Сегодня хотелось бы продолжить рассказ про Deus Ex, столь значимую игру для индустрии, которую люблю всей душой. Кто знает, может, прочитав обе части обзора, и вы пойдете устанавливать игру на свой компьютер. Так как это вторая часть статьи, для ознакомления с первой, пожалуйста, ссылка.
Геймплей
В этой части хочу рассмотреть, что же геймплейно представляет из себя Deus Ex. Жанр игры - Immersive sim, то есть игроку предоставляется большое количество разнообразных механик, способствующих погружению в геймплей и окружающий мир. Фундаментом является экшен от первого лица с ролевыми элементами. Под вашим управлением находится персонаж с глубокой возможностью его «кастомизации» под свой стиль прохождения. Как я сказал, Deus Ex - ролевой экшен. Вы вольны быть как безумной машиной смерти, с боем прорывающейся в стан врагов, так и тихим, скрытным диверсантом, незамеченно проходящим за спинами врагов.
Игра дает огромное количество возможных вариантов решения той или иной ситуации или задания. Мир построен так, что вы можете достигать свои цели разными, непохожими друг на друга, способами (порою незапланированными самими разработчиками). Причем от выбранного способа зависит дальнейшее развитие событий, например, некоторые из них можно отсрочить или вовсе избежать. Вы неоднократно будете сталкиваться с последствиями своего выбора в виде дополнительной награды, новых фраз в диалогах или мгновенно выигранной схватки с боссом только потому, что не пошли напролом в бой, а потратили время на изучение мира!
Ролевая система
Как я уже сказал в первой части обзора, вы играете за сотрудника UNATCO, который является прототипом нанотехнологического агента. В тело вашего протеже возможно устанавливать аугментации (приращения), непосредственно влияющие на желаемый способ прохождения игры. Вы можете выбирать импланты под свои вкусы и нужды. Это могут быть как достаточно банальные «Мускулы», «Скорость», «Тихий бег», так и довольно необычные «Баллистическая защита» или «Система агрессивной защиты». К сожалению манчкинов, вы не сможете напичкать своего героя всеми прирощениями за раз, так как некоторые из них являются взаимозаменяемыми. Поэтому придётся делать выбор, какой набор будет полезнее при вашем стиле игры.
Думаете, на этом всё? Как бы не так! В игре есть огромное количество компьютерных терминалов, запертых дверей, камер наблюдения, потайных мест под водой, и пускай справиться с ними можно и сугубо геймплейными решениями, например, запертую дверь можно взорвать, взломать или открыть найденным ключом; получить доступ к информации на компьютере, предварительно отыскав где-то на локации пароль или, опять же, взломав его; а пробраться в секретную комнату на дне реки можно, использовав акваланг. Но зачастую для достижения цели гораздо проще прокачать необходимый навык. Уже на старте игры вам предложат распределить очки навыков, то есть сделать «базу» будущего билда вашего персонажа. Так, прокачав навыки использования оружия, вы сможете изрядно улучшить его меткость, но это не единственное решение…
В магазинах, в тайниках, в награду за задания вы будете находить разнообразные дополнения к оружию: лазерный прицел, глушитель, увеличенную обойму и многое другое. Все модификации способны улучшить характеристики вашего оружия, например, обеспечить комфортную меткость. Оружие бывает летальное и нелетальное. Вы вольны вырубать ваших оппонентов, не убивая, а можете пойти как Терминатор, уничтожая всё, что встретится на пути. Отмечу, что даже выбранный способ прохождения миссии (с убийствами или без) повлечет за собой, пусть и небольшие, но последствия.
Но и это не последний фактор, от которого зависят возможности вашего альтер эго в процессе выполнения поставленных задач. Каждая часть тела (что ваша, что ваших врагов) имеет своё здоровье, непосредственно влияющее на её функциональность. С раненой ногой существенно замедлится скорость передвижения, а если повредить обе, то сможете лишь ползти. С повреждённой рукой заметно падает меткость, ну а с простреленной головой… вы умрёте))))
Ну вот, мы прокачали навыки своего персонажа, распределили его импланты, подобрали и повысили эффективность оружия, а где это всё использовать? Как и в любом уважающем себя иммерсивном симуляторе, уровни игры построены так, чтобы вы всегда могли достигать целей любым желаемым способом. Хотите пройти тихо, не подняв тревоги? В углу есть вентиляция, которая позволит срезать путь, оставаясь «в тени». Хотите добраться в охраняемую лазерами и камерами зону? Что ж, мир игры достаточно интерактивен, и вы вполне можете построить «лестницу» из ящиков и спокойно перебраться через забор, ну или перекрыть лазерные лучи этими же ящиками. Геймдизайнеры и левелдизайнеры позаботились о том, чтобы игру можно было пройти каждым из способов, имеющим как плюсы, так и минусы, но никто не запрещает вам использовать свою тактику, отличную от задуманной разработчиками.
Фишка
Если осмыслить всё сказанное мной, можно понять, насколько геймплейно и нарративно это глубокая игра, даже для современного, достаточно искушенного геймера. А представьте, какой игра казалась в начале нулевых?
Другие игры стимулируют вас исследовать мир с помощью квестов или «вопросиков» на карте. Играя же в Deus Ex, я ловил себя на мысли, что исследую её просто потому, что хочется… хочется быть в этом, по ощущениям, действительно живом мире, хочется изучить его и найти что-то интересное, и что самое приятное – игра вознаграждает тебя за это.
Мультиплеер
Напоследок поговорим про мультиплеер.
