Авторы: @Decadans @Zhiw2107

Эта книга вдохновлена поисками себя, разбором себя, пониманием себя. Информация отраженная здесь описывает то, как ощущает себя автор в этом мире. Книга поделена на две части: смысл жизни и интеллект. Ее конечной целью является обсуждение того, что является интеллектом. В эпоху развития искусственного интеллекта очень важно понимать что именно мы от него хотим, а чтобы это понять нужно понимать чего мы хотим от жизни, чего мы хотим от себя. Поэтому первой темой является смысл жизни. Обсуждение этого вопроса направленно на понимание того, что человеку нужно от этого мира, что ему нужно от себя, и как следствие что он может хотеть от другого интеллекта.

Книга разбита на части и пронумерована

Оглавление (для этой части книги)

23 Задачи мышления (интеллекта) 16

24 Память – начало интеллекта. 17

25 Соотношение познающего и познаваемого. 19

26 Операции мышления. 20

27 Неоптимальное мышление. 24

28 Физическое мышление. 25

29 Межинтеллектуальное понимание. 27

30 Соотношение количества мыслей на единицу существа. 29

31 Показатель интеллекта. 30

 

23 Задачи мышления (интеллекта)

Главной задачей мышление является познание. Познание заключается в создании моделей реальности, на основании которых мы можем предсказывать поведения объектов и процессов этой реальности. Следовательно мышление – это процесс моделирования реальности. Результатом является модель. А результатом сравнения модели и реальности является точность. Модель – это новый объект, отражающий часть свойств моделируемого объекта. Модель может отражать пространственные и временные связи объекта или процесса. Пространственные отражают геометрические свойства объектов и их взаимные расположения. Временные отражают какие-либо процессы, происходящие в окружающем мире. В частности, органы чувств человека являются средством моделирования реальности: слух, зрение, запах, вкус, тактильные ощущения – все это наши средства познания окружающего мира. Но на этом наши возможности не ограничиваются и кроме наблюдения за миром, мы еще можем взаимодействовать с ним посредством органов действий, оказывая влияние на протекающие процессы и тем самым глубже понимать его. Познает орган чувств, орган действий ничего не познает, т.к. он не формирует модель внутри человека. Вообще говоря, не каждый объект или процесс познания должен подвергаться нашему воздействию, есть область изучения, которая не будет протекать при наличии человека в ней, например изучение поведения животных. Для их изучения обычно используются камеры, установленные в специальных местах. Кроме того, чисто гипотетически могут быть объекты и процессы, которые сами по себе демонстрируют все возможные свои состояния, и человеку просто нет смысла как-либо на него воздействовать, ведь он и так увидит все, что возможно. Итого интеллект может быть: наблюдающим, и наблюдающим и действующим.

 

 

24 Память – начало интеллекта

Фактически эта форма познания заключается в записи в память данных, передаваемых через органы чувств. Память обычно отражает какие-либо данные в какой-либо форме на протяжении определенного промежутка времени. Ниже приведены главные характеристики памяти:

1.    Что хранить. Какие виды информации следует записать. Это могут быть фото, видео, аудио, текст, и т.д.

2.    Как хранить. Какие средства хранения использовать для записи. Это может быть светочувствительная пленка – для фото, и видео; виниловые пластинки – для аудио, книги – для текста, и т.д.

a.     Узконаправленные средства хранения. Для ограниченного вида информации. Например: на виниловую пластинку фото не запишешь, а только музыку.

b.    Широкопрофильные средства хранения. Для большого количества видов информации. Например: жесткий диск в компьютере, в нем можно хранить практически все известные нам виды информации.

3.    Как долго хранить. Каждое средство хранения имеет свои предел прочности, и начиная с какого-то момента начинает изнашиваться, тем самым он уничтожается и уничтожается информация на нем.

a.     Долгосрочная память. Для хранения информации многие годы.

b.    Краткосрочная память. Для хранения информации несколько дней или месяцев. Например ОЗУ в компьютере, на неё записывается и стирается несколько гигабайт данных в минуту.

4.    Как много хранить информации. Объем памяти, который необходим для хранения информации.

5.    Возможность перезаписи. При письме ручкой на бумаге нельзя стереть и записать новую информацию, и при письме карандашом можно.

