя общее для них «объективное восприятие», а значит, позволяя говорить о некоем «объективном мире».

Однако и сам этот «объективный мир» не является чем-то простым. Он состоит из множества различных условных форм, которые, по сути, представляют собой проявления непознаваемых в принципе квази-процессов Глобального Мира (который, по непонятным нам причинам, сохраняет относительную стабильность именно в этой своей условной части).

Субъекты живые существа, и люди в том числе, не способны воспринять Глобальный Мир во всей его красе, всесторонне полно и глубоко, и, можно сказать, воспринимают доступную им его часть - «объективный мир» с различной степенью «отчётливости», как бы «слоями».

- Первый слой - «материальные объекты», которые непосредственно воспринимаются всеми живыми существами и которые они могут ощущать органами чувств (примерно 0,6 % от общей массы-энергии «объективного мира»). Это то, что мы напрямую ощущаем (звук, свет, твёрдость, запах), а также участок видимой Вселенной, включая звёзды, планеты, пыль, газ.

- Второй слой - «поля», которые уже не воспринимаются столь явно, как материальные объекты, но всё же могут фиксироваться и ощущаться через их проявления (около 4% от общей массы-энергии «объективного мира»). Это электромагнитные, гравитационные, ядерные поля, которые мы ощущаем опосредованно (например, магнит притягивает железо, гравитация удерживает на Земле), они присутствуют во всех процессах, но не имеют «телесной» формы.

- Третий слой - тёмная материя и тёмная энергия, ощутить их ещё сложнее, однако они проявляют себя через косвенные гравитационные эффекты: вращение галактик, ускорение расширения Вселенной и выступают как «невидимый фон объективного мира» (около 95% от общей массы-энергии «объективного мира»).

Как раз совокупность всех этих трёх слоёв люди и обозначают словом «пространство». Наверняка существуют и более глубокие слои, но они пока никак нами не обозначены.

Итак, в нашей, относительно стабильной (почему-то) части Глобального Мира происходят некие, непознаваемые в принципе квази-процессы, которые проявляются нам, условным субъектам - живым существам, через различные действительные для нас условные формы (феномены). Часть из которых, воспринимается нами более отчётливо (материальные объекты), часть менее отчетливо (поля), а самая значительная их часть (тёмная материя и тёмная энергия) практически не воспринимается нами вовсе. Но все эти формы обладают массой, которая и является критерием принадлежности условных форм к объективному миру живых существ, а также обладают энергией и инерцией.

То есть Глобальный Мир воздействует на нас, условных субъектов – «живых существ», через так или иначе воспринимаемые нами также условные «формы». А мы, в свою очередь можем как-то воздействовать на Глобальный Мир тоже только воздействуя на эти проявленные нам условные формы – «материальные объекты», «поля», «тёмную материя и тёмную энергию».

Элементарные частицы

Элементарные частицы — это, на сегодняшний день, минимальные формы, которые субъект-человек способен различить, изучая Мир. Поскольку наше восприятие ограничено, мы можем наблюдать лишь доступные нам проявления более глубоких процессов, протекающих в Глобальном Мире. И мы можем воздействовать на эти глубинные процессы только через наблюдаемые формы.

Мы воспринимаем элементарные частицы как одинаковые в рамках текущих возможностей измерения их параметров, так как отличий, выходящих за пределы этих измерений, люди, как ограниченные субъекты, не способны уловить. Электрон может быть «различимым» только через его взаимодействия с другими объектами. Это подводит нас к идее, что частицы существуют не изолированно, а только в контексте системы взаимодействий и сами частицы как отдельные сущности — «иллюзия», созданная нашим способом восприятия.

В существующей квантовой теории частицы одного типа также не различаются. Они описываются одной функцией состояния, а попытки «метить» их приводят к разрушению этой функции. Люди выстраивают модель Мира, основываясь на параметрах, которые возможно измерить, и называют её «реальностью». Они воспринимают Мир в виде дискретных объектов, хотя он может быть непрерывным и волновым. Частицы — это «язык», на котором Глобальный Мир «говорит» с нами, а наши методы описания (например, через вероятность и волновую функцию) ограничены рамками человеческого восприятия и мышления.

Существование элементарных частиц как интерференция отпечатков их образов

В «Стандартной модели» элементарные частицы рассматриваются как возбуждения соответствующих «квантовых полей» и сами «поля» первичны в этой теории. Каждому типу частиц соответствует определённое поле и частицы — это дискретные (квантованные) проявления энергии и импульса этого поля, которые мы измеряем как частицы.  К примеру, электрон — это квант электронного поля (фермионное поле Дирака). Фотон — это квант электромагнитного поля. Глюоны — это кванты калибровочного поля сильного взаимодействия. Хиггсовский бозон — квант поля Хиггса.

Таким образом, частицы не являются «шариками», перемещающимися в пространстве, а представляют собой проявления возмущений квантовых полей, которые могут взаимодействовать, интерферировать и обмениваться энергией. То, что мы называем «частицей», обнаруживается при взаимодействии поля с измерительным устройством (детектором), фиксирующим квант поля в конкретной точке.

В мире элементарных частиц существует ряд явлений, которые хорошо вычисляются в рамках современной теории, но до сих пор не имеют однозначной интерпретации. Например, почему частицы ведут себя как волны? Почему они могут «быть сразу в нескольких местах» до измерения, а при измерении «выбирать» лишь одну точку?

И в качестве альтернативы я хочу предложить свою интерпретацию, которая, на мой взгляд, позволяет интуитивно объяснить многие явления квантового мира.

В этой интерпретации предполагается, что в основе каждой элементарной частицы А лежит некий, не воспринимаемый нашими приборами непосредственно, ноумен (А). Который как раз и «проявляется» в нашем «объективном мире»  в виде феномена (объекта) - частицы А. Взаимодействие этого ноумена с другими ноуменами Глобального Мира мы будем называть «отпечатыванием» ноумена (A) на всех окружающих его ноуменах (B), (C), (D) и т. д. И они при этом, конечно же, изменяются, становясь ноуменами (B)', (C)', (D)'. В свою очередь ноумены (B), (C), (D) «отпечатываются» на ноумене (А) и он также становится несколько иным (А)'.

В следующем моменте изменившиеся ноумены (B)', (C)', (D)' начинают распространять («отпечатывать») уже изменённых самих себя на всём, что их окружает, неся в себе и «образ» ноумена (А), или частицы А. Это «взаимо-отпечатывание» ноуменов не прекращается ни на мгновение и в глобальной структуре Мира распространяются волны их взаимных отпечатков. И что очень важно, часть из этих волновых процессов когерентна друг другу и способна создавать интерференционные всплески. Если такой всплеск превысит некоторый порог, наблюдатель-человек фиксирует это как появление элементарной частицы А в данной точке.

Следовательно, то, что мы называем «частицей», это результат сложения множества «отпечатков её образа», который фиксируется наблюдателем. Там, где нет всплеска, частица остаётся «растворённой» в Глобальном Мире, являясь лишь сетью отпечатков своего образа.

То есть, данная интерпретация предлагает рассматривать элементарные частицы не как абсолютные, независимые объекты, а как проявления глубинного процесса взаимодействия и интерференции неких квази-образований (ноуменов), формирующих, в итоге, субъективную реальность. Субъект и наблюдаемый им объект оказываются неразрывно связаны, а восприятие становится частью динамики мироздания, что открывает возможности для более целостного понимания природы квантовых явлений и реальности в целом.

