Эта книга вдохновлена поисками себя, разбором себя, пониманием себя. Информация отраженная здесь описывает то, как ощущает себя автор в этом мире. Книга поделена на две части: смысл жизни и интеллект. Ее конечной целью является обсуждение того, что является интеллектом. В эпоху развития искусственного интеллекта очень важно понимать что именно мы от него хотим, а чтобы это понять нужно понимать чего мы хотим от жизни, чего мы хотим от себя. Поэтому первой темой является смысл жизни. Обсуждение этого вопроса направленно на понимание того, что человеку нужно от этого мира, что ему нужно от себя, и как следствие что он может хотеть от другого интеллекта.
Книга разбита на части и пронумерована
Оглавление
22 Ограничения человеческого интеллекта. 12
23 Задачи мышления (интеллекта) 16
24 Память – начало интеллекта. 17
25 Соотношение познающего и познаваемого. 19
29 Межинтеллектуальное понимание. 27
30 Соотношение количества мыслей на единицу существа. 29
32 Оптимальное мышление. Мышление человека: его проблемы и особенности. 32
33 Эвристика. Роль константности в мышлении человека. Ошибки мышления. 34
35 Точность, ответственность и безопасность ИИ.. 40
36 Эвристика. Что такое логика и почему все логично. Ошибки мышления. 42
38 Непреодолимые проблемы интеллекта. 55
39 Способы решения проблем ИИ.. 58
40 Виды интеллекта. Сильный ИИ.. 60
41 Сингулярность. Восприятие людьми ИИ.. 63
42 Маленькие темы. Целеполагание. 64
19 Язык
Язык – это в первую очередь средство обмена информацией. Его ключевая особенность в сжатости представления описываемого объекта или процесса, мы можем сказать всего лишь одно слово, чтобы описать даже самый сложный процесс в мире. Например, само слово «мир» или «вселенная». Для нас это всего лишь несколько букв, но смысл, заложенный в них, безгранично огромен и не постижим нашим разумом. Никто единовременно не сможет представить у себя в голове вселенную во всех её деталях. Язык имеет два уровня сжатия, обычно мы их называем текст и контекст.
Текст – это слово или набор слов, связанных между собой по смыслу
Контекст – это окружение, более широкое описание, обычно служит для уточнения текста
Чем сильнее два человека находятся в контексте одной ситуации, тем меньше слов (текста) им нужно чтобы понять друг друга. И чем дальше друг от друга они находятся относительно контекста ситуации, тем больше слов им нужно, чтобы понять друг друга.
Язык как средство обмена информации невозможен без обозначения объектов и процессов. Разные вещи и явления имеют свое название, например: футболка, стол, книжка. При взаимодействии с этими вещами у нас появляется потребность выделять части, из которых они состоят или определять отношения с другими предметами. Например
1. Выделение частей: у нас есть дом, он состоит из кирпичей, цемента, дерева, металла, и т.д.;
2. Определять отношения с другими предметами: заяц ест траву, вода испаряется на солнце, при горении дерево выделяет дым.
В языке две эти функции называются определением. Когда мы даем определение слова, которое обозначает объект или процесс, то мы словесно устанавливаем связь этого объекта или процесса с его составными частями или описываем его связь (отношения) с другими объектами или процессами. Например:
1. Выделение частей: шкаф – это объект, состоящий из деревянных, металлических или пластиковых материалов, соединенных между собой болтами, гайками, дюбелями, клеем. Обычно выглядит как набор скрепленных пластин, стоящих вертикально, между которыми закреплены горизонтальные пластины, называемые полками. Может дополнительно обладать задней пластиной, называемой стенкой, и передними подвижными пластинами, называемыми дверьми.
2. Определять отношения с другими предметами: шкаф – это средство хранения для различных объектов, необходимых человеку, таких как: одежда, книги, бытовые приборы, столовые приборы, рабочие инструменты, и т.д.. Вещи в шкафу могут висеть, лежать, стоять.
Во втором случае фактически описывается как человек взаимодействует со шкафом и другими объектами, которые может хранить в шкафу.
