Привет, Хабр!
Видеоигры – это огромная индустрия. Даже в период пандемии он был одним из самых быстрорастущих цифровых рынков в цифровой среде, и по итогам 2023 года его активный рост продолжался.
Мы уже говорили об играх нашего детства — 8-битных шедеврах, об эпохе Flash-игр, о российских инди-студиях и их проектах. На этот раз предлагаю окунуться в историю мобильных игр, вспомнить «Змейку» и «Лабиринт», проекты для iOS и Android, мультиплеерные игры.
Как всегда: пишите в комментарии, дополняйте статью! Тем более что эту тему нельзя раскрыть в одной публикации — она достойна написания пары книг.
От «Змейки» до «Принца Персии»
Nokia с 1960-х годов разрабатывала технологии мобильной радиосвязи для коммерческих и военных целей. Она работала с одним из первых стандартов сотовой связи для автомобильных радиотелефонов — ARP: запущенная в 1971 году сеть покрывала к 1978 году всю территорию Финляндии. Таким образом, важная роль этой организации на мировом рынке телефонов была предрешена.
Но нам важно другое: в 1997 году Nokia представила телефон 6110, в котором была культовая игра «Змейка». Это была одна из первых мобильных видеоигр. Она стала своеобразным символом Nokia, показала возможность использования мобильников для развлечений.
Была ли «змейка» первой? На самом деле, первым был... «Тетрис». В него можно было поиграть на выпущенном на огромной трубке MT-2000 от производителя из Дании Hagenuk.
В отличие от Nokia, это устройство не получило широкого распространения. А финская компания стала от модели к модели улучшать графику и добавлять новые игры. Nokia 3210 — несла на борту уже целых три игры: «Змейку», «Память» и «Вращение». Ещё две можно было запустить с помощью ухищрений с подключением к компьютеру. Пуленепробиваемая же 3310 могла похвастаться уже четырьмя установленными играми: Snake II, Pairs II, Space Impact и Bantumi. У кого была именно эта модель — убивали ли вы часы на истребление космических кораблей и монстров?
В 2000-м году появляется первый гаджет, который в рекламе получает обозначение Smartphone, — это Ericsson R380s. Но здесь была всего одна игра: «Реверси».
В 2001 году Siemens выпускает телефоны 45-й серии, включая S45 и M45. В числе игр, которые шли на старте, был «Лабиринт». Тогда эта игра была чуть ли не шутером вроде Doom, но на телефоне.
Большая часть игр изначально была разработана для аркадных автоматов и ПК. Это касается не только «Тетриса», но и «Змейки» — это была вариация выпущенной в 1976-м видеоигры Blockade для аркадных автоматов. Space Impact подозрительно похожа на Space Invaders 1978 года.
В 2002 году Nokia решает пойти дальше и выпускает свой первый телефон на Java — модель Nokia 3410. Кроме Snake II, Space Impact, Bumper, Bantumi здесь можно было дополнительно установить и другие игры. Например, вариации крестиков-ноликов, Pac-Man, Pinball, всякие «Город смайлов», «Сила любви» и «Монстры войны», вариации Gravity Defied, тысячи их. На дисплее 96 на 95 пикселей можно было играть даже в Prince of Persia.
Java в сочетании с протоколом WAP для беспроводного доступа к сети, который развивали Ericsson, Motorola и Nokia, открывала огромный мир мобильных игр. Кто-то побогаче покупал игру, скачивал её на свой телефон, а потом раздавал одноклассникам посредством ИК-порта.
В 2003 году снова Nokia, как один из законодателей мобильной моды того времени, представила очень спорный гаджет, похожий, скорее, на игровую консоль, а не на телефон. Это был Nokia N-GAGE. Шутеры от первого и третьего лица вроде Tom Clancy’s Splinter Cell: Chaos Theory и Tomb Raider, эксклюзивные гонки Asphalt, стратегии вроде Warhammer 40,000 — это уже не «Змейка». Хотя… игра Snakes тут тоже была.
Со временем возможности мобильных телефонов расширялись, становились лучше (и цветастее) экраны, увеличивался объём доступной памяти. Это позволяло создавать всё более тяжёлые, красивые и сложные игры… А потом появились смартфоны на iOS и Android.
Apple и Android
Задолго до первых iPhone и Android-гаджетов в продаже были множество смартфонов. Однако, именно Стив Джобс додумался сделать нишевое устройство настолько простым и популярным, что пользоваться им стали вообще все категории целевых аудиторий.
10 июля 2008 года был запущен магазин App Store — вместе с iPhone 3G. Сначала он содержал более 500 приложений, менее чем за полтора года эта цифра выросла до 100 000, а сейчас их уже более двух миллионов. И первой игрой на iPhone после запуска App Store стал «Техасский холдем». Эта игра показывала возможности набора средств разработки для платформы.
