Авторы: @Decadans @Zhiw2107

Эта книга вдохновлена поисками себя, разбором себя, пониманием себя. Информация отраженная здесь описывает то, как ощущает себя автор в этом мире. Книга поделена на две части: смысл жизни и интеллект. Ее конечной целью является обсуждение того, что является интеллектом. В эпоху развития искусственного интеллекта очень важно понимать что именно мы от него хотим, а чтобы это понять нужно понимать чего мы хотим от жизни, чего мы хотим от себя. Поэтому первой темой является смысл жизни. Обсуждение этого вопроса направленно на понимание того, что человеку нужно от этого мира, что ему нужно от себя, и как следствие что он может хотеть от другого интеллекта.

Книга разбита на части и пронумерована

Оглавление

1 Предисловие. 1

2 Введение. 2

3 Часть 1. Взгляд на жизнь. 3

4 Точки отсчета мышления человека: боль, страх, потребность, желание, квазистрах, квазижелание. 4

5 Проблемы определения желаний: физических и психических. 7

6 Часть 2. Смысл жизни. Разбор фразы.. 10

7 Смысл жизни и Бог. 15

8 Границы познания человека. 18

9 Часть 3. Взгляд на вопрос о смысле жизни со стороны потребностей человека *(смысл моей жизни для меня) 21

10 Часть 4. Общество как источник вопроса о смысле. 26

11 Часть 5. Множественность Я как источник вопроса – «смысл жизни». 27

12 Счастье как смысл жизни. 34

13 Неустойчивость равноправных и равноудовлетворенных систем общества. 42

14 Парадоксы потребностей человека. 43

15 Часть 6. Чистая рекурсия. 45

16 Количественная характеристика смысла. 50

17 Смысл жизни 42?. 52

18 Заключение. 53

  

1 Предисловие

Эта книга вдохновлена поисками себя, разбором себя, пониманием себя. Информация отраженная здесь описывает то, как ощущает себя автор в этом мире. Книга поделена на две части: смысл жизни и интеллект. Ее конечной целью является обсуждение того, что является интеллектом. В эпоху развития искусственного интеллекта очень важно понимать что именно мы от него хотим, а чтобы это понять нужно понимать чего мы хотим от жизни, чего мы хотим от себя. Поэтому первой темой является смысл жизни. Обсуждение этого вопроса направленно на понимание того, что человеку нужно от этого мира, что ему нужно от себя, и как следствие что он может хотеть от другого интеллекта.

          Автор стремится быть понятным, и пытается использовать максимально доступные, не узкоспециализированные слова. Книга написана последовательно, но эта стратегия не всегда выдержана, и порой встречаются темы, которые не имеют фактического продолжения. Если вам покажется, что обсуждаемый вопрос оборван и никуда дальше не идет – это та самая тема. Ее нельзя было выкинуть из книги, но и последовательно обсудить тоже не получится. Фактически она идет параллельно данной ключевой теме, но также является очень важной, и требующей внимания.

          Авторы открыты к аргументированной критике и не настаивают на том, что их рассуждения истина в последней инстанции.

Вам может показаться, что книга достаточно мала, поэтому её можно прочитать за один раз. Мы не рекомендуем так делать. Даже сами авторы, повторно прочитывая материал, смогли его осилить только за 8 раз, потратив 8 дней. Мы настоятельно рекомендуем чередовать чтение с размышлением об описанной теме. Именно так вы сможете максимально проникнуться мыслями авторов. Приятного чтения!

 

2 Введение

          В мире существует огромное количество форм жизни, каждая из которых имеет свои, выработанные тысячелетиями механизмы поддержания этой жизни. Сюда относиться все, что позволяет взаимодействовать с окружающей средой в целях: перемещения (крылья, плавники, ноги, и т. д.), питания, состоящее из добычи пищи (нюх, зрение, разнообразные охотничьи инстинкты), и её употребления (форма челюсти, клюва, или иного аппарата употребления пищи), средств защиты от погодных условий (меховая шуба, жировая прослойка, и т.д.), средств защиты от хищников (маскирующий окрас, специфический запах, навыки быстрого перемещения). У каждого вида есть свои специфические механизмы выживания. Человек также обладает своими механизмами, ключевой из них – это высокоразвитая познавательная способность, которая позволяет человеку изменять окружающую среду под свои нужды, а не меняться самому под воздействием новых условий, как это происходит у животных. Изучением этого механизма люди занимаются довольно давно, в таких науках как философия и психология, но там до сих пор есть множество неизученных или слабо изученных вопросов. В этой книге авторы размышляют на тему аспектов человеческого мышления, пытаясь дать максимально точное, даже в какой-то степени математическое определение. Авторы затрагивают такие темы, как логика, творчество, язык, и вытекающие из него вопросы о смысле жизни, Боге, свободе и многое другое.