Интерпретация волновой функции Луи де Бройля

Полагаю, что вышеописанная схема является неплохой интерпретацией «пилотной волны»,  предложенной Луи де Бройлем в 1924 году. В его теории «волн сопровождающих частицу» частица движется под влиянием распространяющейся в пространстве волны. Волновая функция ψ(x,t) представляет амплитуду вероятности, квадрат модуля которой (∣ψ∣²) показывает вероятность обнаружения частицы в точке пространства в момент времени.

Моя интерпретация также предполагает, что существование любой формы (объекта) в мире субъекта должно описываться некоей волновой функцией, которая показывает вероятность появления данной формы в некоторой области субъективного пространства. А по сути, описывает некий глубинный интерференционный процесс распространения «образов» этой формы, или точнее, «образов» квази-образования (ноумена), лежащего в основании этой формы (объекта).

И это похоже на квантовые поля, которые взаимодействуют на различных уровнях, формируя феномены на макроскопическом уровне. Квази-процессы Глобального Мира проецируются на субъективную реальность через фиксируемое субъектом определённое состояние, воспринимаемое им как конкретная форма (объект). Что согласуется и с идеей «голографического принципа», где локальное может быть проекцией глобального состояния.

Таким образом, волновая функция отражает не только вероятность, но и «природу» взаимодействия квази-процессов. Их интерференционные минимумы и максимумы можно рассматривать как динамическую структуру, которая формирует субъективную реальность.

Коллапс (редукция фон Неймана ) волновой функции - Квантовая декогеренция

Итак, существование любой формы (феномена, объекта) в мире субъекта можно представить как проекцию на его субъективный мир взаимодействия непознаваемых в принципе ноуменов (квази-образований) Глобального Мира. А это взаимодействие, в свою очередь, можно представить в виде волнового, распространяющегося по всем возможным направлениям, непрекращающегося взаимообмена «образами» различных ноуменов. Что порождает интерференционные максимумы тех или иных «образов» в различных «областях» Глобального Мира, которые «прорываются» в мир субъекта, становясь формами в его восприятии.

И тогда коллапс волновой функции можно интерпретировать как частичную потерю когерентности при  распространении «образа» данного ноумена, вызванную взаимодействием с субъектом-наблюдателем. Энергия их взаимодействия задаёт новую конфигурацию этого «образа», предыдущая интерференционная структура нарушается и тем самым значительно снижается возможность реализации подобного всплеска, то есть появления такой же частицы-феномена в другом месте мира субъекта.

В концепции фон Неймана редукция (коллапс, схлопывание) волновой функции происходит при измерении, когда квантовая система взаимодействует с классической системой. Если представить Глобальный Мир как поля интерферирующих волн, то математически процесс «схлопывания» может быть описан через переход между интерференционными состояниями с изменением когерентности из-за взаимодействия с субъектом, который активным образом влияет на квази-процесс через воздействие на воспринимаемый им феномен (объект).

Такое «разрушение когерентности распространения образов» можно рассматривать как один из вариантов квантовой декогеренции. При этом субъект сам является формой, связанной с собственным ноуменом (квази-образованием), что усиливает идею о невозможности разделения субъекта и объекта в процессе наблюдения и делает восприятие динамическим элементом реальности, а не приписывает её отдельному внешнему наблюдателю.

Объяснение «Эксперимента с двумя щелями»

Исходя из вышесказанного, один из основополагающих в квантовой физике опытов, известный как «эксперимент с двумя щелями» предложенный английским физиком Томасом Юнгом в начале XIX века, может быть объяснён следующим способом:

Распространяющиеся волнообразно, посредством своих «образов», ноумен (формирующий частицу), разделяется щелями на два когерентные волны и создаёт на экране интерференционную картину. Но при воздействии на волну, идущую из одной щели, мы изменяем её и делаем некогерентной волне идущей из другой щели. В таком случае интерференционной картины не наблюдается.

То есть волна представляет собой не просто математическую вероятность, а динамический процесс (формирующий в итоге субъективную реальность), который при прохождении через две щели разделяется на две когерентные части. Нарушение когерентности вследствие произошедшего измерения аналогично коллапсу волновой функции.

Или, иначе говоря, вмешиваясь в замкнутую систему эксперимента, наблюдатель нарушает естественный ход квази-процесса, его определённую когерентность, и получает некий результат, отличный от того, который был бы при отсутствии его вмешательства.

Принцип неопределённости Гейзенберга

Принцип неопределённости Гейзенберга утверждает, что невозможно одновременно точно определить положение частицы и её импульс. В предлагаемой выше интерпретации принцип неопределённости Гейзенберга  объясняется тем, что вмешиваясь в квази-процесс (формирующий частицу) через своё наблюдение за этой частицей, мы меняем его настолько сильно, что он становится уже другим квази-процессом слабо связанным с исходным.

То есть волновая картина ответственная за существование этого квази-процесса перестаёт быть когерентной «его же» волновой картине до наблюдения. И, следовательно, неопределённость возникает не из-за фундаментального ограничения измерения, а из-за изменения волновой картины квази-процесса при взаимодействии с субъектом.

Новая интерпретация взаимодействия и многообразия элементарных частиц

Процессы глубинного уровня, проявляясь в мире субъекта, получают от него те или иные субъективные характеристики (параметры) по которым субъект и различает данные проявления. Эти параметры не столько принадлежат самим глубинным процессам, сколько являются способом нашего их восприятия и классификации.

К примеру, каждый протон, в рамках принятых физикой описаний, обладает рядом характеристик: масса, электрический заряд, изоспин и гиперзаряд, а также цветовые заряды составляющих его кварков. Люди используют эти условные параметры для описания внутренней структуры протона и его взаимодействий с другими частицами. Такие объяснения строятся на идее обмена «квантами взаимодействия» — фотонами, глюонами, бозонами, а возможно, и гипотетическими гравитонами.

Но если мы будем рассматривать физическую реальность как проекцию глубинных волновых процессов, становится возможна иная интерпретация. При наличии двух квази-образований, которые мы воспринимаем как «протоны», на недоступном нашему прямому восприятию уровне возникает сложная интерференционная картина наложения их «отпечатков». Эти глубинные процессы проявляются в наблюдаемом мире в виде интерференционных всплесков различной интенсивности, часть из которых мы воспринимаем как продолжение существования самих протонов, а другую часть — как возникновение «передаточных частиц», обеспечивающих взаимодействие между кварками и между самими протонами.

Изменение вероятности появления и устойчивости этих всплесков в разных областях пространства мы воспринимаем как притяжение или отталкивание частиц. Следовательно, такие феномены, как гравитационное притяжение (связанное с массой) или электростатическое отталкивание (связанное с зарядом), лишь способ субъективного восприятия сложных интерференционных процессов глубинной природы.

Иными словами, все элементарные частицы, наблюдаемые нами, представляют собой относительно устойчивые проявления, возникающих в результате глубинных волновых процессов. Мы описываем их с помощью языка частиц и полей не потому, что это отражает «истинную» природу реальности, а потому, что этот язык удобен и согласуется с нашими ограниченными способами восприятия. В «действительности» же и частицы, и поля, и их переносчики — это не самостоятельные сущности, а формы нашего субъективного восприятия.

Система классификации элементарных частиц — это не отражение абсолютной структуры Мира, а адаптивный механизм, подстраивающийся под возможности восприятия субъекта.

Наблюдатель в этой модели не внешняя фигура, а активный соучастник происходящего. И тогда возникает целостная, холистическая картина «квантовой реальности», в которой субъективность восприятия становится её неотъемлемой частью. 

