Приветствую вас, любители ностальгических игр. Сегодня я хотел бы вернуться к тактическим играм прошлого. И если недавно я рассказывал про относительно «свежую» Операцию Silent Storm, то в этот раз хочу остановиться на мастодонте этого жанра: Jagged Alliance 2. Игра, вышедшая в 1999 году, для многих геймеров стала эталоном того, какими должны быть тактические стратегии.
JA2 я впервые увидел у друга в гостях. В то время он конкретно подсел на неё, часами напролёт пытаясь спасти народ Арулько от злобной королевы Дейдраны. Поэтому каждый день, заходя к нему, я тоже принимал участие в восстании в этой небольшой тропической стране. А так как он в то время кайфовал от Наутилус Помпилиус, во время игры мы до дыр заслушивали все их альбомы. Так, я стал не только фанатом Jagged Alliance 2, но и большим любителем Наутилуса, с которым она у меня теперь ассоциируется :-)
После таких коллективных игровых партий у меня, естественно, появилось желание попробовать поспособствовать свержению Дейдраны самостоятельно, играя дома. Друг любезно предоставил мне не только диск, но и специальный выпуск журнала «Страна Игр», полностью посвящённый игре. Думаю, вам, настоящим олдфагам, будет интересно ознакомиться с ним, поэтому я попросил друга отыскать этот номер, после чего полностью отсканировал его. Ссылку на архив с журналом я выложил в телеграмм канале, переходи по ссылке и прикоснись к прошлому)
▍ Кто
Jagged Alliance 2 была создана трудами компании Sir-Tech Software и выпущена в 1999 году. В СНГ странах она больше известна как Jagged Alliance 2: Агония Власти. Локализацией занималась компания Buka, которая провела титаническую работу, создав отличный перевод и озвучку проекта. Даже на обложке игры было написано о привлечении 52 актёров озвучки, что даже в наше время отличный результат, а уж в конце девяностых годов…
Разработка игры началась вскоре после выхода первой части Jagged Alliance в 1994 года. Оригинальный продукт имел успех, поэтому разработчики хотели создать продолжение, которое сохранило бы уникальное сочетание пошаговой стратегии и элементов ролевой игры, исправив при этом её недостатки. Команда состояла из людей, уже имевших опыт создания пошаговых стратегий, под руководством Иэн Карри. Они работали над усовершенствованием графики, интерфейса и механики игры, делая её более привлекательной и доступной для более широкой аудитории.
Одной из главных задач было создание реалистичной и убедительной системы искусственного интеллекта противников, пытаясь заставить вести более разумно. При этом разработчики хотели сделать игру, бросающей вызов, но не удручающе сложной.
Jagged Alliance 2 была высоко оценена как критиками, так простыми игроками, и стала культовой классикой среди поклонников тактических стратегий.
Интересный факт: Кроме серии JA, компания Sir-Tech известна такой популярной в прошлом серией игр, как Wizardry, которая насчитывает 8 частей!
▍ Сюжет
Действие игры происходит в вымышленной стране Арулько, власть в которой захватила королева Дейдрана, установив военную диктатуру. Законный наследник – Энрико Чивалдори – был вынужден бежать за границу. Пытаясь высвободить страну из лап тирана, он нанимает вас, чтобы вы помогли повстанцам взять власть в стране. Игрок отправляет отряд профессиональных бойцов на территорию Арулько, чтобы свергнуть кровавого диктатора. Ваши наёмники атакуют небольшой городок Омерта на границе государства, и пламя революции вспыхивает с новой силой.
Во время выполнения задания отряд, двигаясь по стране, борется с армией Дейдраны в городах, на военных базах и радарах и прочих важных для страны объектах. На своём пути они встречают местных жителей и сопротивленцев, готовых к сотрудничеству. Получится ли освободить народ Арулько от гнёта королевы-самозванки? Теперь это зависит лишь от вас…
▍ Геймплей
Jagged Alliance 2 – это пошаговая стратегическая игра с ролевыми элементами. Игра начинается на глобальной карте Арулько, поделённой на клетки-сектора. По этой карте передвигаются как ваши отряды, так и вражеские войска. В данном стратегическом режиме всё идёт в реалтайме с возможностью перемотки времени или постановки на паузу. Для того, чтобы взаимодействовать с миром, вы просто открываете свой ноутбук с доступом в интернет (здесь вы сможете нанять новых бойцов или сделать заказ оружия, патрон и экипировки). Кроме того, именно тут записывается полученная информация и ведётся переписка по электронной почте.