6.    Скорость записи/чтения. Раньше, чтоб сделать фото нужно было стоять перед камерой до 20 секунд, сейчас же это делается за миллисекунды. То есть скорость записи информации увеличилась.

Камень, по которому неандерталец бьёт палкой является памятью. Потому что на нем остаются следы от действия – это уже является моделью изучаемого объекта. Камень отражает некую часть реальности – силу удара. Давайте подробнее разберём характеристики камня как средства хранения данных:

1.    Что хранить – силу удара.

2.    Как хранить – в виде канавок. Является узконаправленным средством хранения.

3.    Как долго хранить – на протяжении нескольких лет. Камень является долгосрочным средством хранения

4.    Как много хранить информации. Объем памяти пропорционален площади поверхности камня. Чем больше площадь, тем больше канавок от ударов поместиться

5.    Возможность перезаписи. Невозможна перезаписать.

6.    Скорость записи/чтения. Скорость записи – скорость битья палкой по камню

Продолжая это рассуждение, можно прийти к выводу, что памятью может выступать вообще все что угодно, что может оставлять на себе следы от действия другого объекта. Это уже является начальной формой моделирования реальности, начальной формой создания моделей, и следовательно начальной формой интеллекта. Камень – это узконаправленная форма интеллекта. Задача интеллекта – познавать. Познание – создание моделей. Камень – хранитель модели. Представитель не целенаправленного познания. Не каждое наше познание сопряжено с целью и с сознанием.

 

 

25 Соотношение познающего и познаваемого

При познании чего-либо всегда есть познающий и познаваемое. В этом процессе очень важно соотношение возможностей познающего и сложности познаваемого. Отсюда рождается две ситуации:

1.    Изучаемое проще того, кто изучает.  Например, нужно изучить какая клавиша на рояли какому звуку соответствует. А изучает это человек. Эта задача может быть выполнена за несколько часов. Ресурсов времени и памяти у человека на это хватит. В частности с этой задаче справился бы и наипростейший робот. Для изучения этого процесса достаточно получения данных с органов чувств.

2.    Изучаемое сложнее того, кто изучает. Например, нужно изучить все химически процесс, протекающие на Юпитере. В этой ситуации у человека нет ни пространственной, ни временной досягаемости, кроме того, у него ограничена память, вычислительные ресурсы и инструментарий исследования. В таких ситуациях возникает потребность в оптимизации затрат ресурсов. Как бы мы не хотели, но непосредственно провзаимодействовать с объектом у нас не получится, и прождать все время его существования у нас тоже не хватит жизни. То есть посредством органов чувств мы априори не сможем изучить все его состояния. И в этот момент как раз и возникает потребность таком механизме познания, как мышление. Имея ограниченное количество пространственных и временных данных, мы можем на их основе попытаться произвести правдоподобное предсказание, и тем самым в полной мере изучить объект. Кроме того, как бы оно хорошо не было, оно всегда будет вторично по отношению к органам чувств. Любой мыслительный эксперимент должен приводить к физическому эксперименту, и только он сможет подтвердить истинность мысли. Поэтому мышление неразрывно связано с ощущениями.

Весь этот набор рассуждений приводит нас к мысли о необязательности мышления как механизма познания, потому что не каждый объект или процесс является настолько сложным. В частности, в области искусственного интеллекта это порождает разделение на слабый и сильный ИИ. Слабый познает какую-то ограниченную часть мира, а сильный весь мир. Итого, в общую группу форм интеллекта добавляется еще один: наблюдающий действующий и мыслящий. Мышление всегда должно подкрепляться наблюдением, но не всегда действием, ведь есть эксперименты, которые проходят без участия человека.

 

 

26 Операции мышления

Точкой начала работы мышления являются данные, которые организм собирает посредством органов чувств и сохраняет в память. Далее эти данные должны обработаться операциями мышления, которые представлены ниже:

1.    Анализ – разделение объекта на части

2.    Синтез – соединение частей в один объект

3.    Сравнение – соотношение объектов между друг другом (больше, меньше, равны)

4.    Связь

a.     Пространственная. Связь элементов в пространстве

b.    Временная. Связь элементов во времени

c.     Упростительная. Связь объектов/процессов с их обозначениями, например: словами.

d.    С органами действий.

e.     С органами чувств

5.    Сохранение - память

Это первичные, базовые операции мышления, все остальные являются производными от них:

1.    Обобщение – анализ нескольких объектов, сравнение (поиск одинаковых элементов). Результат обобщения: пересечение множеств.

