Кабинет министров правительства Индии во главе с премьер-министром Нарендрой Моди работают над активным внедрением солнечной энергетики. Для Индии это естественный ход — в среднем страна, расположенная недалеко от экватора, получает не менее 300 солнечных дней в году. В числе первых начинаний было выбрано использование солнечных панелей на крышах товарных поездов.

Солнечная энергетика, обеспечивающая производства и домашние хозяйства, активно входит в нашу жизнь. А вот средства передвижения, пользующиеся фотовольтаикой — это пока экзотика. Мы уже видели самолёт, корабли и даже автомобиль, использующие солнечные панели. Теперь настало время и поездов. Министр науки и технологии Харш Вардхан объяснил, что мысль об установке панелей на поезд ему пришла именно после того, как он узнал о проекте Solar Impulse.

Правда, пока эти панели смогут обеспечить лишь 15% от общей энергии, необходимой для движения поезда. Зато, во время остановки поезд будет отдавать получаемую от солнца энергию в электросеть, становясь, таким образом, передвижной солнечной электростанцией. Кроме того, размещение панелей на движущемся поезде приведёт к тому, что на них будет оседать меньше пыли.

В случае успешной эксплуатации товарных поездов с солнечными панелями правительство планирует перенести этот опыт и на пассажирские поезда. В целом, выработанная индийским правительством программа использования возобновляемых источников энергии предполагает, что в ближайшие 8 лет количество энергии, получаемой от солнца, должно увеличиться в пять раз, и достигнуть мощности в 100 ГВт.

Объем инвестиций в развитие солнечной энергетики должен составить $100 млрд. Среди проектов — солнечная электростанция мощностью 750 мегаватт в штате Мадхья-Прадеш, которая должна быть введена в эксплуатацию в 2016 году и станет крупнейшей в мире.

Комментарии (15)


  1. globik
    07.07.2015 16:42
    +53

    Есть у меня некоторые сомнения по поводу эффективности солнечных панелей на крышах индийских поездов…


    1. A3a
      07.07.2015 17:08
      +20

      Зашел сюда ради этой картинки :)


    1. ChiefPilot
      07.07.2015 17:43
      +1

      Точно! Вместо пыли на них будут оседать индусы. :)


    1. mayorovp
      08.07.2015 09:27

      Написано же — панели будут на товарные поезда ставить, а не на пассажирские


      1. spc
        08.07.2015 09:34
        +11

        На картинке, на первом же вагоне крупно написано: «Багаж»


        1. Zel
          08.07.2015 13:28
          +2

          Да. Ещё и по-английски продублировано


      1. NikitosZs
        08.07.2015 14:38

        Написано же:

        правительство планирует перенести этот опыт и на пассажирские поезда.


        1. Alexeyslav
          08.07.2015 15:59

          Видимо не на эконом-класс.


  1. tundrawolf_kiba
    07.07.2015 17:15

    Не понял — так он все-таки будет использовать энергию для езды, или будет передвижной электростанцией?


    1. skvot
      08.07.2015 09:29
      +1

      Насколько я понял, в движении батареи должны обеспечивать 15% потребляемой поездом энергии. В состоянии покоя собираемая панелями энергия будет поступать в сеть.


  1. Zel
    07.07.2015 19:37
    +1

    А каким образом стоящий поезд будет отдавать электроэнергию в сеть? У индийских поездов двунаправленная электросистема? Или будет стоять дополнительное оборудование, которое понимает, в какой контур нужно отдавать электроэнергию — во внутренний ил во внешний?

    Да, вопрос по поводу эффективности солнечный панелей неплох. Но как будет осуществляться контроль за их сохранностью — тоже вопрос. На вокзале-то полицианты, понятно дело (вон, на картинке даже они есть), а в «отстойнике», где стоят десятки (если не сотни) составов?


    1. DarkByte
      09.07.2015 07:04

      С установкой солнечных панелей в любом случае понадобится ставить дополнительное оборудование. Есть же инверторы с возможностью отдачи излишек мощности в городскую сеть.


      1. Zel
        09.07.2015 10:47

        Да, не спорю, оборудование есть. Но способна ли элекоросеть железки ПРИНИМАТЬ энергию?


  1. Gnuava
    07.07.2015 22:31
    +9

    Особенно бесполезно с точки зрения рекуперации смотрится фотка от топикстартера: поезд на тепловозной тяге)
    И все же, думаю, что здесь вопрос стоит ставить вообще не в магической рекуперации, а, например, в альтернативном методе генерации эл. тока для вагонных нужд: мобилу подзарядить там, батареи зарядить для освещения ночью, и пр.
    На типовых отечественных поездах дальнего следования, за исключением особо современных двухэтажек, к примеру, на каждом вагоне, на одной из тележек, стоит по эл. генератору, работающему за счет движения вагона, который генерирует ток для внутренних нужд вагона, в т.ч. подкармливая батареи с целью наличия электричества на остановках. Т.к. генератор работает только во время движения вагона, за счет вращения одного из колес в тележке, требования к локомотиву по силе тяги возрастают пропорционально кол-ву вагонов в составленном поезде (доходит до 10% с каждого), а если эти генераторы снять, и поставить солнечные батареи в местах с особо светлыми днями, вдруг прокатит? Меньший расход энергии на перевозку у локомотива, абсолютный пофигизм с точки зрения конечного пассажира, т.к. характеристики эксплуатационные и не ухудшились, и не улучшились.
    Но у нас для этой цели, если этих тележечных генераторов нет, на новых составах берут эл. энергию сразу с локомотива, мб у индусов иная ситуация.
    И еще.
    Вагонам с этими солнечными батареями придется чаще мыть крышу, и не просто от пыли, а в т.ч. от копоти, а это тоже расход денег.


    1. Alexeyslav
      08.07.2015 13:20

      Не больше чем на обычную уборку вагонов, может даже мойка будет автоматической — вроде водяной завесы и пассивных щёток на выезде с депо…