Авторы: @Decadans @Zhiw2107

Эта книга вдохновлена поисками себя, разбором себя, пониманием себя. Информация отраженная здесь описывает то, как ощущает себя автор в этом мире. Книга поделена на две части: смысл жизни и интеллект. Ее конечной целью является обсуждение того, что является интеллектом. В эпоху развития искусственного интеллекта очень важно понимать что именно мы от него хотим, а чтобы это понять нужно понимать чего мы хотим от жизни, чего мы хотим от себя. Поэтому первой темой является смысл жизни. Обсуждение этого вопроса направленно на понимание того, что человеку нужно от этого мира, что ему нужно от себя, и как следствие что он может хотеть от другого интеллекта.

Книга разбита на части и пронумерована

Оглавление (для этой части книги)

10 Часть 4. Общество как источник вопроса о смысле. 26

11 Часть 5. Множественность Я как источник вопроса – «смысл жизни». 27

12 Счастье как смысл жизни. 34

13 Неустойчивость равноправных и равноудовлетворенных систем общества. 42

14 Парадоксы потребностей человека. 43

 

10 Часть 4. Общество как источник вопроса о смысле

Вариант познания плодов человеческого интеллекта. Человек уже рождается в обществе, и вопрос о смысле направлен на познание созданных человечеством систем и объектов до рождения этого человека. Системы и объекты создал кто-то целеполагающий, поэтому они имеют функцию и связь с целью. Тогда вопрос о смысле объекта (или механизма) для человека (или человечества) применим только к тому, что создал человек, а дальнейшие его переложения со смысла объекта на смысл жизни нерелевантны. А ответом на вопрос о смысле чего-либо созданного человеком будут все функции, выполняемые объектами и механизмами, которые направлены на достижение целей человека. Например: смысл холодильника. Функции, которые он выполняет: охлаждает объекты внутри себя, выработка тепла от работы. Цель людей: питаться, создавать продукты питания, и хранить их как можно дольше в пригодном для употребления виде. Функция холодильника, которая позволяет достичь этой цели: охлаждение объектов внутри себя, это и есть его смысл. Побочная, не нужная человеку функция: выработка тепла от работы, это не является его смыслом.

Вариант нахождения своей трудовой специализации. Мы часть большой системы человечества, а точнее его труда, где для достижения максимума результативности всей системы каждый её элемент должен заниматься чем-то конкретным, определенным, и это и есть смысл (предназначение, мега Цель), которую ищет каждый из нас. Ответ на вопрос о смысле жизни человека для общества: труд, который конкретный человек может максимально результативно делать для общества. Для многих людей работа – это жизнь, и после выхода на пенсию они теряют смысл, не чувствуют себя нужными, и быстро умирают от тоски и безделия. В таком случае ответ на вопрос о смысле может меняться с течением времени для одного и того же человека, так как с возрастом исчезают силы для качественного выполнения определенных работ, именно поэтому люди уходят на пенсию. Далее они могут найти себя в новой сфере трудовой деятельности, для которой имеют достаточное количество сил, и снова начать приносить пользу обществу, и тем самым снова обрести смысл жизни.

 

 

11 Часть 5. Множественность Я как источник вопроса – «смысл жизни»

Как уже говорилось ранее вопрос о смысле можно ставить только тогда, когда есть тот, кто имеет цель и то или тот, кто этой цели помогает добиться, тогда и зарождается смысл. До этого момента мы рассматривали вопрос о смысле в отношениях двух раздельных элементов (я и общество, я и Бог, я и животные), а что если этот вопрос поставить как я и я (смысл моей жизни для меня). Здесь нужно обсудить вопрос – что есть «Я». Мы не будем вдаваться  в подробности четкого определения «Я» и самосознания и причин его возникновения, а обговорим только одну важную мысль. Мы воспринимаем себя как целостный организм, как целостное  «Я», не выделяя отдельных его элементов. «У меня болит живот», «у меня болит голова», мы не говорим «я отвечающий за работу живота сигнализирует другому я, отвечающему за работу мозга решать проблему боли живота». Хотя, если задаться вопросом «Я здоровый» и «Я без руки» это то же я или нет? - Скорее всего нет, ведь вы будете ощущать себя по другому. Тут возникают границы самоопределения, вопроса целостности организма. Можно условно выделить «Я физическое» и «Я психическое», «Я физическое» - это про целостность восприятия тела, «Я психическое» - это про целостность восприятия психики. Так же, как у тела мы можем выделить составные части, так и у психики мы можем это сделать, правда обычно это сделать значительно сложнее, т.к. тело физическое, мы его видим, мы им манипулируем и чувствуем обратную связь, за счет чего лучше его дифференцируем – разделяем на части (это рука, это нога, это я чувствую желудок, это  легкое, это язык и т.д.). Но когда вы думаете, можете ли вы точно сказать какая часть вас это сейчас делает (думает), какая часть вас сейчас анализирует звук, а какая запах, а какая цвет, какая часть мозга мыслит творчески, а какая логически, какая часть ставит цели, а какая подвергает их сомнению, и т.д.. То есть психический мир сложнее дифференцировать по многим причинам.

