На заре 1990-х годов в мире игровых консолей было всего два имени: Sega и Nintendo. Была конечно ещё Atari, но к тому моменту, выиграв спор по поводу прав на Тетрис, Nintendo оставила её далеко позади. И в то время никто не мог предвидеть, что компания по производству бытовой электроники с нулевым опытом в разработке видеоигр радикально изменит рынок так, что вскоре её имя станет де-факто нарицательным для домашних консолей. Более того, что её влияние навсегда изменит наше представление об играх.

PlayStation от Sony это не просто консоль. Это революция, положившая начало современной эпохе видеоигр. Действительно, для нескольких поколений подряд «PlayStation» подразумевался как общий термин для консолей в целом.

Это история о том, как началось наследие PS, ознаменовав рождение глобального игрового феномена, который изменил ландшафт развлечений.

Nintendo "+" & «vs» Sony


В конце 80-х, когда прошло почти 15 лет с момента выпуска самой первой игровой консоли от компании Magnavox, игровой мир был прочно зажат в 8-битном кулаке Nintendo. Sega ещё не проявила себя должным образом, а многие в Sony считали видеоигры причудой, а не индустрией, которой стоит заниматься.


К тому моменту, после краха рынка видеоигр в 1983 году, Nintendo восстановила индустрию с помощью Nintendo Entertainment System, быстро превратив её в доминирующую силу в сфере видеоигр. При разработке Super Nintendo Entertainment System, своей второй консоли на картридже, они подписали договор с Sony на поставку аудиопроцессора — Sony SPC700.

Пока Nintendo продолжала разрабатывать надстройки для SNES, в том числе недолговечный модем, выпущенный только в Японии, Sony сосредоточилась на своём основном технологическом бизнесе и в 1986 году вместе с Philips Electronics разработала новый тип CD-ROM, названный CD-ROM/ХА. Новый тип диска позволял одновременно воспроизводить сжатые аудио, видео, графику и данные. Благодаря этому, игры могли использовать более совершенную графику и звук, к которым можно было получить доступ с помощью файлов данных, находящихся на одном диске.

Узнав об этой популярной новой технологии и воспользовавшись существующими отношениями, Nintendo обратилась к Sony с предложением начать разработку дополнения CD-ROM к Super Nintendo, планируя сделать его первой консолью Nintendo на дисковой основе. До выпуска PlayStation консольные игры создавались в основном на картриджах, и производство этих картриджей было довольно дорогим и требовало длительных производственных циклов. Кроме того, для 3D- и полномасштабных видеоигр требовались большие файлы и технологии, поэтому помещение их в картридж стоило бы настолько дорого, что было бы невозможно получить прибыль.

Поэтому в 1988 году Sony и Nintendo объединили усилия для создания прототипа консоли на дисковой основе. Они назвали его «Nintendo Playstation», и владельцем этого продукта являлась Nintendo. Тогда это была мощная консоль: на ней можно было играть как с игровых картриджей, так и с компакт-дисков, а также слушать музыку и смотреть с её помощью фильмы. Всё шло хорошо для релиза, пока не возникла проблема.


Nintendo Playstation

К этому моменту у Nintendo было почти всё, что нужно. В дополнение к сделке, подписанной в 1988 году, Sony также предоставила основной аудиочип для Super NES на картридже. Чип, разработанный Кэном Кутараги, был ключевым элементом системы, но был спроектирован таким образом, чтобы сделать эффективную разработку возможной только с использованием дорогих инструментов разработки Sony.

Первоначально технология называлась Super Disc и должна была воспроизводить как картриджи SNES, так и компакт-диски, для которых Sony должна была быть «единственным мировым лицензиаром», как было указано в контракте. Тогда Nintendo грозила оказаться во власти Sony, которая могла производить свои собственные компакт-диски. Излишне говорить, что Nintendo начала волноваться.


Это и то, что Sony также сохранила за собой все права на чип, заставило руководителей Nintendo сомневаться в сделке. На международной конференции CES 1991 года Sony анонсировала Nintendo Playstation. На следующий день в Sony узнали, что Nintendo в одностороннем порядке разорвала отношения с ними. На пресс-конференции Nintendo объявили, что собираются выпустить свою следующую консоль, которая будет сотрудничать с Philips. Это был самый громкий спор в игровой индустрии того времени.