Важной характеристикой определения является точность:
1. Точность в контексте выделения частей состоит в том, чтобы определить максимальное количество составных частей объекта. Чем больше составных частей определено – тем точнее определение, если определены все составные части, то оно на 100% точно описывает определяемый объект. Пример:
a. Менее точное определение: стул – это объект, состоящий из ножек и сиденья.
b. Более точное определение: стул – это объект, состоящий из ножек, сиденья, гвоздей и клея.
2. Точность в контексте определения отношения с другими объектами состоит в том, чтобы взять все возможные комбинации определяемого объекта и любых других объектов и указать как они взаимодействуют друг с другом. То есть идеальное, максимально точное определение описывает как взаимодействует определяемый объект со всеми существующими объектами в мире.
a. Менее точное определение: деревянный стул – это объект, на котором может сидеть человек, кот, собака.
b. Более точное определение: деревянный стул – это объект, на котором может сидеть человек, кот, собака. Он притягивается к Земле, горит на Солнце, разъедается термитами, гниет от бактерий и влаги.
Далее логично появляется понятие достаточности. Определение должно быть достаточно точным для поставленной задачи. Например, в контексте устойчивости телефона к агрессивной среде, обычному пользователю не нужно зн��ть, как сильно противостоит корпус его телефона кислотным дождям на Венере, но требуется знать об устойчивости к воде или песку в земных условиях. В итоге мы получаем не абсолютно точное, но достаточное определение объекта или процесса.
Следующим важным свойством определения является понимаемость. Какой смысл в определении, если его никто не понимает? Но это не отменяет того факта, что есть множество определений, которые ни каждый человек сможет понять. Обычно это возникает в ситуации, когда мы пытаемся разобраться в новой области знания. Например, определения математика не понятны биологу, как и определения биолога не понятны математику. Более того одно и то же понятие в разных науках может иметь разные определения ввиду контекста задачи. Эти определения не противоречат друг другу, а дополняют один одного. Итого мы можем собрать из разных наук определение одного какого-нибудь объекта или процесса, который в полноте своей не будет понятен никому. Будут пониматься только части этого определения в зависимости от разделов науки, но вот понимание всего определения сразу не будет никем достигнуто. Хотя, с другой стороны, именно это очень сложное определение будет считаться самым точным, но в тоже время и самым сложным. Исходя из этого можно с уверенностью утверждать, что понимание определения и точность определения находятся в некоем противостоянии, которое авторы назвали «квантово-лингвистической теорией неопределенности» по аналогии с квантовой теорией неопределенности. Это теория гласит: чем точнее определение, тем менее понятным оно является, и в то же время: чем понятнее определение, тем менее оно точно. Невозможно одновременно получить и точное и понятное определение. Точность может быть достаточная для задачи, но не достаточная для абсолютно точного определения. Следствием этой теории является утверждение: чем больше человек знает, тем больше он понимает, а чем меньше он знает, тем меньше понимает. А следовательно, для обучения детей в школах, которые априори меньше знают нужно давать менее точные определения, иначе они их не поймут. И по степени увеличения знания стоит усложнять определения, тем самым повышая точность этих определений и их знаний.
Вообще говоря, все определения, построенные по типу выделение составных частей, можно поделить на два вида: восходящие и нисходящие.
1. Нисходящее определение – это явное выделение частей, разделение объекта на составные, более простые части. Например: квадрат – это геометрическая фигура, состоящая из четырех прямых, соединенных с концов под прямым углом. Колесо – это металлический диск, с надетым на него камерой и шиной. Математическое объяснение: разделить объект на множество.
2. Восходящее определение – это определение объекта через более сложный объект или равный ему. Например: квадрат – это прямоугольник с равными сторонами. Здесь прямоугольник – это более сложная фигура, а квадрат – его частный случай, он более прост, т.к. все его стороны равны в отличие от прямоугольника. Математическое объяснение: разделить объект на множество и выделить из него подмножество. Колесо – это часть автомобиля, отвечающее за его перемещение. Колесо мотоцикла – это часть автомобиля, отвечающее за его перемещение, но применяемая в механизме движения мотоцикла. С первого взгляда последнее определение звучит странно, но, если вдуматься именно так мы объясняем непонятные вещи другому человеку, например: что такое винт самолета? – это тоже самое, что и пропеллер вентилятора. То есть, чтобы объяснить непонятную часть незнакомого объекта, мы берем знакомый объект и ссылаемся на его часть, то есть фактически определяем новый объект через старый, а не через его составные части. Математическое объяснение: разделить первый объект на множество, выделить из него подмножество и определить (собрать) второй объект через подмножество первого объекта. Фактически нет ограничений на количество объектов, через который мы определяем требуемый. Мы можем сослаться на один, два и сколько хотим других объектов и через их части определить наш объект.

