В мире есть более миллиона компьютерных игр. И каждый год выходят тысячи новых игр. Но иногда хочется поностальгировать по ушедшей эпохе и зарубиться в какую-нибудь игру двадцатилетней давности на ПК. Популярные старые игры обновляют, делают ремейки и ремастеры. Но что делать если игра не была такой популярной, чтобы иметь обновлённую версию на современном ПО? Неужели такие игры будут потеряны?

Старые ПК-игры могут не работать на новых компьютерах по нескольким причинам. Одна из основных причин заключается в том, что новые операционные системы и оборудование часто не поддерживают старые технологии, на которых были созданы игры. Например, для некоторых игр могут потребоваться определённые версии DirectX или других библиотек, которые больше не входят в состав новых ОС. Кроме того, игры, разработанные для более старого оборудования, могут не иметь возможности в полной мере использовать преимущества более мощного оборудования на новых ПК. Некоторые игры можно заставить работать с помощью эмуляторов или режимов совместимости, но это не всегда возможно и надёжно.

Многие старые видеоигры были потеряны со временем, потому что они не продаются и поэтому разработчики не поддерживают их. Но есть энтузиасты, которые уже много лет поддерживают работу старых игр, портируя их на Linux. Это даёт повод разработчикам задуматься о «саппорте» игр, а не о «ремастерах».

Счастье — штука такая...


Исторически сложилось так, что усилия по сохранению видеоигр обычно охватывают два типа игр. Наиболее распространёнными являются очень старые игры 16-битной эпохи или ранее. Другие — это игры, которые полагаются на живой сервис, например, теперь уже отключённые серверы Enter the Matrix или любые другие игры, которые можно получить, только загрузив их через канал Nintendo Wii Shop Channel, который закрылся в 2019 году.

Но время идёт, и теперь необходимо обратить внимание на более позднюю эпоху игр, если мы все ещё хотим, чтобы эти игры, особенно инди-игры, были доступны. Мы не думаем об этом до тех пор, пока игры, большинство которых мы загружали на Windows 7, перестанут работать на компьютере с Windows 11 без какого-либо обслуживания, и выйдут уже в переиздании.

Обычно, когда разработчики видеоигр говорят о переиздании старых игр, они говорят о «ремастерах», репродукциях, которые не только обновляют графику или геймплей, но и переосмысливают всю концепцию игры. В результате чего иногда ремастеры это не просто старые игры в новой обёртке, это уже совсем другие игры.

Одна из проблем со старыми играми заключается в том, что современный ПК не имеет такого же вспомогательного оборудования (например, игровых контроллеров). К счастью, можно программно эмулировать старое оборудование. Видеодисплей также сильно отличается. Эмулировать старые видеостандарты CGA и VGA несложно, но гораздо более низкое разрешение может выглядеть довольно странно на современном мониторе (320x200 с 4 цветами выглядит не очень чётко). В более старых версиях некоторые вещи могут работать, но чтобы заставить их работать, необходимо правильно эмулировать операционную систему MSDOS. В Windows уже давно (начиная с Windows XP) есть режим совместимости и инструменты эмуляции, такие как DosBox.


Иногда в старых играх есть ошибки, которые требуют исправлений (обновления программы), чтобы они работали правильно на новых компьютерах. В других случаях, возможно, геймерам придётся потрудиться, чтобы найти обходные пути, чтобы игры работали. Если никто другой не выполнил необходимую работу раньше, это может быть очень трудно осуществить самостоятельно.

Кто ищет, тот всегда найдёт… если правильно ищет


Итан Ли, также известный как flibitjibibo, занимается портированием игр для FNA, а также различных портов игр для Linux. Ли предлагает обслуживание игр и портов для Linux, Windows, Xbox (One, Series X|S), Nintendo Switch и macOS с использованием x86_64. За услуги Ли, конечно, требует оплаты, но также требует, чтобы клиентам был доступен собственный порт игры для Linux, и даже если это не так, Ли готов сделать его.