Тогда из-за нарушения контракта Nintendo не только столкнулась с юридическими последствиями со стороны Sony, но также могла навлечь на себя серьёзную негативную реакцию со стороны японского бизнес-сообщества. Nintendo нарушила неписаный закон, согласно которому японская компания не должна выступать против другой японской компании в пользу иностранной.

Генеральный директор Sony воспринял это как личное оскорбление. Sony обратилась к SEGA за партнёрством, но SEGA отклонила это предложение, поскольку разрабатывала свою игровую консоль Sega Saturn. Хотя это стало неудачей для гиганта электроники, Sony решила продолжить разработку технологии для создания собственной консоли.

PSOne


PlayStation во многом была детищем инженера Sony Computer Entertainment, ставшего позднее генеральным директором и председателем совета директоров, Кэна Кутараги. Интерес к видеоиграм у него появилась, когда он смотрел, как его дочь играла в игры на домашней консоли NES.

Идея Кутараги заключалась в том, чтобы создать машину, которая позволит простым людям пользоваться возможностями игровых автоматов, не выходя из дома. Это означало бы консоль с поддержкой 3D-графики. В то время это казалось настоящим квантовым скачком по сравнению с 2D-графикой Sega и Nintendo. Но хотя 3D-графика должна была стать тем, что могло бы продать консоль публике, секретным оружием Sony стало использование дешёвых компакт-дисков, а не дорогих картриджей. Эти блестящие пластиковые бублики убедили бы широкую игровую индустрию сделать ставку на PlayStation. По крайней мере, на это надеялась Sony.

Используя ту же технологию, разработанную для SNES, Sony начала работу над тем, что в конечном итоге стало PlayStation. И как только Nintendo узнала, что Sony использует технологию, разработанную ими в рамках партнёрства, Nintendo попыталась прекратить разработку системы, подав в суд на Sony. Дело было решено в пользу Sony, которой разрешили продолжить разработку. И сотрудники нового игрового подразделения Sony стремились дать бой своим соперникам-тяжеловесам.


«Отец PlayStation» Кутараги-сан

Кэн Кутараги запустил новую компанию под названием «Sony Computer Entertainment». 3 декабря 1994 года состоялся официальный выпуск PlayStation 1 (также известная как PSOne) в Японии. Sega Saturn была выпущена неделей ранее, и это стало большим провалом. А вот PlayStation стала хитом, потому что большинство её игр были в 3D. Геймерам понравились низкополигональные игры.

Первоначальная розничная стоимость составила 37 000 иен, или около 387 долларов. Программное обеспечение, доступное на момент запуска, включало King's Field, Crime Crackers и Ridge Racer. За консолью выстривались длинные очереди по всей Японии, и Sony назвала её самым важным продуктом со времен WalkMan в конце 1970-х годов. За первые 30 дней было продано более 300 000 единиц PlayStation.

На момент запуска также было доступно множество периферийных устройств, в том числе: карта памяти, соединительный кабель, мышь с ковриком для портов ПК, адаптер RFS, адаптер S-Video; и многоточечный блок. Также были доступны периферийные устройства сторонних производителей, в том числе Negcon от Namco.

Внешний вид PlayStation кардинально отличался от Saturn, который был бежевым (в Японии) и громоздким. PlayStation была тонкой, гладкой и серой, с революционным контроллером, который на годы опережал SNES-подобную панель Saturn. Новый джойстик PS обеспечил хорошое управление благодаря добавлению дополнительных двух кнопок на «плече», в результате чего в общей сложности стало восемь кнопок. Две расширенные рукоятки также добавили новый элемент контроля. Кэн Кутараги осознал важность контроля при работе с трёхмерными игровыми мирами.

PS1 была одной из первых консолей, способных воспроизводить 3D-изображение, а также, возможно, первой консолью на базе компакт-диска, которая действительно завоевала широкую глобальную популярность. Компакт-диски загружались гораздо медленнее, чем картриджи, но предлагали 700 МБ данных по сравнению с максимальными 64 МБ памяти, которые наблюдались в более поздних играх для N64. Это позволило разработчикам PS1 втиснуть в свои игры массу внутриигрового контента.