Предлагаемая интерпретация стремится расширить наше понимание природы элементарных частиц, предложив образный и философски насыщенный взгляд на квантовые явления. В мире, где математика прекрасно работает, но не даёт объяснение происходящего, такие интерпретации могут служить мостом между наукой и человеческим мышлением. Мир частиц в такой интерпретации — это мир образов и отражений, а не мир твёрдых телец. Возможно это шаг в сторону более целостного осмысления того, что мы называем «реальностью».

Единая теория поля: философские размышления

Итак, каждый человек (субъект) живёт в своём субъективном мире - совокупности феноменов, доступных его восприятию. Он одновременно является условной частью этого мира и критерием существования всех остальных его условных форм (феноменов). Взаимодействуя с другими субъектами, человек находит пересечение их субъективных миров и называет это пересечение «объективным миром».

Согласно Канту, и субъективный, и объективный миры — лишь феноменальные проявления глубинных ноуменальных процессов, недоступных прямому наблюдению. Пространство, время и свойства объектов — это формы человеческого восприятия, а не универсальные характеристики «реальности». Мы не знаем, почему именно так устроено наше восприятие, но принимаем это как данность. Исследуя наш субъективно-объективный мир, мы замечаем закономерности в изменениях форм и их параметров. Мы понимаем, что эти параметры условны и субъективны, но они удобны для нас и помогают нам общаться и существовать.

Ограничения нашего восприятия не исключают возможности построения моделей, которые бы описывали феноменальные структуры в терминах глубинных процессов, даже если сами эти процессы напрямую непостижимы. К примеру в физике «Единая теория поля» это гипотетическая модель, объединяющая все фундаментальные взаимодействия в рамках единой математической структуры. В философском аспекте поиск «Единой теории поля» скорее всего сопряжён с вопросом о соотношении субъективного опыта и того, что Иммануил Кант называл «ноуменальным миром».

Лично я полагаю, что существует некий единый принцип, который объединяет (и объясняет) всё многообразие форм и их взаимодействий. И он может быть сформулирован так:

В основе любых проявлений в мире субъекта лежит постоянно меняющаяся интерференционная картина — волнообразное наложение «взаимо-отпечатков» неких квази-образований (ноуменов). Там, где в этой картине возникают максимумы, они «прорываются» в мир субъекта, образуя формы (феномены), доступные его восприятию.

Субъект, являясь условной формой своего же (в первую очередь) субъективного мира, способен влиять на глубинные процессы только через воздействие на формы своего мира и никак иначе. Любая феноменальная форма может быть описана как вероятностная конфигурация интерференционного глубинного поля. А взаимодействие форм сводится к изменению вероятности их дальнейшего существования в том или ином виде.

Каждый приписываемый форме субъективный параметр указывает на какую-то специфику волнового распространения и интерференции ноумена лежащего в основе этой формы. В физике это соотносится с вероятностной интерпретацией квантовой механики, где волновая функция описывает распределение вероятностей, а не детерминированную траекторию.

Любые взаимодействия форм объективного мира такие как: притяжение, отталкивание, сцепление (объединение), вращательное воздействие, трансформация (изменение внутренней структуры), осцилляция, передача информации, возбуждение (изменение энергетического состояния), обмен квантами (частицами), разрушение (распад) - на мой взгляд можно описать в терминах непрерывного взаимо-изменения глубинной интерференционной картины. Тем самым приближаясь к созданию некоей «Единой теории поля».

Глобальный Мир бесконечно многообразен и бесконечно глубок. Он состоит из множества условных частей (ноуменов), которые непрерывно взаимодействуют друг с другом и изменяются при этом. Эти взаимоизменения не прекращаются ни на мгновение и распространяются по всем возможным направлениям. Но нам, ограниченным субъектам, Глобальный Мир проявляется в виде условных, конечных форм с условными характеристиками, которые взаимодействуют ограниченным, условным образом.

Я полагаю, что для построения модели «Единой теории поля» полезно мыслить глубинные процессы как взаимное «отпечатывание» ноуменов, их волновое распространение и интерференцию. Всё многообразие форм, воспринимаемое нами, — лишь удобный для нас способ организации впечатлений. Мы классифицируем эти формы, ищем закономерности, и, воздействуя на формы, вмешиваемся тем самым в непрерывный глубинный процесс, нарушая его когерентность. Именно этим можно объяснить такие явления, как коллапс волновой функции, эксперимент с двумя щелями и принцип неопределённости Гейзенберга.

Мы не знаем и никогда не узнаем, что происходит «на самом деле» в Глобальном Мире. Но мы можем исследовать его проявления, присваивая им параметры и наблюдать их изменения. В этих изменениях и устойчивостях мы и находим законы, которые называем «физическими».

Притяжение форм с одинаковыми параметрами. Гравитация

В современной физике выделяют четыре фундаментальные силы, определяющие все взаимодействия во Вселенной и лежащие в основе физических законов.

К силам, действующим на неограниченном расстоянии относят гравитацию — притяжение между объектами, обладающими массой и электромагнитное взаимодействие — силу, возникающая между электрически заряженными частицами.

Две другие фундаментальные силы проявляются преимущественно на субатомном уровне: слабое ядерное взаимодействие — отвечает за превращения элементарных частиц (например, при бета-распаде) и описывается квантовыми числами, такими как изоспин и гиперзаряд; сильное ядерное взаимодействие — связывает кварки внутри адронов и действует между частицами, обладающими так называемым «цветовым зарядом».

В поисках «Единой теории поля» попробуем применить представленную выше «интерференционную модель» ко всем этим фундаментальным взаимодействиям.

Рассмотрим два объекта с каким-то одинаковым параметром (массой, зарядом или иным квантовым числом). Согласно интерференционной модели, в основании этих объектов лежат ноумены, которые создают на глубинном уровне поля своих «образов», распространяющихся по всем возможным направлениям. Можно предположить, что если параметры объектов одинаковы, поля образов их ноуменов способны интерферировать, и в некоем «пространстве между ними» складываться, создавая там зону повышенной вероятности существования данных ноуменов — другими словами, «продолжения» их существования. На уровне субъекта это может восприниматься как притяжение рассматриваемых объектов.

Таким образом, притяжение любых объектов, обладающих одинаковыми субъективными параметрами (массой, зарядом и т.п.) в рамках интерференционной модели можно объяснить увеличением вероятности продолжения существования этих объектов в «области между ними» из-за сложения на глубинном уровне полей образов лежащих в их основе ноуменов.

Следовательно, гравитацию можно представить не только в виде искривления пространства-времени, но также в виде изменение вероятности появления массивных тел в определённой области. Массивные объекты создают в пространстве зоны, в которых вероятность нахождения любых тел, обладающих массой, будет выше, чем в зонах, где массивных тел нет. Для наблюдателя это будет выглядеть как взаимное притяжение массивных тел.

То есть, если отвлечься от математических деталей, обе интерпретации (искривление пространства-времени и интерференционная) описывают одно и то же наблюдаемое явление — склонность массивных объектов оказываться ближе друг к другу со временем (гравитацию).

Интерференционная интерпретация притяжения двух объектов обладающих массой также хорошо объясняет гравитационные эффекты (в частности искривление луча света вблизи массивных объектов) как и эйнштейновское искривление пространства. В этой интерпретации  пространство и объекты также взаимосвязаны и являются двумя типами проявления квази-процессов субъектам-людям воспринимающих их такими в силу особенностей нашего восприятия Мира. И пространство вокруг массивных тел это не просто «углубление», а имеет более сложную интерференционную конфигурацию, о чём говорят и гравитационные волны.

