В этой статье не будет ни слова о конкретной компании, но в то же время она агрегирует целый слой проблем и неожиданностей, с которыми можно столкнуться, работая с другими людьми. Пусть будет сборник историй, основанных строго на реальных событиях: немного страшных, немного поучительных, мало какие с хорошим концом. Всё как всегда — и от этой обыденности немного ёжит.
Истории, рассказанные нашими коллегами
Disclaimer: истории собраны из опыта разных людей, анонимизированы редактором. Все совпадения случайны. А если вам нужна мощная и безопасная CRM-система, она здесь. Простая облачная тикет-система там же ;-)
106 часов жизни в руках монстра
Это был настоящий менеджер: с расписанными проектами, интерактивными досками на созвонах и вечно неактуальной и неисполнимой диаграммой Гантта. У него было много задач, но главной, конечно, была задача навести магию, чтобы никто не заподозрил, что он занимается ерундой. А что он мог делать, не имея ни айтишного образования, ни айтишного бэкграунда? Правильно, проводить созвоны и раздавать задачи разработчикам — они умные, сами поймут, что от них надо. На протяжении двух лет он собирал коллег раз в неделю и минимум один час тянул созвон за коннект: неважно, что не было новостей для обсуждения, неважно, что ретроспектива укладывалась в 10 минут. Нужен был сакральный час, внутри которого кто-то чавкал, кто-то пытался делать работу, и непременно целыми минутами висела тишина.
106 часов жизни за два года были отняты у каждого члена команды. 106 часов — это очень много: можно выучить английский уровня beginner, можно погулять и размять отёчные ноги удалёнщика, можно тупо поработать и принести ещё немного пользы команде. Менеджер просто не уважал чужое время, гонясь за собственными иллюзорными приоритетами, формальной эффективностью и бутафорским контролем. Кстати, ушёл он незаметно — точнее, просто перешёл в соседний проект. И ничего без него не развалилось и даже не шелохнулось. Знаете, почему? Потому что на нём ничего и не держалось, кроме утекающих в пропасть чужих часов.
Я плюю на ваши задачи
Это параллельные прямые не пересекаются, да и то в евклидовой геометрии, а вот задачи сотрудников одной компании пересекаются, переплетаются, соприкасаются, а то и находятся в депрессивной созависимости. В нормальной природе вещей это значит какое-то совместное исполнение работы, согласованность и очерёдность действий, аджайл там разный, скрам. Справедливости ради так чаще всего и бывает.
Но бывает и иначе: появляется сотрудник с относительно весомыми полномочиями (начальник отдела, старший менеджер и т. д.) и начинает стягивать на себя ресурсы, время коллег, внимание руководителя. Все задачи делятся на две группы: его и не важные. Он находит вагон аргументов в пользу того, что именно его задачи серьёзные и нужные, им нужен абсолютный приоритет. Мотивация у таких сотрудников разная: реже всего — фанатичная преданность делу, чаще всего — желание защитить свои интересы и показать, что остальные просто не справляются. Если в компании ресурсы ограничены, рано или поздно случается так, что у этого сотрудника все задачи закрыты качественно и в срок, а остальные в пролёте, потому что не успели схватиться за необходимое: от времени и мозгов коллег до бюджета на развитие. И самое интересное, что коллеги оказываются в странной ситуации: вроде бы он проявил неуважение и просто наплевал на чужой труд, а вроде и претензии не предъявишь — работа-то сделана. По мне так, в малом бизнесе это одно из самых негативных и даже токсичных проявлений отношений. Руководитель должен помнить, что потворствуя и помогая своим управленческим ресурсом такому «эффективному эгоисту», он теряет огромный массив рабочих процессов.
Образ ведьмы
Жила-работала в компании Маша: буквальное дело, жила. Переработки как норма, фонтан идей, три проекта в работе, командировки, два рабочих языка в совершенстве. Многого не требовала, но должность коммерческого директора получила быстро и по справедливости. Сотрудники Машу любили, более того — при деспотичном генеральном коллеги оттаяли под её демократичным руководством. Такое положение дел и высокий энтузиазм не могли не сказаться на качестве работы: показатели росли, IT-продукт завоёвывал самые разные рынки, выручка выросла на 40%. Думаете, это та самая сказка с хорошим концом? Как бы не так!