В основе консоли был 33-мегагерцовый RISC-процессор и графический процессор, разработанный Toshiba, а также другие элементы для высококачественного звука и видео. Как ни странно, в консоли не было специального 2D-процессора, в результате чего некоторые 2D-игры выглядели лучше на конкурирующих платформах того времени (например, Sega Saturn).


В основе 3D-возможностей PlayStation лежал процессор R3000, работающий на частоте 33 МГц и 30 MIPS (миллионы инструкций в секунду). Хотя это может показаться довольно средним для процессора RISC, реальную мощность обеспечивает дополнительный специальный чип PlayStation, разработанный Кэном Кутараги. Процессор в значительной степени зависит от чипа VLSI Kutaragi, обеспечивающего скорость, необходимую для быстрой обработки сложной 3D-графики.

ЦП поддерживается графическим процессором (GPU), который обрабатывает все данные от ЦП и передаёт результаты в 1024 КБ двухпортовой видеопамяти, которая хранит текущий буфер кадров и позволяет отображать изображение на экране. Часть этой картинки включает в себя добавление специальных эффектов, таких как прозрачность и туман, в чем PlayStation была превосходна. Это должна была быть самая впечатляющая демонстрация оборудования, которую когда-либо видел мир домашних игр на тот момент.

PlayStation могла воспроизводить не только официальную игру системы, но и музыкальные компакт-диски, а позже (с адаптером) видео компакт-диски, которые были предшественниками DVD. Это сделало её не только самой мощной, но и самой универсальной системой своего времени.

К середине 1995 года Sony твёрдо нацелилась на Соединенные Штаты. Компания Sony Computer Entertainment of America была создана и расположена в Фостер-Сити, штат Калифорния, в самом сердце Силиконовой долины. Выставка Electronic Entertainment Expo (E3) проходила в Лос-Анджелесе с 11 по 13 мая 1995 года и стала первым реальным взглядом на PlayStation в США. Sony произвела огромное впечатление на выставке своим стендом стоимостью 4 миллиона долларов и неожиданным появлением Майкла Джексона. PS определённо стал изюминкой шоу, опередив Saturn от Sega и смехотворный Virtual Boy от Nintendo.


Выставка E3

PlayStation была запущена в США 9 сентября 1995 года и имела мгновенный успех. Хотя её розничная цена составляла 299 долларов, это всё равно было на 100 долларов меньше, чем у Sega Saturn. На момент запуска уже было продано более 100 000 единиц и было доступно 17 игр. В магазинах по всей стране сообщалось о распродажах, а также было распродано множество игр и периферийных устройств, включая контроллеры и карты памяти. За 4 месяца в США было продано 800 000 консолей. Это стало шоком для игровой индустрии, потому что даже Apple не смогла выпустить игровую консоль, а Sony, впервые в истории, выпустила консоль, которая оказалась мегауспешной.

В том же 1995 году Nintendo разорвала отношения с Philips и выпустила собственную игровую 3D-консоль Nintendo 64. Но так как Nintendo по-прежнему придерживалась формата картриджей, это неизбежно привело к краху. У N64 была своя библиотека игр, и хотя некоторые из этих игр считались лучшими играми того времени, включая Goldeneye 007, их просто было недостаточно, чтобы конкурировать с PlayStation.

Первоначальная маркетинговая стратегия Sony была нацелена на более старшую аудиторию, чем аудитория Nintendo в возрасте от 8 до 16 лет. Благодаря слогану «U R Not E» («Вы не готовы») и 40 миллионам долларов, потраченным на маркетинг, Sony быстро стала позиционировать себя как лидера рынка. Чтобы ещё больше укрепить свою позицию, Sony спонсировала церемонию вручения наград MTV Music Awards 1995 года.

До выхода на рынок США Sony продала более миллиона PlayStation только в Японии. С момента запуска в США, по состоянию на конец 1996 года, PlayStation было продано более 7 миллионов единиц по всему миру, из которых около двух миллионов приходится на США. В мае 1996 года Sony снизила цену на PlayStation до 199 долларов, а к концу 1996 года было доступно уже 200 игр, что сделало консоль ещё более привлекательной для покупки.


Даже после того, как Sony выпустила PlayStation 2 в 2000 году, компания продолжала поддерживать оригинальную PlayStation, поощряя разработчиков продолжать публикацию и разработку системы. В 2006 году Sony прекратила производство оригинальной PlayStation, проданной общим тиражом 102 миллиона единиц.