В тот момент, когда ваш отряд оказывается в одном квадрате с вражескими войсками, осуществляется переход в тактический режим, загружается карта локации, на которой происходит бой (правда, никто не запрещает перейти на локацию и без боя). До тех пор, пока вы или противник не заметили друг друга, игра идёт в реальном времени, в противном случае – переключается в походовый режим. У каждого персонажа есть определённое количество очков действий (зависят от характеристик), которые он тратит в свой ход. На успешность ваших решений влияют не только навыки персонажа, но и его состояние (у усталого или раненого бойца падают боевые атрибуты).
Игрок управляет командой воинов, каждый из которых является личностью со своей предысторией, характеристиками, навыками и вкусами. Более того, в игре действует сложная система взаимоотношений между наёмниками. Многие бойцы имеют личную неприязнь или, наоборот, сильную любовь к своим коллегам, из-за чего меняется их боевая эффективность, уровень морали и скорость прокачки. Поэтому выбирать команду вы будете не только по визуальной симпатии или качествам бойца, но и по тому, насколько ваши наёмники могут сжиться друг с другом. К примеру, Иван и Игорь Долвич – родственники, поэтому являются примером хорошей команды. А поляк Анаболик терпеть не может майора Долвича, причём самому Ивану это совершенно до лампочки. Во время боя это не приносит никаких проблем, но вот от продления контракта Анаболик может отказаться.
В игре есть возможность нанимать воинов из разных организаций вроде A.I.M. (Association of International Mercenaries) или её аналога, в котором собраны довольно дешёвые бойцы со скромными характеристиками – M.E.R.C. (More Economic Recruiting Center). Помимо наёмников, к вашему отряду могут присоединиться и некоторые жители Арулько, причём большинство из них – абсолютно бесплатно!
Интересной возможностью, о которой я узнал далеко не сразу, является создание своего альтер эго в обличии бойца. Как в какой-нибудь ролевой игре, вы сможете выбрать портрет героя, его преимущества и недостатки, биографию, навыки и много что ещё!
В процессе игры можно тренировать своих наёмников и повышать их уровни, приобретать новое снаряжение и улучшать его. На экипировку можно устанавливать различные «обвесы»: сошки, глушители, прицелы, дополнительные бронелисты и т.д., тем самым повышая боевые свойства предмета. Более того, многие улучшения можно скрафтить самому! Например, можно собрать удлинитель, увеличивающий прицельную дальность на 10 метров (один тайл), из железной трубы, скотча и клея. И таких улучшений довольно много!
Цель игры – свергнуть диктатора Дейдрану. Для этого игрок должен захватывать важные объекты вроде городов, шахт, аэропортов, ПВО и т.д. Без боя, как вы понимаете, это сделать не получится. Ваш отряд пройдёт через десятки сражений, постепенно повышая своё мастерство, а вместе с ним и зарплату. Вы будете общаться с простыми гражданами, выполняя их поручения (по желанию) и налаживая экономическую стабильность вашей организации. Дело в том, что как на зарплаты, так и на закупку вооружений, патронов, топлива для транспорта, вам потребуются деньги. Мелкие суммы вы можете случайно найти на поле боя или в городах, а также как награду за задания, но это не позволит вам иметь стабильный доход. Отбив очередной город у войск тирана, вы можете обнаружить в нём серебряную или золотую шахту. В зависимости от отношения к вам жителей города, эти постройки начнут приносить стабильный доход. Но не стоит надеяться, что так будет вечно. Рано или поздно, шахта может истощиться!
Отбить город – это, конечно, хорошо, но стоит позаботиться и о его защите! Дейдрана обязательно пошлёт свои отряды, пытаясь вернуть под контроль утраченный населённый пункт. Для того, чтобы не оставлять в каждом городе своих наёмников, вы можете начать тренировать ополчение из местных жителей. Они, как и ваши солдаты, при дальнейшем обучении или в бою будут совершенствовать свои навыки и повышать характеристики.
