Может ли сюжет быть в каждой мобильной онлайн-игре? Как подавать его ненавязчиво? Обязательно ли для этого использовать диалоги? Команда Copywriting студии Plarium Krasnodar делится нарративными находками.
![](https://habrastorage.org/webt/ct/_c/sn/ct_csngy49rgcxgqgmohku4lhwa.jpeg)
Про устройство мира обычно рассказывают NPC, или об этом говорится в описании квестов. В мобильной многопользовательской стратегии роль «рассказчика» выполняют интерфейсные тексты — описания и названия вещей, юнитов, улучшений и др. Они позволяют ненавязчиво раскрывать мир, не отвлекая тех, кто сфокусирован на геймплее, и оставляя возможность при желании легко найти информацию о лоре. Например, в Троне описание Исследований условно делится на две части: художественную и техническую. Игрок, который хочет знать только бонус Исследований, может сразу перейти к нужной строке, а любитель лора — прочитать все.
![](https://habrastorage.org/webt/te/lw/kd/telwkdp4hddjsiio8ea_nxhybeg.jpeg)
Содержащийся в интерфейсных текстах лор Трона выходит за пределы игровых локаций: его история, география и культура гораздо шире, чем текущий контент. Прописывая новые страны, сущности и персонажей, мы старались создать связи между ними и уже имеющимся игровым миром, показать их взаимодействие.
Например, каждая вещь Инквизитора обладает уникальным описанием в виде цитаты из Молитвенника — не просто выдуманной нами религиозной книги, а представленной в игре как предмет для увеличения очков опыта Инквизитора.
![](https://habrastorage.org/webt/4x/vh/ap/4xvhapizbevblmp9ixxymxua9ly.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/4k/di/yc/4kdiycgw0uihyaiusd-fohkfyeu.jpeg)
Кроме Королевств Амарии, игрокам доступен остров Доминион, где когда-то существовала великая цивилизация, которой правил Император. Любой Лорд может получить этот титул — не без ожесточенной борьбы, конечно. О делах Императора игрок узнает из текстов о специальном императорском сете вещей, по стилю приближающихся к летописям.
В Амарии и Доминионе происходят основные события игры, но есть и местности «за кадром» — суровый горный Уэсс, знойный Дор и скалистый, омываемый морями Южный архипелаг. Об Уэссе и Доре можно узнать из описаний клановых вещей, а информация о культуре и военных достижениях всех стран представлена в Исследованиях категории «Иностранные тактики».
![](https://habrastorage.org/webt/eg/-a/tm/eg-atmwppr8abqfj6nizuft98q0.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/kw/lz/x9/kwlzx9zqmdhgr1ijbxlthhfnfwy.jpeg)
У представителей Южного архипелага нет своего комплекта экипировки, зато в Амарию эти бывалые моряки пришли сами — в составе VI тира.
![](https://habrastorage.org/webt/tf/db/dk/tfdbdkfj6jmfkeapkvxhlvcx-s4.jpeg)
VII тир связан с Инквизицией и алхимиками, которые вместе и создавали эту новую армию. Появление алхимиков в игре обусловлено уже имеющимся в городе игрока зданием «Алхимическая лаборатория».
![](https://habrastorage.org/webt/ea/me/by/eamebymexzplpvyfy24w9mowjuw.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/ky/zn/yl/kyznylesztf_q7qbdpyjw15qag0.jpeg)
Извечная проблема мобильных игр — мало места на экране. Как следствие — жесткие ограничения по объему текста. В качестве решения можно обратиться к культурному бэкграунду игрока, чтобы он сам дополнял повествование. Тойя Кристен Финли в книге Narrative Tactics for Mobile and Social Games: Pocket-Sized Storytelling приводит Plague Inc. как пример игры, дающей широкий простор для воображения. В ней нет текстов, описывающих ход пандемии, но внутренний голос играющего сам рисует сцены с лихорадочной работой ученых над вакциной или прибытием зараженных кораблей в порты.
