Так-так-так... что это здесь у нас? Мои глаза с любопытством, смешанным с сомнением, начали осмотр. После многих часов в «Казаках», еще и с обоими дополнениями, мне хотелось чего-то нового, но похожего. Через стеклянную витрину из раздела «Стратегии» мне навстречу смотрела коробка от «Триад» со странным лого: металлический глобус в обрамлении зубчатого колеса. А поверх глобуса — надпись Rise of nations: Thrones & Patriots.

Когда ты учишься в младших классах, то бюджеты на виртуальные развлечения твои скромны, да и зависят целиком и полностью от дипломатических навыков. Так что выбирать следует с умом. А не то проиграть можно еще на старте. Впрочем, и такую ситуацию ещё можно было исправить, если как можно увереннее под недоверчивым прищуром продавца рассказать историю про «непонятную» ошибку при установке. Диски были пиратские, незапечатанные (как правило), и если ты сам, растяпа, не наделал царапин по пути, то могли и принять назад/обменять на другое. А продавец просто заново выставлял диск на продажу. Эх, софтскиллы детства...

К чему это я? Перед каждой покупкой предстоял этап мучительного выбора. Очагом сомнений в тот раз было оформление бокса. Низ лицевой стороны украшал скриншот из первой Call of Duty, с приснопамятной сценой штурма берега Волги в Сталинграде. Но, после того, как коробка с Неизведанным перекочевала с витрины в мои руки, муки выбора окончились.

Перешагивая через века., изображение №1

На обратной стороне на скриншотах были видны здания и военные разных времен и культур. А текст с описанием справа подтверждал самые смелые догадки.

Итак, я решился. Диск был куплен, я помчался домой.

Ну а внутри... внутри ждало человечество. К сожалению, я не был знаком в школьные времена с серией «Цивилизация». Пошаговую стратегию как жанр я вообще увидел одним глазком, в гостях у родственников в вышеупомянутом Бишкеке. Это были четвертые Герои. И была еще одна игра, которую мне совершенно неправильно представили, да так неправильно, что ее полноценный запуск мною отложился на много лет.

В общем, в «Казаках» были лишь те нации, что отметились в боевых действиях в Европе за 17-18 вв., и играть можно было лишь в этих двух веках. Наследники «Дюны» и вовсе не имели внутри себя разных эпох. А потому возможность перенестись с одним и тем же народом через столетия, от палки-копалки до ракет и реактивной авиации, уже была чем-то, из ряда вон выходящим.

Первое открытие, которое я для себя сделал — здесь не оказалось классического строительства базы, каким я привык его видеть в тех стратегиях, которые мне до того удавалось потрогать. А руки мои в то время добирались исключительно до наследников знаменитой «Дюны».

Нет, тут все оказалось иначе. Государство получило границы, источником которых служат опорные пункты, представленные городами и крепостями. Территория стала новым элементом геймплея, просто притопать танками без потерь до «базы» противника теперь нельзя. Обыкновенный проход по чужой земле (даже нейтральной) ведёт к истощению войск, парни натурально приехали и самоубиваются на свежем воздухе, если ты не озаботился обеспечением их снабжения. Особенно тут выделяется фракция «русские» с их уникальной способностью «Сила Родины». Как только супостат ступает на территорию России, он начинает истощаться с большей интенсивностью, чем где бы то ни было еще. Если же вы успеваете за русских построить чудо света «Кремль» (роль которого, как обычно в стратегиях, играет здание собора Василия Блаженного), то этот эффект увеличивается на 100%. Что интересно, этот эффект снимается полностью, если у противника будет построена «Статуя Свободы». Родина Родиной, а общечеловеческие ценности по расписанию.