Может показаться, что игра – лишь банальное отбивание секторов у вражеских войск, но это не так. Вы будете постоянно общаться с жителями городов узнавая от них полезную информацию, либо получая различные дополнительные задания. Выполнять их или нет – это на ваше усмотрение, но я могу сказать, что некоторые действительно интересные и оставляют приятные впечатления и достойную награду!
Заканчивая геймплейную тему, отмечу, что вам доступен не только реалистичный режим, но и фантастический. В нём, помимо вражеских войск, вы можете встретиться с гигантскими жуками, которые для плохо собранной партии являются довольно большим вызовом. Появятся они лишь в определённый момент игры, в одной из захваченных вами шахт (парализуя её работу), а затем каждую ночь будут нападать на город. Выбирать этот режим или нет – решать вам. От себя лишь скажу, что сражения с жуками помогут неплохо прокачать партию, а также позволят подзаработать денег. Помимо гигантских насекомых, добавятся новые NPC и изменятся некоторые реплики у уже существующих.
▍ Зачем играть?
Jagged Alliance 2 предлагает действительно увлекательный игровой опыт: большое количество тактических возможностей, множество уникальных персонажей со своими характерами и внутрипартийными отношениями, море оружия и экипировки, а также сбалансированную сложность. Всё это позволяет ей быть отличной тактикой и по сей день!
▍ Звуковое сопровождение
Саунд дизайн Jagged Alliance 2 выполнен на достойном уровне, ведь почти у каждого действия есть звук. Вы всегда поймёте, что происходит, услышав шаги или звук от рикошетирующей пули, а комментарии наёмников о ситуации на поле боя лишь способствуют ещё большему погружению. Кстати о них…
Как и в недавно описанной мною Операции Silent Storm, разработчики и локализаторы из Buka с большим трепетом подошли к озвучиванию персонажей. Это один из тех вещей, которая придаёт героям индивидуальность, заставляя найти для себя любимчиков, исходя не только из их навыков, но и из характера или голоса.
Музыка в JA2 отлично подобрана, она меняется в зависимости от происходящих событий. Например, в боях можно услышать энергичную звуковую дорожку, а в спокойных моментах – умиротворяющий мотив. Она подчёркивает настроение игры и помогает сохранить атмосферу.
В целом звуковое сопровождение Jagged Alliance 2 прекрасно сочетается с геймплеем, помогает углубиться в игровой мир.
▍ Минусы
• Как и у любых культовых, но старых игр, главный минус – графика. К сожалению, это не одна из тех игр, которая хорошо сохранилась.
• Интерфейс немного перегружен.
• Кому-то может показаться довольно сложной.
• Туповатый искусственный интеллект, временами идущий на вас в лоб.
▍ Дополнения
Начну с того, что в наши дни я в принципе никому не советую начинать играть в Jagged Alliance 2 без фанатского патча 1.13, который добавляет в игру огромное количество нововведений. Это и поддержка современных разрешений экрана, и новая сложность, и более тонкая настройка каждого аспекта игры (от новой системы точности до системы умений), и немного подправленная экономика. Установив этот патч, даже старожилы получат удовольствие и новый опыт.
К игре было выпущено официальное дополнение Jagged Alliance 2: Unfinished Business (в СНГ Jagged Alliance 2: Цена Свободы). Это самостоятельное дополнение к классической пошаговой тактической RPG Jagged Alliance 2, выпущенное в 2000 году. Действие игры разворачивается сразу после событий Jagged Alliance 2 и рассказывает о группе наёмников, выполняющих новую миссию в соседней с Арулько стране – Траконе. Одним из заметных изменений в Unfinished Business является её линейность. В отличие от оригинальной игры, в которой была полная свобода действий, в UB вы должны добраться из «точки А» в «точку В», по пути расстреливая всех недругов. Здесь появились новое оружие и предметы, а также улучшения в игровом движке, добавлены наёмники (в результате их общее количество превысило 70). Валютно-денежные операции сведены до минимума, оружие теперь можно находить лишь на поле боя, а солдаты нанимаются не на определённый срок, а до победного конца. Не знаю, как вам, но мне такой подход к любимой игре не понравился, поэтому я в дополнение почти не играл.