2.    Абстрагирование – анализ, сравнение объектов из анализируемого объекта с теми, которые представляют важность (находятся в памяти, во внимании), обработка только важных объектов. Результат абстрагирования: подмножество данного множества.

3.    Конкретизация – в памяти есть абстрактный объект, нужно перейти к множеству, которое содержит этот абстрактный объект. В крайнем случае переход от абстракции к реально существующему объекту. Результат абстрагирования: надмножество данного множества.

4.    Классификация– анализ нескольких объектов, сравнение (поиск одинаковых элементов), создание класса, который соответствует одинаковым элементам в группе. Установление упростительной связи между элементами и словесным названием.

5.    Систематизация – Классификация + связь между классами (пространственной или временной).

a.     Систематизация – пространственная или временная связь между классами

b.    Правило - пространственная или временная связь между классами, и связь с органами действий и ощущений человека. В систематизации есть некая причинность и следствие, реализуемое без человека наблюдателя. В правиле есть причинность, следствие которой должен реализовать человек при регистрации причины.

6.    Индукция – обобщение, создание правила - систематизация (из множества случаев)

7.    Дедукция – конкретизация, применение правила к частному случаю

8.    Аналогия – индукция из одного случая и дедукция к частному случаю.

a.     Объект А имеет признаки X, Y, Z. Индукция, создание правила: если объект имеет признаки X и Y, то следовательно он имеет признак Z

b.    Объект B имеет признаки X, Y. Дедукция. Применяем правило, исходя из которого предполагается, что B тоже обладает признаком Z.

9.    Противоречие (критическое мышление) – объекты и процессы, которые никогда не встречаются единовременно или единопространственно. Никогда не бывает длины временной связи равной нулю или длины пространственной связи равной нулю.

10. Предсказание – систематизация данных, и абстрагирование в область временных связей

Рис. Контекст и абстракция
Рис. Контекст и абстракция

Контекст – надмножество данного множества, все, что влияет на принятие решений. Понятие контекста не обязательно подразумевает под собой надмножество значительно большее данного, оно может быть больше всего на одну единицу, и уже вносить значительный вклад в принятие решений.

Абстракция – подмножество данного множества. Исходя из того, что абстрагирование – это отвлечение от не важных объектов, можно утверждать, что неважный объект может быть всего лишь один, и отвлечение от него уже будет считаться абстрагированием. Итого подмножество абстракция должно быть минимум на единицу меньше данного множества.

Конкретизация – надмножество данного множества, обязательно существующее в реальности (пример из жизни). Вообще понятия «контекст» и «конкретизация» имеют очень близкие смыслы, и вследствие этого могут возникать коллизии их определения, часто они могут взаимозаменять друг друга в речи. Авторы предлагают четкое определение этих понятий. Следствие определений: каждая конкретизация это контекст, но не каждый контекст это конкретизация.

Базовые абстракции – это набор элементов, из которых собираются все остальные. Базовыми абстракциями может быть все, что угодно. Самые базовые - это точка и связь, из них можно собрать любой другой объект. Но можно использовать абстракции большего размера, например: детали шкафа и связь, из которых можно собрать что-либо. В зависимости от области над которой размышляет человек, он использует разную базу мысли, из которой собирает все остальное. Мы в своем мышлении редко прибегаем прям к базовым элементам – точка и связь, мы обычно мыслим более сложными формами, и их уже используем как базу. Обычно сложность форм увеличивается по мере обучения. Если ребенок мыслит простыми элементами, то взрослый сложными.