Итак, дальнейшее рассмотрение вопроса о смысле будет строится через взаимоотношения внутренних составных частей «Я». Для начала рассмотрим причины возникновения вопроса.

1.    Отклонения в работе организма (например нарушения работы гармональной системы), или врожденная черта характера (меланхолик, пессимист).

2.    Познавательная потребность, исходящая от кого-то или чего-то. Навязана кем-то или чем-то: либо другой человек об этом сказал тебе, либо в книге задавались этим вопросом, в фильм, в песне, в картине и т.д.

3.    Познавательная потребность, исходящая от себя. Когда начинаешь задавать вопросы об этом мире. А почему земля круглая, а почему солнце горячее, а почему существует жизнь, а какой смысл жизни, и т.д.? Фактически человек проявляет желание знать что-то о чем-то, вопрос о «смысле жизни» для него не первостепенный, а один из ряда подобных сложных вопросов. Подумать о нем конечно же можно, но если не получится, то и не надо.

4.    Когда не знаешь чего хочешь (поиск себя)

a.     Первый вариант обычно у молодых людей, которые еще не определились в жизни и ищут себя

b.    Второй вариант у людей, который думали, что определились в жизни и шли к своей цели, а потом оказалось, что это не то, что они хотели. И фактически они потеряли цель и внутренне начинают искать её заново.

5.    Когда знаешь чего хочешь, но не можешь этого достичь и это вызывает депрессию и вопрос о смысле жи��ни, если я не могу получить желанное, то зачем жить? (например безответная любовь, или какое-то очень сильное чувство или желание, а не просто желание например съесть арбуз а не дыню)

6.    Когда ты уже получил все что хотел или как минимум находишься в оптимальном для себя состоянии (хотелось бы большего, но уже лень делать что-то большее для этого). И эта удовлетворенность превращается в рутину, хочется чего-то нового, интересного, а уже все попробовал (и всплывает вопрос: а что дальше?). Обычно это проблема очень состоятельных людей, которые, как говориться, с жиру бесятся. Или проблема людей, которые сами по себе не очень много желают (психически или физически не способных ощутить вкус к чему-то еще), и их ограниченность желаний быстро их приводит к перенасыщенности.

7.    Когда знаешь, чего хочешь и идёшь к этому, но очень медленно относительно себя (своих ощущений, своего терпения). Просто рутина (работа – дом – семья). Ты не достиг всего что хотел как в предыдущем пункте. Ты просто начал жить в каком-то варианте рутинных действий и это привело к мысли о потери смысла  жизни. Этот вариант случается, когда ты очень долго идешь к желаемому, и процесс его достижения становится рутинным. Фактически связан с терпением человека, чем оно больше, тем более длительно он может находится в рутине без негативных ощущений для себя (ощущений о смысле жизни), в противовес этому, людям с низким уровнем терпения очень быстро все наскучивает и они сильнее стремятся менять парадигму своего существования.