Стоит уделить внимание еще одному важному аспекту, восходящее и нисходящее определения имеют границы. Невозможно бесконечно делить объекты на составные части, рано или поздно вы дойдете до базовых примитивов – элементов, которые не определяются словами, а только ощущениями. То есть им нельзя дать нисходящее определение. Например, само слово «ощущение» является примитивом, в частности ощущение света, прикосновения, звука и т.д.. Если вы начнете давать ему определение, то оно всегда будет восходящим, то есть отсылаться на более сложные структуры чем само определяемое слово. Аналогичная, но противоположная ситуация возникает со словами, которые определяют сверх сложные, сверх многосоставные объекты или процессы, например слово «мир» или «вселенная». Эти слова уже включают в себя все возможные множества, и поэтому им невозможно дать восходящее определение, а только нисходящее.
Определения, даже самые точные и сложные все равно имеют одну очень важную проблему – размытость. Это особенность не самих «определений», а в принципе всего языка у всех народов мира. В свою очередь это приводит к пересечению смыслов (определений, значений) разных слов. Интуитивно мы понимаем, что значит слово, но вот четкой границы между близкими по смыслу (определению) словами мы выделить не можем. Это же в свою очередь может стать причиной спора. Для описания такой ситуации авторы предлагают использовать понятие коллизии – недопонимания в определении близких по смыслу слов, приводящих к спору. Общее определение слова «коллизия» (лат. collisio, от colligere - столкнуться) – столкновение различных сил, чувств, взглядов, непосредственно предшествующее борьбе.
20 Познание
Человек на протяжении всей жизни что-либо изучает, познает окружающий мир. Познание неразрывно связано с определением. Что для нас значит познать что-либо? Тут так же два варианта, как и с определением:
1. Разделить познаваемый объект или процесс на составные части. Регистрация пространственных или временных связей между составными объектами является познанием. Здесь в познании принимают участие органы чувств и органы действий. Органы действий производят действие над объектом, органы чувств регистрируют пространственные отношения. Кроме того, можно условно добавить «орган ощущения времени», если так можно выразиться, т.к. все мы без сомнения чувствуем время, но, как и чем мы его чувствуем до сих пор не ясно. Но так или иначе ощущения времени неотъемлемая часть познания любого процесса.
2. Заставить познаваемый объект провзаимодействовать с каким-либо другим объектом, и регистрация результата их взаимодействия, разложенного в пространстве или во времени, будет считаться для нас знанием. Сам факт наблюдения или какого - либо другого взаимодействия познаваемого объекта с нашими органами чувств так же считается актом познания. Здесь в познании принимают участие органы чувств и иногда органы действий. Если участвуют только органы чувств, то мы просто наблюдаем за каким-либо объектом или процессом, не вызванным нами. Если же еще участвуют органы действий, то познаваемый процесс вызван нами. Ну и конечно же присутствует «орган ощущения времени».
Итак, мы провели наблюдения, и собрали некий набор данных. Следующим этапом в нашем познании является нахождения взаимозависимостей, это может быть дискретная причинно-следственная связь, функция зависимости одних параметров от других или корреляция между параметрами. Если задуматься, фактически м�� производим акт сжатия данных: на входе мы имеем тысячу результатов экспериментов, на выходе функцию их связи. Например, формулы в физике. Но при проведении любого эксперимента набор наших данных всегда ограничен. И следующим этапом в познании процесса является распространения полученных зависимостей на не изученные участки. Например: мы установили как зависит время сна человека от его возраста на промежутках от 0 до 5 лет, от 15 до 25 лет и от 40 до 50 лет. Фактически промежутки (от 5 до 15 лет), (от 25 до 40 лет) и (от 50 и дальше лет) являются белыми пятнами нашего знания, т.к. экспериментов этой области проведено не было. Для решения этой проблемы, мы расширяем область применения нашей функции до тех областей, на которых не проводили эксперименты, фактически мы просто достраиваем недостающие элементы нашей функции (рис. 1).