 

27 Неоптимальное мышление

Абстракции необходимая часть моделирования. Например формулы - в реальном мире их не существует, они плод нашего интеллекта, они являются моделями, которые отражают часть реальности. Фактически мы собираем из абстракций модели. То есть мы имеем некоторый набор данных базовых абстрактных форм, из которых собираем все остальные. Так, например существует математика, физика, химия и т.д. Во время мыслительного моделирования мы каждый раз обращаемся к реальности, к объекту, который мы пытаемся смоделировать, каждый раз сравнивая мысль с реальностью. Но обязательно ли опират��ся на реальность на каждом шаге мышления? Представим себе ситуацию: у нас есть набор базовых абстракций, мы берем и рекомбинируем их во всех возможных вариантах, тем самым получая все возможные модели. А далее просто сравниваем поочередно с изучаемым процессом. Со 100% вероятностью хотя бы одна модель будет отражать изучаемый нами процесс. Это неоптимальный путь познания (создания моделей), но так или иначе он рабочий и позволяет познавать реальность.  Продолжая рассуждение, мы можем не брать все рекомбинации, а создать генератор случайных чисел, который нам просто случайно будет выдавать параметры рекомбинирования. И он так же с какой-то попытки найдет модель, отражающую изучаемую часть реальности. Ведь задача мышления – создание моделей, а способ их создания может быть абсолютно разным. Итого мышление может быть основано на: данных окружающей среды и данных базовых абстракций (оптимальное мышление), или только на данных базовых абстракций (неоптимальное мышление). Их можно назвать тупой интеллект и умный интеллект. Возможно, вы скажите, что это не имеет смысла, но порой в нашей жизни возникают ситуации максимальной неопределенности, где данных, на которых можно построить достаточно достоверную модель нет. А так как мы живем в предиктивной парадигме, и каждый раз пытаемся предсказать, что будет дальше, то наличие хоть какой-то модели, даже очень неточной лучше, чем отсутствие вообще любой модели. Поэтому нам приходит прибегнуть к «генератору случайных чисел» нашего мозга, который по итогу и выдает нам хоть какую-то модель реальности.

Дополнительные примеры неоптимального мышления: при попытке смоделировать одну часть реальность, может моделироваться другая. Например, задача: смоделировать работу ядерного реактора, а моделируется камень, он же тоже часть реальности. То есть у нас на выходе есть модель, модель камня и её точность в моделировании работы ядерного реактора околонулевая. Вы должно скажете – это абсурд, а не мышление. Я вам приведу пример: карты Таро или астрология, фактически мы моделируем реальность, основываясь на некоем генераторе рандомных чисел, точность низкая, но люди продолжают в это верить и использовать как модель отражения реальности.

 

 

28 Физическое мышление

          Мышление можно разделить на три формы:

1.    Наглядно – образное. Мышление про ощущения.

2.    Наглядно – действенное. Мышление про действия.

3.    Абстрактно – логическое. Мышление про абстрактные формы, в частности язык.

Примером наглядно-образного мышления может быть представление о том как вы собираете какую-либо мебель из составных частей, пусть это будет стул. В данном случае базовые абстракции – это элементы мебели, части стула: ножки, сиденье, спинка и т.д. Соединения эти элементы воедино мы получим стул, синтезируем его. После мы его можем обратно разобрать на составные части – провести анализ стула. Мы можем наглядно - образно мыслить об этом, но так же можем все это реализовать и физически.

          Как уже было ранее сказано – базовые операции мышления: анализ, синтез, сравнение. Анализ разделяет изучаемый объект на части, синтез соединяет части обратно, а сравнение оценивает их соотношение. Результатом анализа является абстракция.

          Анализ или разделение объекта изучения может происходить физически или психически. Физически: камертоны разной частоты, которые выделяют из звука соответствующие им частоты. Психически (или программно): ряды Фурье, которые позволяют разложить звуковую волну на составные части.

          Синтез или соединение объектов так же может происходить физически или психически. Физически: сборка стула из готовы деталей. Психически (программно): соединение на синтезаторе звуковых дорожек в единую мелодию.

          Сравнение так же может производится физически или психически: механические весы, или электронные.

          Здесь возникает коллизия в определении понятия мышления. Обычно мы, считаем, что моделирование реальности, которое происходит у нас в голове является определением мышления. Но главная же задача – это моделирование реальности, а не то как и где это происходит. Представим себе две абсолютно одинаковые монеты, одна полная копия другой, получается, что одна монета – это модель второй. Она отражает эмерджентные свойства первой монеты – её форму, внутренние части – расположение атомов и молекул могут не совпадать. Можно ли тогда считать, что процесс создания второй монеты – это мышления, только не в психической реализации, а в физической. А этот объект реальности (монета) – моделью и одновременно мыслью, потому что результат мышления – это мысль. По такой логике любой объект или процесс нашей реальности является мыслью. А любой предшествовавший процесс, приведший к созданию следующего процесса или объекта – это мышление. Процесс создания модели – это мышление, модель – это мысль. У всего есть причина и следствие. Любая причина – это процесс создания модели (мышление), а любое следствие – это модель (мысль). И тогда получается, что я существую, следовательно – я мысль; и я существую, следовательно - я мыслю. Все, что существует является мыслью и одновременно мышлением. Вспоминаем Рэне Декарта.