Поскольку JA2 была воистину народной игрой с огромной армией фанатов, на неё выходило большое количество модов, порою весьма глобальных…
Одним из таких модов был Jagged Alliance 2: Wildfire, выпущенный в 2004 году (через 4 года после «Цены Свободы»). Благодаря своему качеству, этот мод получил поддержку со стороны издателя и начиная с 5-й версии, распространялся коммерчески, фактически став полноценным, официальным дополнением. Вы не представляете, каково было моё удивление, когда я, поехав за дисками на «Горбушку», увидел в одном из павильонов дополнение к игре, о котором ничего не слышал! Прошло так много лет, а я до сих пор помню, как, сидя в электричке по дороге домой, сотни раз изучал обратную сторону диска, предвкушая скорое возвращение в любимую игру!
Но что же привносит «новое» дополнение? Разработчики добавили поддержку больших разрешений экрана, благодаря которой Wildfire можно запускать в 1024х768. Далее по списку: доработан интерфейс, добавлено новое оружие и наёмники, подправлен баланс, улучшен звук. Я бы сказал, что это абсолютно типичное дополнение, которое не сильно выделяется, если бы не одно НО – почти все локации Арулько были пересмотрены. Кто-то посчитает это отсебятиной, но лично я считаю, что это действительно правильная переработка, делающая их архитектуру более логичной, правдоподобной и, главное, тактически интересной! Солдаты Дейдраны были по-новому «расставлены», занимая теперь более выигрышные позиции, а их интеллект подтянут. Мне кажется, после этих изменений бои стали более сложные и захватывающие, проверяющие ваш тактический талант. Кроме того, появился новый сюжет, который идёт параллельно со стандартным из «Агонии власти», дополняя и пересекаясь с ним, в результате чего в Арулько появляется третья сила – мафия. Думаю, в этом дополнении есть всё, чтобы быть отличным подарком для фаната оригинальной игры!
▍ Итог
Мне сложно советовать Jagged Alliance 2 новым игрокам, потому что по современным меркам игра довольно сложна, графика сохранилась плохо, а некоторые механики смотрятся архаично. Но если вас не остановят эти минусы, могу с уверенностью сказать, что вы получите интересный игровой опыт и с удовольствием проведёте десятки часов, освобождая бедную страну. А игроки, заставшие её в момент выхода, могут с удовольствием вернуться в ламповую атмосферу того времени, вновь погрузившись в любимую тактику. Для вашего удобства у себя на канале я выложил ссылку на архив с игрой и последним фанатским патчем.
Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram-канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!
Комментарии (37)
AndronNSK
11.06.2023 10:30+1Несколько недель назад поставил оригинальную версию. Она мне нравится больше всего, т.к. сложность по мне как раз оптимальная. И озвучка из детства от буки - топ.
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30Так одно другому не мешает. Озвучку от Буки можно поставить почти на любую версию. Да и патч 1.13 поддерживает русский язык.
AndronNSK
11.06.2023 10:30+9Ещё удивительная штука жизнь. 23 года назад я никак не понимал, как это - какие-то повстанцы с оружием, какая-то диктатура, наёмники...
А потом наступила середина 10х и я как понял... что лучше бы не понял...
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30+2Ну да, тогда это все казалось каким-то далёким и абстрактным. Казалось, что это все где-то там, далеко и тут такого быть не может. Но не будем о грустном. Надеюсь, своей статьёй я смог пробудить в вас ностальгию и приятные чувства, а не негативные =)
Evgen_430
11.06.2023 10:30+1Jagged Alliance 2 одна из любимых игр, которую проходил много раз. Но я наоборот создавал своего персонажа и проходил им одним. Набирал только бесплатных бойцов.
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30Первые разы, я почему то вообще не знал, что так можно делать. Не знаю почему, но я не обратил внимания на создание своего персонажа.
Brenwen
11.06.2023 10:30+1Впервые увидел игру у друга на компьютере, у меня тогда своего ещё не было. Он тогда даже не догадывался, что можно целиться, уменьшая разброс правым кликом. И зашёл довольно далеко, стреляя только навскидку.
anatolykern
11.06.2023 10:30+2Кем-то вроде этого? :)
Я тоже оригинальную JA2 так проходил, соло и нанимая местных.
Сейчас всегда создаю одного из IMP бойцов таким в память о этих solo прохождениях и стараюсь нанимать всех местных, включая Майка.
В 1.13 можно до 10 создавать, так что можно делать полноценную специализированную команду с новыми навыками:
шпиона, снайпера, пулеметчика, охотника, ковбоя, минометчика, каратиста и инженера/радиста с лидером/медиком в поддержку.