Оля работала в службе поддержки, в соседнем отделе: обычный, ничем не примечательный саппортёр с синим дипломом иняза и навыками говорения на уверенном американском английском, полученными во время продажи жареного лука в парке Ричмонда по программе Work&Travel. Ушла в декрет, через два года вернулась в новом образе: чёрные волосы, чёрные ногти, яркая помада, злая, грозная. Стала «строить» всю службу поддержки, кричать, что все не так работают и только она права: в итоге двое уволились, одна ушла в отдел к Маше, пришли новые, готовые беспрекословно подчиняться Оле, которая выжила руководителя поддержки и правила единолично и безраздельно. Неожиданно в компании поползли слухи, что генеральный кричит на Машу, её стали часто видеть с опухшими глазами, в кабинете повисла тоскливая тишина. В очередную командировку на CES руководителем команды поехала Оля. Через три месяца Маша уволилась. Оля стала коммерческим директором. Когда я увольнялась с работы (во многом из-за отношений с Олей), я спросила генерального, почему он выбрал Олю и избавился от Маши. Ответ меня поразил: «Знаешь, я сам её немного боюсь — она своим поведением и имиджем гарантирует дисциплину и подчинение. Её все боятся, даже когда она просто мимо проходит». Вот так модель довольно токсичного поведения победила светлый ум и интеллект. Одно радует: все уволенные и пострадавшие устроились хорошо. А Оля сейчас сидит, командует, но уже без CES и прочих Елисейских Полей — санкции. Ну раз всех всё устраивает…
Кстати, кого боятся — того чаще и ненавидят, так уж работает психика человека.
Ученье — свет, а неученью — зелёный свет
Программист Миша стал первым DevOps в крупной компании тогда, когда это слово ещё даже не упоминалось на Хабре: ему первому покорился Docker и Kubernetes, он шардировал базы и переводил весь прод на микросервисы, был не просто разработчиком, а инженером Linux. В нём всё было прекрасно, кроме двух вещей: он был очень молчаливым и очень медлительным (по факту, основательным). Программист Паша пришёл значительно позже, был сильно младше Миши и вообще разработчиком совершенно другой формации: гуглить и внедрять чужой код он умел гораздо быстрее, чем свой. Миша знал Docker изнутри, Паша пользовался контейнерами, Миша мог конфигурировать Linux, Паша брал готовые конфигурации, Миша долго отлаживал и тестировал, писал автотесты, Паша стремился как можно быстрее передать сборку тестировщикам. Но главное, что Паша выступал на конференциях, светился, был быстрым и активным. Конечно, Паша не был глуп и точно был хорошим работником, но по глубине включения в информацию проигрывал Мише с разгромным счётом. И вроде бы, ребята дополняли друг друга, что ещё надо?! Рабочая микрокоманда — это модно и эффективно.
Но Паша быстро оценил ситуацию и молчаливость Миши и стал выдавать его задачи и наработки за свои. Не учился у коллеги, не разбирался, не вникал, а просто представлял работу как командную или полностью свою. Довольно быстро Паша стал тимлидом и Миша попал в его полное подчинение, так они и работают до сих пор. Морали не будет, потому что конкретно в этой ситуации виноваты все: потворствующие Паше коллеги, невнимательный к высококлассному специалисту руководитель и, конечно, сам неуверенный в себе и не знающий своей цены и самоуважения Миша.
Острые шипы софт скиллов
Собеседования шли полтора месяца: искали разработчика JavaScript, одного из двух. Важно было, чтобы сотрудник был достаточно профессиональным, сразу влился в работу и работал исключительно быстро, потому что продукт продавался на сегмент В2С и пользователи были максимально нелояльны к проблемам облачного приложения. Сейчас уже и не вспомнить, почему СТО отказался от проведения технических интервью с соискателями, выбирали, в основном, по рассказу о проектах и демонстрации Гитхаба (у кого был). Взяли разработчика: продвинутого, умного, сторонника open source, с хорошим пониманием бизнес-процессов. В процессе обсуждения его задач повысили стартовую ставку заработной платы на 30%, с первого дня подключили к ДМС, дали все права доступа к SVN и т. д. Казалось, все проблемы решены, но… что-то было не так. Казалось, он отлично работал, всегда немного задерживался, приходил чуть раньше, общался с коллегами из всех подразделений, всё время говорил о глубоком исследовании и называл отдел разработки гордым именем R&D. Но это казалось.
