image

Приветствую вас, любители ностальгических игр. Сегодня я хотел бы вернуться к тактическим играм прошлого. И если недавно я рассказывал про относительно «свежую» Операцию Silent Storm, то в этот раз хочу остановиться на мастодонте этого жанра: Jagged Alliance 2. Игра, вышедшая в 1999 году, для многих геймеров стала эталоном того, какими должны быть тактические стратегии.

JA2 я впервые увидел у друга в гостях. В то время он конкретно подсел на неё, часами напролёт пытаясь спасти народ Арулько от злобной королевы Дейдраны. Поэтому каждый день, заходя к нему, я тоже принимал участие в восстании в этой небольшой тропической стране. А так как он в то время кайфовал от Наутилус Помпилиус, во время игры мы до дыр заслушивали все их альбомы. Так, я стал не только фанатом Jagged Alliance 2, но и большим любителем Наутилуса, с которым она у меня теперь ассоциируется :-)

После таких коллективных игровых партий у меня, естественно, появилось желание попробовать поспособствовать свержению Дейдраны самостоятельно, играя дома. Друг любезно предоставил мне не только диск, но и специальный выпуск журнала «Страна Игр», полностью посвящённый игре. Думаю, вам, настоящим олдфагам, будет интересно ознакомиться с ним, поэтому я попросил друга отыскать этот номер, после чего полностью отсканировал его. Ссылку на архив с журналом я выложил в телеграмм канале, переходи по ссылке и прикоснись к прошлому)

image

▍ Кто


Jagged Alliance 2 была создана трудами компании Sir-Tech Software и выпущена в 1999 году. В СНГ странах она больше известна как Jagged Alliance 2: Агония Власти. Локализацией занималась компания Buka, которая провела титаническую работу, создав отличный перевод и озвучку проекта. Даже на обложке игры было написано о привлечении 52 актёров озвучки, что даже в наше время отличный результат, а уж в конце девяностых годов…
Разработка игры началась вскоре после выхода первой части Jagged Alliance в 1994 года. Оригинальный продукт имел успех, поэтому разработчики хотели создать продолжение, которое сохранило бы уникальное сочетание пошаговой стратегии и элементов ролевой игры, исправив при этом её недостатки. Команда состояла из людей, уже имевших опыт создания пошаговых стратегий, под руководством Иэн Карри. Они работали над усовершенствованием графики, интерфейса и механики игры, делая её более привлекательной и доступной для более широкой аудитории.
Одной из главных задач было создание реалистичной и убедительной системы искусственного интеллекта противников, пытаясь заставить вести более разумно. При этом разработчики хотели сделать игру, бросающей вызов, но не удручающе сложной.
Jagged Alliance 2 была высоко оценена как критиками, так простыми игроками, и стала культовой классикой среди поклонников тактических стратегий.

Интересный факт: Кроме серии JA, компания Sir-Tech известна такой популярной в прошлом серией игр, как Wizardry, которая насчитывает 8 частей!

▍ Сюжет


Действие игры происходит в вымышленной стране Арулько, власть в которой захватила королева Дейдрана, установив военную диктатуру. Законный наследник – Энрико Чивалдори – был вынужден бежать за границу. Пытаясь высвободить страну из лап тирана, он нанимает вас, чтобы вы помогли повстанцам взять власть в стране. Игрок отправляет отряд профессиональных бойцов на территорию Арулько, чтобы свергнуть кровавого диктатора. Ваши наёмники атакуют небольшой городок Омерта на границе государства, и пламя революции вспыхивает с новой силой.