FNA — это повторная реализация библиотек Microsoft XNA Game Studio 4.0 Refresh. FNA разработан Итаном Ли, который выпустил более четырёх десятков портов игр XNA. Также можно увидеть несколько примеров игр Steam, использующих FNA. Среди инди-игр, портированных Ли, — Super Hexagon, Thirty Years of Loving, Proteus, Rogue Legacy, Dust: An Elysian Tail, TowerFall Ascension, VVVVVV, Transistor, Wizorb, Mercenary Kings, Hacknet, Shenzhen I/O и Bastion.


Thirty Flights of Loving

Цель — сохранить библиотеку игр XNA, переопределив саму XNA, уделив особое внимание точности. Итан и его соратники хотят воспроизвести XNA в том виде, в котором она была создана Microsoft, обеспечивая при этом удобство работы на всех целевых платформах. Они не используют в своём коде специфичные для игры хаки.

Поскольку FNA ориентирована исключительно на полностью открытые платформы, основное внимание уделяется ПК. С этой целью FNA поддерживает Windows, macOS и GNU/Linux с помощью одного файла сборки. Не используются условные выражения препроцессора для платформ; модель платформы требует, чтобы была создана библиотека, которая работает на любой платформе, независимо от того, где она была создана. Когда создаётся игра FNA с помощью Visual Studio, можно ожидать, что она будет работать в Windows, Mac и Linux с одним набором выходных сборок. Кроме того, FNA поддерживает iOS, tvOS, Xbox (One, Series S|X), Nintendo Switch и Google Stadia (закрыт в 2023 году).

Ли и его команда пришли к этому проекту работая с Humble Bundle, компанией, основанной в 2010 году, которая продаёт инди-игры. Humble Bundle попросили разработчиков игр для ПК также обеспечить возможность запуска своих игр на macOS и Linux. У Ли был некоторый опыт работы с последним, когда он портировал небольшую игру под названием Waveform на Linux.

Как и во времена Humble Bundle, есть только одно явное требование к игре, чтобы претендовать на поддержку и обслуживание: у неё должна быть собственная версия Linux, доступная клиентам. Если у разработчиков его нет, Ли предлагает сделать его в рамках своего сервиса. Это среда, в которой ему удобнее всего разрабатывать, но поскольку Linux имеет открытый исходный код, поддерживать версии игр для Linux легче. Вместо того, чтобы ждать и надеяться на какое-либо решение, которое придумает Microsoft, чтобы заставить старые игры работать на новых версиях Windows, сообщество открытого исходного кода может создать своё собственное. Это также гораздо более привлекательное предложение теперь, когда у Steam есть платформа Linux SteamOS, у которой есть специальное устройство Steam Deck.


Разработчики строго используют бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом в FNA. Авторы проекта FNA не хотят быть инструментом к запатентованным продуктам; они позволяют всем пользователям иметь возможность свободно делать всё, что пожелают с их программным обеспечением, которое они используют для реализации того, что, по их мнению, является важным для сохранения XNA-игр. Хотя, безусловно, можно использовать FNA для работы с закрытыми платформами и технологиями, разрабы не хотят налагать эти ограничения на процесс разработки.

Игра стоит свеч


Зачастую людям кажется, что единственный способ перевести игру в новое поколение — это сделать большой ремастер. Это круто, но разве не было бы круто, если бы культовая Quake II продолжал работать с 1997 года по настоящее время без всех этих перезапусков?


За последние 15 лет каталог для ПК очень разросся, и даже небольшие независимые студии теперь имеют обширный каталог игр, которые игроки технически все еще могут покупать и играть в них сегодня. Однако за это приходится платить: чем дольше существует студия, тем больше становится её каталог, и, как следствие, увеличивается и нагрузка на обслуживание.

Что касается игры для Xbox 360, то она доступна только до тех пор, пока у вас есть работающая консоль Xbox 360, если только вы не создадите ещё одну её версию для другой платформы. Что касается ПК, люди предполагают, что, если игра выйдет на Windows, она сможет жить вечно в будущих версиях Windows. На ПК собрано огромное количество вещей: есть процессор x86, современная эра графических процессоров, а также операционная система и различные драйверы. И изменение любого из этих слоев может привести к тому, что игра будет работать плохо или вообще не работать.

