![image](https://habrastorage.org/webt/bm/lc/nk/bmlcnk_ofmq9efunyhnjime3ipq.png)
Узнали ли вы о ней от знакомых, самостоятельно или в интернете – не важно, ведь она определенно врезалась вам в память. Даже если вы бросили после первой попытки. Слово “Эстус” каждый геймер точно слышал хоть раз в жизни, а Лордран – одно из самых известных королевств в истории видеоигр. Кто-то зовёт ее Темнодушьем, хоть это уже слишком нишево. Да, это Project Dark, детище FromSoftware, повелительница горелых стульев, адепт сломанных клавиатур, и та сама игра, которая «если затянет, то уже не отвертеться». Что? Почему не Dark Souls? Смею вас заверить, это именно она. Немногие, проходя игру или даже всю серию, задумывались о том, как она вообще развивалась, и что происходило за производственными кулисами. Но сейчас мы вам всё об этом и поведаем.
![image](https://habrastorage.org/webt/ku/zy/b_/kuzyb_p8csv6ra29zspwton4qom.png)
Сама компания FromSoftware была основана на деньги со страховочной выплаты после аварии и изначально вообще не была нацелена на игры.
С японского: «В 1986 году молодой человек по имени Шэнь Чжили попал в автомобильную аварию во время езды на мотоцикле. К счастью, благодаря ранее приобретённой страховке, он получил щедрые выплаты после инцидента. Лежа на больничной койке, он думал о том, как бы что-нибудь сделать с деньгами. После недолгих усилий он пришел к выводу: давайте создадим компанию».
![image](https://habrastorage.org/webt/1o/cp/kd/1ocpkdlo2lnloe68tqcmn0p8qc4.png)
До Тёмных душ FromSoftware занималась линейкой King’s Field, не столь однозначно, в отличии от Dark Souls, любимой аудиторией. Мнения критиков были весьма разнородными: у игры было много недостатков, но в то же время её хвалили за прогрессивность и нововведения в жанр экшн-рпг. Серия славилась хорошей атмосферой, интересными врагами (арбузы-людоеды, летающие головы), саундтреком и относительно высокой сложностью. Да, сейчас она может показаться любителям souls-like игр казуальной, но времена тогда были иными. Об истории серии King’s Field известно немного, кроме того, что названа она была в честь английского гольф-клуба.
![image](https://habrastorage.org/webt/r9/al/f_/r9alf_avjvvfixm053rn948seom.png)
Самая первая часть вышла на Playstation из-за недостаточной мощности ПК тех времен, а идея о создании игр возникла благодаря безымянному работнику, создавшему простенькую игру про роботов на рабочем месте.
Если у вас возник вопрос, почему же игра не про роботов, то все в порядке, ответа на него у меня нет. Предположу, что основной причиной стали тогдашние технические возможности, попросту недостаточные для сай-фай сеттинга, чему тоже есть подтверждения. О реализации темы роботов на 1994-ый год: «По объективным причинам, таким как ограниченная производительность компьютеров и плохое использование инструментов разработки игр, это некоторое время не применялось».
О King’s Field как об идейном предшественнике Dark Souls упоминает и книга о противостоянии Nintendo и Sony, из которой также были взяты и все прошлые цитаты: «Этот проект, «Demon’s Souls», лежит в основе серии. В начале он позиционировался как идейное продолжение «King’s Field»».
![image](https://habrastorage.org/webt/mo/iw/b9/moiwb9nh3ny0bgned0mt_4dbecu.png)
Полное издание King’s Field
Вернемся к первой игре серии Souls. На выходе ее приняли не слишком тепло. Famitsu поставила игре лишь 29/40 (и это издание, оценивающее почти каждую Зельду на максимальный балл). Остальные критики тоже были не очень рады, хоть и отмечали проработанность механик. Компания-издатель, поглядев на плачевный результат анонса, решила выпустить игру по-тихому. Без особой рекламы и только в Японии. За первую неделю было продано всего 39 000 копий, это был настоящий провал.