Во время выполнения задания отряд, двигаясь по стране, борется с армией Дейдраны в городах, на военных базах и радарах и прочих важных для страны объектах. На своём пути они встречают местных жителей и сопротивленцев, готовых к сотрудничеству. Получится ли освободить народ Арулько от гнёта королевы-самозванки? Теперь это зависит лишь от вас…

▍ Геймплей


Jagged Alliance 2 – это пошаговая стратегическая игра с ролевыми элементами. Игра начинается на глобальной карте Арулько, поделённой на клетки-сектора. По этой карте передвигаются как ваши отряды, так и вражеские войска. В данном стратегическом режиме всё идёт в реалтайме с возможностью перемотки времени или постановки на паузу. Для того, чтобы взаимодействовать с миром, вы просто открываете свой ноутбук с доступом в интернет (здесь вы сможете нанять новых бойцов или сделать заказ оружия, патрон и экипировки). Кроме того, именно тут записывается полученная информация и ведётся переписка по электронной почте.

image

В тот момент, когда ваш отряд оказывается в одном квадрате с вражескими войсками, осуществляется переход в тактический режим, загружается карта локации, на которой происходит бой (правда, никто не запрещает перейти на локацию и без боя). До тех пор, пока вы или противник не заметили друг друга, игра идёт в реальном времени, в противном случае – переключается в походовый режим. У каждого персонажа есть определённое количество очков действий (зависят от характеристик), которые он тратит в свой ход. На успешность ваших решений влияют не только навыки персонажа, но и его состояние (у усталого или раненого бойца падают боевые атрибуты).
Игрок управляет командой воинов, каждый из которых является личностью со своей предысторией, характеристиками, навыками и вкусами. Более того, в игре действует сложная система взаимоотношений между наёмниками. Многие бойцы имеют личную неприязнь или, наоборот, сильную любовь к своим коллегам, из-за чего меняется их боевая эффективность, уровень морали и скорость прокачки. Поэтому выбирать команду вы будете не только по визуальной симпатии или качествам бойца, но и по тому, насколько ваши наёмники могут сжиться друг с другом. К примеру, Иван и Игорь Долвич – родственники, поэтому являются примером хорошей команды. А поляк Анаболик терпеть не может майора Долвича, причём самому Ивану это совершенно до лампочки. Во время боя это не приносит никаких проблем, но вот от продления контракта Анаболик может отказаться.

image

В игре есть возможность нанимать воинов из разных организаций вроде A.I.M. (Association of International Mercenaries) или её аналога, в котором собраны довольно дешёвые бойцы со скромными характеристиками – M.E.R.C. (More Economic Recruiting Center). Помимо наёмников, к вашему отряду могут присоединиться и некоторые жители Арулько, причём большинство из них – абсолютно бесплатно!
Интересной возможностью, о которой я узнал далеко не сразу, является создание своего альтер эго в обличии бойца. Как в какой-нибудь ролевой игре, вы сможете выбрать портрет героя, его преимущества и недостатки, биографию, навыки и много что ещё!
В процессе игры можно тренировать своих наёмников и повышать их уровни, приобретать новое снаряжение и улучшать его. На экипировку можно устанавливать различные «обвесы»: сошки, глушители, прицелы, дополнительные бронелисты и т.д., тем самым повышая боевые свойства предмета. Более того, многие улучшения можно скрафтить самому! Например, можно собрать удлинитель, увеличивающий прицельную дальность на 10 метров (один тайл), из железной трубы, скотча и клея. И таких улучшений довольно много!

image

Цель игры – свергнуть диктатора Дейдрану. Для этого игрок должен захватывать важные объекты вроде городов, шахт, аэропортов, ПВО и т.д. Без боя, как вы понимаете, это сделать не получится. Ваш отряд пройдёт через десятки сражений, постепенно повышая своё мастерство, а вместе с ним и зарплату. Вы будете общаться с простыми гражданами, выполняя их поручения (по желанию) и налаживая экономическую стабильность вашей организации. Дело в том, что как на зарплаты, так и на закупку вооружений, патронов, топлива для транспорта, вам потребуются деньги. Мелкие суммы вы можете случайно найти на поле боя или в городах, а также как награду за задания, но это не позволит вам иметь стабильный доход. Отбив очередной город у войск тирана, вы можете обнаружить в нём серебряную или золотую шахту. В зависимости от отношения к вам жителей города, эти постройки начнут приносить стабильный доход. Но не стоит надеяться, что так будет вечно. Рано или поздно, шахта может истощиться!
Отбить город – это, конечно, хорошо, но стоит позаботиться и о его защите! Дейдрана обязательно пошлёт свои отряды, пытаясь вернуть под контроль утраченный населённый пункт. Для того, чтобы не оставлять в каждом городе своих наёмников, вы можете начать тренировать ополчение из местных жителей. Они, как и ваши солдаты, при дальнейшем обучении или в бою будут совершенствовать свои навыки и повышать характеристики.

