image

Мрачные лабиринты, закоулки, полные ужаса, затаившегося во тьме. Тревога и напряжение, разлитые в воздухе, и ты в любую минуту готов к жестокой схватке за жизнь. Это не описание новогодней ночи в Купчино, а атмосфера игры Diablo, которую студия Blizzard Entertainment выпустила на рынок ровно 26 лет назад, 31 декабря 1996 года.

Автором идеи и концепции Diablo был Дэвид Бревик (David Brevik), программист, гейм-дизайнер и продюсер, трудившийся в студии Condor Games. Мысль о новой игре возникла у него, когда Бревик работал над файтингом для Super Nintendo под названием Justice League Task Force. Он задумал квест-«бродилку» с серьезной боевой составляющей и пошаговой механикой. Основная идея Дэвида заключалась в том, что геймер должен иметь возможность влиться в игровой процесс практически сразу, без длительной предварительной подготовки, просто выбрав тип своего персонажа — «воин», «маг», «разбойник» и т.д. При этом такие классы, по задумке разработчика, не должны ограничивать игрока в применении игровой тактики, доступных видах атак или защиты — они просто предоставляют ему немного разные возможности при прохождении заданий. С самого начала Бревик подумывал о том, чтобы использовать «пластилиновую» анимацию с видом сбоку, наподобие ClayFighter, но быстро отказался от этой идеи в пользу более продвинутого изометрического 3D-движка.



Любимая игра Дэвида Бревика — NHL '94, да и вообще он был фанатом спортивных симуляторов. Возможно, именно эта категория игр послужила в итоге источником вдохновения в процессе разработки управления игровым процессом в Diablo. Вскоре Дэвид наткнулся на старую ролевую игру Telengard, выпущенную в далеком 1982 году американской студией Avalon Hill. Ее сюжет был относительно прост: игрок путешествует по подземельям и сражается с монстрами. При этом перед ним стоит всего лишь одна нехитрая задача: прожить в игровом мире как можно дольше. Telengard натолкнула Бревика на мысль сделать систему сбора «лута» с убитых монстров более гибкой и разнообразной, чтобы она таила в себе значительный элемент неожиданности.



Дэвид посчитал, что в качестве имени для новой RPG отлично подойдет название местности, близ которой он тогда жил — горы Диабло в округе Контра-Коста, расположенном в восточной части залива Сан-Франциско в Северной Калифорнии.

Активная фаза разработки игры стартовала в 1994 году, одновременно студия Condor Games начала поиск издателя для этой RPG. По воспоминаниям Бревика, основная мысль команды заключалась в том, чтобы «взять увлекательный геймплей и динамику из Moria, Nethack и Rogue, и перенести их в 90-е с современной фантастической графикой и звуком». Коллектив обращался ко многим издателям, но все они отказали Condor Games, объяснив отсутствие интереса тем, что «RPG, как жанр, уже давно мертв». В том же году Blizzard Entertainment выпустила на рынок собственный бестселлер «Warcraft: Orcs & Humans», и в Condor Games посчитали, что их новый проект может заинтересовать эту компанию. Так и произошло: концепт Diablo очень понравился Blizzard, но они потребовали внести в игру несколько важных изменений. Прежде всего, нужно было добавить мультиплеер — именно многопользовательский режим стал одной из фундаментальных причин успеха Warcraft. Во-вторых, они потребовали заменить пошаговую механику на режим реального времени.

Поначалу Дэвид Бревик категорически не желал отказываться от пошагового движка, полагая, что из-за его переделки разработка игры сильно затянется, но руководство Condor Games поставило этот вопрос на голосование среди всех сотрудников, и идея перехода к режиму реального времени в конечном итоге победила. У Blizzard попросили дополнительного финансирования на столь серьезную затею. Вечером в пятницу, когда все сотрудники разошлись, Бревик решил немного поковыряться в игровом движке, чтобы посмотреть, как игра будет выглядеть в реалтайме. К понедельнику перенос Diablo в режим реального времени был в общих чертах завершен, но разработчики некоторое время скрывали от Blizzard свои успехи, доделывая мелкие детали и шлифуя шероховатости. На самом деле, они опасались, что в Blizzard придут в ярость, узнав, что доработки, на которые они выделили серьезный бюджет, были сделаны одним человеком буквально за выходные. Когда новую версию игры все-таки продемонстрировали Blizzard, партнеры пришли в восторг и подписали контракт на ее издание. А в 1996 году, пока доводка Diablo еще продолжалась, и вовсе купили студию Condor Games целиком, переименовав ее в Blizzard North.

К этому моменту основное студийное подразделение Blizzard завершало работы по созданию Warcraft II, и перед издателем встала нетривиальная задача по строительству централизованного сервиса для поддержки многопользовательского режима во всех играх компании. Blizzard решил не полагаться на сторонние решения и начал разработку собственного — под названием Battle.Net. Когда за шесть месяцев до релиза Diablo в бывшую студию Condor Games отправили делегацию, чтобы посмотреть, как мультиплеерный движок игры интегрируется с Battle.Net, внезапно выяснилось, что никакого многопользовательского режима в Diablo нет вовсе, потому что Дэвид Бревик и его коллеги просто не знают, как его написать и как он должен работать. В пожарном порядке в Blizzard North были десантированы писавшие Warcraft программисты во главе с ведущим разработчиком Майклом О'Брайеном. В сжатые сроки они дописали недостающий код, и в канун Нового года, 31 декабря 1996 года игра наконец увидела свет.