 

3 Часть 1. Взгляд на жизнь

          Поддержание и воспроизведение жизни – свойство всего живого (хотя на уровне индивида это не всегда выполняется, но на уровне популяции – всегда). Жизнь в основе своей многообразна. Существуют различные виды живых организмов, отличающихся способами поддержания своей жизни (методами организации единичного организма и целой популяции). Под методами организации понимаются эволюционно выработанные механизмы. Так, например, у котов это зрение, позволяющее видеть ночью; когти, позволяющие лазать по деревьям, охотиться и защищаться от других хищников; шерсть, осуществляющая терморегуляцию организма; инстинкты, являющиеся сложным регулятором взаимодействия организма с окружающей средой и внутри самого себя.

Человек – это один из видов проявлений жизни. Он также обладает механизмами, которые способствуют его выживанию как индивида, и как популяции. Так, высокоуровневые интеллектуальные способности мозга человека являются ключевым средством поддержания жизнедеятельности человека. Мозг – это средство идентификации потребностей и хранилище набора правил их удовлетворения. Основные его возможности: идентификация состояния – внутреннего: голод, боль, и т.д., и внешнего: многообразия окружающей среды, воспринимаемой органами чувств (зрение, слух, вкусы, запахи и т.д.), а также осуществление высокоразвитой познавательной деятельности, сводящейся к выведению причинно-следственных связей окружающего мира. Этот важный навык позволяет человеку изменять окружающую среду под свои нужды, а не меняться самому под воздействием новых условий, как это происходит у животных. Изучением этого механизма люди занимаются довольно давно, отражая свои знания в таких науках как философия и психология, но там до сих пор есть множество неизученных или слабо изученных вопросов.

 

4 Точки отсчета мышления человека: боль, страх, потребность, желание, квазистрах, квазижелание.

Мозг является универсальным средством хранения и анализа информации, конечной целью которого является поддержание жизнедеятельности организма. Для определения направления деятельности мозга существуют базовые механизмы человека (точки отсчета), к ним можно отнести: боль, страх, потребность, желание.

Боль – это защитный механизм, сигнализирующий о реальном или предполагаемом повреждения тканей или психологическом неблагополучии.

Страх – это эмоция или чувство, возникающее из-за ощущения воображаемой или реальной опасности, которая в свою очередь может представлять угрозу жизни человека. Фактически это предвестник боли.

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Желание – это потребность, принявшая конкретную форму.

          Боль и потребность – это врожденные ощущения человека, а страх и желание – приобретенные, полученные вследствие работы мозга. Так, например, все мы знаем, что нельзя засовывать пальцы в розетку, т.к. будет больно, но мало кто из нас на самом деле испытывал удар тока, то есть у нас есть СТРАХ, выработанный другими людьми (у большинства людей), или может быть получен страх вследствие взаимодействия с объектом - удар током от розетки (у меньшинства людей). Наш мозг создает ассоциацию между объектом и ощущением, что позволяет нам впоследствии избегать проблем. И так может быть с абсолютно любым объектом или процессом: мы осуществляем некое действие и получаем обратную связь в виде ощущения, если это боль, то у нас формируется СТРАХ, и мы в дальнейшем стараемся избегать повторения этого действия, если это приятное ощущения, то мы в дальнейшем стараемся повторять это действие.