![image](https://habrastorage.org/webt/9f/8t/be/9f8tbea8qvanxxd8bqbmhe5idem.png)
Разработку игры сопровождал производственный ад. Таких огромных масштабов, что и не снились пресловутой Atomic Heart. Изначально игра должна была стать японской TES в фентези сеттинге. Хидэтака Миядзаки: «С Demon’s Souls всё было плохо. Команда не могла даже собрать прототип игры. И когда я узнал о том, что кто-то внутри студии создаёт фэнтезийный экшен с элементами RPG, то оказался под впечатлением. Сразу понял, что, если мне дадут контроль над разработкой этой игры, я смогу сделать с ней всё, что захочу. Но главное было вовсе не это. Я знал, что даже если бы мои идеи оказались неудачными, всем было бы плевать — проект уже и так считали провальным».
![image](https://habrastorage.org/webt/5t/cr/wv/5tcrwvefazrgwjldop5zweqgbas.png)
Миядзаки не хотел делать игру такой, какой хотел ее видеть мир. Он сделал ее такой, к какой не был готов ни один игрок, и за это её полюбили. Вместо дружелюбного обучения в игре тонны неясных механик и огромный порог вхождения. Вместо интуитивно понятного геймдизайна повсюду разбросаны клочки лора и открыта почти любая дверь. И этим игра была обречена на провал.
Но, как все мы знаем, случилось чудо. «Те, кто проявил настойчивость, обнаружили, что качество игры очень высокое, сложная система интригует, а могущественные враги также вызывают чувство выполненного долга». И так игра доросла до первой сотни тысяч проданных копий за пару месяцев лишь на сарафанном радио. Выпуск в других регионах позволил пробить планку в миллион копий игры, и это был уже настоящий успех. Достаточно вспомнить относительно недавний выпуск Sony Playstation 5, где одним из самых ожидаемых проектов оказался как раз ремейк Demon’s Souls.
![image](https://habrastorage.org/webt/-s/yy/en/-syyen6ruz5ckenp8vw0pjcifku.png)
Следующая игра заставила фанатов немного подождать. Но когда она все же вышла… «Самая сложная игра», «Самые сложные боссы», «Самые сложные режимы» и всё самое сложное – это про Dark Souls. Однако сегодня речь не о сложности геймплея, а о революции в жанре и огромном влиянии на игрострой. Чего стоит только подача лора в серии или дизайн локаций.
Dark Souls продолжила давать людям то, чего они хотели. Ощущение контроля своего прогресса, видимое продвижение и усиление персонажа, интерес от исследования локаций, всё это – Dark Souls. Или Project Dark? Или даже Dark Race? Именно так называлась игра в её первозданном виде. Разработчики в этот раз приготовили настоящий triple-A проект, в котором довели до совершенства все то, что любили их фанаты. Действие игры происходило уже в новой вселенной, переосмысленной и более интересной для новых игроков. Но это отнюдь не означало ее упрощение. По крайней мере, не нарочное упрощение. Demon’s Souls стала сложнейшей игрой в серии не только из-за желания Миядзаки, но и из-за того, что была первым знакомством для многих фанатов.
История названий игры – вообще отдельная тема для обсуждения. Первое название, Dark Race, посчитали слишком похожим на расистское оскорбление, а потому быстро сменили на Project Dark. Однако и это название разработчикам не понравилось. Так родился Dark Lord, но торговую марку с таким названием и вовсе не удалось зарегистрировать, а потому и его сменили на Dark Ring. Но оказалось, что это словосочетание на жаргоне означало «анус». Здесь появилась Dark Souls. Честное название, уже при прочтении раскрывающее лор игры. И хорошо, что оно такое.
![image](https://habrastorage.org/webt/kb/wc/fc/kbwcfcpdu5dfi6di5o8kjt9i-gg.png)
Было принято решение перейти к «бесшовному» миру, что разительно отличало игру от первой части. Здесь же появились всем известные костры, лорно обоснованные и позволяющие сохраняться в этом недружелюбном мире. Обрывки истории подавались в том же стиле, поэтому для сбора полноценного лора игрокам пришлось немало постараться. Даже расположение и предыстория боссов здесь – немаловажный элемент, о котором заботился сам Миядзаки.