Diablo получила положительные рецензии и высокую оценку пользователей, однако первоначальные ожидания у Blizzard были скромными. Один из основателей Blizzard North, Макс Шефер, впоследствии вспоминал: «мы думали, что если все пойдет хорошо, мы продадим 100 000 копий». Тем не менее, предварительные заказы со стороны розничных магазинов по всему миру к 17 декабря 1995 года достигли числа 450 000, а к апрелю 1996 года было продано более 500 000 дисков. Diablo заняла 1 место в чарте лучших компьютерных игр американского журнала PC Data в январе 1997 года и удерживала его в течение трех месяцев, после чего ее потеснил с пьедестала «X-Wing vs. TIE Fighter». К сентябрю 1998 года глобальные продажи Diablo достигли почти 2 миллионов копий. В 2000 году вышло продолжение франшизы: Diablo II, а в 2012-м — Diablo III, ко всем этим играм в различное время выходили дополнения. В 2021 году Blizzard выпустил обновлённую версию игры Diablo II и ее дополнения Lord of Destruction под названием Diablo II: Resurrected, а на следующий год — онлайн версию Diablo Immortal. 1 ноября 2019 года на ежегодной конференции BlizzCon 2019 Blizzard анонсировал начало разработки игры Diablo IV, выход которой ожидался 6 июня 2023 года. Думается, это событие станет одним из самых знаменательных в игровой индустрии наступающего 2023 года. Как говорится, ждем-с с нетерпением!

Комментарии (14)


  1. Anton_Andreevich
    31.12.2022 17:22
    +6

    много человекочасов и мегаватт было уничтожено этой игрой...


    1. Samedi_Da_Kapa
      31.12.2022 18:33
      +7

      Не каждая крипта столько сожгла...


      1. Firsto
        31.12.2022 20:32

        Я смог бросить только после внезапного отключения электричества и потери персонажа на хардкоре


    1. vvviperrr
      31.12.2022 23:16
      +2

      Не играл) пробовал третью, хватило на полчаса.


      1. IvanPetrof
        01.01.2023 14:19
        +1

        Помню как дьябла появилась и народ вокруг в неё "резался". Но меня как-то не втянуло. По-моему даже не пробовал. Меня тогда привлекал doom по сети (не квейк), ufo и fallout.


        1. Hash345
          02.01.2023 07:55

          Fallout и hmm наверное уже в разряде святынь... Не упоминают всуе.

          А Диабло было наверное из последнего на чем я жёг человекочасы и зрение перед полной завязкой


  1. Kremleb0t
    31.12.2022 17:31
    +16

    Самая лучшая версия Diablo из всех имеющихся, которая была воспринята мной всерьёз. Diablo 2 на её фоне выглядит как мультяшная рубиловка, в ней нет той упаднической атмосферы дьявольщины, что была в первой части.

    В Diablo 1 играть страшно, у неё интересный сюжет, в ней ты читаешь все диалоги как книгу, в ней тебя терзают догадки как зло проникло в душу короля Леорика.

    В Diablo 2 ко второму акту тебе уже надойдает сюжет и ты тупо несёшься по уровням рубя всех на своём пути. В ней ты понимаешь, что замочив очередного босса ничё особенного не случится.


    1. saboteur_kiev
      31.12.2022 20:03
      +2

      Это просто потому что ты Diablo первый уже прошел, и понял что несмотря на сюжет, суть - это кровожадная заруба.


      1. GospodinKolhoznik
        31.12.2022 21:25
        +5

        А спустя ещё какое то время ты узнаешь о существовании рогаликов и понимаешь, что дьябла это всего лишь рогалик, к которому прикрутили графику вместо символов @ и прочих.


        1. saboteur_kiev
          01.01.2023 20:34
          +1

          Дьябло первыми же аккордами завораживает. И не всего лишь рогалик с графикой, а с шикарной графикой и атмосферой по тем временам.
          Да и сейчас, спасибо devilutionx, начал играть, масштабирование конечно не идеально, но атмосферность норм.

          что же касается "всего лишь рогалик".. тысячи рогаликов было настолько хреново сбалансировано, что говорить про дьябло "всего лишь" это как минимум неуважение.
          И да, я говорю как человек в свое время переигравший в практически все более-менее популярное и менее популярное, включая настольный adnd, и более ранние типа lands of lore или eye of beholder, или heroes на спектруме. Зона на двк за rpg не считаю


  1. temnikov_vasiliy
    31.12.2022 18:32

    игра на века )


  1. nipper
    31.12.2022 18:58
    +6

    Если кто захочет поиграть — рекомендую свободный движок Devilutionx, поддержка более высоких разрешений и прочие плюшки.


  1. rombell
    01.01.2023 11:54

    Оно, конечно, неплохо получилось, но пошаговый режим жаль


  1. stanlyzoolo
    01.01.2023 17:44

    Друид с десятком волков делал прохождение Diablo 2 скоростной чисткой данжей)