Кандинский чрезмерно брутален в этот раз
Кандинский чрезмерно брутален в этот раз

"Причинить добро и нанести непоправимую пользу" - слышали такое выражение? Обычно оно используется в значении "излишне навязчивой заботы". Казалось бы, логично. Если человеку не нужна помощь, а второй её стремиться оказать, то возникает странная ситуация, в которой "добряк" кажется не таким уж и однозначным персонажем. Но есть нюанс.

Зачастую стратегия "догнать и причинить добро" является закономерным итогом личной инициативы и следованием своим принципам или же "гуманистическим идеалам человечества", сопровождаемым нарушением личных границ и непониманием границ ответственности. И возникает вопрос - а кому свойственно подобное поведение? Практика показывает, что это дети и молодежь, новые сотрудники, а также склонные к гиперопеке люди. Плохие они? Разумеется, нет. Но с ними тоже нужно уметь общаться, чтобы не погасить инициативность и желание делать что-то хорошее, а направить его в продуктивное русло. И о том, как это делать не надо будет сегодняшняя история - история "добряка" от первого лица.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Статья будет представлять собой разбитую на части историю, перемежающуюся с комментариями и выводами в конце. По формату наиболее близка к материалу, в котором я описывал свои ошибки поведения в экстремальной ситуации.

Прелюдия

Это случилось в спокойное время сразу после локдауна (кто бы мог подумать, что в 2023 году пандемия будет восприниматься светлым прошлым). Закончилась дома в баллонах вода. Привезти должны были только завтра, поэтому решил купить пару пятилитровок - на вечер и про запас. Телефон был разряжен после рабочего дня, поэтому я взял бумажник и пошёл в соседний минисупермаркет.

Выйдя из подъезда (того же самого, возле которого спустя два года приземлился суицидент), я увидел, что на въезде во двор несколько человек склонились над лежащим телом. Подхожу, чтобы поинтересоваться. Лежит мужчина лет шестидесяти, рядом на корточках сидит женщина с маленькой дочкой и общается с оператором скорой помощи, еще метрах в двух тусуется парень лет восемнадцати. Мужчина лежит без сознания, но дышит. Из головушки его светлой неспеша вытекает кровушка.

Что правильно делать дальше: сперва следовало бы выяснить ситуацию и адекватно оценить степень своей потенциальной полезности и, что еще важнее, нужности. В общем, сопоставить запрос и свои компетенции. Что же сделал я?

Я пошёл в ближайшую аптеку, купил стерильный бинт и перекись водорода. Подхожу обратно, мужчина уже оклемался и пытается встать. Получается это у него не особо. От него пахнет алкоголем и он пытается выяснить, что мы все от него хотим. Я подхожу и говорю: "уважаемый, вы упали, у вас идет кровь, я хочу вам помочь". Открываю бинт, отматываю метр, складываю его несколько раз, поливаю перекисью и протягиваю: "Приложите к голове".

Мужчина начинает меня активно убеждать, что у него всё хорошо и он вообще не падал, а еще что у него гены здоровые, поэтому ему не нужна помощь. Но я же закончил педагогический! Я же помню, что один из принципов педагогики - это наглядность. Поэтому беру бинт, на пару секунд прикладываю к голове мужчины и показываю пропитанный кровью бинт: "Мужик, это твоя кровь, видишь? Весь бинт пропитался твоей кровью, потому что у тебя разбита голова. Приложи бинт к голове и сиди". Мужик взял бинт и  приложил в голове.

Что правильно делать дальше: опять же, осознать границы своей компетентности и трезво понять, что в данной ситуации я сделал всё, что мог. Я не врач, так что перекись и бинт - мой объективный предел. Тем более, что скорая едет. Человек пришел в сознание (условное), мыслит относительно ясно. Как говорится, на этом наши полномочия всё. Что сделал я:

Женщина с ребенком спрашивает, дождусь ли я приезда скорой. Я отвечаю утвердительно. Она уходит. Мужчина вновь пытается встать и выбрасывает окровавленный бинт со словами "отлюбитесь все от меня!". Я пытаюсь усадить его на место, параллельно отдавая парню бинт и прошу сделать вторую примочку из остатков бинта. Он делает.

Что точно делать не нужно: брать на себя ответственность, если вы не готовы, не в состоянии, не "в ресурсе" её вытянуть. Согласившись дождаться скорой и ожидая, что это будет просто тихой десятиминутной посиделкой на бордюре, я влез в то, во что не хотел.

Развитие событий

Так всё и было
Так всё и было

Что интересно, всё это время он параллельно разговаривает по скайпу с какой-то девушкой и комментирует всё происходящее - почувствовал себя героем реалити-шоу:

— тут мужик лежит;
— у него кровь идет;
— ему дали бинт, а он его выкинул;
— женщина ушла;
— и так далее.