Достаточно крупными мазками, не вдаваясь в подробности, обрисовать ситуацию, чтобы разбудить фантазию игрока. Иногда мы используем этот прием. Например, у Турнира «Война Королевств: Мятеж» нет строгого описания, и на вопросы о том, кто устроил бунт и кто должен его подавлять, игрок отвечает самостоятельно. Может, это войска менее успешных Лордов подняли мятеж и захватили стратегически важные позиции — Башни мятежников, — а может и нет. Фантазию ничто не ограничивает.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/pv/y7/rwpvy7w5ag9-w3zygbnlqgfcpqu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/vh/w7/rm/vhw7rmez6sagmnballfzlh9zzjw.jpeg)
Или другой пример. В клановом городе можно создать событие «Чемпионат», а для его проведения необходимо здание «Арена». Этими названиями мы сообщаем игроку о соревновательном, почти спортивном характере боев, о том, что они сродни рыцарским турнирам. На Чемпионат приходят нейтральные армии NPC, это войска баронов, виконтов и других благородных правителей. Подробности происходящего игрок может додумать сам, используя фантазию и знание истории.
![](https://habrastorage.org/webt/pw/bo/5j/pwbo5jwsbqwxtmrwuxuu0q-c05s.jpeg)
То же самое с Доминионом, о котором мы говорили выше. Там игрок видит руины великой цивилизации, но не получает ответа на вопрос, почему государство рухнуло. Оно словно загадочным образом исчезло в одночасье, оставив после себя Бастион Императора, оружие, научные труды, но главное — чудовищ Цернунна и Тауруса, которые бродят по лесам острова.
![](https://habrastorage.org/webt/xq/zm/17/xqzm17wjtnpx7r6jzk-p2zpv2w8.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/fh/xg/z1/fhxgz1rsaswcx4pm7fnkapsxemu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/w4/as/it/w4asitcldtam4gcqbyo49kw2x-e.jpeg)
Если в игре есть неигровые персонажи, но нет квестов и диалогов, их характеры могут раскрываться в других областях геймплея, расширяя при этом лор.
Почти во всех мобильных стратегиях имеется туториальный персонаж, в Троне это Леди в красном. Кроме обучающих сцен ее можно увидеть в банковском предложении с особой экипировкой, которая называется «Сет Превосходства».
![](https://habrastorage.org/webt/yg/sg/zw/ygsgzwm6nutq176qx56kfzrqin4.jpeg)
В описаниях экипировки звучит голос Леди в красном, она рассказывает о великих правителях Амарии. Так роль персонажа расширяется: мы понимаем, что это еще и образованная придворная дама, которая помогает игроку даже вне туториала.
![](https://habrastorage.org/webt/nt/-j/qc/nt-jqczqoghgyeaepimdkb3tyew.jpeg)
Другой наш NPC — Инквизитор Анна Гроза Замков, у нее хорошие бонусы к проведению Осад. Но история этого Инквизитора не ограничена военными походами: из описания осадного орудия «Армагеддон» становится ясно, что Анна — его создатель, а значит, она не только умелый тактик, но и незаурядный инженер.
![](https://habrastorage.org/webt/nw/df/zj/nwdfzjfxzjigxelon_f3b0vp2gi.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/uq/1l/sm/uq1lsmmtjrrw3jv06rw9mid-jgy.jpeg)
Истории разных NPC можно связать между собой. На карте Королевства встречается Отступник по имени Чернокнижник, который когда-то был ученым, но сошел с ума и стал проводить эксперименты оккультного толка. С одним из его «трудов» игроки могут столкнуться во время некоторых праздничных ивентов, а именно с Безумным Фландром — гигантским кроликом, разоряющим Королевства.
![](https://habrastorage.org/webt/q-/cz/u-/q-czu-5kdm69fw6lnnc84j3heti.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/ps/h-/s-/psh-s-nw2mygltevjshjuyidlju.jpeg)
Все эти способы позволили нам расширить мир игры и найти новые мотивы для описательных текстов. Если вы знаете другие примеры необычной подачи сюжета в играх — смело делитесь ими в комментариях.