          В противовес боли и страху существует потребность и желание. Среди базовых потребностей можно выделить физиологические: голод, жажда, воздух, сон, отдых. Причем изначально человек может ощущать потребность, например в еде, но не знать, как её утолить и пытаться съесть не предназначенные для этого предметы. Так маленькие дети, в виду своего незнания мира, могут начать есть карандаши для рисования, если их не добросовестные родители забудут их покормить. В итоге это может привести к летальному исходу. Но если человеку показать правильный способ удовлетворения потребности, его мозг создаст положительную ассоциацию, которая будет называться ЖЕЛАНИЕМ. (Если я чувствую голод, тогда я ем кашу) = ЖЕЛАНИЕ. И каждый раз, когда будет появляться эта потребность, она будет вызывать ассоциацию с удовлетворителем потребности, и человек будет ЖЕЛАТЬ этот удовлетворитель потребности.

          Но человек существо социальное, и наш социум очень развит, что привело в свое время к разделению труда. Так, мы можем не выполнять напрямую действия приводящие к продолжению конкретно нашей жизни, но быть винтиком в сложной системе, приводящей к продолжению жизни всей системы, и каждый из нас фактически будет производить некий продукт, который массово используют другие люди, и в то же время мы получаем от других людей продукты, необходимые для успешной жизнедеятельности, такие как: пища, одежда, жилье, транспорт и многое другое. Это разделение приводит к тому, что желание очень сильно отдаляется от потребности. Если орангутанг хочет есть, он просто срывает еду с дерева, если человек хочет есть, он идет на работу, работает, получает деньги, потом идет в магазин, покупает еду, идет домой, готовит еду и только потом её ест. И у человека создается положительная ассоциация между работой (неким процессом деятельности) и удовлетворением потребности (в данном случае едой). Если вдуматься, дело с получением еды в профессии имеет лишь ограниченное число людей, во всем мире около миллиарда человек из 8 миллиардов населения являются фермерами, но при этом остальные люди тоже связаны со всей этой структурой, кто-то водит машины, и доставляет пищу из разных регионов, кто-то кладет дороги и поддерживает их в должном состоянии, кто-то эти машины создает, кто-то добывает метал для создания этих машин, кто-то проводит геологические исследования на предмет наличия какого-то металла в земле, и т.д.. Так, например, можно взять программиста, который очень сильно любит свое дело, но ведь 100 лет назад такой профессии даже не было, а будет ли она еще через 100 лет? Я веду всю эту длинную цепочку рассуждений к тому, что наши желания и наши потребности очень далеки друг от друга в виду большой развитости специализации труда, и мы можем ЖЕЛАТЬ то, что напрямую не удовлетворяет потребности. В противовес этому мы можем бояться (иметь СТРАХ) того, что напрямую не приводит к боли, например не сдать экзамен. Такая особенность общества создает возможность для определения эмоциональной окраски объекта или процесса внутри нашего мозга. Из-за этого могут происходить ошибки восприятия реальности. Вернемся к не сданному экзамену: некоторые родители могут так запугать ребенка данной ситуацией, что он может впасть в тяжелую депрессию, потому как ему кажется, что это событие бесконечно смертельно опасно, и такие примеры мы время от времени видим в новостях. Так же можно и создать в голове человека некое желание (стремление), например к обладанию некой вещью, за это в наше время отвечает маркетинг, и благодаря ему мы готовы покупать смартфоны, сумки, машины, одежду от известных люксовых брендов по завышенным ценам, и искренне хотеть обладать ими. Хотя, если задуматься, чем конкретно данная вещь превосходит своих конкурентов?

          Вывод: развитая трудовая специализация и навык накопления и передачи знания могут приводить нас к фиктивным СТРАХАМ и фиктивным ЖЕЛАНИЕМ, и к ним можно применять приставку квази – (от лат. quasi — якобы, как будто) — составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «мнимый», «ненастоящий» (например, квазихудожник) или «почти», «близко» (например, квазиалфавитный, квазичастицы). Итак человек может обладать желаниями, страхами, квазижеланиями и квазистрахами, но при этом не различать их или даже придавать больше значение квазижеланиям и квазистрахам, например больше бояться не сдать экзамен чем быть съеденным волком, или больше хотеть распиаренный смартфон нежели вылечить зубы.