Итого мы имеем три этапа познания:
1. Сбор данных. В идеальном состоянии это ключевая выборка, но это редкая ситуация. Ключевая (репрезентативная) выборка в исследованиях — это подмножество элементов из генеральной совокупности, отобранное для изучения. Она отражает структуру генеральной совокупности. Например, если мы изучаем людей, мы можем разделить их на категории по таким признакам: по полу, возрасту, региону, доходу, привычкам. Это позволяет делать точные выводы о всей группе, даже если опросили только часть людей. Генеральная совокупность — это всё множество элементов, которое нужно изучить. Например, все клиенты магазина, жители города или пользователи приложения.
2. Сжатие данных. Получение краткой формы зависимости данных: функция, правило, корреляция. Выведение зависимости на основании имеющегося набора экспериментов.
3. Расширение данных. Либо данные ограничены, либо наши силы и ресурсы. Это приводит к тому, что мы изучаем лишь часть примеров из генеральной совокупности, и чтобы закрыть белые пятна наших знаний мы предполагаем, что остальные примеры тоже подчиняются полученным правилам, функциям, зависимостям, и на основании этого производим экстраполяцию. Обычно мы считаем, что имеющаяся выборка является ключевой, и на основании этого считаем, что выведенные зависимости применимы и к генеральной совокупности. Но в реальности имеющаяся выборка редко бывает ключевой, а следовательно, и выводы по ней могут быть не точны или ошибочны.
21 Интеллект человека
Человек – представитель жизни. Цель жизни в выживании (поддержании и продолжении жизни). Каждая форма жизни обладает своими механизмами выживания. У человека это мозг. А если точнее – высокоразвитая познавательная способность, посредством которой он преобразует окружающий мир под свои нужды, а не преобразует себя под окружающую среду, как это делают все остальные представители жизни. Современная психология (Общая психология. Маклаков) выделает несколько этапов работы мозга:
1. Ощущение – это данные, передаваемые с органов чувств
2. Восприятие – это обработка этих данных и формирование их в отдельные образы. Пример: смотря на картинку мы можем выделить отдельные объекты
3. Память – область хранения данных
4. Представление – воспроизведение сохраненных данных из памяти. Например: вы можете представить себе дерево, не наблюдая его непосредственно в данный момент времени
5. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Бывает воссоздающее и творческое, первое отвечает за воссоздание описываемого словесного образа, а второе за генерацию новых представлений, которых еще не было в реальности. Четкой границы между этими понятиями нет.
6. Мышление – это многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному. Мышление является высшим познавательным психическим процессом, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
22 Ограничения человеческого интеллекта
Человек – живое существо, живущее в реальном мире. И как бы сильно он не хотел считать себя венцом творения, он так же имеет свои ограничения, а мир, окружающий его – свои особенности. И все эти факторы в конечном счете влияют на общую познавательную способность человека. Ведь главная задача человека, как представителя жизни – это выживание и размножение, а вот познание – это метод реализации этих задач. И этот метод работает по принципу достаточности – нужно познавать этот мир до той степени, до которой это позволяет выживать и размножаться, все что сверх этого автоматически считается не нужным, излишним. Это в свою очередь приводит нас к мысли об ограниченности человека, как познающего субъекта. Теперь перечислим ограничения, влияющие на его познавательную способность:
1. Количество имеющейся энергии;
2. Пропускная способность информации. Скорость её записи (запоминания) и чтения (вспоминания). Устойчивость её хранения (скорость её забывания). Скорость восприятия информации, и как следствие скорость реакции.
3. Объем вычислительных ресурсов (обработка информации);
a. Вычислитель – условное название, аналог процессора в компьютере
b. Память, её объем
i. Временная. Та, которая забывается в течении дня.
ii. Постоянная. Та, которая забывается в течении нескольких лет.
c. Внимание, его объем, его устойчивость. Аналог ОЗУ в ПК.