И в целом игра позволяет много role-play:Подбирать оружие - повстанцам советское, IAMовцам западные, вплоть до по национальностям.
Можно оставлять коридоры для прохода в секторах с окружением из ополчения, делать минные поля и устраивать бомбардировки проходящих отрядов радистом (вокруг Estoni хорошие болота для этого)Собрать бесшумного оружия, скрытного снаряжения, ночных прицелов и устраивать ночные вертолетные охоты за забредающими на внутреннюю территорию отрядами.
Целенаправленно бродить по секторам для охоты на кошек и собирать шкуры, клыки, когти, мясо на продажу.
В одном из прохождений на Wildfire картах захватил SAM сектор в Медуне, не захватывая остальные сектора, притащил кучу мешков с песком и устроил круговую оборону с пулеметными гнездами, подвозя аптечки, патроны, мины и гранаты вертолетом. Нападения со всех 4х сторон, по 40-60 противников, а при наличии радиста можно получать и до 4х артиллерийских ударов - были очень серьезные бои.
s-a-u-r-o-n
11.06.2023 10:30Кстати, полный исходный код игры был выпущен вместе с Wildfire в 2004 году. Предупреждаю, что он является в определённой мере спойлером.
nickolas059
11.06.2023 10:30Да, отличное было время! Ещё сразу вспомнил игру Z, середины 90х, роботы воевали. И великую Вангеры, безумно интересная от Буки!
Evgen_430
11.06.2023 10:30Я пару недель назад начал Baldurs Gate проходить в очередной раз. Ни разу до конца не дошел.
noker81
11.06.2023 10:30+1Раз в два года обязательно играю в эту игру. До конца никогда не доходил. =)
saboteur_kiev
11.06.2023 10:30+1Игра - хорошая реализация жанра, в котором сейчас вряд ли будут писать качественные продукты, ибо оно не востребовано массами.
Первая игра в этом жанре, которая была реализована уже очень неплохо, это Laser Squad на спектруме. И то, ходят слухи что это уже тоже не родоначальник, хотя я считаю что Laser Squad показал этот жанр с самой лучшей стороны. А потом уже пошли Jagged Alliance и UFO
Vsevo10d
11.06.2023 10:30+2Абуз сейвлоада уже упоминали.
Абуз заходов на локацию - для спавна доступна вся сторона тайла, поэтому если неохота/нет ресурса меситься - спавнишься в угол и тут же уходишь на соседний тайл. Так и ходишь по карте буквами Г.
Абуз прокачки - вкидываешь все в мудрость и сидишь в городе неделю, вкачиваешь меткость наемникам. Со взрывчаткой проще - все время ставишь и разряжаешь мину.
Постоянное дрочево ополчения в городах. Постоянное дрочево инвентаря - себя и любимчиков обмазываешь Компаундом-18 и лучшими прицелами, людям из MERC и Айре сбагриваешь всякое гавно.
Пытаешься успеть шмальнуть по петушманам, клюющим трупы. Сейвишься и эффектно взрываешь рандомные строения взрывчаткой, или скучиваешь наемников и устраиваешь в свободном режиме перестрелки между ними. Ездишь на грузовике мороженщика, ходишь в публичный дом, даешь порножурнал бомжа лесбиянке, за каким-то хреном играешь в фантастичном режиме с пердольными жуками, чтобы плюнуть и почти всю игру начать заново, ибо не вывозишь.
Когда игра задалбывает, думаешь как на том меме с шахтером и майнкрафтом: все, сейчас отдохну - и врубаешь второй фоллаут, ездишь на тачке, ходишь в публичный дом, дерешься с людьми и жуками.
Также благодаря этой игре рано узнал о типе людей, которые говорят: "Деньги возьму. Но делать ничего не стану".
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30Могу ошибаться, но эти какие-то из этих абузов вылечили то-ли патчами, то-ли в Wildfire.
Brenwen
11.06.2023 10:30+1До сих пор вспоминаю как шахту с жуками чистил: когда до королевы дошли всего один рожок к калашу остался на всю команду, убивал ее одиночными выстрелами, выпрыгивая из-за угла и успевая спрятаться на ее ход.