Второе открытие — уровень анимации. Он был прекрасен тогда, хорош и сейчас. Собственная стилистика и отказ от погони за передовой 3D графикой вновь показали свою состоятельность. Мир выглядит живым: учёные в университетах дискутируют (что выглядело чрезвычайно забавно, когда ученый в универе был один, и увлеченно читал лекцию пустой аудитории, жестикулируя из-за кафедры), бездействующие рабочие разминаются, бойцы курят при долгом затишье. Анимация наземных боевых действий также выглядит достойно: артиллерия отскакивает при отдаче, стрелки ведут огонь, меняя позицию, расчеты заряжают камнями катапульты и т.д. А воздушные бои просто поражали — бомбардировщики летели среди клякс разрывов снарядов вражеской ПВО, ковром сбрасывали тонны смертельного груза, истребители носились друг за другом, выплевывая короткие очереди.

Третье — тактика! Не только классическое взаимодействие разных родов войск, которое есть в каждой RTS, но и появление особых юнитов, генералов, шпионов, спецвойск, а также машин снабжения, необходимых, чтобы на своей шкуре не почувствовать чужую «Силу Родины». Воевать без них возможно (хоть и больно), но с ними — намного интересней!

Генерал умеет делать следующие штуки:

  1. приказать войскам окопаться;

  2. устроить засаду, временно сделав ваши войска невидимыми;

  3. на короткое время ускорить всех бойцов;

  4. моё любимое — создать короткоживущую приманку в виде призрака вашей армии, который для противника выглядит, как настоящая.

Шпионы позволяют наладить разведку через подсаживание жучков в здания противника, банальные прогулки по его территории (при которых они не получают урона), а ещё они умеют подкупать вражеских бойцов.

Спецназ появляется в Индустриальную эру (за исключением ирокезов, получающих его на эпоху раньше), он умеет уничтожать шпионов, зачищать здания от жучков, отстреливать противника из снайперской винтовки, что полезно при борьбе с вражескими генералами и фургонами снабжения. Самое же приятное умение бойцов спецвойск — диверсии. При успешном подрыве любое здание противника (даже «здание» города!) получает урон в 50% НР, что просто невероятно полезно, если вы хотите посеять хаос в стане противника, атаковав несколько небольших городов одновременно.

Четвертое — придание уникальных черт и разнообразие. И не только в уникальных юнитах или способностях фракций, но и в графическом оформлении. Да, не во всём и не всегда, есть разделение на условные географические зоны, в соответствии с реальным местонахождением народов. Больше внимания уделено именно тем странам, которые накуролесили в мировой истории сильнее всех в соответствующем периоде. Например, немцы, русские, британцы, японцы, китайцы и американцы имеют уникальное оформление войск в эпохе Современности (соответствующей нашей середине 20 века).

Американцы
Американцы
Немцы
Немцы

Пятое — одиночные кампании. Как я узнал много позже, приписка Thrones&Patriots обозначала, что я получаю игру вместе с дополнением. А потому у меня уже на старте была возможность пройти по Азии непобедимой фалангой Александра Македонского, погулять шпионами по Вашингтону, да отправить колонны Старой Гвардии в какую-нибудь Вену, чего были лишены владельцы оригинальной игры.

Кампании представляют из себя некое подобие Total war. Есть стратегическая карта, где вы производите улучшения, ходите войсками-фигурками. При столкновении с противником происходит сражение в реальном времени со строительством. В начале вы получаете несколько вводных заскриптованных миссий. Так, вы неизбежно попадёте во Вьетнам/Афганистан в сценарии Холодной войны или будете подавлять мятеж роялистов за Наполеона. Как же было прекрасно почувствовать себя товарищем Ким Ир Сеном, в считанные секунды покорив высоты выше горы Пэктусан на реактивной тяге. Смотреть на последних южнокорейских наймитов, жалкой кучкой сбившихся на полоске побережья, предвкушать победу, а затем им на подмогу с Японских островов вертушкой с двух ног влетает орава американской морской пехоты… Незабываемо. Единственная кампания без подобных скриптов, Завоевание мира, лишена и другой особенности — уникальных юнитов, которых больше нигде в игре нет.

Как вы уже догадались, Rise of Nations произвела на меня неизгладимое впечатление. Я проводил в ней бесчисленное количество времени, не один год.