Сегодня термин PSOne (или PlayStation One) расширился и теперь используется не только для обновленной модели, но и для оригинальной консоли PlayStation. В то время как игры стали визуально более продвинутыми, а элементы управления стали более чёткими, PSOne познакомила геймеров с трёхмерным миром игр и с революцией CD-ROM в мире игр.

Союзники и победы


В самом начале у Sony были амбициозные планы по созданию одной из первых потребительских консольных систем на базе 3D-дисков, но была одна небольшая проблема. В отличие от Nintendo, SEGA и даже Atari, у них не было собственной студии разработки игр. Обычно производитель игровой консоли выпускает собственные игры для своих систем. В первую очередь потому, что производство консолей обходится очень дорого, а без игр невозможно было бы получить значительную прибыль.

А у Sony вообще не было опыта создания видеоигр. В штате не было ни одного человека, который мог бы соперничать с разработчиками-суперзвёздами, такими как Сигэру Миямото из Nintendo или Юдзи Нака из Sega. Но у Sony было партнёрство с Namco, ответственную за Tekken и Ridge Racer. Люди выстраивались в очереди, чтобы бросить монету в 100 иен в игровой автомат и сыграть три минуты в эти игры.

Не желая в конечном итоге стать такими, как Atari или 3DO, Sony приступила к поиску сторонних разработчиков, собрав впечатляющие 250 разработчиков только в Японии. Sony также знала, что для успеха ей необходимо заручиться поддержкой миллионов любителей аркадных игр. Участие Namco, Konami и Williams помогло гарантировать, что Sony сможет конкурировать с Sega, разбирающейся в игровых автоматах, на её собственной территории. Ridge Racer от Namco была естественным выбором в качестве флагманской игры для запуска, а Mortal Kombat III от Williams, ранее обещанная Nintendo для их Ultra 64, могла быть протестирована на игровых автоматах с использованием новой платы PS-X.


Первоначально Sony полагалась только на стороннюю разработку, что совершенно отличалось от подхода Nintendo и Sega к ведению бизнеса. Но компания знала, что собственная разработка будет иметь жизненно важное значение для её долгосрочного успеха. Sony нужен был собственный разработчик.

Sony купила европейскую студию Psygnosis в 1993 году за 48 миллионов долларов. Хотя эта покупка в то время многих смутила, вызвав громкие протесты как со стороны скептиков, так и конкурентов, с тех пор Psygnosis доказала их неправоту. Студия разработала Wipeout и Destruction Derby, одни из лучших игр для PlayStation. И вместе с базирующейся в Токио Japan Studio, Psygnosis сформировала первый строительный блок того, что впоследствии станет SCE Worldwide Studios – более известная сегодня как просто PlayStation Studios, где родятся God of War и The Last of Us.

Однако для создания PlayStation требовалось нечто большее, чем просто консоль и игры. Нужен был бренд, индивидуальность. И это должны были создавать люди, которые понимали, что консоль — это не только пластиковая коробка с кремниевыми чипами. Команда Sony рассматривала PlayStation не как физическую консоль, подключённую к телевизору, а как образ жизни. Как и музыка, игры имели свою культуру, эстетику и индивидуальность. И идентичность PlayStation совершенно не собиралась совпадать с детским имиджем, спроектированным Nintendo.

Sony пришлось доказать, что PlayStation — это место, где можно найти не только качество, но и впечатления, которые невозможно получить больше нигде. Благодаря более дешёвому формату компакт-дисков она смогла побудить разработчиков идти на смелый творческий риск и экспериментировать за пределами устоявшихся жанров. Таким образом, PlayStation быстро стала домом для некоторых из самых инновационных игровых творений.

PlayStation и Sony стали предлагать не только разнообразный контент, но и фактически создавать новые жанры. Сделать игры тем, чем они не были до этого. В то время, на заре, это были файтинги, гонки и ролевые игры. Это были ключевые категории. Им был нужен главный герой, талисман. У Nintendo был Марио, у Sega — Соник. Для Sony таким героем стал Crash Bandicoot.


Crash Bandicoot показал, что PlayStation по-другому смотрит на устоявшиеся основные продукты видеоигр. Но другие разработчики Sony исследовали неизведанную территорию. В то время как Sega Genesis и Super Nintendo процветали на платформерах и файтингах, некоторые из самых больших успехов PlayStation были связаны с приключениями и хоррорами.