image

Может показаться, что игра – лишь банальное отбивание секторов у вражеских войск, но это не так. Вы будете постоянно общаться с жителями городов узнавая от них полезную информацию, либо получая различные дополнительные задания. Выполнять их или нет – это на ваше усмотрение, но я могу сказать, что некоторые действительно интересные и оставляют приятные впечатления и достойную награду!

Заканчивая геймплейную тему, отмечу, что вам доступен не только реалистичный режим, но и фантастический. В нём, помимо вражеских войск, вы можете встретиться с гигантскими жуками, которые для плохо собранной партии являются довольно большим вызовом. Появятся они лишь в определённый момент игры, в одной из захваченных вами шахт (парализуя её работу), а затем каждую ночь будут нападать на город. Выбирать этот режим или нет – решать вам. От себя лишь скажу, что сражения с жуками помогут неплохо прокачать партию, а также позволят подзаработать денег. Помимо гигантских насекомых, добавятся новые NPC и изменятся некоторые реплики у уже существующих.

▍ Зачем играть?


Jagged Alliance 2 предлагает действительно увлекательный игровой опыт: большое количество тактических возможностей, множество уникальных персонажей со своими характерами и внутрипартийными отношениями, море оружия и экипировки, а также сбалансированную сложность. Всё это позволяет ей быть отличной тактикой и по сей день!

▍ Звуковое сопровождение


Саунд дизайн Jagged Alliance 2 выполнен на достойном уровне, ведь почти у каждого действия есть звук. Вы всегда поймёте, что происходит, услышав шаги или звук от рикошетирующей пули, а комментарии наёмников о ситуации на поле боя лишь способствуют ещё большему погружению. Кстати о них…

Как и в недавно описанной мною Операции Silent Storm, разработчики и локализаторы из Buka с большим трепетом подошли к озвучиванию персонажей. Это один из тех вещей, которая придаёт героям индивидуальность, заставляя найти для себя любимчиков, исходя не только из их навыков, но и из характера или голоса.

Музыка в JA2 отлично подобрана, она меняется в зависимости от происходящих событий. Например, в боях можно услышать энергичную звуковую дорожку, а в спокойных моментах – умиротворяющий мотив. Она подчёркивает настроение игры и помогает сохранить атмосферу.

В целом звуковое сопровождение Jagged Alliance 2 прекрасно сочетается с геймплеем, помогает углубиться в игровой мир.

▍ Минусы


• Как и у любых культовых, но старых игр, главный минус – графика. К сожалению, это не одна из тех игр, которая хорошо сохранилась.
• Интерфейс немного перегружен.
• Кому-то может показаться довольно сложной.
• Туповатый искусственный интеллект, временами идущий на вас в лоб.

▍ Дополнения


Начну с того, что в наши дни я в принципе никому не советую начинать играть в Jagged Alliance 2 без фанатского патча 1.13, который добавляет в игру огромное количество нововведений. Это и поддержка современных разрешений экрана, и новая сложность, и более тонкая настройка каждого аспекта игры (от новой системы точности до системы умений), и немного подправленная экономика. Установив этот патч, даже старожилы получат удовольствие и новый опыт.
image