![](https://habrastorage.org/webt/ct/_c/sn/ct_csngy49rgcxgqgmohku4lhwa.jpeg)
Лор в интерфейсном тексте
Про устройство мира обычно рассказывают NPC, или об этом говорится в описании квестов. В мобильной многопользовательской стратегии роль «рассказчика» выполняют интерфейсные тексты — описания и названия вещей, юнитов, улучшений и др. Они позволяют ненавязчиво раскрывать мир, не отвлекая тех, кто сфокусирован на геймплее, и оставляя возможность при желании легко найти информацию о лоре. Например, в Троне описание Исследований условно делится на две части: художественную и техническую. Игрок, который хочет знать только бонус Исследований, может сразу перейти к нужной строке, а любитель лора — прочитать все.
![](https://habrastorage.org/webt/te/lw/kd/telwkdp4hddjsiio8ea_nxhybeg.jpeg)
Содержащийся в интерфейсных текстах лор Трона выходит за пределы игровых локаций: его история, география и культура гораздо шире, чем текущий контент. Прописывая новые страны, сущности и персонажей, мы старались создать связи между ними и уже имеющимся игровым миром, показать их взаимодействие.
Например, каждая вещь Инквизитора обладает уникальным описанием в виде цитаты из Молитвенника — не просто выдуманной нами религиозной книги, а представленной в игре как предмет для увеличения очков опыта Инквизитора.
![](https://habrastorage.org/webt/4x/vh/ap/4xvhapizbevblmp9ixxymxua9ly.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/4k/di/yc/4kdiycgw0uihyaiusd-fohkfyeu.jpeg)
Кроме Королевств Амарии, игрокам доступен остров Доминион, где когда-то существовала великая цивилизация, которой правил Император. Любой Лорд может получить этот титул — не без ожесточенной борьбы, конечно. О делах Императора игрок узнает из текстов о специальном императорском сете вещей, по стилю приближающихся к летописям.
В Амарии и Доминионе происходят основные события игры, но есть и местности «за кадром» — суровый горный Уэсс, знойный Дор и скалистый, омываемый морями Южный архипелаг. Об Уэссе и Доре можно узнать из описаний клановых вещей, а информация о культуре и военных достижениях всех стран представлена в Исследованиях категории «Иностранные тактики».
![](https://habrastorage.org/webt/eg/-a/tm/eg-atmwppr8abqfj6nizuft98q0.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/kw/lz/x9/kwlzx9zqmdhgr1ijbxlthhfnfwy.jpeg)
У представителей Южного архипелага нет своего комплекта экипировки, зато в Амарию эти бывалые моряки пришли сами — в составе VI тира.
![](https://habrastorage.org/webt/tf/db/dk/tfdbdkfj6jmfkeapkvxhlvcx-s4.jpeg)
VII тир связан с Инквизицией и алхимиками, которые вместе и создавали эту новую армию. Появление алхимиков в игре обусловлено уже имеющимся в городе игрока зданием «Алхимическая лаборатория».
![](https://habrastorage.org/webt/ea/me/by/eamebymexzplpvyfy24w9mowjuw.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/ky/zn/yl/kyznylesztf_q7qbdpyjw15qag0.jpeg)
Как ограничения помогают расширять лор
Извечная проблема мобильных игр — мало места на экране. Как следствие — жесткие ограничения по объему текста. В качестве решения можно обратиться к культурному бэкграунду игрока, чтобы он сам дополнял повествование. Тойя Кристен Финли в книге Narrative Tactics for Mobile and Social Games: Pocket-Sized Storytelling приводит Plague Inc. как пример игры, дающей широкий простор для воображения. В ней нет текстов, описывающих ход пандемии, но внутренний голос играющего сам рисует сцены с лихорадочной работой ученых над вакциной или прибытием зараженных кораблей в порты.