Отталкивание форм (объектов). Электромагнитное взаимодействие.

Как мы уже говорили выше, «масса» это наиболее общий признак принадлежности форм (феноменов) общему для субъектов-людей «объективному миру». Все массивные тела, так или иначе, воздействуют друг на друга. На глубинном (ноуменальном) уровне это выражается в том, что массивные объекты создают вокруг себя область более высокой вероятности появления в ней других массивных объектов. И это воспринимается субъектами-людьми как притяжение массивных тел – гравитация.

Но, очевидно, что при сильном сближении форм, обладающих одинаковым параметром, концентрация их «одинаковых» отпечатков «вне» области сближения также будет возрастать и становиться сравнимой с концентрацией отпечатков «внутри» области сближения. И это будет восприниматься наблюдателем как прекращение притяжения и начало отталкивания форм.

То есть, наблюдая за сближением форм с одинаковым параметром, мы всё же отмечаем, что они не сжимаются в одну точку. Следовательно, при определённом сближении между ними начинает происходить отталкивание, которое как раз и можно объяснить концентрацией одинаковых по данному параметру отпечатков и вне области сближения.

При взаимодействии объектов, обладающих теми или иными условными параметрами, мы выделили один из аспектов – притяжение тел обладающих «массой» на значительных расстояниях. Но я полагаю, что мы должны рассматривать «гравитацию» как частный случай взаимодействия тел обладающих несколькими  параметрами и «масса» лишь один из них.

Глубинная интерференционная картина взаимодействия объектов обладающих многими параметрами может быть довольно сложной. Ведь специфика волнового распространения любого из параметров может быть обусловлена и его энергией (способностью оказывать влияние), и инерцией (способности противиться изменениям), а также избирательным отношением к другим параметрам взаимодействующих объектов.

Не будем забывать, что все проявленные субъекту параметры это условности. Мир «на самом деле» един, в нём нет абсолютных границ. И наше субъективное деление Мира на объекты, взаимодействующие тем или иным способом, и окружающее их «пустое» пространство – это просто удобная для нас конструкция. Тем не менее, интерференционная модель всех четырёх известных нам видов взаимодействия может быть весьма успешной.

К примеру, интерпретация электромагнитного взаимодействия в этой модели может быть такой: две заряженные частицы — это не просто «шарики в пустоте», а максимумы сложной, в том числе энергетически и инерционно, конфигурации поля интерференции их «образов». Она характеризуется не только концентрацией «одинаковых» образов этих частиц в «пространстве между ними», но и возникновением ряда других побочных возмущений. Которые  проявляются в виде возникновения множества короткоживущих частиц (оцениваемых нами как «переносчики» взаимодействий) и некоторым образом влияют на усиление сближения или наоборот отталкивание данных заряженных частиц.

Можно привести такую аналогию – при сближении двух кораблей на водной поверхности между ними возникает множество хаотичных волн. Которые в комплексе иногда способствуют ещё большему сближению этих кораблей, а иногда и удалению их друг от друга.

В волновой физике действует правило: конструктивная интерференция (усиление волн) в ряде систем может снижать энергию взаимодействия, и тогда объекты испытывают взаимное «притяжение». Напротив, деструктивная интерференция (ослабление волн) способна увеличивать энергию системы, что проявляется как «отталкивание». В общем случае объект стремится туда, где энергия системы меньше.

Для электромагнитного взаимодействия именно конфигурация интерференционного поля определяет, на каком расстоянии и в каком направлении объекты будут устойчиво располагаться, то есть какое расстояние и направление будут энергетически выгодными. Если заряды разноимённые, то их поля складываются так, что в области между ними амплитуды полей уменьшают энергию системы. Система «хочет» усилить такую конфигурацию, поэтому частицы сближаются. Если заряды одноимённые, то наложение их полей приводит к увеличению энергии между ними. Система «избегает» этого состояния, и частицы разлетаются.

Интерференционная картина при сильном и слабом ядерном взаимодействиях

Ниже мы будем говорить о флуктуациях и возникновении упорядоченных структур, а также об энтропии и стремлении структур вернуться в состояние хаоса. Вполне очевидно, что всё это имеет основание на глубинном уровне. То есть непрекращающиеся интерференционные процессы взаимообмена образами ноуменов способны создавать относительно стабильные образования, распространяющиеся по общему интерферирующему полю. Именно таким способом появляются атомы и другие, достаточно устойчивые структуры мира субъекта.

Чтобы представить сильное ядерное взаимодействие как интерференционный процесс, можно предположить, что поле «образов» в области между кварками как бы «сворачивается» в некую устойчивую конфигурацию — аналог стоячей волны, и тем самым «удерживает» их вместе.

При слабом ядерном взаимодействии происходит не просто притяжение или отталкивание частиц, как в случае других взаимодействий, а перераспределение их фундаментальных свойств — электрического заряда и флейвора. Именно слабое взаимодействие отвечает за превращения одних частиц в другие, например за бета-распад нейтрона.

Если рассматривать это в рамках интерференционной модели, то феномены слабого ядерного взаимодействия можно объяснить способностью субъекта «считывать» очень кратковременные проявления глубинного интерференционного поля. А «сложные» элементарные частицы можно представить как локальные волновые пакеты их образов. Изменения в которых порождают квантовые события: превращение, распад или рождение частиц.

То есть, в отличие от электромагнитных волн, которые можно вообразить довольно протяжёнными в пространстве, слабое ядерное взаимодействие проявляется как мимолётная вспышка интерференции — быстро возникающая и столь же быстро исчезающая.

Замедление времени и увеличение массы при движении

Используя предложенную выше модель, в которой формы субъективного мира являются результатом интерференции «отпечатков» глубинных квази-образований (ноуменов), можно объяснить релятивистское замедление времени и увеличение массы.

Форма (феномен) в субъективном мире может меняться только в двух случаях, либо меняется лежащий в её основании ноумен, либо меняется восприятие субъектом этого ноумена.

В случае если меняется сам ноумен, его новый «образ» распространяется на все окружающие его ноумены. То есть по «глобальному полю образов» данного ноумена с какой-то  скоростью проходит волна изменения его «образа». И данный ноумен может проявиться в мире субъекта уже несколько изменённой формой.

Но если ноумен (и соответствующая ему форма) движется, то он как бы «догоняет» свой прежний «образ». А значит, изменения на движущейся форме происходят в меньшей степени, чем на неподвижной. И, следовательно, время на движущееся форме течёт медленнее. Именно этот «эффект» и можно интерпретировать как аналог релятивистского замедления времени.

При движении объекта со скоростью света, то есть с максимальной скоростью распространения изменений в нашем субъективном общечеловеческом мире, изменения на объекте полностью прекратятся и время на нём остановится.

Чтобы объяснить увеличение массы при движении мы должны предположить, что каждый «отпечаток» ноумена (квази-образования) (А) на ноумене (квази-образовании) (В) немного изменяет и массу ноумена (В). То есть при взаимо-отпечатывании ноуменов друг на друге происходит и некоторое перераспределении масс (или энергий).

Но если ноумен и соответствующая ему форма (объект) движется, то новые образы этого ноумена как бы «догоняют» его же прежний образ. Отпечатки образов складываются и общая масса ноумена, а значит и масса его проявления в виде действительной для субъекта-человека формы (объекта) увеличивается.