К игре было выпущено официальное дополнение Jagged Alliance 2: Unfinished Business (в СНГ Jagged Alliance 2: Цена Свободы). Это самостоятельное дополнение к классической пошаговой тактической RPG Jagged Alliance 2, выпущенное в 2000 году. Действие игры разворачивается сразу после событий Jagged Alliance 2 и рассказывает о группе наёмников, выполняющих новую миссию в соседней с Арулько стране – Траконе. Одним из заметных изменений в Unfinished Business является её линейность. В отличие от оригинальной игры, в которой была полная свобода действий, в UB вы должны добраться из «точки А» в «точку В», по пути расстреливая всех недругов. Здесь появились новое оружие и предметы, а также улучшения в игровом движке, добавлены наёмники (в результате их общее количество превысило 70). Валютно-денежные операции сведены до минимума, оружие теперь можно находить лишь на поле боя, а солдаты нанимаются не на определённый срок, а до победного конца. Не знаю, как вам, но мне такой подход к любимой игре не понравился, поэтому я в дополнение почти не играл.

image

Поскольку JA2 была воистину народной игрой с огромной армией фанатов, на неё выходило большое количество модов, порою весьма глобальных…

Одним из таких модов был Jagged Alliance 2: Wildfire, выпущенный в 2004 году (через 4 года после «Цены Свободы»). Благодаря своему качеству, этот мод получил поддержку со стороны издателя и начиная с 5-й версии, распространялся коммерчески, фактически став полноценным, официальным дополнением. Вы не представляете, каково было моё удивление, когда я, поехав за дисками на «Горбушку», увидел в одном из павильонов дополнение к игре, о котором ничего не слышал! Прошло так много лет, а я до сих пор помню, как, сидя в электричке по дороге домой, сотни раз изучал обратную сторону диска, предвкушая скорое возвращение в любимую игру!

Но что же привносит «новое» дополнение? Разработчики добавили поддержку больших разрешений экрана, благодаря которой Wildfire можно запускать в 1024х768. Далее по списку: доработан интерфейс, добавлено новое оружие и наёмники, подправлен баланс, улучшен звук. Я бы сказал, что это абсолютно типичное дополнение, которое не сильно выделяется, если бы не одно НО – почти все локации Арулько были пересмотрены. Кто-то посчитает это отсебятиной, но лично я считаю, что это действительно правильная переработка, делающая их архитектуру более логичной, правдоподобной и, главное, тактически интересной! Солдаты Дейдраны были по-новому «расставлены», занимая теперь более выигрышные позиции, а их интеллект подтянут. Мне кажется, после этих изменений бои стали более сложные и захватывающие, проверяющие ваш тактический талант. Кроме того, появился новый сюжет, который идёт параллельно со стандартным из «Агонии власти», дополняя и пересекаясь с ним, в результате чего в Арулько появляется третья сила – мафия. Думаю, в этом дополнении есть всё, чтобы быть отличным подарком для фаната оригинальной игры!

image

▍ Итог


Мне сложно советовать Jagged Alliance 2 новым игрокам, потому что по современным меркам игра довольно сложна, графика сохранилась плохо, а некоторые механики смотрятся архаично. Но если вас не остановят эти минусы, могу с уверенностью сказать, что вы получите интересный игровой опыт и с удовольствием проведёте десятки часов, освобождая бедную страну. А игроки, заставшие её в момент выхода, могут с удовольствием вернуться в ламповую атмосферу того времени, вновь погрузившись в любимую тактику. Для вашего удобства у себя на канале я выложил ссылку на архив с игрой и последним фанатским патчем.

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram-канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!​

Комментарии (37)


  1. SuperKozel
    11.06.2023 10:30
    +4

    Удачи в прохождении без абуза save&load этой совершенно не сложной игры. На самом деле уровень сложности игры запредельный, особенно 1.13, которую советует автор. Мне кажется игру можно проходить годами, если сохраняться только между секторами. А боевка в игре довольно однообразная, и надоедает примерно к кульминация игры, и игру не спасает. А чёртов патч делает игру ещё более сложной, в том числе делая карты огромными и унылыми. Я бы себе из прошлого посоветовал переиграть классическую версию.