Достаточно крупными мазками, не вдаваясь в подробности, обрисовать ситуацию, чтобы разбудить фантазию игрока. Иногда мы используем этот прием. Например, у Турнира «Война Королевств: Мятеж» нет строгого описания, и на вопросы о том, кто устроил бунт и кто должен его подавлять, игрок отвечает самостоятельно. Может, это войска менее успешных Лордов подняли мятеж и захватили стратегически важные позиции — Башни мятежников, — а может и нет. Фантазию ничто не ограничивает.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/pv/y7/rwpvy7w5ag9-w3zygbnlqgfcpqu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/vh/w7/rm/vhw7rmez6sagmnballfzlh9zzjw.jpeg)
Или другой пример. В клановом городе можно создать событие «Чемпионат», а для его проведения необходимо здание «Арена». Этими названиями мы сообщаем игроку о соревновательном, почти спортивном характере боев, о том, что они сродни рыцарским турнирам. На Чемпионат приходят нейтральные армии NPC, это войска баронов, виконтов и других благородных правителей. Подробности происходящего игрок может додумать сам, используя фантазию и знание истории.
![](https://habrastorage.org/webt/pw/bo/5j/pwbo5jwsbqwxtmrwuxuu0q-c05s.jpeg)
То же самое с Доминионом, о котором мы говорили выше. Там игрок видит руины великой цивилизации, но не получает ответа на вопрос, почему государство рухнуло. Оно словно загадочным образом исчезло в одночасье, оставив после себя Бастион Императора, оружие, научные труды, но главное — чудовищ Цернунна и Тауруса, которые бродят по лесам острова.
![](https://habrastorage.org/webt/xq/zm/17/xqzm17wjtnpx7r6jzk-p2zpv2w8.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/fh/xg/z1/fhxgz1rsaswcx4pm7fnkapsxemu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/w4/as/it/w4asitcldtam4gcqbyo49kw2x-e.jpeg)
Как углубить историю с помощью NPC
Если в игре есть неигровые персонажи, но нет квестов и диалогов, их характеры могут раскрываться в других областях геймплея, расширяя при этом лор.
Почти во всех мобильных стратегиях имеется туториальный персонаж, в Троне это Леди в красном. Кроме обучающих сцен ее можно увидеть в банковском предложении с особой экипировкой, которая называется «Сет Превосходства».
![](https://habrastorage.org/webt/yg/sg/zw/ygsgzwm6nutq176qx56kfzrqin4.jpeg)
В описаниях экипировки звучит голос Леди в красном, она рассказывает о великих правителях Амарии. Так роль персонажа расширяется: мы понимаем, что это еще и образованная придворная дама, которая помогает игроку даже вне туториала.
![](https://habrastorage.org/webt/nt/-j/qc/nt-jqczqoghgyeaepimdkb3tyew.jpeg)
Другой наш NPC — Инквизитор Анна Гроза Замков, у нее хорошие бонусы к проведению Осад. Но история этого Инквизитора не ограничена военными походами: из описания осадного орудия «Армагеддон» становится ясно, что Анна — его создатель, а значит, она не только умелый тактик, но и незаурядный инженер.
![](https://habrastorage.org/webt/nw/df/zj/nwdfzjfxzjigxelon_f3b0vp2gi.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/uq/1l/sm/uq1lsmmtjrrw3jv06rw9mid-jgy.jpeg)
Истории разных NPC можно связать между собой. На карте Королевства встречается Отступник по имени Чернокнижник, который когда-то был ученым, но сошел с ума и стал проводить эксперименты оккультного толка. С одним из его «трудов» игроки могут столкнуться во время некоторых праздничных ивентов, а именно с Безумным Фландром — гигантским кроликом, разоряющим Королевства.
![](https://habrastorage.org/webt/q-/cz/u-/q-czu-5kdm69fw6lnnc84j3heti.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/ps/h-/s-/psh-s-nw2mygltevjshjuyidlju.jpeg)
Все эти способы позволили нам расширить мир игры и найти новые мотивы для описательных текстов. Если вы знаете другие примеры необычной подачи сюжета в играх — смело делитесь ими в комментариях.