8.    Когда знаешь чего не хочешь потерять. Утверждение «знаешь» здесь применено формально, фактически мы знаем, но не хотим осознавать это, т.к это защитная функция психики. Вряд ли кто-то из нас задумывается о том, а как бы ему жилось без руки, без ноги, слепым или без очень любимого близкого родственника (родителей, детей, супругов и т.д.), или в состоянии войны, эпидемии, ядерной катастрофы, без развитой городской инфраструктуры, без работы и т.д. Фактически это те вещи, которые нами принимаются как данность, т.к. мы родились в них, они изначально являлись неотъемлемой частью нашего бытия, этакая форма рутины, которая ушла на задний план нашего сознания, но её потеря, нами может восприниматься катастрофически. Страдание или потрясение от осознания потери не всегда может происходить единовременно с потерей (это может произойти до потери, во время неё или после потри). Внутренний кризис (вопрос о смысле жизни) наступает как раз в момент осознания, а не в момент потери.

 

Теперь опишем части «Я», посредством которых будем объяснять причины возникновения вопроса о смысле жизни:

1.    «Я – целеполагающий» (близкий по смыслу термин: дофаминовая система) - та часть нас, которая отвечает за получение эмоций. Эта часть находит цели и задачи, которые мы должны хотеть, и вознаграждает нас эмоциями за их достижение.

2.    «Я - исполняющий» (близкие по смыслу термины: мыслить, думать) - та часть нас, которая отвечает за поиск пути достижения целей и задач.

3.    «Я – адаптирующий» (близкие по смыслу термины: привыкание, рутина) - та часть нас, которая адаптирует нас к среде обитания. За счет неё мы можем привыкнуть к плохим условиям и не грустить лишний раз из-за этого, но так же она адаптирует нас и к хорошим условиям и мы перестаем их ценить, они для нас становятся обыденностью, что в свою очередь заставляет нас искать новые цели, а контексте этой главы: заставляет  «Я – целеполагающего» искать новые цели. Этот механизм нужен для того, чтобы не перегружать нашу нервную систему, т.к. что грусть, что радость – это нагрузка на неё, а постоянное их ощущение – это черезмерная нагрузка, которая приводит к её расшатыванию и фактическому уничтожению, и человек становится более эмоциональным и меньше может себя контролировать.

4.    «Я – оптимизирующий» (близкие по смыслу термины: лень, забывание) - та часть нас, которая отвечает за прекращение ненужных, нерелевантных, не оптимальных процессов, и уничтожение частей системы психического, которые не выполнят никаких полезных функций, фактически являются дармоедами системы, балластом. И чтобы не тратить лишние ресурсы, нужно обрубать такие процессы и части «Я»

5.    «Я – психическое» - общее обозначение всех элементов «Я», Я в привычном понимании. Аналогия: «Я – психическое» - это общество, а «Я – адаптирующий» - это член общества, это человек.

И вопрос «каков смысл жизни» здесь интерпретируется так: каков смысл «Я – части» для «Я – целого» или по аналгии каков смысл члена общества для общества? Ответом на вопрос должна быть функция, которую исполняет член общества для работы всего общества. Если же функция перестает исполняться членом общества, то общество отвергает этот элемент от себя за ненадобностью, то есть «Я-целое» отвергает «Я часть». Внутри этого общества «Я» каждая часть «Я» взаимодействует с некоторой другой частью «Я», то есть результат работы одной части «Я» подается на вход для обработки другой частью «Я», и отсутствие результата работы одного из частей «Я» порождает конфликт двух частей «Я» - одна ждет на вход результат от другого, но не получает, из-за этого тормозиться весь конвейер работы «Я психического»

Итак, причины описаны, теперь давайте абстрагируем их и соберем в группы:

1.    Хочу хотеть (Пункт 4 и 6. Списка причин)

a.     «Я – исполняющий» хочет решить задачу, но не поставлена цель

b.    Конфликт взаимоотношения «Я – целеполагающий» и «Я исполняющий». «Я исполняющий» должен получить от «Я – целеполагающий» цель, которую следует достигать, а т.к. она не приходит, запускается механизм уничтожения («Я – оптимизирующий») той части «Я», которая не реализует свои задачи по аналогии с теми частями тела, которые перестают выполнять какие либо значимые функции для нас, например хвост, который деградировал у нас за ненадобностью. То есть как «Я-физическое отвергает часть себя за ненадобностью, так и «Я-психическое» отвергает часть себя за ненадобностью. И в этот момент возникают суицидальные мысли, которые нами неправильно интерпретируются, т.к. мы не привыкли разделять свое «Я» на части. Вместо того, чтобы думать «Я – целеполагающее» должно умереть, мы думаем «Я должен умереть». (Не является рекомендацией, авторы не являются врачами, и не берут на себя ответственность за ваши действия. Если у вас есть проблемы, в частности суицидальные мысли, обратитесь к специалисту, не занимайтесь самолечением)