Герой этой истории умел казаться, потому что овладел пресловутыми софт скиллами в полной мере. Вот вам часть его лайфхаков, которые той команде удалось разгадать:
тратить время на рисёч (исследования, изучение рабочих проблем) — идеальный способ отложить выполнение задачи, ведь ты не прокрастинируешь, не пьёшь кофе, а напряжённо ищешь лучшие пути решения проблемы или создания идеального кода;
бурно говорить на встречах, собирать созвоны и «митинги на лету», не забывать о ретроспективах — ведь так все видят твою заботу об общем деле, и даже немного чувствуют себя виноватыми, ведь они не говорят так много и не организуют встречи;
ходить по отделам, потому что это не ты не работаешь, это они не предоставляют требуемый объем информации;
приходить чуть раньше и уходить чуть позже (желательно руководителя или самого влиятельного сотрудника) — так ты демонстрируешь вовлечённость и готовность тратить на работу больше (даже если это 5-10 минут);
быть сосредоточенным, но приветливым — так всем будет понятно, что ты безумно занят, но открыт миру, отвлекать как-то неловко;
заставлять гордиться: команда R&D это тебе не отдел разработки, а поскольку гордость идёт от тебя, ты можешь рассчитывать на лучшее отношение.
Вот такие нехитрые психологические приёмы в сочетании с поставленной речью и опрятным внешним видом позволили горе-разработчику не только пройти испытательный срок, но и проработать пять месяцев, забрав почти миллион рублей. Да, «лояльный, внимательный, приятный во всех отношенийх» сотрудник ушёл стыдненько, но… Ах да, потом выяснилось, что он нахватался умных словечек от ментора, которого нанял для подготовки к собеседованию, и на курсах школы программирования. А вы говорите — бесполезная фигня :-)
Незаменимых нет
«Незаменимых у нас нет», — ах, как же я обожаю это высказывание времён оных. Как ни парадоксально, его очень любят вворачивать в разговор прогрессивные, молодые и очень модные руководители. Нередко именно после этих слов увольняются сотрудники, к которым они были обращены. При этом они гордо провожают уходящих сотрудников (почти всегда реально хороших!) и ждут новых — при этом забывая, что новые коллеги менее лояльны, дороже и требуют времени на адаптацию и погружение в работу (а вот пройдут ли они испытательный срок и захотят ли заменить «заменимых», вилами на воде писано).
На самом деле, формулировка «незаменимых нет» — свидетельство неумения разговаривать и договариваться. По силе эмоций и «магии применения» она равна детскому «бе-бе-бе» или «чур, я в домике». Два слова снимают с руководителя ответственность за судьбу сотрудника, вне зависимости от предыдущих достижений, меры успешности и завершённых задач. Отвернулся, закрыл глаза — и как будто и нет ничего. Так общаться с опытным, хорошим сотрудником (повторюсь, плохим эти слова не говорят) не только верх неуважения к нему, но и, что самое страшное, фактор мощной демотивации для всех сотрудников: ведь завтра точно так же могут поступить с каждым из них. В кризисное время любой дополнительный фактор демотивации порождает страх и подталкивает к увольнению, что, конечно же, не несёт пользы ни для производительности, ни для отношений с клиентами и коллегами, ни для состояния компании в целом. Увы, я знаю, что любителей таких пафосных речей ничем не переубедить, но можно хотя бы посоветовать предъявлять более конкретные претензии, задавать вопросы, выяснять причины изменений, а ещё адекватно отдавать себе отчёт — а не придираешься ли ты лишь потому что тебе что-то показалось, или кто-то что-то шепнул. Прийти к этому — огромная победа над собой.
Рабочие отношения — мир взрослых людей, который не приемлет инфантилизма и настроенческого подхода. Да, все мы люди и в работе всегда есть место разным эмоциям (да хоть матом ругайтесь, если по делу и так принято), но они не должны обесценивать чужой труд, демотивировать и мешать работать. Именно в сочетании здоровых эмоций и профессионализма кроется ключ к успеху микрокоманды, команды, корпорации. Кто это понимает, тот, в принципе, преуспел. Последние три года показали это особенно выпукло.
Комментарии (27)
tommyangelo27
00.00.0000 00:00+1Побуду адвокатом дьявола.