Миядзаки по-разному объяснял, почему лор игры именно такой. С одной стороны, он признавался, что не умеет писать связные истории и подобный стиль повествования стал для него настоящим спасением. С другой стороны, в детстве Миядзаки очень любил додумывать происходящее в книгах, что и побудило его позволить игрокам дать волю фантазии во время изучения мира DS.
Волю фантазии давали и разработчики игры. Миядзаки, хоть и полностью контролировал весь производственный процесс, оставлял команде полную свободу творчества, лишь корректируя, что попадет в игру, а что – нет. Все имена и описания предметов Миядзаки придумал также сам, а производственные задачи ставил всегда «туманно», чтобы разыграть фантазию разработчиков. Даже движения некоторых персонажей Миядзаки записывал лично, когда ему не нравился результат. Особенно известными среди фанатов серии оказались момент с записью «превращения в дракона» и анимация воровства человечности.
![image](https://habrastorage.org/webt/qj/87/rm/qj87rmetqzb5d2uth7yzxy0uz5e.png)
Форма дракона из первой Dark Souls с канала ThePruld
На выходе игру ждал очевидный успех. Dark Souls получила высокие оценки критиков и игроков, а Famitsu исправила недоразумение с прошлой частью и даровала щедрые 37/40. Да мне рассказывать вам об успехе серии? Посмотрите вокруг себя, как часто вы слышите о Dark Souls или Elden Ring?
Мы все должны сказать «спасибо» Миядзаки за столь прекрасную серию игр, ведь именно он когда-то спас провальную Demon’s Souls, подарив миру революционные механики и великолепную вселенную.
Для любителей атмосферы, позволяющих себе несколько отойти от оригинальной серии, предоставлю еще несколько игр тех времен, так или иначе напоминающих мне о Souls:
- Knights of the Temple: Infernal Crusade — игра жанра Action-Adventure, в которой вам полагается двигаться между локациями, сражаясь с демонами, нечистью, людьми, включая различных боссов. Игра не сильно похожа на Demon’s Souls, в основном за счёт сеттинга и некоторых геймплейных особенностей.
![image](https://habrastorage.org/webt/4c/ln/kl/4clnklmppmqfjoq2egr1qqkt7-q.png)
- Drakengard — Action-RPG игра, предшественница известной многим Nier, и это уже многое рассказывает о ней. Геймплейно игра сильно отличается, и многим фанатам не нравится сравнение Dark Souls и Nier: Automata например, но игнорировать схожесть идеи в сериях я не могу.
![image](https://habrastorage.org/webt/ty/o0/gf/tyo0gf57qy5jmppqg49i8ffy6o8.png)
- Drakan — серия игр, по сложности уступающая серии Souls, однако все еще интересная, с хорошей музыкой, особым геймплеем в виде полета на драконе. Отмечу однако топорность локаций и проблемы с мотивацией поступков персонажа, что, впрочем, не помешало в свое время Souls стать культовой.
![image](https://habrastorage.org/webt/gw/vm/sb/gwvmsb6zyqs2hrrsn1vym8kitba.png)
- Ultima — нельзя также не отметить эту серию игр, ставшую одним из столпов RPG жанра, однако это уже совсем на любителя. Лучшие части вышли в далеких восьмидесятых, многие запускаются только на эмуляторе. Но за духом безысходности и желанием удалить игру после каждого провала — только сюда.
![image](https://habrastorage.org/webt/5y/wd/jr/5ywdjrawtkqnloz0pafvi7lmbs0.png)
- Legend of Grimrock — “старший брат” Ультимы, дилогия Action-RPG, весьма похожая на King’s Field. Отмечу прекрасную атмосферу, свойственную Dungeon Crawler’ам. Путешествуя вниз по горе Grimrock за своим освобождением, вы столкнетесь с множеством врагов, головоломок, боссов и наткнетесь на скелеты ваших неудачливых предшественников. Любителям традиционных RPG старого формата точно понравится.