Biohazard, также известная как Resident Evil, была первой игрой, вышедшей с наклейкой «откровенный контент». И, конечно же, ничто не помогает продать игру быстрее, чем правительственный ярлык, говорящий, что вам не следует в неё играть.


А одним из лучших примеров, где игровая механика отличается и представляет собой настоящий прорыв в истории видеоигр, стал Tomb Raider.


Однако, возможно, самым важным шагом Sony было убедить самого плодовитого японского разработчика ролевых игр позабыть почти десятилетнюю лояльность к Nintendo и перенести свою самую амбициозную игру на PlayStation. Для парней из Sony убедить Square выпустить Final Fantasy VII на PlayStation было огромным достижением.


Final Fantasy VII стала второй по величине игрой для PlayStation на тот момент, было продано более 10 миллионов копий. Но, демонстрируя разнообразие библиотеки PlayStation, Final Fantasy полностью контрастировала с самой продаваемой игрой для PlayStation 1: Gran Turismo. Разработанный собственной японской студией Sony, это был гоночный симулятор, подобного которому ещё никогда не видели за пределами игровых автоматов. На сегодняшний день продано почти 11 миллионов копий.

Достижения Sony как в технологиях, так и в бизнес-стратегии вывели игровую индустрию на новый уровень динамичности и разнообразия. К 1999 году компания захватила ошеломляющие 60% американского рынка видеоигр. Это был безоговорочный король консолей пятого поколения. Её позиции были настолько сильны, что она легко выдержала конкуренцию со стороны нового, более продвинутого Dreamcast от Sega.

Новые соперники и вызовы


Но PlayStation 1 не могла существовать вечно. В преддверии нового тысячелетия, вооружившись всем своим новым опытом, Sony приступила к реализации планов по выпуску преемницы консоли. Несмотря на успех первой PlayStation, некоторые руководители Sony не считали появление преемника гарантированной победой. В 1999 году, когда Кутараги планировал PlayStation 2, его уговорили встретиться с Биллом Гейтсом.

На встрече, которая произошла тайно в мае 1999 года, согласно отчёту The Wall Street Journal за 2002 год, команды Sony и Microsoft вместе обсуждали возможности запуска игровой онлайн-консоли. Согласно отчёту, компании встретились как минимум ещё раз в июле 1999 года, но переговоры вскоре закончились. Подробности о встречах скудны: The Wall Street Journal сообщает, что ни Гейтс, ни Кутараги не стали комментировать, почему они не смогли договориться. И в Sony вернулись к разработке PS2.


Идея PlayStation 2 была проста: сделать как с PSOne, только лучше. Несмотря на трудности, оригинальная PlayStation представляла собой хороший проект. Новая консоль должна была продвинуть технологию вперёд таким образом, чтобы фундаментально изменить возможности, доступные как разработчикам, так и игрокам. Для PlayStation это был CD-ROM. Для PlayStation 2 это был DVD. Подобно тому, как компакт-диски позволяли разработчикам выйти за пределы картриджей, DVD давали возможность создавать гораздо более амбициозные игры. Так начался путь к огромным кинематографическим экшн-играм, которые сегодня определяют PlayStation.

Повествование остаётся основной фишкой PlayStation. Эволюция от DVD к Blu-Ray и SSD привела к расширению сюжетных амбиций Sony. Сегодня PS5 считается эталоном кинематографических однопользовательских игр. Фактически, именно этим она исключительно и известна. В отличие от диких и экспериментальных дней оригинальной PlayStation, современная Sony гораздо более осторожна и не склонна к риску.

В 2001 году, всего через несколько дней после того, как Sony выпустила PlayStation 2, Microsoft анонсировала собственную игровую консоль — Xbox. Две компании начали ожесточенное соперничество друг с другом за доминирование на рынке консолей. Но это уже совсем другая история.

За последние 30 лет неудачное партнерство Sony с Nintendo стало большой главой в истории игровой индустрии. Можно строить гипотетические сценарии, что было бы, если бы партнёрство всё же было удачным. Интересный факт: единственная консоль Nintendo PlayStation была продана за 360 000 долларов в 2020 году.

