image

Физики-экспериментаторы из Майнцского университета создали нанодвигатель, способный преобразовывать тепловую энергию в механическую. При этом размер двигателя чуть больше атома, а эффективность сравнима с эффективностью двигателя внутреннего сгорания в автомобиле.

Более того, двигатель, спаренный с одиночным атомом и заключённый в конус электромагнитного излучения и работает по принципу классических ДВС – четырёхтактный цикл, во время которого происходят расширение и охлаждение, сжатие и нагревание, как объясняет руководитель эксперимента Иоганн Росснагель [Johannes Ro?nagel].

Росснагель был тем, кто впервые предложил теоретическую основу для подобного двигателя в 2014 году. Сначала отдельный атом попадает в ловушку в виде конуса электромагнитного излучения, из которой он не может вырваться. Причём подойдёт практически любой атом – в конкретном эксперименте был использован кальций-40.

Затем два лазерных луча направляются на ЭМ конус. Лазер, светящий с острого конца, разогревает атом, а другой – охлаждает в процессе доплеровского охлаждения. В результате атом начинает передвигаться внутри конуса – в нагретом состоянии к широкому концу, в охлаждённом – к узкому. Процесс становится более выраженным, если настроить лазеры так, чтобы периоды охлаждения и нагревания совпадали с естественными осцилляциями атома.

image
Часть системы лазеров лабораторной установки

В результате осцилляции атома создают механическую энергию, которую теоретически можно собрать – например, размещённый с острого конца конуса ион будет собирать эту энергию, как маховик в двигателе автомобиля.

Физики отметили, что тот факт, что атом следует по сути тем же принципам, что и четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания, является очень странным. Подсчитав эффективность «двигателя» учёные получили 1,5 кВт на килограмм – цифру, сравнимую с ДВС автомобиля.

Росснагель в 2014 году также изложил соображения по поводу увеличения энергоотдачи нанодвигателя (которые пока не проверялись в эксперименте). Если во время движений атома заставить электромагнитный конус слегка расширяться и сужаться определённым образом, атом войдёт в квантовое состояние, известное под названием "сжатого", что в результате приведёт к повышению эффективности двигателя.

image

Правда, на наноробота такой двигатель не поставишь – если сам он имеет размеры чуть больше атомных, то установка, передающая ему энергию, занимает целую комнату. Но учёные и не ставили себе такой задачи – целью эксперимента являлось изучение возможностей тепловых двигателей и проверка теоретических выкладок. Возможность практического применения подобного двигателя пока остаётся под вопросом.

Комментарии (4)


  1. a5b
    17.04.2016 00:42
    +4

    Статья авторов — http://science.sciencemag.org/content/352/6283/325
    A single-atom heat engine. Science 15 Apr 2016: Vol. 352, Issue 6283, pp. 325-329
    DOI: 10.1126/science.aad6320
    Препринтhttp://arxiv.org/pdf/1510.03681v1.pdf


    Более ранняя заметка — http://arxiv.org/abs/1205.1362 Single ion heat engine with maximum efficiency at maximum power, Phys. Rev. Lett 109, 203006 (2012) DOI: 10.1103/PhysRevLett.109.203006


    SLY_G, как получилось такое заявление? "эффективность сравнима с эффективностью двигателя внутреннего сгорания в автомобиле." У авторов "efficiency ? of the engine… ? = 0.28%" (http://science.sciencemag.org/content/352/6283/325)


    1. a5b
      17.04.2016 00:47
      +1

      1.5 kW/kg — это не совсем эффективность, это "a power-to-mass ratio… comparable to that of a typical car engine.". См https://en.wikipedia.org/wiki/Power-to-weight_ratio.


  1. igruh
    17.04.2016 08:17
    +10

    Это всё замечательно, но чуть-чуть неправда. Не двигатель размером с атом, а рабочее тело дискретизируется до атома. Тут вся сказка и пропала.


  1. FransuaMaryDelone
    17.04.2016 10:56

    Правда, на наноробота такой двигатель не поставишь – если сам он имеет размеры чуть больше атомных, то установка, передающая ему энергию, занимает целую комнату.

    Ух! Так можно любой какой-нибудь атом любой движущейся штуковины (хоть в капле дождя, хоть в струйке ветра) назвать двигателем, а все остальные атомы — установкой, передающей ему энергию. Непонятно зачем тот эксперимент с Доплером тянут за уши к «двигателю». Какую-то медийную-рекламную цель преследуют?