Главное достоинство магазина от Apple заключалось в том, что множество разработчиков со всего мира могли делать для него приложения.
Лучшие игры на iOS сегодня рассматривать не так интересно, как исторические данные: топ игр на 2014 год. Тогда, по мнению одного видеоигрового журналиста, он выглядел так:
GT Racing 2
Dead Trigger
FIFA 14
Shadowgun
Asphalt 8
Blitz Brigade
Commando D-Day
Dungeon Hunter 4
Temple Run
Angry Birds
Разработка игры Cut the Rope под iOS изначально российской студией Zeptolab в 2010 году сделала эту студию известной по всему миру. Казуальная игра получила множество наград, включая Apple Design Awards, IGN Game of Year и BAFTA, а за семь лет разные версии игры скачали 700 миллионов раз.
Также Zeptolab выпустили King of Thieves, Downhill Smash и ряд других игр.
Стоит отметить, что братья-близнецы Ефим и Семён Войновы делали игры с 10 лет.
Одной из игр, которые появились в магазине приложений для iOS, в 2014 году стал Red Ball. Позже она вышла и для Android.
Изначально историю про красный шарик разработчик из Саратова Евгений Федосеев сделал на Adobe Flash в 2009 году. А в 2017 году он вместе со своим братом Александром открыл видеоигровую студию Yohoho Games. Сейчас в студии работают 10 человек.
Спустя всего 3 месяца после запуска первого iPhone появился конкурент iOS — операционная система Android. Первым гаджетом с этой ОС стал HTC Dream, также известный как T-Mobile G1. Google иначе подошёл к стартовому набору приложений: провёл технологический конкурс Android Developer Challenge.
Пик по количеству заявок в час пришёлся на 17 апреля 2008 года (задолго до запуска самой операционной системы) — 170 заявок в час. Всего на конкурс подали 1788 заявок. 50 лучших работ, объявленных 5 мая того года, получили по 25 000 долларов на дальнейшее развитие. В финале 10 команд получили по 275 000 долларов каждая, и ещё 10 команд — по 100 000 долларов.
В топ-100 игр на Android за 2014 год вошли:
Hearthstone: Heroes of Warcraft
Valiant Hearts: The Great War
Monument Valley
World of Tanks: Blitz
Banner Saga
Modern Combat 5
Monument Valley – Forgotten Shores
Godfire: Rise of Prometheus
Star Wars: Knights of the Old Republic
Kingdom Rush Origins
Возможность использовать игровые движки Unity и Unreal Engine дали шанс разработчикам быстро создавать новые проекты, копировать и клонировать компьютерные игры. Например, на Unreal Engine сделаны такие игры, как:
Chrono Odyssey
Mission Evo
Night Crows
И тем интереснее тот факт, что первой игрой на Unreal Engine 4 стал... клон Flappy Bird.
Если же говорить о играх на Android, созданных российскими разработчиками, то можно выделить множество проектов, в числе которых будут:
Standoff 2
CarX Street
Shadow Fight 4: Arena
Cut the Rope
Last Day on Earth: Survival
С 2008 года игры и для Android, и для iOS начала разрабатывать российская компания Playrix. Всё началось с Fishdom – казуальной игры в жанре «три в ряд». Затем были игры о сельском хозяйстве, градостроительстве и другие проекты для максимально эффективного убийства времени. На 2022 год в Playrix работали около 3000 человек.
В Gardenscapes, где нужно помогать дворецкому Остину восстанавливать фамильный сад, в 2019 году россияне проводили больше всего времени – 46 минут в день.
А в феврале 2021 года в мировом рейтинге разработчиков мобильных игр по объёмам годовой выручки (по версии App Annie) Playrix заняла третье место, обогнав Tencent и NetEase.
По версии того же агентства App Annie в начале 2021 года в число 30 успешных издателей региона EMEA входила студия Mytona, где работают около 1000 человек. Сейчас штаб-квартира расположена в Новой Зеландии.
В числе разработанных студией игр – Ravenhill: Hidden Mystery, Cooking Diary: Tasty Hills, «Записки Искателя: Тайны Дарквуда».
Нужно больше интернета!
Одно дело — скачать игру, после чего получать обновления и рекламу в этом приложении. И совсем новым витком стали для смартфонов мультиплеерные видеоигры, в том числе в жанре Battle Royal. Хотя история мультиплеера имеет гораздо более глубокие корни — и начинается во времена мобильников с экранами в несколько строк.