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Да, во многом с вами соглашусь. 1.13 хорош тем, что дает широкоформатку, исправляет многие проблемы игры, и позволяет более тонко настроить. В ванилу играть сейчас довольно тяжко, мне кажется. ИМХО


    1. playnet
      11.06.2023 10:30

      я столкнулся с тем, что днём видят сильно дальше чем стреляют, поэтому проходил ночами, а если взять персонажа со встроенной маскировкой, то половина противников или зарезается, или метательными ножами убирается.. "И, мгновенно и бесшумно... Отдала Тортилла ключик (с)"

      правда, до конца не прошёл, уже не помню почему. Но в начале ночь + этот перс для меня были имбой без абузов записью


    1. anatolykern
      11.06.2023 10:30

      Да, настройки в current билдах 1.13 весьма на любителя. Любящим оригинальный JA2 стоит посмотреть Stracciatella, а пробовать 1.13 лучше с модами на базе 7609 stable build.

      Arulco Revisited + AI + SDO с обязательным включением LOBOT графики - один из лучших вариантов для ностальгирующих.


  1. AndronNSK
    11.06.2023 10:30
    +1

    Несколько недель назад поставил оригинальную версию. Она мне нравится больше всего, т.к. сложность по мне как раз оптимальная. И озвучка из детства от буки - топ.


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Так одно другому не мешает. Озвучку от Буки можно поставить почти на любую версию. Да и патч 1.13 поддерживает русский язык.


  1. AndronNSK
    11.06.2023 10:30
    +9

    Ещё удивительная штука жизнь. 23 года назад я никак не понимал, как это - какие-то повстанцы с оружием, какая-то диктатура, наёмники...

    А потом наступила середина 10х и я как понял... что лучше бы не понял...


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30
      +2

      Ну да, тогда это все казалось каким-то далёким и абстрактным. Казалось, что это все где-то там, далеко и тут такого быть не может. Но не будем о грустном. Надеюсь, своей статьёй я смог пробудить в вас ностальгию и приятные чувства, а не негативные =)


  1. Evgen_430
    11.06.2023 10:30
    +1

    Jagged Alliance 2 одна из любимых игр, которую проходил много раз. Но я наоборот создавал своего персонажа и проходил им одним. Набирал только бесплатных бойцов.


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Первые разы, я почему то вообще не знал, что так можно делать. Не знаю почему, но я не обратил внимания на создание своего персонажа.


      1. Brenwen
        11.06.2023 10:30
        +1

        Впервые увидел игру у друга на компьютере, у меня тогда своего ещё не было. Он тогда даже не догадывался, что можно целиться, уменьшая разброс правым кликом. И зашёл довольно далеко, стреляя только навскидку.


    1. anatolykern
      11.06.2023 10:30
      +2

      Кем-то вроде этого? :)

      Я тоже оригинальную JA2 так проходил, соло и нанимая местных.
      Сейчас всегда создаю одного из IMP бойцов таким в память о этих solo прохождениях и стараюсь нанимать всех местных, включая Майка.

      В 1.13 можно до 10 создавать, так что можно делать полноценную специализированную команду с новыми навыками:
      шпиона, снайпера, пулеметчика, охотника, ковбоя, минометчика, каратиста и инженера/радиста с лидером/медиком в поддержку.

      И в целом игра позволяет много role-play:

      Подбирать оружие - повстанцам советское, IAMовцам западные, вплоть до по национальностям.
      Можно оставлять коридоры для прохода в секторах с окружением из ополчения, делать минные поля и устраивать бомбардировки проходящих отрядов радистом (вокруг Estoni хорошие болота для этого)

      Собрать бесшумного оружия, скрытного снаряжения, ночных прицелов и устраивать ночные вертолетные охоты за забредающими на внутреннюю территорию отрядами.

      Целенаправленно бродить по секторам для охоты на кошек и собирать шкуры, клыки, когти, мясо на продажу.