Я с детским восторгом смотрел на стальные колонны наших Т-80, шедших на врага под прикрытием «Крокодилов».

От тайги, до британских морей
От тайги, до британских морей...
...Красная Армия всех сильней! Правда, почему-то «Катюша» превращается в американскую М270
...Красная Армия всех сильней! Правда, почему-то «Катюша» превращается в американскую М270

Я замирал, слыша сигнал, оповещающий о запуске ядерной ракеты, и смотрел, как круги, демонстрирующие место падения, сужаются в точку на мини-карте. Да, получить ядрён-батон в этой игре страшно, он чрезвычайно разрушителен, особенно, после изобретения МБР.

Я с разочарованием обнаружил, как тут выглядит флот. С каждой новой эпохой он смотрится все более и более нелепо. Когда я в очередной раз наблюдал, как могучие дредноуты целой эскадрой лупят по паре стрелков и не могут все никак их одолеть, то плюнул и практически перестал использовать морские карты.

Я ставил ограничения на доступные эпохи в одиночных сражениях, чтобы остаться в мире Античности, и блистательный Рим победил, наконец, всех варваров. Правда, судя по игре, для авторов Рим не исчез вместе с Античностью, ибо в эпохе Средневековья у них уникальный юнит «Легионы Цезаря», а в Эпохе Пороха римляне только-только «добираются» до создания преторианцев. Да, стройные ряды гвардейцев идут тут в атаку под аккомпанемент аркебуз. Как тебе такое, Октавиан Август? Жаль, разрабы не передали более плавной трансформации государства в разные периоды, ведь в Современности римляне, судя по облику солдат и техники, внезапно превращаются в фашистскую Италию.

Римляне в Современности. Да, похоже, это четвертые Панцеры и Ганомаги. Нет, я не знаю — почему. Испанцы, кстати, выглядят так же.
Римляне в Современности. Да, похоже, это четвертые Панцеры и Ганомаги. Нет, я не знаю — почему. Испанцы, кстати, выглядят так же

Я с удивлением смотрел на творчество разработчиков, и не понимал, как можно было сделать такие странные ошибки. Уникальная пехота Германии в Современности — фольксштурм. Обучаем, смотрим, у казармы возникает тройка молодчиков в камуфляже с Stg 44 наперевес. Но я уже тогда знал, что фольксштурм — это ополчение, которое гитлеровцы собирали в конце войны из кого придётся и вооружали уж чем было, но точно не редкой (в рамках миллионной армии) штурмовой винтовкой. С нашими — еще интереснее. Первый уникальный юнит называется «Пикейщик Русини». Пикейщик — это пикинер ведь, да? Нет, у нас тут всадник. Дальше — больше. В Информационной эре русские обзаводятся Шокирующей пехотой, а та, словно стремясь оправдать свое название, щеголяла в ушанках размером с добротную каракулевую папаху, с калашами наголо и рюкзаками поверх шинели. Впрочем, игре это не мешало, я подивился с чуда чудного, да и все. Лишь спустя годы, запустив уже обновленное издание, я понял, что дело было вовсе не в разработчиках, а в переводчиках. Фольксгренадеры, а не фольксштурм. Английское Lancer — это не только пикинер, но и улан. Атакующая (shock — натиск, удар) пехота. Таких ошибок немало было в переводе. А ларчик просто открывался...

Судно типа Man of War перевели просто… «Воин»
Судно типа Man of War перевели просто… «Воин»

Чем же Rise of nations на сегодняшний день может привлечь внимание? В общем-то... все тем же!

Геймплей все так же прочно захватывает и удерживает тебя, требует сосредоточенности. Графика красива, тем более, получила более чёткие текстуры, спасибо команде, которая не позволила старому тайтлу пропасть. Музыка, выполненная в стиле неоклассики, все так же прекрасна, призывая к бою в войне, к развитию в мире. Кампании, разве что, выглядят устаревшими, «глобальная» часть совершенно хромает. Стратегия же в целом прошла испытание временем и все ещё достойна вашего внимания.