         

5 Проблемы определения желаний: физических и психических

          Итак, у нас получается группа врожденных желаний и страхов и группа приобретенных желаний и страхов (полученных от социума или вследствие взаимодействия с чем-то). Но каждое ли свое желание мы можем распознать? Бывают ли ситуации, в которых мы что-то хотим, но не знаем что именно? Абсолютно каждый из нас встречался с таким ощущением. В этот момент мы обычно испытываем потребность (внутреннее ощущения недостаточности чего-либо), но не можем определить соответствующее желание. Обычно в голову приходят куски образов, например: хочу что-то кислое, сладкое., и т.д. Но это не полная картина, её следует уточнить. Для этого мы начинаем взаимодействовать с окружающим миром: можем пойти в магазин и перебирать взглядом варианты продуктов, или случайно учуять запах продукта, который нас заинтересует. В итоге человек находит то, что он ЖЕЛАЕТ, то в чем испытывает ПОТРЕБНОСТЬ. Данный пример достаточно прост и обыден и затрагивает базовые физиологические потребности, но бывают еще и психологические потребности (например потребность в любви, потребность в общении и т.д.), которые не всегда просто понять и тем более удовлетворить. Когда мы не можем понять, что хотим есть, то нам достаточно провести эксперимент – пойти в магазин и «тыкать» в себя продуктами, то есть область действий – физический мир, но когда потребность психологическая – область действий наш внутренний мир, и здесь нужно иметь определенную сноровку, определенные навыки, чтобы понять себя, чтобы понять то, в чем заключается наша потребности и соответствующее желание. Мы так же, как и с физиологическими потребностями, когда не понимаем чего именно мы хотим, начинаем использовать близкие по смыслу определения, например потребность в любви можно описывать так: я хочу, чтоб меня обняли, выслушали, поддержали в трудную минуту. Посредником в определении всех этих оттенков желания служит ЯЗЫК. Язык – это средство отражения реальности. Каждое слово отражает процесс или состояние чего либо, а также может быть сложной комбинацией процессов и состояний. Главная особенность языка в нечеткости определения слов, если вы начнете пытаться давать определения любому слову, то не сможете найти ту границу, где заканчивается смысл данного слово, кроме того он может плавно перетекать от одного слова к другому. Также, одно и тоже слово в сознании разных людей может иметь разные определения, порой даже противоречащие друг другу. То есть язык является нечетким средством моделирования реальности.

          Язык может быть обращен как на состояния и процессы вне организма человека, так и внутри него. Информацию об окружающей среде мы получаем посредством органов чувств, таких как: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения и т.д. Информацию о внутреннем состоянии организма мы получаем за счет внутренних органов чувств, подающих сигнал об удовлетворенности или неудовлетворенности какой – либо потребности, которые передаются в наше сознание напрямую (сыт/голоден) или посредством бессознательной интеллектуальной обработки этих ощущений (я себя чувствую хорошо/плохо – утверждение не привязанное к конкретному органу чувств). Так язык позволяет нам описывать себя и свое окружения и является для нас базисом мышления, за счет которого мы можем вести внутренний диалог с самим собой.

          Итак, вернемся к психологическим потребностям и желаниям: мы испытываем потребность, не можем определить для неё желание, находим ближайшую по ощущениям потребность (то есть уже вносим отклонения в наши рассуждения о конечном желании), обрамляем её в словоформу (вносим ещё одно отклонение за счет размытости языка) и только после этого осознаем его (опять же пример с поиском еды, ваше бессознательное сформировало примерное желание: хочу что-то кислое, и потом передало это в сознание. И только после этого вы начали вести внутренний диалог и перебирать у себя в голове (в сознании) варианты кислых продуктов, в итоге так и не нашли нужный и пошли перебирать продукты уже физически в магазине. С психологической проблемой так не получится: выйти с ней в магазин «психологических продуктов» и найти нужное решение. Вам приходится играться с отклонениями вашего мозга (1 - похожая потребность, 2 – размытость языка), и тогда приходится задавать себе вопросы, пытаясь давать четкие и правильные определения, чтобы не запутаться в своем же потоке мысли. В качестве примера рассмотрим потребность, которая обычно формулируется нашим мозгом как «Смысл жизни».

 

Комментарии (0)