          Дополнительные примеры: Представим, у нас есть две абсолютно одинаковые коробки. В каждой из них лежит набор из 5 одинаковых вещей, например ручка, карандаш, линейка, ластик и блокнот в первой коробке и точно такие же во второй коробке. Мы закрыли первую коробку и встряхнули её, теперь вещи лежат в случайном порядке. Наша задача взять вторую коробку и разложить вещи в том положении, в котором они лежат в первой коробке, первая коробка все так же закрыта. Мы можем их разложить обдумывая каждый шаг, а можем просто так же стряхнуть вторую коробку, и вещи сами разложаться как-нибудь. Фактически мы пытаемся смоделировать одну часть реальности (первую закрытую коробку с вещами), посредством второй части реальности (вторая коробка с вещами), используя базовые абстракции – пять вещей, и генератор случайных чисел – встряхивание. Мы можем это делать обдуманно или случайно (тоже встряхивая коробку). Чисто вероятностно в какой-то момент вещи разложатся в нужном положении, и тогда мы сможем считать, что мы создали модель изучаемого объекта (коробки с вещами) и наше мышление было чисто физическим, а не психическим. Наша голова – это аналогичная коробка, в которой мы рекомбинируем базовые абстракции, пытаясь моделировать изучаемый процесс/объект.

 

29 Межинтеллектуальное понимание

          Базовые абстракции и как следствие форма и плотность сжатия данных может отличаться у различных форм интеллекта. Например чувствительность к запахам у собаки значительно сильнее чем у человека, и степень дискретизации (разделения на части – анализа) у собаки тоже сильнее, вследствие этого можно утверждать, что она способна создавать более сложные обанятельные модели реальности. Базово мы можем понимать некоторые запахи, как и собаки, но на высоком уровне ощутить весь тот спектр обрабатываемых данных мы не способны. Это порождает вопрос о существовании межинтеллектуального понимания. Мы можем абстрактно разложить любой процесс на составляющие, фактически находя в нем базовые абстракции, присущие нашему интеллекту, и собрать эти абсстракции в некоторую модель мы тоже способны, но вот ощутить эту модель сполна мы не способны. Здесь можно разделить понимание на чувственное и абстрактное. Чувственно другой организм мы понять никогда не способны. Но абстрактно мы можем понять любой организм. Базовые абстракции могут отличаться, и следовательно то, как мы понимаем абстрактно тоже отличается от интеллекта к интеллекту. Допустим, нам удобно использовать прямые для отражения реальности, а кому-то дуги. Ореол обитания, и следовательно задачи, поставленные перед интеллектом могут отличаться, и как следствие более удобные формы отражения реальности могут не совпадать. Один интеллект может иметь более оптимальные способы представления данных (места его обитания или задачи, которую он решает), чем другой. Это означает, что условный сильный ИИ будет не понимаем нами чувственно, но понимаем абстрактно, но то какие он использует абстракции для моделирования могут не совпадать с теми, какие используем мы. Чувственное понимание связано с методами организации организма – все, что есть в нем он может понять, а все, чего нет – не может. Абстрактное понимание связано с интерпретацией – мы не понимаем точь в точь другой интеллект, но интерпретируем (пересобираем) его базовые абстракции из своих. Вообще говоря интерпретация может быть очень сложной и неоптимальной, и сам интерпретатор может быть сложнее чем интеллект отдельно взятых двух интеллектов, ведь каждый из них содержит только свою модель интеллекта, а интерпретатор обе, и методы их переноса из одной в другую.

 

30 Соотношение количества мыслей на единицу существа

Мышление по количеству мыслей на единицу существа можно разделить на:

1.    Статичное (одно существо – одна мысль)

2.    Динамичное (одно существо – много мыслей).