Почему вы в качестве примера "украденных" часов приводите какие-то личные дела, вроде прогулки или английского? Созвоны ведь часть рабочего времени, какая разница, потратили вы время на митинг или на работу над тикетом #12455 ?
Free_Mic_RS Автор
00.00.0000 00:00+3Всё банально просто - этот час «из пустого в порожнее» отвлекал от рабочих задач, их приходилось доделывать в рамках переработки.
orcy
00.00.0000 00:00+7Что-то непонятно, неуважение в этом случае не митинг менеджера, а необходимость в переработках.
bogolt
00.00.0000 00:00+3Я вот например устаю от долгих встреч настолько, что потом мне нужно еще несколько часов приходить в себя.
При этом от продуктивных встреч по делу, я почти не устаю, а вот от разбавления воды водой, переливания ее, тупого глядения в камеру и слушанья непонятных речей ужасно устаю.
alexzaides
00.00.0000 00:00в принципе да. Если работодатель готов оплачивать всей команде многочасовые разговоры ни о чём - ну, в конце концов это его деньги. Это с одной стороны. А с другой - лично меня это очень сильно демотивирует. Вместо того, чтобы заниматься делом сидим часами льём воду. И я начинаю сильно сомневаться, что я вообще умею в разработку - всех вокруг всё устраивает и они говорят как здорово мы всё обсуждаем. И расслабляет - если потом переходить на проект, где занимаются делом, то довольно тяжело входить в нужный темп
tommyangelo27
00.00.0000 00:00Ну так у автора речь об 1 часе раз в неделю. Не то, чтобы я сильно любил такого рода разговоры, просто не согласен с посылом об украденном личном времени - это просто иная активность в рабочее время.
alexzaides
00.00.0000 00:00к сожалению, одним часом редко ограничивается. Особенно в больших конторах. Бюрократия, любовь к разговорам плюс карго культ по ритуалам модных методик зачастую никак не убираются в один час. Особенно если команда большая - на дейли каждому надо что то сказать. А планирование, ретро и демо? положено по процессу на них час-полтора-два на каждый - значит положено. А обсуждение каждого чиха? я помню например два совещания по часу каждое на тему - можно ли брать задачу в работу без утверждения главного архитектора или нет. Очень животрепещущий вопрос, учитывая что он возник, когда архитектору на глаза попалась задача типа перекрасить кнопку, контора была очень не маленькая и поток задач шёл как бы не сотнями в день. И то - за два часа ничего не решили, запланировали ещё два. и я ещё не в курсе, чем там всё закончилось - может ещё запланировали. Или после 4 часов созвона 20 минут бурного обсуждения на тему - прервёмся и через 10 минут продолжим или перенесём на завтра? это имхо уже не проблема конкретного менеджера, имитирующего бурную деятельность - это именно тренд работы в больших фирмах
tommyangelo27
00.00.0000 00:00+2Дык я в курсе, 8 лет проработал в средней американской конторе. У нас были и diversity трениниги про права чернокожих и трансгендеров, и тренинги про sexual harassment, и тупые ежеквартальные рапорты на все 5 офисов от людей, которых никто не знает и не видел никогда (там по 150 человек на эти этих презентациях было). И "развлекательные" квизы про природу США. И загоны от менеджера на 2 часа про разную околорабочую херню. Поверьте, я очень много бесполезной активности насмотрелся за эти годы.
Но оно всё - в рабочее время же. Я не могу сказать, что если бы не митинг, то я бы гулять пошёл, или на гитаре играть.
Хочет менеджер провести совещание - да пожалуйста, хоть пять совещаний. В рабочее время. И время на остальные задания соответственно сокращается. А я как работал 8 часов в день, так и работаю.
mirwide
00.00.0000 00:00+4Про незаменимых моё любимое. Проблема актуальна в обе стороны. Сотрудник, работающий за троих, как только поймет свою уникальность и получит зарплату выше рынка потеряет мотивацию работать и станет самым обычным. И менеджер, имея самомотивированного сотрудника, будет считать это просто своим достижением и наглеть, воспринимая лояльность сотрудника как слабость. Что бы такого не было, нужны адекватные процессы оценки и мотивации в компании.