В вирусном видео подробно рассказывается, как многие компьютерные игры от Rockstar Games работают плохо или полностью ломаются, потому что они не были должным образом портированы на новые операционные системы. Иногда официальные версии этих игр в Steam на самом деле являются взломанными версиями, потому что пиратское сообщество справляется с их поддержкой лучше, чем один из крупнейших издателей видеоигр в мире.

Дико думать, что большие объёмы произведений цифрового искусства, созданные на протяжении всей истории, будут потеряны для времени без такой сложной работы по сохранению, и существует слишком мало знающих людей и организаций, у которых есть время и ресурсы, чтобы заниматься этим. Microsoft, надо отдать должное, попыталась поддержать наследие игр для Xbox, обеспечив обратную совместимость на Xbox One и Xbox Series X|S, но у них не поддерживаются все игры, и похоже, что никогда не будут.

Учитывая, что многие старые игры не работают, а у большинства разработчиков нет ни времени, ни ресурсов для поддержки своих старых игр, это кажется хорошим планом, нанять кого-нибудь со стороны, чтобы обновить некоторые из ваших старых игр для тех немногих людей, которые все ещё хотят в них играть, и для будущих поколений. Подумайте об игре из вашей юности, в которую вы не можете играть, а затем представьте сегодняшнего ребенка, который никогда в неё не играл, а затем представьте игру, выпущенную за последние несколько лет, которую может постичь та же участь, если кто-то не будет работать над её саппортом.



Возможно, захочется почитать и это:



Комментарии (20)


  1. Vestibulator-1
    01.10.2023 13:52
    -1

    Чтобы поиграть в старую игру нужно установить динукс, а чтобы установить линукс нужно мощное современное железо, а современное железо не поддерживают старые игры. Какая-то сомнительная затея.


    1. StraNNicK
      01.10.2023 13:52
      +2

      у вас буквально каждое утверждение ошибочно.
      - из статьи не следует, что для того, чтобы поиграть, нужно ставить линукс;
      - для установки линукса не требуется мощное современное железо;
      - современное железо поддерживает старые игры, пусть и не напрямую, статья как раз об этом.


  1. misha55robby
    01.10.2023 13:52
    +3

    Да вопрос в том, нужно ли их (старые игры) спасать?

    По сути графику ты не спасёшь, а вот сценарий можно перенести в похожее окружение с большим функционалом и лучшей графикой.


    1. Andrusha
      01.10.2023 13:52
      +1

      От графики зависит. Двухмерные изометрические конца 90-х (Baldur's Gate, Heroes of Might and Magic 3 и 4) вполне себе нормально смотрятся и сейчас. С трёхмерными из тех же 90-х и нулевых да, основная проблема в низкополигональнымх моделях, она может отпугнуть желающих с ними познакомиться.


      1. saboteur_kiev
        01.10.2023 13:52
        -1

        смотря на каком мониторе, смотря какие это игры. Для HM&M3 неплохой ремастер по графике вышел, и все ок.


        1. Andrusha
          01.10.2023 13:52

          Если речь про официальный, то он вышел плохой по содержанию: там нет дополнений Armageddon's Blade и The Shadow of Death, а также генератора карт. Начинающим знакомиться с серией, возможно, сойдёт, но с точки зрения игравших 20+ лет назад это фэйл.


          1. saboteur_kiev
            01.10.2023 13:52

            речь про https://sites.google.com/site/heroes3hd/eng

            Улучшение графики для современных мониторов - это очень хорошо и полезно. Даже если это будет просто ресемпл оригинальной графики, но не во время рендеринга а отдельная задача, пусть даже с какой-нить нейросетью, но с ручной коррекцией.

            Люди, которые играли в оригинал, в настоящее время взрослые сложившиеся дяди, и зачастую дома для игр у них не рабочий 16" ноут, а 28" или даже бОльший монитор, то есть разрешение более чем высокое.
            Я в спектрумовские игры играю с 3x и неудобно, иногда подумывал взять монитор поменьше, или добавить в эмулятор возможность кастомного масштабирования.