2.    Хочу (Пункт 5. Списка причин)

a.     «Я – исполняющий» хочет решить задачу, но не может

b.     «Я исполняющий» должен придумать метод достижения цели, но он не справляется с задачей, ему не хватает данных, чтобы найти путь. И так же как и в первом пункте, запускается механизм уничтожения недееспособной части «Я».

3.    Хочу, чтоб выделялось из среднего (Пункт 6 и 7. Списка причин)

a.     «Я – психическое» решает задачу, но слишком долго, и за это время привыкает к ощущениям и чувствует рутину.

b.    В этой ситуации «Я – целеполагающий» и «Я исполняющий» исполняют свои задачи, но появляется еще одна часть психического «Я» - «Я – адаптирующий», фактически он отвечает за привыкание к среде обитания для нормального функционирования всей системы. Если жизнь становиться повторяющейся изо дня в день, то «Я – адаптирующий» адаптирует нас к этому, и мы перестаем эти дни воспринимать как что-то хорошее (даже если это действительно что-то хорошее), и как уже было сказано в описании к «Я», «Я – адаптирующий» заставляет «Я – целеполагающего» искать новые цели, если он не справляется с задачей, то запускается механизм уничтожения части «Я».

4.    Не хочу (Пункт 8. Списка причин)

a.     «Я – психическое» решало свои задачи, но случился его перегруз из-за непредвиденных обстоятельств. Либо из-за невозможности решить задачу (кто-то умер, его не воскресить), либо из-за сложности задачи (началась война, эту задачу не решить), либо из-за срочности задачи (потеря хорошей работы, а очень сложно найти новую такого же уровня и покрывающую все потребности).

b.    Фактически это перегруз всей системы, всех «Я».

                i.     «Я – целеполагающий» имеет цель в одном из тех событий которые произошли (он получал от тех событий эмоции), но непредвиденная ситуация оборвала те цели, и «Я – целеполагающий» начинает в попыхах искать заменитель. Например у женщины умер отец, которого она любила, и она начинает искать этой любви в ком-то другом, например в муже.

              ii.     «Я исполняющий» начинает резко искать решение новой непредвиденной проблемы. Например потеря хорошей работы, но не может быстро это сделать или вообще сделать.

            iii.     «Я – адаптирующий» ощущает стрэсс, но не может так быстро адаптироваться  к нему.

            iv.     И в общем все части «Я» становятся перегруженными, т.к. у них есть некий максимальный период времени для реализации задачи, если им этого времени не дают, и нужно действовать быстрее, то они перегружаются и фактически не выполняют своих функций и это опять же запускает механизм самоуничтожения («Я – оптимизирующий»).

Итого вопрос «смысл моей жизни для моей жизни» переформулируется в «смысл жизни части моего «Я» для другой части моего «Я». Вопрос как и в случае 1 главы сводится к взаимоотношениям, но если в первой главе это мог быть широкий спектр всего, то здесь смысл сводится к функциям частей «Я».

1.    Смысл «Я – целеполагающий» - находить цели и задачи, которые мы должны хотеть.

2.    Смысл «Я – исполняющий» - поиск пути достижения целей и задач.

3.    Смысл «Я – адаптирующий» - адаптация нас к ощущениям, их нормализация.

4.    Смысл «Я – оптимизирующий» - экономия ресурсов психики.

5.    Следует уточнить, что здесь был рассмотрен минимальный достаточный набор «Я» для описания ситуаций возникновения вопроса о смысле жизни, но авторы не исключают возможность его возникновения при временной или постоянной дисфункции других частей «Я»

 

 

 

12 Счастье как смысл жизни

Эта глава посвящена вопросу счастья. В двух предыдущих главах мы затрагивали вопрос смысла жизни, и были описаны ответы на него и причины возникновения вопроса.