![image](https://habrastorage.org/webt/dl/87/nt/dl87ntugl8q3iqg2wowcuvrohr4.png)
- Dark Messiah of Might and Magic — один из редких представителей Immersive Sim’ов времен нулевых. Редкость заключается в подаче сюжета и интереснейшем геймплее, особой механике заклинаний и системе боя, напоминающей темп Dark Souls — медленные, выверенные и тактические схватки ждут вас в этой игре.
![image](https://habrastorage.org/webt/vj/yc/ip/vjycipwwxzr00fw2dkub3_3jcek.png)
- The Elder Scrolls: Arena — в представлении не нуждается. Одна из старейших игр серии TES, к которой еще не притронулся Тодд Говард, что уже делает ее одной из лучших. Игра больше похожа на первые из серии Ultima, имеет незамысловатую боевку, но отличную атмосферу и множество особенностей в сюжете и его подаче. Игра не зря имеет разряд культовой, но может отпугнуть, поскольку технически уже сильно устарела.
![image](https://habrastorage.org/webt/mi/vq/be/mivqbekgbu-iqmwm4sm26tkap3k.png)
- Severance: Blade of Darkness — заслуженно считается легендой среди немногих представителей исконно компьютерных игр жанра hack and slash. Также её считают далёким предком и чуть-ли не родоначальником Demon's Souls и Dark Souls. Оба проекта заигрывают с игроками примерно одинаковыми способами: проработанной боевой системой, сложностью, обширным лором и мрачной атмосферой полнейшего одиночества.
![image](https://habrastorage.org/webt/kn/g6/xd/kng6xd8y8mskz-vigire8sgdt8g.png)
Из моих любимых современных сложных игр также отмечу:
- Dead Cells — roguelike-Metroidvania, что еще нужно любителю серии? Сложные бои, разнообразное вооружение, не прощающие ошибок боссы и возможность всячески усложнять себе игру и устраивать челленджи. Лор игры разбросан по процедурно генерируемым подземельям, в которых надо действовать быстро и осторожно, дабы не стать жертвой Хвори.
![image](https://habrastorage.org/webt/sr/xr/8p/srxr8p5cheb0cxvcfb1ev7nlccs.png)
- Hollow Knight — еще одна Metroidvania, гораздо более размеренная и располагающая к изучению. Умереть здесь, однако, еще проще, а для самых опытных игроков есть Путь боли. Вам стоит его попробовать. Игра постепенно поведает вам о происходящем в королевстве и о вашем предназначении, и о том, почему рыцарь вы именно Полый.
![image](https://habrastorage.org/webt/q2/qp/w3/q2qpw3xnczddbezpzs5inl9_un8.png)
На этом список заканчивается. Все остальные игры, не вошедшие в него, либо не были пройдены мной, либо не подходят по каким-то критериям. Либо я забыл, что весьма естественно. Если вам удастся вспомнить ещё какие-либо примеры, напишите их в комментарии, помогите другим фанатам серии.
Источники:
Комментарии (2)
Rel1cto
23.09.2023 09:23+3Ну погнали.
Не упомянутые игры от From Software: Sekiro, Bloodborne
Игры от Deck13: Lords of the fallen, Surge 2 частиИгры от Team Ninja: Nioh 2 части, Stranger of paradise, Wo Long
Прочие, вид сзади: Sinner, Mortal shell, Remnant 2 части, Thymesia, Steelrising, Lies of P, Star Wars Jedi 2 части, Code vein
2d вид сбоку: Salt and sanctuary, Salt and sacrifice, Dark devotion, Death`s gambit, Tails of iron, Blasphemous 2 части
2d вид сверху: Hyper light drifter, Death`s door
0Bannon
А где "Lord of the Fallen"? Ремейк который. Есть ещё Immortal Shell.
Какие-то Ультимы древние, и данжеон краулер Grimrock. Нет, они хороши, конечно.