Можно строить догадки о том, какие продукты появились бы от сотрудничества Sony с Sega или Microsoft. Была бы какая-либо из этих коллабораций плодотворной или нет, на самом деле невозможно узнать. Но 30 лет и 1,5 миллиарда проданных консолей спустя можно с уверенностью сказать, что решение Sony действовать в одиночку было правильным и привело к оглушительному успеху.


PlayStation навсегда изменила видеоигры. И мы играем в её игры в её мире.



Читайте также:


Комментарии (33)


  1. LeToan
    17.12.2023 08:43

    На заре 90-х игроков на рынке было гораздо больше 2-х, больше чем сейчас.


  1. Arkasha
    17.12.2023 08:43

    Я бы сказал, что все консоли проиграли ПК, ведь делаются они на железе и ПО ПК. От приставок остались по сути огороженные огороды, в т.ч. "эксклюзивы", которыми должны заниматься антимонопольные службы, и кастомные контроллеры, которых и под ПК навалом. Даже про оптмизацию про конкретное железо приставки уже нельзя ничего утверждать.


    1. Barnaby
      17.12.2023 08:43

      В свиче и квесте не пк-железо.


      1. buldo
        17.12.2023 08:43

        Да, но в свиче и квесте железо не уникальное.


        1. Barnaby
          17.12.2023 08:43

          Вроде в свиче уникальное, специально под него адаптировали. В квесте не уникальное, но адаптированное под вр.


          1. buldo
            17.12.2023 08:43

            Ну в любом случае там tegra. IMHO если и есть адаптация, то уровня того, что делает AMD для Sony и MS


    1. 13werwolf13
      17.12.2023 08:43

      в т.ч. "эксклюзивы"

      всегда забавляло как лень разработчика пытаются оправдать некой эксклюзивностью. что-то я не видел чтобы разработчики которые делают игры только под ПК писали "ЭКСКЛЮЗИВНО ДЛЯ ШИНДАВЗ!".


      1. K0styan
        17.12.2023 08:43

        Разработчику эксклюзивность нафиг не нужна, ему чем больше продаж - тем лучше. Эксклюзивность проталкивают именно владельцы платформ. Когда финансово, обещая более высокие роялти, когда просто за счёт обладания правами на бренд.


        1. 13werwolf13
          17.12.2023 08:43

          первопричина то очевидно, я про итог, то что видит потребитель.


          1. K0styan
            17.12.2023 08:43

            Потребитель видит то, что чтобы поиграть в новые игры понравившихся линеек, приходится обновляться в рамках платформы. Лень он не видит.


  1. eton65
    17.12.2023 08:43

    Ну то есть японский суд просто встал на сторону своего лидера в электронной индустрии, чтобы бизнес не ушел "за кордон". Вот и вся история успеха.


    1. qw1
      17.12.2023 08:43

      Нельзя сказать, что подсуживали "своим", потому что судились 2 японских компании.
      То есть, Nintendo могла бы попытаться посудиться и в другой стране, если бы "бизнес ушёл".
      Тут скорее антимонопольная история. Решение в пользу того, чтобы увеличить количество игроков.


  1. shiru8bit
    17.12.2023 08:43

    с революционным контроллером, который на годы опережал SNES-подобную панель Saturn.

    Ну наверное любой человек, видевший джойстики Saturn и PS1, понимает, что джойстик PS1 - это именно что SNES-подобная панель с двойными шифтами и выступами-рукоятками, а джойстик Saturn не имеет с ними совершенно ничего общего.


  1. Zara6502
    17.12.2023 08:43

    Пардон конечно, но статья попахивает фанатизмом без намёка на объективность.

    Действительно, для нескольких поколений подряд «PlayStation» подразумевался как общий термин для консолей в целом

    Ну не знаю, никогда не считал PS выдающейся консолью и тем более никогда не слышал чтобы PS была словом нарицательным.

    их просто было недостаточно, чтобы конкурировать с PlayStation

    Мне очень сложно оценить что именно было успешным для первой PS, скорее всего выбор самих игр, меня поправят, но видимо там были какие-то файтинги и спортивные игры? Всё что я видел на ютубе как по картинке так и по геймплею уступает Sega Mega Drive, но я тут необъективен просто потому что не люблю 3D на раннем этапе становления.