Причины:

1.    Когда не знаешь чего хочешь (поиск себя)

2.    Когда знаешь чего хочешь, но не можешь этого достичь

3.    Когда ты уже получил все что хотел или как минимум находишься в оптимальном для себя состоянии

4.    Когда знаешь, чего хочешь и идёшь к этому, но очень медленно относительно себя (своих ощущений, своего терпения). Просто рутина.

5.    Когда знаешь чего не хочешь потерять.

 

Смысл жизни: в сумме всех полученных за жизнь положительных эмоциях и не полученных отрицательных эмоциях.

Определение смысла жизни в этой интерпретации соответствует определению понятия «счастье». Но стоит уточнить, как правильно нужно это счастье получать, потому как счастье это не перманентное ощущение, а приходящее и уходящее состояние психики. Аргументами к этому утверждению являются пункт 3 и 4 причин возникновения вопроса о смысле жизни. Они возникают вследствие работы «Я – адаптирующий», который приспосабливает нас даже к очень хорошей среде обитания, скорость адаптации у каждого может быть разной, но результат один – человек перестает получать удовольствие от того хорошего, что имеет, и начинает искать (посредством «Я – целеполагающий») новые способы получения удовольствия. Поэтому нужно дозировать количество получаемых эмоций. Для наглядности на рисунке представлен график ощущения от удовлетворенности потребности. Фактически он визуализирует работу «Я – адаптирующего». Это закон, называемый основной психофизический закон, или закон Вебера – Фехнера. Стоит подчеркнуть, что это закон описывает связь физического раздражителя и интенсивность психического ощущения. Здесь же, авторы, пытаются распространить его и на психические раздражители. График – логарифмический, по оси X представлено количество ресурса необходимого для удовлетворения потребности, он может быть физическим (например еда) или психическим (например забота или познание). По оси Y указана степень удовлетворения потребности (или степень удовлетворения суммы потребностей).  

Рис. 3. Ощущение от удовлетворения потребности
Рис. 3. Ощущение от удовлетворения потребности

Счастье является разностью между состояниями удовлетворенности потребности. Пример из графика:

Счастье = Y2 – Y1

В тоже время несчастье заключается в противоположном движении по оси «Степень удовлетворения потребности».  Пример из графика:

Несчастье = Y1 – Y2

НО, есть одно но. Эти формулы неполны, т.к. в ощущении достижения какой-то цели также важно количество сил, затраченных на достижение этой цели. И формулы принимают такой вид:

Счастье = (Y2 – Y1) * F

Несчастье = (Y1 – Y2) * F

Давайте обобщим формулы:

Счастье = (State1 – State2) * F

Несчастье = (State2 – State1) * F

State1 > State2

Также нужно уточнить, что F тоже имеет свой предел, пересекая который теряется потребность в переходе между состояниями, ввиду нецелесообразности, это восприятие регулируется мозгом человека автоматически. Это особенность психики человека приводит к тому, что чтобы быть счастливым должно происходить движение в положительном направлении по оси «Степень удовлетворения потребности», и обязательно с приложением некоторого количества сил, иначе ощущения от перехода превращается в 0.

Также стоит обратить внимание на график функции после достижения максимума. На этом этапе потребность полностью удовлетворена, и дальнейшее её удовлетворения может либо ощущаться отрицательно, либо околонейтрально. Для наглядности, давайте разберем несколько примеров:

Пример 1: Взгляните на график ниже. Рассмотрим потребность в еде. Допустим взро��лому мужчине, чтобы наестся нужно 35 пельменей. Допустим он съел первые 5 пельменей (состояние 1 – S1 на графике) – ощущение удовлетворения потребности от них будет равна 48%. После 10 штук уже 77% (состояние 2 – S1 на графике). А после 35 штук – 100% (максимальное состояние– Smax на графике). Это означает, что от первых 5 пельменей, он насытился на 48%, от второй пятерки еще на 29% (77% - 48% = 29%). А от последних 25 всего на 23% (100% - 77% = 23%). Это всё означает, что каждый следующий кусочек пищи приносит все меньше дополнительного ощущения сытости и все меньше ощущения вкуса, пока не дойдет до 0, так ощущения между 34 и 35 пельменем будут около 0. То есть радость от потребления пищи, так же как и радость от других физиологических потребностей конечна, и доходя до определенного пика вы теряете способность радоваться тому, что делаете.