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30+1Я помню как работал рандом в прошлых версиях игры. Там при загрузке, шанс на совершения какого-либо действия не меняется. Поэтому если ты выстрелом не попал во врага, то при загрузке и попытке сделать это снова - ты опять не попадешь. Но я научился обходить эту проблему. Загружаешься и, к примеру, приседаешь или делаешь шаг в сторону, или еще что-то, чтобы последовательность действий изменилась. Так можно было сейвскамить в особо тяжелые моменты, вроде тех, о которых вы сказали. Правда в патче 1.13 появилась возможность выбрать новый решим, когда этим не нужно заниматься и при загрузке шанс попадания всегда будет случаен.
PS: помнится в Final Fantasy Tactics была похожая система (я имею ввиду загрузку на эмуляторе).
Brenwen
11.06.2023 10:30Тоже сейвскамил так, но уже после. Как узнал по эту особенность - играть стало неинтересно.
KReal
11.06.2023 10:30Имхо, это одна из лучших, если не лучшая, TBS. Есть у меня любимый стример, который всё время играет в X-COM, а эту игру игнорит) Если кто-то подкинет годный стрим по JA2, буду очень благодарен!)
anatolykern
11.06.2023 10:30+2Лично для меня - лучшая из подобных стратегий, на которые подсел еще со времен Laser Squad на ZX, потом уже были X-Com'ы и JA, но да, она требует уйму времени, так как серьезный бой может растянутся на час/два реального времени - оптимально на пенсии/в отпуске, обычное прохождение занимает 30-60 игровых дней и несколько месяцев реального времени.
Упомянутый save/load abuse лечится игрой на Iron Man, получается совершенно иной подход к игре. Тупой AI решается AI+ модом от SevenFM, ошибки оригинальных карт - картами от Wildfire или ArulcoRevisited. В AI+ и 1.13 очень много улучшений по части user interface и автоматизации рутинных действий.
siarheiblr
11.06.2023 10:30Странно, что про мод NightOps не упомянули. Куча нового оружия, новые квесты и наемники, вылеченный бред с невыпадающими трофеями, переработанные карты… Мне понравился куда больше, чем 1.13
OldfagGamer Автор
11.06.2023 10:30Я честно говоря сам в него не играл, только слышал. Поэтому и не вспомнил(
А что касается невыпадающих трофеев, то в патче 1.13 вроде как это пофиксили.
anatolykern
11.06.2023 10:30NightOps был хорош до релиза исходников и 1.13 stable...
А вообще, интересующимся модами стоит заглянуть на http://forum.ja2.su/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=ja2v113
Delsian
11.06.2023 10:30В те времена попал на зимовку в Антарктиду на полярную станцию без интернета, но с компами. За полярную ночь до конца и вдумчиво прошел ее и вторых космических рейнджеров. Причем практически без онлайновых подсказок.
SuperKozel
Удачи в прохождении без абуза save&load этой совершенно не сложной игры. На самом деле уровень сложности игры запредельный, особенно 1.13, которую советует автор. Мне кажется игру можно проходить годами, если сохраняться только между секторами. А боевка в игре довольно однообразная, и надоедает примерно к кульминация игры, и игру не спасает. А чёртов патч делает игру ещё более сложной, в том числе делая карты огромными и унылыми. Я бы себе из прошлого посоветовал переиграть классическую версию.
OldfagGamer Автор
Да, во многом с вами соглашусь. 1.13 хорош тем, что дает широкоформатку, исправляет многие проблемы игры, и позволяет более тонко настроить. В ванилу играть сейчас довольно тяжко, мне кажется. ИМХО
playnet
я столкнулся с тем, что днём видят сильно дальше чем стреляют, поэтому проходил ночами, а если взять персонажа со встроенной маскировкой, то половина противников или зарезается, или метательными ножами убирается.. "И, мгновенно и бесшумно... Отдала Тортилла ключик (с)"
правда, до конца не прошёл, уже не помню почему. Но в начале ночь + этот перс для меня были имбой без абузов записью
anatolykern
Да, настройки в current билдах 1.13 весьма на любителя. Любящим оригинальный JA2 стоит посмотреть Stracciatella, а пробовать 1.13 лучше с модами на базе 7609 stable build.
Arulco Revisited + AI + SDO с обязательным включением LOBOT графики - один из лучших вариантов для ностальгирующих.