Признаюсь честно, как и в Europa Universalis 4 (кстати, на моем канале есть обзор на эту затягивающую стратегию), игру по сети я не пробовал, поэтому ничего конкретного сказать не могу. Но и промолчать было бы неправильно, поскольку очень многие люди до сих пор играют в него и говорят, что мультиплеер в Deus Ex по-своему уникален и очень интересен. В интернете я читал много положительных отзывов о нем. Благодаря имплантам, огромному количеству оружия и предметов добавляется возможность собрать билд под свой стиль игры, а значит бои получаются очень захватывающими.
Итог
Несмотря на то, что обзор игры получился очень длинный, поверьте, я слишком многого не рассказал! Желаю вам самим окунуться в этот мир, кому-то вернуться на мгновение в прошлое и вспомнить, как же это было круто, а кому-то (везучие ублюдки) впервые погрузиться в этот серый и хмурый, но всё равно такой яркий и манящий, антиутопичный мир! Таких игр даже в наше время действительно мало, и не поиграть в неё было бы большим упущением. Забудьте, что игре больше 20 лет, забудьте про графику и вы перестанете замечать её недостатки уже через 30 минут, но впечатления, что она вам подарит, не заметить вы просто не сможете.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!
Vasily_Pechersky
Воспоминалки… И комп был пенёк 1й и интернет модемный и год 2000й…
И со старта, по дурости мини арбалет попросил ....
Jianke
Я попросил снайперку, но все скиллы вкачал в хакерство, и с удивлением обнаружил, что прицел плавает, так что попасть нереально. Пришлось стелсно подкрадываться к противнику и валить его в рукопашной перцовым балончиком и электрошокером.
vconst
Прокачанный арбалет со снайперским прицелом отлично и тихо всех выносит. А для снайперки почти нет применения, ко всем врагам можно подойти на расстояние очереди из автомата или дротика
Особый кайф — это фосфорные ракеты… Для них не жалко занять гранатометом половину инвентаря ))
Vasily_Pechersky
То же можно сказать про бесшумный пистолет - даже прикольнее - к нему всегда куча патронов.
А про фосфорные ракеты - я сказал так «враги от радости начали гореть и бегать» :-)
vconst
Зато есть усыпляющие дротики, пистолет всегда летален
Jianke
Насколько я помню, за гуманность в первой игре, ещё не давали дополнительный опыт в награду.
vconst
Что-то не помню такого..
По сути, там интересны две крайности — машина смерти таскающая большие ящики с ракетницей, прокачанным автоматом, активной защитой и броней. И прыгучий стелсер-невидимка, максимальный взлом всего вокруг. Средние конфиги — так себе
Mingun
Конечно не помните, о чем Jianke и говорит. Давать награду за стелс стали только с Human Revolution.
maximtkachev
В моей версии (1.5, если не ошибаюсь) дестятилетним мной был опытным путем найден один баг, ломающий всю игру - если потратить всю биоэлектроэнергию, а потом зайти на вкладку "импланты" и там активировать любой имплант, то он будет работать без энергии.
Таким образом я делал прыгучего стелсера-невидимку, с максимальным взломом всего вокруг, таскающего большие ящики с ракетницей и прокачанным автоматом (или огнеметом) :D
vconst
Ну так можно просто чит ввести в консоль. Но становится скучно
maximtkachev
Про консоль я тогда не знал - интернета не было. Да и компьютер только появился. По сути, это была моя первая игра на нем :)
maximtkachev
Давали. Но не опыт. Если пройти весь Баттери парк без убийств (в противовес Анне Наварр), то Картер (квартирмейстер в UNATCO) дает патроны для автомата и, возможно, мод точности, но это насчет последнего - очень не уверен.
maximtkachev
Снайперка с полностью прокачаным навыком "винтовки" позволяет наносить больше 50 урона, что больше брони большинства дверей (тех, что не заскриптованы), а следовательно, с ее помощью можно без проблем сносить почти все деревянные двери и нехилую часть металлических. Учитывая возможность установки глушителя - получается вполне себе запасной вариант для взлома оружейных шкафчиков (меня жаба душила тратить на них отмычки).
vconst
Еще ей можно камеры и турели разбивать
maximtkachev
Точно
Mingun
Ну если не начинали с прицелом на скрытность, то наверное арбалет просить не стоило. В остальном непонятно, почему по дурости. Примерно до статуса persona non-granta патронов к нему завались. Я даже собак с него расстреливал (абсолютно бесполезное занятие, т.к. собак нельзя лутовать). А потом они вдруг резко куда-то исчезают. Ну да ничего, дубинка наше все.
vconst
Шокер же!
maximtkachev
Поддерживаю! MiB-ов и WiB-ов только им и можно быстро нейтрализовать, чтобы потом облутать - дротики слишком медленно действуют.
maximtkachev
С самого первого прохождения всегда брал GEP gun (гранатомет) - для мелкого бота у главного входа в статую.
vconst
Он убивается из пистолета об дружественного бота
maximtkachev
Или электромагнитной гранатой из ящика возле командного вагончика на базе UNATCO - если поставить ее как растяжку на его пути.
Но один фиг, с гранатометом спокойнее XD
Тем более, что до практически конца третьей миссии (аэродром LaGuardia) гранатомет не попадается, а вот вражеские боты - вполне. Подходить к ним на бросок гранаты мне было стремно.
Lamaster
Если ты выживешь целую секунду, после того как сагришь его на себя
vconst
Никаких проблем
Vasily_Pechersky
А я как то даже этот вариант не рассматривал - Наварро говорила на тренировке: будь скрытен... Я сразу «отправился в обход».