Free_Mic_RS Автор
00.00.0000 00:00+5Ага. Кто-то станет самым обычным, а кто-то каждый рубль на совесть отрабатывает даже будучи тимлидом на лаврах. Очень сильно зависит от человека.
mirwide
00.00.0000 00:00Почивание на лаврах скорее демотивирует, чем мотивирует. То что кого-то это не остановит, спору нет, зависит от личностных качеств.
retar
00.00.0000 00:00+2Незаменимый не обязательно "работает за троих". Иногда это просто человек, единственный на всю компанию, который обладает определённым пулом навыков или их симбиозом. По нагрузке он вполне может работать в режиме "х1", но после его увольнения часть его работы придётся выполнять 3-4 сотрудникам, а другую часть вообще никто не будет выполнять.
mirwide
00.00.0000 00:00Ну да. Для примера написал. Я больше про то, что на личных ощущениях это всё сложно оценить и тет-а-тет всегда будет конфликт. Может оказаться, что работа которую он делал ни кому и не нужна или таких "в очереди за забором" с запасом. Пока не уйдет, сложно понять. Нужна оценка разных людей и осторожная мотивация без признания уникальности.
retar
00.00.0000 00:00На самом деле оценить "незаменимость" достаточно просто: отправить сотрудника в отпуск на 2-4 недели в "высокий рабочий сезон" без доступа к корп.связи: я наблюдал случаи, когда работа вставала намертво во время таких отпусков. А если ещё и у руководства возникла мысль "вызвать из отпуска по приказу", то тут в принципе проблема управления ресурсами в организации.
benjik
00.00.0000 00:00Адекватные (и объективные) процессы оценки:
Мониторить стоимость найма сотрудника (или сотрудников) с аналогичным скиллсетом в данную конкретную контору в данный конкретный проект (а не в среднем по рынку) и стоимость его онбординга. Да, надо собесить людей. Да, первые 1-3-6 месяцев (иногда и больше) он может не приносить особой пользы. Очень дорого, но относительно надёжно и предсказуемо.
Смотреть, с каким оффером от условных конкурентов приходит увольняться/просить повышения ваш сотрудник. Дёшево, но внезапно и ненадёжно.
Адекватный процесс мотивации (только денежной):
Платить что-то между цифрами из первого и второго процессов оценки.
Т.е. если термины "незаменимость" (или "заменимость") поменять на термин "стоимость замены" - всё становится гораздо проще и для компании, и для сотрудника.
Естественно, всё это работает, если обстановка в компании относительно адекватная. Токсичность, бардак, микро/чайка-менеджмент, задержки ЗП и прочее веселье - и сотрудники будут уходить "в никуда".
ALito
00.00.0000 00:00+10Пример Миши и Паши не самый корректный.
Миша классный спец в своей области, но не обладает развитыми навыками коммуникаций.
Паша, прирожденный адепт болтологии, но гораздо слабее владеет техническим предметом.
Вопрос - кого из них сделать руководителем?
Вариант 1. Мишу. Жизненный опыт громко кричит, что руководитель из него получится посредственный, да и спеца классного потеряем.
Вариант 2. Пашу. Технических знаний у него достаточно, чтобы поверхностно разбираться в предмете. Коммуникативные навыки на хорошем уровне. Подозреваю, что этот вариант будет наиболее рациональным - получим неплохого, как минимум, руководителя и отличного технаря.
x4w
00.00.0000 00:00Паша стал руководителем присваивая себе чужие заслуги. Мише можно было бы поднять квалификацию отправив на курсы менеджмента.
acyp
00.00.0000 00:00+7Не совсем понимаю, почему в "Ученье — свет, а неученью — зелёный свет" Миша потерпевший? Я в похожей ситуации (на месте Миши), причем сознательно. Я не хочу выходить под софиты, т.к. это накладывает ряд обязательств для меня не комфортных.
MnyRunnersavsoultime5
00.00.0000 00:00Про "Острые шипы софт скиллов"
Да считай что такие коллеги конечно единицы, но они существуют занимают руководящие должности , ходят по отделам вокруг да около, да и такие люди вполне могут и довольно долго работать, просто это люди разной направленности. И они могут быть как в IT сфере,телеком, так и в смежных.
Единственное не понятно из за чего именно уволили героя данной истории.
Breathe_the_pressure
Да полно таких людей, многие работают на своих местах годами и продвигаются активно по службе, не желая работать, а имея только способность приспособляться. Если такой человек задержался на своём месте, значит это устраивает компанию и его начальство. Надо просто сделать выводы о компании и пойти дальше.