Если существо имеет одну мысль на всю жизнь, то это называется инстинктом. Любую мысль нужно проверять на достоверность соответствия реальности через проведение эксперимента. А так как существо имеет всего лишь одну мысль, то оно и является экспериментом. Если существ�� выживет, то эксперимент верный и модель соответствует реальности. В данном случае мыслит генетика, ДНК, она мыслит случайно, генерируя случайные изменения в каждом следующем потомстве. Скорость адаптации – это степень интеллекта генетики, чем быстрее она подберет модель, отражающую реальность, тем более она умна. Самые быстро адаптирующиеся одномысленные существа – самые умные. Быстро адаптироваться можно двумя способами: либо иметь большую изменчивость и большое потомство, либо очень короткое поколение - чем короче жизнь, тем больше вариантов в единицу времени будет создано. Фактически, чем больше поколений в единицу времени, тем более вид «умный». Чем больше рожаешь, короче живешь и чем сильнее меняешься из поколения в поколение – тем сильнее адаптируешься. Если же среда обитания стабильна, то изменчивость вредна. И выгоднее быть генетически тупым, в стабильной среде, чтобы выжить. Выгоднее меньше рожать, иметь долгую жизнь и минимальную изменчивость из поколения в поколение. Итого ум пропорционален изменчивости среды. Умное человечество создает стабильную среду, а стабильная среда создает тупое человечество. Среда может быть необязательно комфортной или самой лучшей, главное, чтобы она была стабильной.

Человек – существо с динамичным мышлением, он рождает у убивает множество мыслей внутри себя, не порождая их физически как живой организм, как продолжения себя, своего рода, хотя физически он может порождать неживые объекты. То есть у одномысленных существ родить мысль равно родить новый организм. У много мысленных существ родить мысль не равно родить новый организм. Для одномысленных существ тело является воплощением и носителем мысли. Они выделяют память под мысль физически а не психически, как это делают люди.

 

31 Показатель интеллекта

Количество мыслей в единицу времени не является показателем интеллекта, например нужно смоделировать модель камня, ты перебираешь все объекты в мире кроме камня. Условно количество мыслей бесконечно, а КПД нулевое. Нужно вводить понятие сходимости: чем быстрее каждая следующая модель сходится к реальному объекту в мире, тем умнее человек. Сходимость проверяется через погрешность отражения моделью реальности. Чем меньше погрешность с каждой попыткой, тем умнее человек. И чем меньше ему нужно попыток для достижения 100% соответствия тем он умнее.

Как мы уже говорили, интеллект может быть специализирован под определенную задачу или среду обитания, вследствие этого интеллект будет иметь ограниченную широту моделирования: на каких-то задачах сходимость будет очень быстрая, а на каких-то вообще нулевая. Но может быть и вариант усредненной сходимости, это позволит иметь большую широту моделирования: поиск модели, отражающей реальность будет не самым быстрым, но и не самым медленным.

Пример: человек, который профессионально чеканит монеты, создает каждую следующую монету со 100% точностью, тем самым создает идеальную копию предыдущей монеты. Широта его моделирования равна одному объекту. Но мы не назовем его умным, в обычном понимании ума. Но и человека, который пытается смоделировать миллион объектов с нулевой точностью тоже умным назвать нельзя. Итого, умное существо в нашем понимании то, которое моделирует достаточно широкий круг объектов с достаточной точностью (например 80%). Кроме того, сюда еще входят такие параметры как: скорость моделирования, и количество ресурсов необходимых для моделирования. Чем выше скорость и чем меньше ресурсов уходит на моделирование – тем умнее существо.

Вторичным по отношению ко всем перечисленным параметрам являются средства обмена информацией. Некая сущность может быть очень умной в широком круге задач, но абсолютно не справляться с речью – передачей данных другим сущностям. Речь – это часть реальности, которую тоже нужно уметь моделировать, но умение общаться бессмысленно, если не о чем общаться – нет моделей для обмена. Разделение труда – разделение областей моделирования, речь – средство обмена моделями для ускоренного изучения реальности и для контроля за выполнением труда. Но вообще она не является обязательной, если не нужно с кем-то обмениваться данными и сущность сама может сделать все, что ей нужно. Следовательно и контроль ей не нужен и контролировать ей тоже некого.

 

Комментарии (0)