      В одном из прохождений на Wildfire картах захватил SAM сектор в Медуне, не захватывая остальные сектора, притащил кучу мешков с песком и устроил круговую оборону с пулеметными гнездами, подвозя аптечки, патроны, мины и гранаты вертолетом. Нападения со всех 4х сторон, по 40-60 противников, а при наличии радиста можно получать и до 4х артиллерийских ударов - были очень серьезные бои.


  1. XTermal
    11.06.2023 10:30

    Игруха бомба, вот на андроид ее. Версии с пда не запускается (


  1. Keilys
    11.06.2023 10:30
    +4

    Статье не хватает коронной фразы: "Элиот! Ты идиот!"


    1. Andrusha
      11.06.2023 10:30
      +7

      Ещё «Время мусор выносить» и всего, что произносит Димитрий.


      1. AndronNSK
        11.06.2023 10:30
        +1

        "время мусор выносить" говорит альтерэго в одном из голосов.

        На мой взгляд, главная фраза буковской озвучки


      1. playnet
        11.06.2023 10:30
        +1

        "я забыл, опять забыл" (с) Мясо


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Блин, я хотел видео сделать, но забыл!!!! Чёрт!


  1. s-a-u-r-o-n
    11.06.2023 10:30

    Кстати, полный исходный код игры был выпущен вместе с Wildfire в 2004 году. Предупреждаю, что он является в определённой мере спойлером.


  1. nickolas059
    11.06.2023 10:30

    Да, отличное было время! Ещё сразу вспомнил игру Z, середины 90х, роботы воевали. И великую Вангеры, безумно интересная от Буки!


    1. Evgen_430
      11.06.2023 10:30

      Я пару недель назад начал Baldurs Gate проходить в очередной раз. Ни разу до конца не дошел.


  1. noker81
    11.06.2023 10:30
    +1

    Раз в два года обязательно играю в эту игру. До конца никогда не доходил. =)


  1. utor
    11.06.2023 10:30
    +2

    эх, дюпанье пушек, воровство клыков у кошек, стволов у танка и попытки поговорить с противниками ...


    1. Vsevo10d
      11.06.2023 10:30
      +1

      воровство клыков у кошек, стволов у танка

      ...и тут я понял, что проиграв в эту игру все старшие классы, ни хрена не знал о геймплее Jagged Alliance 2.


  1. saboteur_kiev
    11.06.2023 10:30
    +1

    Игра - хорошая реализация жанра, в котором сейчас вряд ли будут писать качественные продукты, ибо оно не востребовано массами.

    Первая игра в этом жанре, которая была реализована уже очень неплохо, это Laser Squad на спектруме. И то, ходят слухи что это уже тоже не родоначальник, хотя я считаю что Laser Squad показал этот жанр с самой лучшей стороны. А потом уже пошли Jagged Alliance и UFO


  1. Vsevo10d
    11.06.2023 10:30
    +2

    Абуз сейвлоада уже упоминали.

    Абуз заходов на локацию - для спавна доступна вся сторона тайла, поэтому если неохота/нет ресурса меситься - спавнишься в угол и тут же уходишь на соседний тайл. Так и ходишь по карте буквами Г.

    Абуз прокачки - вкидываешь все в мудрость и сидишь в городе неделю, вкачиваешь меткость наемникам. Со взрывчаткой проще - все время ставишь и разряжаешь мину.

    Постоянное дрочево ополчения в городах. Постоянное дрочево инвентаря - себя и любимчиков обмазываешь Компаундом-18 и лучшими прицелами, людям из MERC и Айре сбагриваешь всякое гавно.

    Пытаешься успеть шмальнуть по петушманам, клюющим трупы. Сейвишься и эффектно взрываешь рандомные строения взрывчаткой, или скучиваешь наемников и устраиваешь в свободном режиме перестрелки между ними. Ездишь на грузовике мороженщика, ходишь в публичный дом, даешь порножурнал бомжа лесбиянке, за каким-то хреном играешь в фантастичном режиме с пердольными жуками, чтобы плюнуть и почти всю игру начать заново, ибо не вывозишь.