То есть аналогично тому, как одна морская волна, догоняя другую, складывается с ней, увеличивая общую массу и амплитуду, движущийся ноумен суммирует свои отпечатки образов,  увеличивая массу проявляющейся формы (объекта) в мире субъекта.

Восприятие Мира в виде «материальных объектов» и пространства - условность

Восприятие Мира в виде совокупности «материальных объектов» и разделяющего их «пространства» - это основной способ восприятия Глобального Мира такими субъектами как «живые существа». То есть это хорошо работающая для нас, своего рода «иллюзия», в которой «материальные объекты» и «пространство» взаимосвязаны. С одной стороны «пространство» разделяет «объекты» и мы воспринимаем их как отдельно существующие. С другой стороны «пространство» является связующим звеном между всеми «материальными объектами» и передатчиком взаимодействий между ними.

Специфичность нашего способа восприятия накладывает определённые ограничения в виде, например, предела скорости взаимодействия, что создаёт основу для причинно-следственных связей. Выделение закономерностей (например, сохранение определённых параметров форм и их систем) создаёт упрощённую модель Мира, удобную для анализа, предсказаний и взаимодействия. Это можно называть своего рода «иллюзией», но она крайне функциональна и обеспечивает наше существование.

 Локальность и Нелокальность

«Локальность» — это принцип, согласно которому физическое воздействие на объект возможно только со стороны объектов, находящихся в непосредственной близости от него.

Примером локального взаимодействия является электромагнитное поле, которое воздействует на заряды и токи только в пределах определенного радиуса, ограниченного скоростью света. Это отражает основной принцип специальной теории относительности: информация и взаимодействие не могут передаваться быстрее скорости света. Если два объекта разделены пространством, то для воздействия одного объекта на другой требуется время, зависящее от расстояния между ними.

«Нелокальность» означает, что физическое взаимодействие или корреляция между объектами могут происходить на расстоянии без необходимости непосредственного контакта или передачи через промежуточные точки. Она наблюдается, к примеру, при квантовых процессах.

Многие современные физики очень обеспокоены фактами проявления нелокальности. Они считают, что локальность настолько жизненно важна, что наука должна рассматривать даже самые безумные идеи, чтобы сохранить локальность. Потому что без локальности основные законы физики будет очень трудно сформулировать.

По мнению Альберта Эйнштейна, локальность спрятана в глубине природы и обязательно должна присутствовать, поскольку при нелокальности какое-то количество энергии или импульса будет теряться или, наоборот, приобретаться, что противоречит законам сохранения.

И гениальная идея Эйнштейна, что гравитация это не сила, а свойство пространства –  важный шаг в сторону локальности. Само искривлённое пространство является посредником при взаимодействии массивных тел. Гравитационное поле, по мнению Эйнштейна, не расположено в пространстве, а является свойством пространства.

Как можно было бы решить проблему нелокальности

Я тоже за локальность, и полагаю, что проявление нелокальности это своего рода «иллюзия» нашего субъективного восприятия. Нам кажется, что объекты разделены и независимы, и взаимодействие между ними происходит мгновенно, но на более глубоком уровне это возможно некое единое «квази-образование» (ноумен), которое именно в силу наших особенностей восприятия Мира кажется нам разделенным.

Таким образом, один из способов решения проблемы нелокальности – признать, что восприятие нами Мира условно. Мы субъективно «делим» Мир на конечные, ограниченные «объекты», взаимодействующие между собой с помощью условных сил, и разделяющее их «пространство». Пространство, время, объекты - это условности нашего субъективного восприятия, согласно ещё предположению Иммануила Канта и я считаю, что он был прав.

То есть на глубинном уровне две «связанные» частицы это один ноумен, только «кажущийся» нам разделённым на два. И мы можем понять это как раз по скорости корреляции кажущихся «разделёнными» условных частей. Если реакция почти мгновенная, это означает, что в основе данных частиц лежит один ноумен, воспринимаемый в виде двух разных объектов, только из-за особенностей нашего восприятия. Если реакция ограниченна скоростью света – это означает, что в основе рассматриваемых частиц лежат  разные ноумены.

Как ранее людям пришлось смириться с взаимодействием на расстоянии и ввести понятие «поля», так и сейчас нам придётся смириться с практически мгновенными связями в пределах по сути «одного целого». Ведь явление запутанности не зависит от расстояний, и частицы мгновенно коррелируют свои состояния и это подрывает классическое представление о пространства и времени. Пространство оказалось гораздо сложнее, чем мы предполагали.

Почти мгновенная корреляция между объектами может означать, что восприятие этих объектов как независимых просто обусловлено нашей субъективной способностью воспринимать данные объекты в пространстве и времени. Нам, возможно, следует рассматривать «связанные» объекты как условно «одно целое» или, по крайней мере, как замкнутую систему, отдельные параметры которой не должны меняться произвольно.

И если первоначально система, имела, к примеру, общий спин равный нулю, то и после значительного, «кажущегося нам», удаления частиц друг от друга, данный параметр этой системы не должен измениться, если система так и оставалась условно замкнутой, то есть не подвергалась воздействию извне.

Очевидно принцип сохранения условных параметров условно замкнутых систем является основополагающим для нашего субъективно-объективного мира и более обязателен, чем некоторые другие, казавшиеся нам незыблемыми, принципы.

Очень важное свойство форм - внутренняя связность и её отличие от внешних связей

Как уже говорилось выше, субъект воспринимает Мир в виде условных форм, которые взаимодействуют и так или иначе внешне связаны друг с другом. Но, по-видимому, между внутренними частями форм существует более сильная связь, которая и обуславливает их существование в виде конкретных целых форм с определёнными границами и свойствами.

Воздействие на одну из частей единой формы может вызвать изменения, распространяющиеся по всей этой форме несколько иначе, чем при воздействии на объекты, которые мы воспринимаем как различные. То есть, когда части системы внутренне связаны, их поведение может изменяться радикально, как это, например, происходит в случае биологических организмов, социальных структур или квантовых систем. И поэтому необходимо различать степень связанности частей субъективного мира.

В классической физике части системы рассматриваются как независимые объекты, взаимодействие между которыми передается через силы, например, через электромагнетизм. Но впервые наука предоставляет строгие доказательства, что частицы во Вселенной могут быть взаимосвязаны не через физические силы, а через иные структуры.

Скорее всего, реальность - это сеть различного рода взаимосвязей, а не просто набор изолированных элементов и действующих между ними сил.

В новой парадигме связанные части системы перестают быть полностью независимыми объектами. Их состояния зависят друг от друга и описываются, к примеру, общей волновой функцией. И это состояние не разделяется, пока не произойдёт измерение или разрушение связи. Связанность открывает новый взгляд на природу реальности, выходящий за рамки классического детерминизма, и становится важным инструментом для описания сложных явлений, где целое не сводимо к сумме своих частей.

Скорость света как некий предел скорости не работает для связанных систем

Возможно, что и ограничение скоростью света максимальной скорости передачи информации  между двумя точками пространства, постулируемое в специальной теории относительности, применимо только объектам, которые не находятся в некоторой внутренней связи. 

Это ограничение применяется к традиционным физическим взаимодействиям: электромагнитным, гравитационным или ядерным, передаваемым через поля или частицы-носители. Такие взаимодействия происходят через классическую причинно-следственную цепь, где изменения передаются локально. Например, если звезда взрывается, её свет достигает нас через годы или даже тысячи лет. Превышение предела скорости привело бы к нарушению причинно-следственных связей и у разных людей были бы разногласия не только по поводу того, что такое «сейчас», но и по поводу того, что такое «раньше» и «позже».