Прикладываю вторую примочку. Мужик слегка успокаивается и стоит, слегка покачиваясь. В это время прошу у парня телефон, звоню домой и говорю, чтобы не теряли. Парень уходит. Я всё жду скорую.

В моей картине мира, на этом ситуация и должна была завершиться. Но закон Мерфи, звучащий как "Если что-то может пойти не так, оно пойдет не так" сработал на все 100%.

Мужик вновь куда-то намылился. Я пытаюсь его остановить и убедить, что ему нужен осмотр. Нахожу его очки со сломанной оправой. Он начинает жаловаться, что очки дорогие с бифокальными линзами, за которые он отдал 5000 рублей. Я нахожу выпавшую линзу и вместе с обломками очков кладу ему в карман. Понимаю, что мне нужно его как-то задержать до приезда скорой. Вспоминаю пары психодиагностики, на которых нас учили перед любым исследованием задавать три вопроса, итогом которых должна быть запись "во времени, пространстве и собственной личности ориентируется". Я начинаю:

— Мужик, какой сегодня день?»
— Четвертое сентября!

Верно. Мысленно ставлю одну галочку.

— Мужик, меня зовут Сергей. А тебя?
— Вальтер!

И я вот думаю про себя: «И чего я спросил? Я же не знаю правильный ответ». Ладно, мимо кассы.

— Мужик, а мы где находимся?
— Пересечение Революционной и Айской!

А мы находились возле гагаринского рынка в Сипайлово (микрорайон километрах в 7 от указанного места). Стало ясно, что с ориентацией у него не все так гладко. Спрашиваю, есть ли у него кто-то, кто может его забрать? Он отвечает, что живет один, потому что всем надоел. Грустно.

Все попытки получить картинку разбитых очков на ладони ни к чему не привели
Все попытки получить картинку разбитых очков на ладони ни к чему не привели

Последствия ранее принятого решения: так как ответственность за него я уже взял (хотя вот тут нужно было задать себе вопросы: у кого я её взял, перед кем её несу и чем мне это грозит), теперь нужно было довести дело до конца, чтобы моя совесть (с которой тогда мне было сложнее договориться, чем сейчас) была чиста.

Рвётся идти пешком на аграрный университет (условный юг). Шагает в сторону Черниковки (условный север). На все аргументы, что он не дойдет, только отмахивается и просит, чтобы я отвалил. А я бы и рад, но скорой всё нет.

Иду на хитрость. Говорю, что посажу его на автобус и отпущу с миром. Он соглашается. Веду в сторону остановки под его не особо активное сопротивление. Усаживаю на скамейку. Начинаю подходить к людям и просить позвонить в скорую еще раз, ведь она должна была выехать. Некая девушка в камуфлированном костюме соглашается позвонить. Ей говорят, что бригада в пути. Ждём.

В этот момент Вальтер вскакивает и начинает, по его мнению, шпарить в сторону аграрного. На деле вновь идет в сторону Черниковки. На просьбы сесть и дождаться автобуса реагирует негативно. Я иду рядом с ним. Он выдает шедевральную фразу: "Сергей, ты хороший человек! Но как же ты меня зае..долбал! Иди на х..!". В этот момент я подумал, что он не один так про меня думает...

Что было сделано правильно: иллюзия согласия с человеком (чтобы меньше было сопротивления), индивидуальная просьба к каждому человеку вместо безличного обращения к толпе, попытка выиграть время.

Что было сделано неправильно: возможно, излишняя мягкость. Но это под вопросом.

Кульминация

Он стремится перейти дорогу на красный. Я его ловлю в последний момент перед сигналящей машиной. Говорю, что он дурак старый. Он меня вновь посылает. Переходим медленно через дорогу. Красный загорелся на середине пути, но водители не тронулись, пока мы не перешли. Он хочет уйти куда-то во дворы, но я не могу его оставить, так как не увижу подъезжающую скорую. Тут вижу "стакан" - пункт полиции. Бегу туда. Залетаю: "Добрый вечер уважаемые, видите, там мужик у дороги стоит. Он не понимает, где находится. Сейчас его машина пиз..нет наглухо!".

А этот сразу вышел хорошо
А этот сразу вышел хорошо

Что было сделано правильно: привлечение для помощи должностных лиц, у которых больше прав, а также использование ярких эпитетов для привлечения внимания.

Что было сделано неправильно: потенциальная дезинформация тех же должностных лиц, так как это могло вызвать неадекватную реакцию.