    Когда игра задалбывает, думаешь как на том меме с шахтером и майнкрафтом: все, сейчас отдохну - и врубаешь второй фоллаут, ездишь на тачке, ходишь в публичный дом, дерешься с людьми и жуками.

    Также благодаря этой игре рано узнал о типе людей, которые говорят: "Деньги возьму. Но делать ничего не стану".


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Могу ошибаться, но эти какие-то из этих абузов вылечили то-ли патчами, то-ли в Wildfire.


    1. Brenwen
      11.06.2023 10:30
      +1

      До сих пор вспоминаю как шахту с жуками чистил: когда до королевы дошли всего один рожок к калашу остался на всю команду, убивал ее одиночными выстрелами, выпрыгивая из-за угла и успевая спрятаться на ее ход.


      1. OldfagGamer Автор
        11.06.2023 10:30
        +1

        Я помню как работал рандом в прошлых версиях игры. Там при загрузке, шанс на совершения какого-либо действия не меняется. Поэтому если ты выстрелом не попал во врага, то при загрузке и попытке сделать это снова - ты опять не попадешь. Но я научился обходить эту проблему. Загружаешься и, к примеру, приседаешь или делаешь шаг в сторону, или еще что-то, чтобы последовательность действий изменилась. Так можно было сейвскамить в особо тяжелые моменты, вроде тех, о которых вы сказали. Правда в патче 1.13 появилась возможность выбрать новый решим, когда этим не нужно заниматься и при загрузке шанс попадания всегда будет случаен.

        PS: помнится в Final Fantasy Tactics была похожая система (я имею ввиду загрузку на эмуляторе).


        1. Brenwen
          11.06.2023 10:30

          Тоже сейвскамил так, но уже после. Как узнал по эту особенность - играть стало неинтересно.


  1. KReal
    11.06.2023 10:30

    Имхо, это одна из лучших, если не лучшая, TBS. Есть у меня любимый стример, который всё время играет в X-COM, а эту игру игнорит) Если кто-то подкинет годный стрим по JA2, буду очень благодарен!)


  1. anatolykern
    11.06.2023 10:30
    +2

    Лично для меня - лучшая из подобных стратегий, на которые подсел еще со времен Laser Squad на ZX, потом уже были X-Com'ы и JA, но да, она требует уйму времени, так как серьезный бой может растянутся на час/два реального времени - оптимально на пенсии/в отпуске, обычное прохождение занимает 30-60 игровых дней и несколько месяцев реального времени.

    Упомянутый save/load abuse лечится игрой на Iron Man, получается совершенно иной подход к игре. Тупой AI решается AI+ модом от SevenFM, ошибки оригинальных карт - картами от Wildfire или ArulcoRevisited. В AI+ и 1.13 очень много улучшений по части user interface и автоматизации рутинных действий.


  1. siarheiblr
    11.06.2023 10:30

    Странно, что про мод NightOps не упомянули. Куча нового оружия, новые квесты и наемники, вылеченный бред с невыпадающими трофеями, переработанные карты… Мне понравился куда больше, чем 1.13


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Я честно говоря сам в него не играл, только слышал. Поэтому и не вспомнил(

      А что касается невыпадающих трофеев, то в патче 1.13 вроде как это пофиксили.


    1. anatolykern
      11.06.2023 10:30

      NightOps был хорош до релиза исходников и 1.13 stable...

      А вообще, интересующимся модами стоит заглянуть на http://forum.ja2.su/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=ja2v113


  1. Delsian
    11.06.2023 10:30

    В те времена попал на зимовку в Антарктиду на полярную станцию без интернета, но с компами. За полярную ночь до конца и вдумчиво прошел ее и вторых космических рейнджеров. Причем практически без онлайновых подсказок.


    1. OldfagGamer Автор
      11.06.2023 10:30

      Ого! Очень круто! Там было много свободного времени?