Взаимодействие связанных частей, скорее всего, происходит по-другому. Эксперименты по проверке неравенства Белла показали, что связанные части реагируют на изменения без видимого «передатчика» взаимодействия. И, к примеру, пара запутанных фотонов описывается общим состоянием, а не набором отдельных свойств.

То есть в квантовой механике запутанные частицы нельзя рассматривать изолированно — они составляют единое целое как далеко друг от друга они, казалось бы, не находились. И хотя, по мнению некоторых физиков, эти эффекты не означают передачу энергии, материи или информации быстрее скорости света, но, наверное, указывают на более глубокую форму связанности, при которой части системы теряют свою индивидуальность.

Связанность систем наблюдается не только в квантовом мире

В сложных системах различение связанных и несвязанных частей позволяет лучше понимать механизмы их функционирования. Квантовая запутанность не только изменяет наше понимание физики, но и подчеркивает важность связанности как универсального принципа.

Любая система, будь то квантовая, биологическая или социальная, должна рассматриваться как интегрированное целое, а не как совокупность независимых частей.

К примеру, связанность между нейронами в мозге также носит системный характер, что вызывает аналогии с запутанными состояниями. Группы людей или общества можно рассматривать как связанные единицы и люди в тесно связанных социальных группах реагируют на действия в отношении одного члена группы через коллективное поведение.

Различие между связанными и несвязанными частями системы подчеркивает существование двух совершенно разных типов взаимодействия и согласуется с давним философским принципом, говорящим, что целое нечто большее, чем составляющие его части.

Энтропия - увеличение и уменьшение энтропии

Под «энтропией» обычно понимают меру беспорядка или хаотичности и второй закон термодинамики гласит - в замкнутой системе энтропия всегда увеличивается или остается постоянной, что означает стремление систем к состоянию равновесия и хаоса. Наиболее вероятное состояние системы — это то, в котором энтропия максимальна, поскольку это состояние соответствует наибольшему числу микроскопических конфигураций элементов, составляющих данную систему.

В локальных системах, например, при охлаждении холодильника или упорядочивании структуры кристалла, энтропия может уменьшаться, но это сопровождается увеличением энтропии окружающей среды. Также энтропия может временно снижаться в живых организмах, когда к ним поступает энергия извне. Организм живёт, пока поддерживает метаболизм, то есть активно взаимодействует с внешним миром (потребляет пищу, выделяет тепло и т.д.). Когда эти взаимодействия прекращаются, организм распадается, его компоненты переходят в состояние большей энтропии.

Флуктуации и Энтропия

Флуктуация - это временное отклонение от равновесного состояния системы, которое возникает случайно. Например, локализованная структура или порядок. Обладая более низкой энтропией, флуктуация со временем, скорее всего, будет стремиться к состоянию с более высокой энтропией, в соответствии со вторым законом термодинамики.

Увеличение энтропии — это не просто физический закон, а универсальный процесс, выражающий тенденцию локальных структур возвращаться в более общий контекст системы, из которой они возникли. Я полагаю, что любую сущность (форму) субъективного мира можно рассматривать как временную флуктуацию, возникающую за счёт взаимодействия «частей» всего Мира. Эти взаимодействия и создают временную упорядоченность в виде конкретной формы (объекта). 

Тогда увеличение энтропии может быть осмыслено как процесс перехода этой флуктуации к состоянию более глобального равновесия, когда система изолируется от источников, поддерживающих её порядок (например, от энергии или информации). Флуктуация начинает  распадаться на свои элементы, стремясь к более естественному, неструктурированному состоянию (хаосу), где исчезают границы между её составляющими.

Вселенная как флуктуация с определённой структурой и потенциалом

Известно, что в момент своего возникновения наша Вселенная обладала низкой энтропией, которая потом только возрастала. Для объяснения этого возможно следует предположить, что в основе нашей Вселенной лежит некая флуктуация, созданная Глобальным Миром. Причём эта флуктуация должна была обладать определённой упорядоченностью, выражающейся в конкретном наборе «параметров» и даже неким «потенциалом к развитию» в соответствии с этими «параметрами». То есть из этой флуктуации должна была возникнуть вполне опредёлённая Вселенная с «заданными изначально» свойствами.

В качестве аналогии приведу пример зародыша человека, энтропия которого ниже, чем у  родившегося младенца. Так как зародыш представляет собой систему с более упорядоченной структурой и более ограниченным набором функций и взаимодействий чем младенец, который обладает большей степенью свободы и взаимодействия с внешней средой.

Таким образом, нельзя сказать, что наша Вселенная возникла из «ничего», как часто приходится слышать в научных диспутах. Лично я полагаю, что она случайно возникла в вечно существующем, бесконечном в своих возможностях и проявлениях Глобальном Мире как некое уплотнение-флуктуация, обладая, в каком-то смысле, упорядоченной структурой и параметрами. И в дальнейшем стала «развиваться», постоянно повышая свою энтропию.

То есть наша Вселенная - это флуктуация, несущаяся как волна, самораспространяясь, по Глобальному Миру-«океану»,  со своим набором «констант» и «законов природы». Причём сам факт всё возрастающей энтропии нашей Вселенной может говорить о её определённой замкнутости, насколько это вообще возможно в бесконечном Мире без границ.

Идея о том, что ранняя Вселенная была высокоорганизованной флуктуацией, действительно хорошо согласуется с тезисом о низкой энтропии, так как высокая организованность означает крайне специфическое, низкоэнтропийное состояние. Современные космологические теории тоже предполагают, что возникшая 13,8 миллиардов лет назад наша Вселенная была чрезвычайно точно «настроена» (fine-tuned) для появления сложных структур в будущем.

«Потенциал» нашей Вселенной постепенно реализуется. Флуктуация разрастается, занимая всё большую часть Глобального Мира (но всё равно мизерную по сравнению с его бесконечностью) также постепенно «размываясь» при этом, увеличивая свою энтропию. Изменение энтропии в этом контексте — мера того, насколько далеко флуктуация ушла от своего исходного состояния и даёт направление «стреле времени».

Стрела времени

Время в физике чаще всего трактуется как одномерная шкала в одном направлении - из прошлого в будущее. Это направление называется «стрелой времени» и оно проявляется, во-первых, через энтропию, так как согласно второму началу термодинамики, энтропия в изолированной системе всегда увеличивается и это связывают с направлением времени. И, во-вторых, через причинно-следственные связи – полагая, что причина всегда предшествует следствию и прошлое формирует настоящее, и далее будущее.

В специальной и общей теории относительности время рассматривается как часть четырёхмерного пространственно-временного континуума, а направление времени определяется мировыми линиями объектов. И хотя  восприятие времени может зависеть от движения наблюдателя и гравитационных эффектов, но причинность при этом сохраняется.

Большинство фундаментальных уравнений физики, таких как уравнения Ньютона, Максвелла или Шрёдингера, обладают временной симметрией (T-симметрией). Это означает, что если изменить направление времени, то физические процессы, описанные этими уравнениями, будут работать так же. Однако в реальном мире многие процессы явно необратимы — это проявляется, например, в увеличении энтропии, рассеянии энергии и других явлениях, что как раз и связано с понятием «стрелы времени».

Именно поэтому некоторые философы и учёные полагают, что направление времени — это результат субъективного восприятия. Субъект фиксирует события в определённой последовательности, что создаёт иллюзию «движения времени». А на более глубоком уровне время, якобы, симметрично (временная обратимость физических уравнений), и «стрела времени» появляется только из-за статистической необратимости макропроцессов. 