  1. Javian
    01.10.2023 13:52
    +2

    С чем сталкивался лично:

    История игрушек (Toy Story 3 - The Video Game) на Windows 10 показывает половину экрана. Некоторым помогает покладывание DirectX8 библиотек в каталог игры.
    Worms World Party и Неверьхудо и ряд еще игр искажаются цвета сVista/Win7 и старше. В обоих случаях помогает специальная утилита WAVistaWin7.

    И только Unreal Tournament 99 удивляет гибкостью, заложенной создателями в игру, позволяющей оставаться вполне играбельной и современной:

    Hidden text


    1. firehacker
      01.10.2023 13:52
      +2

      Unreal Tournament 99

      Тим Свини — гений.


    1. mastan
      01.10.2023 13:52
      +1

      Можно попробовать исправить:

      https://www.pcgamingwiki.com/wiki/Toy_Story_3:_The_Video_Game#Video

      https://www.pcgamingwiki.com/wiki/Worms_World_Party#Widescreen_resolution

      Neverhood - может работать через ScummVM.

      Unreal Tournament и другие игры на том же движке на современных системах лучше работают на D3D10-рендере https://kentie.net/article/d3d10drv/ , есть и другие подобные.

      Для исправления цветов и тормозов ряда старых игр подходит dgVoodoo2 - эмулирует Direct3D 3-9, DirectDraw и Glide через DX11/DX12.


  1. Andrusha
    01.10.2023 13:52
    +2

    Это круто, но разве не было бы круто, если бы культовая Quake II продолжал работать с 1997 года по настоящее время без всех этих перезапусков?

    Так работает, просто нужно магазины выбирать правильные :)


    1. GeneCh
      01.10.2023 13:52

      Список актуальных портов для запуска Quake 1, 2, 3, RtCW, Doom 3 на современных системах:

      https://quakeengines.github.io


  1. diogen4212
    01.10.2023 13:52
    +1

    если игра требует онлайн-сервера, который отключён производителем/издателем игры, то никак(
    (смотрю на 10 лет вперёд, когда Геншин закончится)


    1. saboteur_kiev
      01.10.2023 13:52
      +1

      эмуляция сервера для некоторых игр - выход. Если это не mmo


      1. diogen4212
        01.10.2023 13:52

        К сожалению, не всегда эти эмуляторы есть, потому что не всем это в данный момент надо, (или потому что сложно или невозможно в принципе). А когда понадобится на волне ностальгии, то уже нечего будет эмулировать..


  1. Airee
    01.10.2023 13:52
    +2

    Странно, что в статье не упоминаются альтернативные открытые движки. Да, это редкость, но они существуют. Сходу могу вспомнить только два - OpenMW для Морровинда и Arx Libertalis для Arx Fatalis. Оба движка кроссплаформенные.


    1. tuupic
      01.10.2023 13:52
      +1

      Для Daggerfall тоже есть Daggerfall Unity движок.


    1. garwall
      01.10.2023 13:52
      +1

      vcmi для третьих героев, fheroes для вторых, десятки для дума, yamagi-quake для второкваки, ioquake для третьей, и опять много разных для первой кваки, openra для red alert и c&c, scummvm для олдовых квестов - и это только то, что в голову пришло навскидку, на самом деле не так и мало этих опенсорсных портов.


    1. Andrusha
      01.10.2023 13:52
      +1

      Добавлю к комментариям выше:
      GemRB - Infinity Engine (Baldur's Gate, Icewind Dale, Planescape: Torment)
      Stracciatella - Jagged Alliance 2


  1. falseshepard
    01.10.2023 13:52
    +3

    Обычно, когда разработчики видеоигр говорят о переиздании старых игр, они говорят о «ремастерах», репродукциях, которые не только обновляют графику или геймплей, но и переосмысливают всю концепцию игры. В результате чего иногда ремастеры это не просто старые игры в новой обёртке, это уже совсем другие игры.

    Это ремейки, а не ремастер, если игру заново пересобирают. Например современный Resident Evil 2 ремейк, а GTA - ремастер.

    А текст Вам для статьи нейросеть писала или перевод просто без редактуры? Читать невероятно сложно, просто с точки зрения языка.