Рис. 3. Ощущение от удовлетворения потребности. На примере еды
Рис. 3. Ощущение от удовлетворения потребности. На примере еды

Кроме этого, после того как человек наелся, дальнейшее употребление пищи вызывает ощущение отторжения, и человека начинает тошнить, но что-то еще может поместиться в желудок. И если продолжать дальше себя наполнять пищей, то это может привести к повреждению внутренних органов (к слову, в средневековье, это была одна из форм пыток, но при помощи воды, а не еды). Стадии физического удовлетворения потребностей (указаны на рисунке ниже): от 0 до 35 (голубой цвет) – насыщение, от 35 до 40 (оранжевый цвет) – отторжение, от 40 и дальше (красный цвет) – разрушение организма. В этом примере применены конкретные числа, продолжая рассуждение о еде (о пельменях), но это означает, что у любой физиологической потребности есть некие пределы насыщения, отторжения и разрушения. И если злоупотреблять удовлетворением потребностей – это может привести к смерти. Например алкоголь, до определенного момента это весело, потом начинает тошнить, ну а потом отказывает печень. Такого же эффекта можно достичь при удовлетворении некоторых психических потребностей, например юмор. До определенного этапа – весело, потом уже больно смеяться (и физически и психически), ну а далее идёт перегруз нервной системы, она расшатывается и постепенно уничтожается.

Рис. 3. Стадии перенасыщения, переудовлетворения потребности
Рис. 3. Стадии перенасыщения, переудовлетворения потребности

Пример 2: «Деньги не приносят счастья. У меня сейчас 50 миллионов, а счастлив я ровно также, как и тогда, когда у меня было 48 миллионов» —  Арнольд Шварценеггер

Это пример сложной квазипотребности, т.к. деньги фактически не удовлетворяют потребности, а являются промежутком к их удовлетворению. Но все же ощущение от их получения так же совпадают с описанным графиком. Можно точно сказать, что есть некий максимум, касательно денег, если мы образно возьмем, что человеку для удовлетворения всех своих потребностей нужно, допустим, 25 миллионов, то дальнейшее увеличение количества денег просто перестает иметь смысл для него, т.к. все потребности итак удовлетворены. И это разница между двумя очень близкими состояниями на графике. То есть величина счастья около 0. Но у такой потребности есть очень важное различие с той, которая была описана в прошлом примере: после насыщения не происходит отторжения и разрушения организма. В частности, это может быть с коллекционированием чего-либо или с обустройством дома мебелью и всякими полезными мелочами: сколько бы не было вещей в доме, они не приведут к разрушению организма, но и удовольствия от их увеличения тоже не будет получено. Итого: фраза «Не в деньгах счастье» верна для определенного случая, и в то же время счастья в деньгах, но тоже в определенной ситуации. Это же относится и ко всем остальным направлениям потребностей человека.

Размышляя дальше о деньгах, нам стоит задаться одним вопросом: что лучше, получить 1 000 000 долларов сразу или каждый месяц получать в два раза больше чем в предыдущий начина с 10 долларов и пока мы не накопим все тот же миллион? Или похожий пример: что лучше, сразу и всю дальнейшую жизнь питаться в самых лучших ресторанах мира или начать с самой простой и дешевой пищи и постепенно улучшать рацион? Наверное, многие из вас скажут, что лучше сразу получить и миллион и сразу питаться в лучших ресторанах, и тогда они попадут в ловушку своей психики. Как уже было сказано в начале главы «Я – адаптирующий» адаптирует вас ко всем этим хорошим условиям и вы получите проблему перенасыщения благами. То есть фактически у вас все будет, но вам от этого будет грустно, и это будет вас вгонять в депрессию и приводить к размышлению над вопросом о смысле жизни. Поэтому, чтобы избежать такой проблемы, следует дозированно повышать уровень жизни. То есть каждый раз, повышая уровень своей жизни вы будете получать новую порцию счастья, и сможете его растянуть на длительный промежуток времени, но если вы получите сразу все блага человечества, спустя некоторое время адаптации вы станете несчастным и будете несчастным всю оставшуюся жизнь. Ведь как сказал Омар Хайям – «Кто понял жизнь тот не спешит», и если вы хотите прожить счастливую жизнь, не спешите получить все и сразу.