На мой взгляд любые причинно-следственные связи, закономерности, а также понятия «энтропии», «симметрии», «времени» и «стрелы времени» принадлежат только миру субъекта и утверждать, что они могут быть абсолютно объективными и принадлежащими Глобальному Миру бессмысленно. В Мире нет ни «стрелы времени» ни «времени» вообще.

В бесконечном, вечном  Мире могут случайно возникать некие условные флуктуации, которые при восприятии также случайными, условными субъектами могут получать некие «временные» измерения, характеризующие изменения условных, субъективных форм.

Стабильность субъективного мира может быть реализована только в движении

Из нашего опыта следует, что субъективные миры на удивление стабильны. Как такое может быть в невероятно изменчивом и постоянно самообновляющемся Глобальном Мире?

Я полагаю, что стабильность всего существующего в субъективном мире и стабильность самого субъективного мира может быть реализована только в движении, в самораспространении.

Аналогия - волна или вихрь в океане. Волна условность, она не состоит всё время из одних и тех же частиц. Это некая форма, которая распространяется по океану, вовлекая в себя всё новые молекулы воды. В возникновении и существовании данной волны принимает участие весь океан в целом и вся воздушная среда над ним. Точно также в возникновении, существовании и исчезновении любой формы мира субъекта принимает участие весь Мир,  но оценивается, воспринимается это всё конкретным субъектом (который сам такая же условная форма).

То есть факт существования формы в следующий момент будет зависеть как от взаимодействия этой условной формы (а точнее, лежащего в её основе квази-образования) с окружающим Миром, так и от настроек воспринимающего её субъекта. И само движение формы следует рассматривать как исчезновение её в одном месте «пространства» и появление, сборка примерно такой же формы в другом месте «пространства».

Можно предположить, что «наша Вселенная» когда-то случайно возникла в Мире и как огромная «волна» несётся по бесконечно глубокому и принципиально непознаваемому «Миру-океану», оставаясь при этом примерно «той же самой волной-Вселенной». Мы, также случайно возникшие условные части этой «волны», движущиеся вместе с ней, воспринимаем «нашу Вселенную» в виде условных «галактик», состоящих из условных «звёзд» и «планет», состоящих в свою очередь из условных «атомов» и условных «элементарных частиц».

Задача людей, как условных «субъектов», продержаться в «нашей Вселенной» как можно дольше, пока она «позволяет» это делать. Мы используем какие-то процессы внутри условных «себя» и отыскиваем условные «закономерности» в окружающей части Вселенной, способствующие нашему самосохранению. В общении друг с другом мы способны определить некую условную, относительную «общечеловеческую реальность» или «объективность».

Восприятие нами Мира очень ограниченно и наше влияние на Мир мизерно. Существование людей случайно и зависит от Мира в целом, хотя мы пытаемся как-то в этом разобраться, чтобы не исчезнуть и даже стремимся расширить своё влияние, кооперируясь друг с другом. Но все наши объяснения происходящих в Мире процессов условны и применимы только внутри узкого круга – «человечества» и состоят из символов понятных только нам, «людям».

Символическое описание Мира и происходящих в нём процессов

Элементам (формам) общей для нас людей «относительной объективности» мы присваиваем условные обозначения, символы в общении между собой, которые нам нужны, прежде всего, для координации наших взаимодействий.

Символами мы обозначаем те или иные общие для нас, людей, сущности (формы) и происходящие с ними процессы, а также определённые качества, количества, отношения, развитие, движение этих сущностей (форм) и процессов. Люди могут довольно произвольно создавать такие символы и использовать их как успешно, так и безуспешно. Те из символов и операций с ними, которые более способствуют самосохранению, развитию и самораспространению людей, мы считаем «истинными» символами и операциями.

До сих пор нам не встретились во Вселенной другие субъекты примерно нашего уровня развития. И поэтому у нас нет возможности сравнивать качество символического описания Мира, которое используем мы с чьим либо ещё символическим описанием. Но человечество постоянно совершенствует использование различных символов в общении, и это нам неплохо помогает в освоении окружающего мира.

Хотя в то же время люди довольно часто придают придуманным ими же условным символам несоразмерное влияние и начинают считать,  что с помощью этих символов можно понять и объяснить всё происходящее в Мире и в них самих. Иногда людям даже кажется, что символы важнее, чем сам окружающий мир и мир подчиняется этим символам. Они воодушевляются, когда их операции с символами начинают предсказывать действительность и видят особую силу и даже некий «божественный смысл» в этих символах и операциях с ними.

Но я полагаю, что все эти «объяснения» и «предсказания» субъективны, условны и работают только в ограниченной сфере. Ещё раз повторю, что никакой субъект не может стать над Миром и воспринять его во всей глубине и многообразии. Любое символическое представление Мира и процессов в нём всегда ограниченно, условно и не раскрывает невообразимой сложности Мира в целом, хотя и помогает субъектам в общении.

Математика это спекуляция, которая довольно часто срабатывает

Фридрих Ницше, немецкий философ (XIX век): Человек вообще не мог бы жить, не допускай он логических фикций, не измеряй он действительность вымышленным миром безусловного, самоотождествленного, не фальсифицируй он (беспрерывно!) мир посредством числа…

Герман Вейль, немецкий математик и физик-теоретик (XX век): Вопрос об основаниях математики и о том, что представляет собой, в конечном счёте, математика, остаётся открытым. … «Математизирование» может остаться одним из проявлений творческой деятельности человека, подобно музицированию или литературному творчеству, ярким и самобытным, но прогнозирование его исторических судеб не поддаётся рационализации и не может быть объективным.

Джон Сёрл, американский философ (ХХ век): «Вычислительную модель физического процесса никоим образом не следует отождествлять с самим процессом, происходящим в действительности».

Математика часто считается объективной, поскольку она основана на более строгих правилах, чем обычная речь. Когда математическое утверждение доказано, оно становится как бы «истинным» для всех людей, независимо от их мнения или культурных предубеждений. Мы также предполагаем, что её законы и результаты действуют одинаково в любой точке Мира и остаются неизменными. Но скорее всего это не так и вовсе не означает, что другие достаточно развитые субъекты в различных Вселенных для познания Мира использовали бы ту же самую математику как и мы и использовали бы математику вообще.

Потому что математика является человеческой абстракцией, которая основывается на выборе аксиом и соглашений, хотя исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм объектов. Вообще математические «сущности»  создаются путём идеализации свойств воспринимаемых людьми объектов или других математических «сущностей» и записи этих свойств на формальном языке. В любом случае качество математического результата зависит от выбранных начальных предпосылок.

Существует также вопрос интерпретации: когда математика используется для моделирования Мира, её «объективность» может быть ограничена точностью модели и допущениями, которые были сделаны. И поэтому различные «математические модели Мира» весьма искусственны и условны, хотя могут быть в известной степени полезными.

Мне очень понравилось случайно увиденное в интернете определение математики, которое дал некто Семён Григорьев – «Математика - это отчасти условность, отчасти изобретение, отчасти открытие». Я также полагаю, что наличие необычайных математических способностей некоторых людей говорит о том, что возможно «математика» встроена в нас, как, например, распознавание цветов, запахов и пр. Это наш субъективный, человеческий способ восприятия и «общения» с Глобальным Миром.

Деление «материального мира» на объекты, количества, качества, отношения и взаимосвязи, которые можно описывать придуманными математическими символами и правилами - это наша общечеловеческая способность, неплохо работающая для нас.