Финский разработчик Лассе Сеппянен (которого вы можете знать по играм Remedy и Alan Wake) в 1999 году делает SubHunter для Nokia 7710, который на тот момент был ещё только эмулятором на ПК. На тот момент уже были WAP-игры на уровне «Морского боя» и «Шахмат по переписке», другие игры по SMS. А ведь по SMS даже знакомились…
В SubHunter друг против друга воевали, с одной стороны, подводными лодками, с другой — эсминцами. И здесь также игроки обменивались ходами без «живого» геймплея. Эта игра в 2000 году получила приз за лучший развлекательный ресурс на конкурсе Best of WAP, организованном Nokia.
Времена WAP важны также по той причине, что двери в мир разработки видеоигр открылись для простых смертных, а не крупных студий с большими бюджетами, которые работали, например, над проектами для вышедшей в 2000 году Sony PlayStation 2.
В 2001 году БИЛАЙН запустил чемпионат (с призами) по WAP-игре «Пчёлка в гостях у Деда Мороза», разработанной студией Nikita. В 2004-м компания-студия получила звание лучшего партнера ОАО «ВымпелКом» в номинации «Интерактивные услуги».
Именно эта студия в конце 1980-х начала разработку игры Perestroika, о которой я упоминал в этой статье. Кроме того, эта российская студия разработала космический симулятор «Паркан: Хроника Империи» и «Дом 3», а в 1992-1997 годах игры студии были установлены в 3000 школ и детских садов Скандинавии.
Появлялось всё больше WAP-игр, и мобильным операторам было выгодно подстёгивать покупателей выбирать телефоны с WAP и использовать всё больше траффика. Многие игры имели внутренний рейтинг, иногда лучшие игроки могли рассчитывать на призы.
Следующим этапом стал переход на веб-технологии. Игры ведь могут не быть отдельным приложением, а просто открываться в браузере — это и разработку упростит, и количество доступных игр увеличит.
А появление смартфонов, по сути, приравняло разработку игр для ПК к играм для мобильных устройств: таким образом, студии получили возможность создать одну игру и затем заниматься её портированием на разные платформы вместо разработки с нуля игры для каждой консоли, для ПК, наладонников или других гаджетов.
В числе наиболее популярных мультиплеерных видеоигр для смартфонов сейчас можно назвать PUBG, World of Tanks, Brawl Stars, Clash of Clans, Dota Underlords, FIFA и Fortnite. Большинство из них имеют версии одновременно на нескольких платформах — например, ПК и Android. Иногда разработчики даже заморачивались и делали Lite-версии, как Tencent с PUBG в 2018 году: вместо 100 человек — 40, чтобы игра шла на бюджетных смартфонах.
И здесь всё пока идёт эволюционно. Проникновение интернета становится глубже, объём оперативной памяти — больше, а процессоры — мощнее. Экраны, над диагональю которых раньше смеялись, уже давно стали нормой.
А в какие игры на смартфоне вы играете? Или хотите выделить какую-то игру из времён телефонов с экраном в пару строк и WAP? Напишите в комментарии!
Комментарии (11)
ivansychev
27.06.2024 07:44+2Когда я в детстве играл на Siemens в Лабиринт, я, в принципе, не помню, чтобы что-то там проходил. Просто включал и ходил. Тёплые летние дачные воспоминания.
"Змейку" всегда обожал. Постоянно проходил её до конца - пока не оставалось вообще свободного места на экране.
А сейчас какое-то время играем в PUBG с женой и дочкой.
lokey
27.06.2024 07:44+1Иногда в шоке от того, что в PUBG шести-восьмилетние дети играют...
ivansychev
27.06.2024 07:44+1Я, скорее, в шоке, что они попадают и побеждают периодически.
Пришёл человек после работы, решил расслабиться, а там ему "Иди отсюда, ты играть не умеешь" детским голоском.
Dolios
27.06.2024 07:44А в какие игры на смартфоне вы играете?
Ни в какие. И сексом стоя в гамаке никогда не занимался. Для игр сначала была денди, ещё до всяких смартфонов, потом ПК, а потом xbox с телевизором под 2 метра. Зачем страдать, играя на крохотном экране с чудовищно неудобным тач управлением, лично я не понимаю.. Если хочется мобильности, так уже есть мобильные консоли с нормальными джойстиками. Тоже, конечно, такое себе, но на 2 головы выше телефона в любом случае.
bilskirnir
27.06.2024 07:44Раньше от Asphalt было не оторваться. А в последнее время редко что-то запускаю.
unreal_undead2
Какие то чужие реалии. У нас J2ME игры обычно скачивались с соответствующих ресурсов (естественно, не имеющих никаких связей с авторами) и заливались с компа через кабель.
И ограничиться в такой статье просто упоминанием Angry Birds - крайне странно )
lokey
Angry Birds – это и вправду прямо пласт в культуре. Но я предпочитаю оффлайн-версию с большой рогаткой на курортах.
ivansychev
Да-да, в это играть даже интереснее. Только долго "загрузку" уровней ждать.