Количество счастья это ограниченный ресурс, и его нужно тратить с умом, постепенно. Более того, наша нервная система гасит переизбыток ощущений, любых: положительных, отрицательных. Это означает, что есть предел величины ощущения. Например: вы можете получить 10 миллионов рублей или один миллион рублей, но величина психического ощущения от них будет одинаковой. Поэтому, чтобы дольше получать ощущение счастья нужно разделить 10 миллионов на «порции». Можно разделить по 1 миллиону и получать их каждый месяц, каждый раз получая новую дозу счастья, но вы адаптируетесь к этому чувству и каждый новый миллион будет вас радовать все меньше, поэтому чтобы получать стабильно одно и то же ощущение нужно повышать дозу: сначала 1 миллион, потом 2, потом 3, потом 4. Так вы сможете растянуть на максимально длительный промежуток ощущение счастья. Пример с деньгами условный, вместо них можно подставить любой объект или процесс, который дарит вам эмоции. Так, например, бомж от кусочка хлеба будет так же счастлив, как миллионер от очередного миллиона. Чем меньше имеешь, тем меньше нужно для счастья. С ростом достатка увеличиваются потребности (экспоненциально). Поэтому уровень достатка нужно повышать с постоянным ускорением (экспоненциально), а не с постоянной скоростью (линейно). Только в таком случае вы сможете быть непрерывно счастливыми. Так как эта функция растет очень быстро, чтобы резко не стать несчастным не нужно пытаться прыгать крупными шагами, так ты быстро достигнешь предела, следует быть умеренным в получении эмоций (не аскетом, но и не торопить события), так ты получишь максимум удовольствия от продвижения.

Особенность нашей жизни позволяет нам быть счастливыми в относительно неподвижном состоянии. Например: вы имели что-либо, потом это исчезло – вы расстроились, далее это снова появилось – вы радуетесь, и так бесконечно по кругу. Я был сыт – желудок переварил еду, я проголодался – я чувствую негативные ощущения, я поел – я чувствую позитивные ощущения. Это банальный пример, но именно так работают азартные игры, они создают эмоциональные качели – потеря, прибыль, потеря, прибыль. И вы можете «стоя на месте» в своем финансовом положении получать удовольствие – теряете 10 000 рублей, получаете ее обратно и так по кругу (не является пропагандой азартных игр, авторы порицают досуг такого рода, текст использован только в качестве примера).

Исходя из примеров, которые мы разобрали можно сказать, что счастье – это путь, а не состояние, и чтобы быть счастливым нужно чего-то достигать, куда-то идти. И как у самурая нет цели, а есть только путь, так и человечества нет цели, а есть только путь. А если быть точнее, то цель человечества – это путь, потому что только путь может породить счастье, а счастье это и есть высшая цель человечества.

 

13 Неустойчивость равноправных и равноудовлетворенных систем общества

          Под равноправной и равноудовлетворенной системой авторы понимают общество, при котором люди живут с самого рождения в условиях полного равенства прав и удовлетворения потребностей. Как было написано ранее о счастье, которое является смыслом жизни любого человека, и выработанным веками эволюции критерием выживаемости популяции, счастье есть единственная цель существования, но оно достижимо только при переходе между состояниями удовлетворения потребностей и некоем количестве затрачиваемых сил на это. Обратным следствием этого должно являться как раз таки наличие этих НЕРАВНЫХ состояний и энергетических барьеров между ними. А так как РАВНЫЕ системы без дискриминаций и конфликтов (энергетических барьеров) заведомо не имеют этих элементов достижения счастья, то и смысл жизни человека пропадает. То есть идеальные системы – не идеальны, как бы это комично не звучало (передаем привет идеям социализма, коммунизма и СССР). Идеальная система для человека – та, где нужно чего-то достигать и радоваться этому достижению. А достигать хочется только тогда, когда у тебя чего-то нет, а у кого-то это есть (ведь как иначе бы возникла эта идея?) – у соседа трава зеленее, запретный плод сладок и т.д. То есть неравенство должно всегда быть. Даже если человечество создаст идеальную систему, в которой будет полное равенство и полная удовлетворенность всех потребностей каждого члена системы, то она сама начнет искусственно создавать неравенство, чтобы ощутить вкус счастья, ведь так устроена психика человека. Или же система развалиться под гнетом всеобщей депрессии и позывов бессознательной части мозга отдельных индивидов, что фактически приведёт к откату развития цивилизации и повторному созданию неравенства и погоня за идеальной системой организации человечества начнется заново. Итак получается, что каждая Атлантида должна затонуть и каждый Вавилон должен рухнуть.