Умею я мотивировать. Полицейский срывается и бежит к мужику. Правдами и неправдами заводит его в стакан. Я высматриваю скорую. Вижу, что на остановке стоит машина с крестом, а возле неё ходят люди в форме. Подбегаю к ним, спрашиваю, на какой адрес они приехали. Те отвечают. Говорю, что пострадавший находится в полицейском стакане. На меня врач наезжает, мол нафига я тогда вызвал скорую на остановку. Люди на остановке меня защищают и говорят, что он был здесь, а потом ушел. Врач говорит, что сейчас подъедут к стакану. Иду к нему. Жду машину.

Личное восприятие: в момент претензии со стороны "Скорой помощи", было неприятное ощущение, что всё, что я делаю - это напрасно. Желание опустить руки появилось, но подавлялось чувством ответственности за начатое дело. Поэтому я продолжил.

Подъезжает скорая. Провожаю их до мужика, который препирается с полицейскими. Мужчина отказывается от помощи, говорит, что с ним всё в порядке. Я врачу объясняю, что он плохо ориентируется на местности и, судя по тому, что полицейский к нему обращается как Ахат Рафкатович или Рафкат Ахатович, то с Вальтером он тоже промашку дал. И вот в такой теплой компании: я, врачи, полицейские и Вальтер Рафкатович мы стоим в стакане. И я считаю, что я всё сделал правильно, не оставив мужчину на произвол судьбы. Но реакция врача меня выбила из колеи. Я спрашиваю, могу ли еще чем‑то помочь, на что врач отвечает:

— Слушай, тебе что, больше всех нужно что ли?

И вот это моментально обесценило всё, что я делал. Я сухо спросил, нужно ли где‑то что‑то подписать за выезд. Услышал отрицательный ответ и пошел.

Скорая помощь больше похожа на фургончик с мороженым, ну да ладно
Скорая помощь больше похожа на фургончик с мороженым, ну да ладно

Выводы

Давайте расставим точки над i: я не ожидал награды, похвалы, признания или славы. Мне, с позиции "добряка" в тот момент, хотелось, чтобы просто мой вклад одобрили. Я хотел получить подтверждение, что я всё это делал не зря. Не более того. А подтверждение нужно было по той простой причине, что я действовал в ситуации неопределенности и не мог однозначно дать оценку своим действиям.

Но обесценивание моих усилий со стороны сотрудников "скорой помощи" (при всем моем уважении к профессии и состраданию к условиям их работы) создало когнитивный диссонанс в виде: "Я сделал хорошее дело VS Это никому не нужно". Даже с учетом всех некорректных действий с моей стороны, мне хотелось понять, что я мыслил в правильном направлении, пусть и неправильными методами. Но, по итогу, стала доминировать мысль "Это никому не нужно". Стоит ли говорить, что на мотивацию это влияет не самым лучшим образом?

Как реагировать на подобные поступки "добряков"?

Теперь перейдем к тому, как же правильно общаться с такими людьми и как корректно давать обратную связь чрезмерно инициативным людям. Чтобы не "погасить" их (читайте, не убить инициативность и мотивацию), необходимо соблюдать несколько правил:

  • Избегать чрезмерных обобщений. То есть, не использовать обобщающие негативные формулировки, вроде: "Всё зря", "это никому не нужно", "ты всё сделал не так", "тебя никто не просил" и подобные;

  • Четко разделить "правильные" действия и "неправильные". Следует разложить по полочкам каждое действие человека и дать каждому оценку. При этом, избегать "черно-белого" оценивания, рассматривая их в градациях серого или цветного;

  • Не критиковать ценности и мотивы человека. Большинство людей совершают подобные действия из благих намерений (правда, зачастую не сопоставляя их с запросами мира и конкретных людей). В своей обратной связи следует разделять человека и действия;

  • Предложить вариант корректной реализации мотива. Не подвергая критике мотив, попытайтесь совместно с человеком проработать потенциально менее однозначную и более "полезную" модель поведения.

Кто-нибудь подскажет, как иначе задать запрос "учительская указка"?
Кто-нибудь подскажет, как иначе задать запрос "учительская указка"?

Итог

В большей или меньшей степени, но все мы являемся продуктами социума, который состоит из людей, являющихся продуктами социума версии тридцатилетней давности. Иногда нам сложно предположить и уж тем более спрогнозировать собственное влияние на окружающих людей. Но стоит помнить, что оно есть. И если вы хотите сделать мир своё окружение лучше и комфортнее для себя, то придется приложить усилия и давать корректную обратную связь даже на необдуманные и откровенно глупые поступки. Это нелегкий труд, но он принесет свои плоды. Правда, к сожалению, есть вероятность, что не вам :)

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P. S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ‑канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

Комментарии (11)