4. Количество хранимой информации. Не статичный параметр. Зависит от:
a. Желания запоминать – любознательности
b. Скорости запоминания
c. Скорости забывания
В свою очередь мир, который окружает человека может выступать ограничителем в процессе его изучения. Давайте перечислим особенности мира, влияющие на его познаваемость:
1. Скорость протекания процессов.
a. Нормальные. Соизмеримые со временем реакции человека.
b. Быстротекущие. Быстрее скорости реакции человека. Например нападение тигра.
c. Медленнотекущие. Идут настолько медленно относительно жизнедеятельности человека, что считаются статичными.
2. Ограниченность доступной информации о мире. Причины:
a. Единовременная пространственная недоступность. Вы не можете по воле желания моментально оказаться в любой точке мира: на любом континенте, на любой планете, галактике и т.д. Да, с развитием технологий скорость доступа увеличилась, вы можете за сутки облететь всю планету, на что раньше у людей уходило несколько лет. Но так или иначе, скорость ограничена. Кроме того, не у всех есть ресурсы или желание куда-то перемещаться.
b. Единовременная временная недоступность. Вы не можете перемещаться во времени и изучать любую эпоху. Познание прошлого обычно опосредовано.
c. Живые существа могут сами скрываться от вас.
d. Информация может иметь ценность. Как говориться знание – золото, и поэтому её могут сокрывать.
Кроме особенностей мира и ограничений человека есть еще одна важная преграда к осуществлению познания – это распределение приоритетов деятельности. Познание – это часть жизнедеятельности человека, кроме неё есть и другие составляющие. И эти составляющие часто могут иметь выше приоритет важности, чем само познание. Они лишний раз напоминают человеку, что он представитель жизни, а не идеального познающего разума:
1. Восполнение/восстановление затраченных ресурсов организма
a. Отдых
b. Питание
c. Лечение
2. Оптимизация затрат внутренних ресурсов, с достижением оптимальной скорости отклика
a. Забывание – оптимизация затрат памяти
i. Следствием является тренировка. Если не тренироваться, навыки забываются
b. Лень – оптимизация затрат энергии
Все эти размышления приводят нас к утверждению, что человек живет в ограниченном количестве информации с ограниченным ресурсом познавательной деятельности и времени восприятия и реакции на событие. Он не всегда принимает оптимальные решения, не всегда в достаточном количестве изучает познаваемые процессы, но все равно делает на их основании определенные действия. Фактически две наших сущности находятся в некоем противостоянии: «Я – выживающий» и «Я – познающий». Здесь авторы хотят сделать важное разделение в восприятии нашего человеческого мышления на задачи, которые выполняет мышление, и методы, которыми оно это делает. Задачи относятся к проявлению «Я – познающего», а методы к проявлению «Я – выживающего». Методы контролируются базой, на которой они реализуются, в нашем случае – это клетки организма. И корректируются за счет более приоритетной задачи, в нашем случае выживание: если метод познания уменьшает вероятность выживания организма, то этот метод посредством Дарвиновской эволюции просто отметается. Хотя не каждый метод напрямую вреден организму, но в контексте всего механизма выживания может быть не дееспособен. Поэтому, для того, чтобы нечто могло называться интеллектом, оно должно выполнять задачи интеллекта. А вот методы, которыми оно эти задачи выполняет не являются обязательными, и могут разниться от одной формы интеллекта к другой. Фактически это подвид направления в философии под названием «функционализм». Если что-то ведет себя как мозг, то это и есть мозг. Предложение авторов: если что-то выполняет задачи интеллекта, то это интеллект. А если что-то выполняет задачи интеллекта, используя человеческие методы, то это человеческий интеллект. Фактически нам, как живым существам не так важно как что-то выполняется, главное что это решает наши задачи. Эта же мысль объясняет наличие широкого спектра живых существ. Задача их всех – выживание, а вот методы у всех координально отличаются.
Это утверждение отвязывает нас от человеческого представления об интеллекте, мышлении и творчестве, и позволяет провести границы между науками. Психология и психиатрия занимаются задачами и методами функционирования нервной системы, и в частности - мышления. А область науки под названием «искусственный интеллект» занимается только задачами функционирования нервной системы, и в частности - мышления. Некоторые методы могут быть «подсмотрены» у человека, но это не является обязательным.