 

14 Парадоксы потребностей человека

          Ад для тела – рай для мозга, рай для тела – ад для мозга. Если исходить из того, что задача жизни поддерживать свое существование, то можно утверждать, что для такой развитой формы жизни как человек, который осуществляет свое выживание за счет познания окружающего мира и организованного труда. Главной задачей любой формы жизни является поддержание и продолжение этой самой жизни. Каждый представитель живого мира имеет свои специализированный навыки выживания. Главный навык выживания человека – это высокоразвитая познавательная способность и всеобще организованная деятельность под названием труд. Исходя из этого можно утверждать, что идеальная система для жизни человека (окружающий мир) должна быть полностью изучена и из-за этого абсо��ютно предсказуема. И в этот момент должен возникнуть парадокс. С одной стороны потребности тела – «физического – Я», которые сводятся к факту жизни, посредством еды, воды, воздуха, размножения, защите себя от хищников, бактерий и паразитов. А это, как мы знаем, должно быть в полной мере предотвращено при полной изученности окружающего мира. А с другой стороны «психическое – Я», задачи которого сводятся к изучению окружающего мира и обработке непредвиденных сигналов, следствием которых, например является юмор или страх. Вы можете обратиться к своему жизненному опыту, и вспомнить и таком состоянии, как скука. Если вокруг вас не происходит ничего интересного, ничего нового, то вам становиться скучно. Ну, а если все вокруг уже изучено, и каждый человек существует с максимальным КПД, выполняя поставленную перед ним задачу и имея все необходимые для этой задачи знания, чтобы максимизировать факт своего выживания и выживания всего человечества, то он априори не может узнать чего-то нового, и ему всегда будет скучно, и его «Я – психическое» обречено на страдание.

          В обратной ситуации, если человечество живет с минимальным количеством знаний об окружающем мире, то «Я – физическое» каждого человека находиться в максимально опасной ситуации с минимальной вероятностью выжить, а вот «Я – психическое» наоборот находится в максимально заинтересованной, максимально не скучной ситуации, ведь вокруг так много всего нового и не изученного, что подстегивает интерес к деятельности.

          И тогда, суть парадокс можно свести к фразе: «Рай для тела – это ад для мозга, а ад для тела – это рай для мозга». То есть потребности «Я – психического» вступают в конфронтацию с потребностями «Я – физического». Тут сразу появляются вопросы к религии. Что такое Ад и что такое Рай? В таком представлении тело и душа не могут единовременно попасть в одно место, т.к. для одного из них это всегда будет Рай, а для другого Ад. Тогда, если мы хотим, чтобы мучалась душа, её нужно отправлять в Рай, а если мы хотим, чтобы мучалось тело, то его отправляем в Ад. И тода есть несколько вариантов попасть в загробный мир – либо целиком в Рай (Рай для тела – Ад для мозга), либо целиком в Ад (Ад для тела – Рай для мозга), либо одна часть в Ад (Рай для мозга), а вторая часть в Рай (Рай для тела), итого три варианта: два полуАда для целостного Я, и один полностью Ад (или полностью Рай) для частей Я. В какой-то степени тот мир, в котором мы живем является для нас Раем, потому что наше тело находится в достаточной защите от внешних угроз, а нашему мозгу есть что познавать и чем интересоваться. И с такой точки зрения наш мир – это Рай для целостного Я, Рай для тела и мозга, а после смерти нас ждут либо два варианта Ада либо Рай, но по кускам (душа и тело раздельно).

Комментарии (0)