Мы как будто априори имеем «математические очки», через которые смотрим на Мир. Но эти очки могут быть настроены по-разному — отсюда разные системы математики, разные модели и языки описания. Эти «очки» позволяют нам видеть и понимать закономерности, но они неизбежно искажают Мир, потому что заставляют его выглядеть «упорядоченным» и «поддающимся описанию» — хотя сам Мир может быть гораздо богаче и невыразимее в чисто математических терминах. Математика – это как географическая карта, которая может быть очень детализированной, но никогда не совпадает полностью с территорией.

Резюме:

Мир существует независимо от субъектов, любое восприятие Мира условно и ограниченно.

Субъект – это условная часть Мира, которая как-то делит Мир на «самого себя» и «внешний» для себя мир. Субъект воспринимает Мир (и себя в Мире) в виде условных, конечных форм.

Субъектов в Мире множество и если при общении субъектов выясняется, что часть их субъективные восприятий примерно совпадает, то эта часть их восприятий получает статус «объективного». Субъективное первично – объективное вторично.

Субъект описывает проявления Глобального Мира в своём субъективном мире теми или иными условными параметрами и обнаруживает, что эти параметры меняются с различной скоростью и подчиняются определённым связям. Исходя их этого, субъект формирует для себя некие закономерности, которые в дальнейшем могут оформляться как элементы частной или коллективной (объективной) картины Мира.

Познание нами Мира может выйти на новый уровень, если мы признаем, что всё воспринимаемое нами в Мире условно и субъективно. То есть все используемые в наших теориях обозначения, характеристики придуманы нами для удобства. Мы никогда не постигнем Мир «сам по себе», но вполне успешно можем существовать в нём в рамках нашей условной реальности, объективности.

Александр Коробов, физик, философ       al.korobov.nd@gmail.com

Комментарии (7)


  1. art_lak
    26.08.2025 06:10

    Уважаемый Александр,

    благодарю вас за глубокую и крайне своевременную статью. Ваши размышления о первичности субъективного и условности «объективного» как интерсубъективного соглашения находят поразительную и, на первый взгляд, неожиданную параллель в области, которую я исследую — в семиотике программного кода.

    Вы пишете о том, как субъект «оформляет» непознаваемые «квази-процессы» в виде условных, конечных форм. В программировании мы наблюдаем этот процесс в чистом, почти лабораторном виде. Один и тот же фрагмент кода существует одновременно в двух мирах:

    1. В «ноуменальном мире» машины. Для процессора код — это абсолютно детерминированный поток инструкций, операций с ячейками памяти. Это тот самый мир «сам по себе», где нет ни «пользователя», ни «заказа», а есть лишь 0x7FFF и 0xFFFF.

    2. В «феноменальном мире» человека. Для разработчика тот же самый код — это мир осмысленных сущностей: userAccountdatabaseConnection. Мы, как субъекты-программисты, «оформляем» безличные машинные операции в виде понятных нам концептов.

    И самое интересное — это рождение «объективности». То, что в IT-индустрии называют «стандартами кодирования» или «чистым кодом», — это и есть та самая «объективность», рожденная из интерсубъективного соглашения. Сообщество разработчиков (множество субъектов) договаривается, что определенные формы именования и структурирования являются «объективно» хорошими, потому что они понятны большинству. Субъективное (удобство чтения для меня) становится «объективным» (стандартом для команды).

    В связи с этим возникает вопрос: не кажется ли вам, что программосфера (мой авторский термин) — вся совокупность кода и коммуникации вокруг него — представляет собой уникальную искусственную среду, где мы можем в режиме реального времени наблюдать те самые процессы рождения «субъективного» и «объективного», о которых Кант мог размышлять лишь умозрительно?

    С уважением, Артем Лакомов, филолог, исследователь семасиологии программного кода.


    1. AleksandrTallinn Автор
      26.08.2025 06:10

      Артём, благодарю вас за очень хороший пример того, как глубинные, ноуменальные процессы способны "проявляться" феноменально в субъективном восприятии, а при общении нескольких субъектов и объективироваться. Термин "программосфера" мне тоже кажется весьма удачным.


    1. apevzner
      26.08.2025 06:10

      Для процессора код — это абсолютно детерминированный поток инструкций, операций с ячейками памяти

      Не детерминированный. Парадокс в том, что среда исполнения кода асинхронна и недетерминирована. Например, время фактического доступа к памяти практически невозможно предсказать, слишком от большого количества факторов оно зависит. Включая даже и такие, как качество охлаждения вашего процессора вашим вентилятором для процессора. И это влияет не только на время исполнения кода, но и иногда, через всякие side channels - на его результат.

      Недавний шум на тему Meltdown and Spectre - это отзвуки этой проблемы, но сама по себе проблема фундаментальна для современных вычислительных устройств.


  1. Proscrito
    26.08.2025 06:10

    Наука не занимается поиском окончательной истины. Любая общепринятая научная теория - это наилучшее объяснение действительности на данный момент. Которое никогда не является окончательным. Теория всегда может быть дополнена, расширена, или переработана на основании новых наблюдений, либо под влиянием смежных теорий. Более того, теории строятся вокруг моделей реальности, которые никогда не бывают полными. Теории должны обладать предсказательной силой, быть проверяемыми и полезными. Быть окончательными они не только не обязаны, но в принципе не могут. Не знаю откуда вы взяли постулат про окончательную истину, такого понятия в науке нет. Ваши рассуждения построены на неверных предпосылках.

    Математика держится особняком среди наук, она работает с формальными системами, заданными произвольным набором аксиом. Никаких математических очков у нас нет. Если задать набор аксиом подходящим образом, можно разработать полезный математический аппарат для конкретной физической модели. Математическое доказательство всегда окончательная истина в рамках заданной формальной системы, но совсем не обязательно она имеет какой-то физический смысл.

    Что до философии, то наивысшее ее научное достижение - это позитивизм. Если вам удастся помочь решить хотя-бы одну открытую проблему физики при помощи вашего плохо замаскированного солипсизма - обязательно поделитесь, с интересом послушаю.


    1. AleksandrTallinn Автор
      26.08.2025 06:10

      Любая общепринятая научная теория - это наилучшее объяснение действительности на данный момент.

      Вся моя публикация как раз и пытается донести, что никакой "действительности", как вы её очевидно понимаете нет. Кто является наблюдателем этой истинной "действительности" - бесконечно мудрый человек всезнайка из будущего, или господь бог? Любая действительность субъективна. Я понимаю "действительность" как некую действительную для данного субъекта условность, которая может быть объективированна при общении несколькиих субъектов.


  1. grokinn
    26.08.2025 06:10

    Как мне кажется вместо такой длинной статьи достаточно простого рассуждения о том, что "истина" является понятием, не обозначающим какой-либо предмет или явление, это абстрактная идея, следовательно оперировать этим понятием не способен никто, кроме разумных существ, следовательно "истина" может быть только субъективна и никак иначе.


    1. AleksandrTallinn Автор
      26.08.2025 06:10

      "истина" может быть только субъективна и никак иначе

      Полностью с этим вашим утверждением согласен.

      Понятие истины многогранно и варьируется в зависимости от философских школ.

      Я разделяю позицию Фридриха Ницше, согласно которой "истина", в самом общем смысле, — это то, что способствует выживанию и усилению субъекта. Для субъекта жизненно важно уметь различать истинное и ложное. Таким образом, истина всегда субъективна, но может обрести относительную объективность, если оказывается применимой к другим субъектам в сходных условиях.