До новых встреч!

Автор текста: Николай Бугаев. Написано при поддержке Timeweb Cloud специально для CatGeek и читателей Хабра.


Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev 

Опробовать ↩

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

? Читайте также:

Комментарии (9)


  1. BigD
    18.05.2025 08:17

    А что у нас есть современного актуального в жанре RTS?


    1. Goron_Dekar
      18.05.2025 08:17

      жанр RTS мёртв уже лет 15.

      По ощущению, вообще все жанры кроме управляй-одним-3d-персонажем закончились, потому что не играбильны с консолей.


      1. invector
        18.05.2025 08:17

        Даже жанр "классических RTS" вовсе не мертв, игры для ностальгирующих по старым механикам из 90х-2000х по-прежнему выходят, причем порой очень высокого уровня. Tempest Rising вот самое свежее.

        А если говорить о жанре RTS вообще, конечно, он не умер, а эволюционировал. Добавилось много новые механик и все. Как один из самых известных примеров приведу Northgard, абсолютно RTS по геймплею.

        То, что они не продаются так хорошо, как какой-нибудь GTA - это другой вопрос. У того же Northgard в Steam очень хорошие продажи (около 4 млн. копий). Но это не "классическая RTS", где надо тупо отстраивать базу, побольше юнитов и устраивать условный tank rush. Там все поинтереснее, хотя и база, и юниты тоже есть.

        А Tempest Rising и его продажи доказывают (учитывая, что игра более чем добротная), что правильно та же EA не пытается возродить тот же C&C как RTS. Аудитория желающих сыграть в "то самое" - слишком маленькая. Те механики давно уже не цепляют людей после всяких Дот и более современных переосмыслений. Поэтому придется таким страждущим в основном перебиваться реместерами типа тех AoE 2/3.


    1. ponikrf
      18.05.2025 08:17

      Современное и актуальное - это в отношении RTS не работает.

      Во что сейчас можно поиграть, по чему проходят стабильные турниры, которые я видел:

      Warcraft 3

      Startcraft

      Startcraft 2

      AOE 2

      AOE 3

      Supreme Commander: Forged Alliance

      Из всего этого, на среднем уровне не удрачиваясь можно играть только в Supreme Commander: Forged Alliance. Там микро имеет значение только на уровне 1800 рейтинга при среднем 1000 рейтинга. Так что если хочется что покатать, рекомендую именно ее. Остальное к сожалению требует даже для среднего уровня довольно высокий АПМ


      1. Goron_Dekar
        18.05.2025 08:17

        О, вот вторая причина смерти RTS. Мультиплеер.

        Мне всегда было не интересно играть против людей, но нравилось в детстве решать задачки, которые ставили передо мной авторы кампаний в играх. Сейчас все мыслять АПМ и микро.


        1. biktimirko
          18.05.2025 08:17

          Спелфорс 3 тебе в руки,
          Бои немного затянуты, зато какие кампейны.

          upd. В старкрафте есть пользовательские кампании.


          1. Goron_Dekar
            18.05.2025 08:17

            спелфорс отравлен, как и дота, рогаликами. Мне бы больше экономики и билдов, и меньше микры.


            1. biktimirko
              18.05.2025 08:17

              рогаликами

              РПГ элементами. Давай не путать.
              Где ты в спелфорс микро увидел? Обвел, отправил, повторил. Ну максимум облику прожал на герое.
              Сравнительно недавний They Are Billions, и у него есть куча клонов, на любой графоний. Там можно с микро, а можно на средней сложности на макро и застройке играть.


    1. invector
      18.05.2025 08:17

      Tempest Rising. Как раз для любителей классических RTS, современный графон и отлично принята аудиторией.
      Другие примеры подобного тоже выходили в последние годы, но все были не настолько качественными.

      Ну и также всякие ремастеры типа того Age of Empires 2/3 Definitive Edition