    Для Sony таким героем стал Crash Bandicoot

    Я точно не в теме ) Впервые слышу про такое.

    Геймерам понравились низкополигональные игры.

    Вот эту фишку я и не понимаю, вместо красивого пиксель-арта набор треугольников...

    с революционным контроллером

    побойтесь бога, что же в нём революционное? приделали две ручки к геймпаду SNES. Ну и моё мнение - геймпад XBOX 360 и последующие - лучшие геймпады.

    Ну не знаю, субъективненько как-то, особенно заголовок, а можно дату озвучить когда сони стала победителем?


    1. qw1
      17.12.2023 08:43

      никогда не считал PS выдающейся консолью

      До айфонов это был самый продаваемый гаджет в мире.

      скорее всего выбор самих игр, меня поправят, но видимо там были какие-то файтинги и спортивные игры

      В статье об этом написано. Sony принесла на консоли не просто логику беги-стреляй, а сюжет и кинематографичность.

      не понимаю, вместо красивого пиксель-арта набор треугольников

      Понимаю, вспоминая как все восхищались на ZX-Spectrum проволочной графикой Elite, или 3d-движком с текстурированием в Total Eclipse, хотя выдавал он наверное 0.2-0.5 FPS. Пиксели в 2d-платформерах конечно красивые, но из них было выжато всё возможное, хотелось нового игрового опыта.

      Ну и моё мнение - геймпад XBOX 360 и последующие - лучшие

      Это сколько лет прошло. Да и геймпад 360 просто развитие DualShock.


      1. Zara6502
        17.12.2023 08:43

        До айфонов это был самый продаваемый гаджет в мире

        Гаджет? Если вы про PS Vita или PSP, то это абсолютно другие устройства и конечно на любителя портативок. Ну и PSP никогда не была именем нарицательным где бы то ни было.

        Sony принесла на консоли не просто логику беги-стреляй, а сюжет и кинематографичность.

        Не спорю.

        вспоминая как все восхищались на ZX-Spectrum проволочной графикой Elite

        не помню чтобы кто-то восхищался там графикой, мне кажется там как раз больше про новый игровой опыт.

        Пиксели в 2d-платформерах конечно красивые, но из них было выжато всё возможное, хотелось нового игрового опыта.

        Мне кажется это разные аспекты, игровой опыт возможен при скудных графических качествах и наоборот, графика совсем не обязательно показатель чего-то качественного. Ну а любители разрешений и раскрытия видеокарт до сих пор с лупой высматривают пиксели и им всё мало и мало. Это крайности.

        Starcraft, Diablo, Fallout, Baldur's Gate, Torment, Heroes 3, Transport Tycoon Deluxe и т.п. - это всё пиксельные игры без 3D в которые играют до сих пор и выглядят они отлично спустя 20-25 лет. Несомненно пикселями сложно реализовать полноценную 3D сцену без определенных ограничений как в Doom, Hexen, хотя software render жил довольно долго и в 3D в том же Quake, Descent, Carmageddon и др. Так что вот прям лютой необходимости в двух треугольниках догоняющих третий я не вижу.

        Это сколько лет прошло

        Лет от чего и до чего?

        Да и геймпад 360 просто развитие DualShock

        Ну вот как-то так получилось, что это "просто развитие" куда более удобным получилось. Несомненно вкусовщина, но если бы в мире был только дуалшок, то я бы купил какой-нить Genius, а не его. Да и в целом все геймпады для левшей и просто мрак )


        1. qw1
          17.12.2023 08:43

          Гаджет? Если вы про PS Vita или PSP

          Я держал в уме PS2, когда писал это. Ошеломительные продажи для бытового электронного устройства. Возможно, какой-нибудь пылесос или кофеварка обошла бы её. Поэтому я написал "Гаджет". Хотя, это слово вероятно ассоциируется с мобильным устройством. Наверное, уместнее было написать "развлекательное устройство".

          Мне кажется это разные аспекты, игровой опыт возможен при скудных графических качествах и наоборот, графика совсем не обязательно показатель чего-то качественного. Ну а любители разрешений и раскрытия видеокарт до сих пор с лупой высматривают пиксели

          Видимо, вы нашли аргумент в защиту низкополигональный графики на консолях тех поколений )))

          Starcraft, Diablo, Fallout, Baldur's Gate, Torment, Heroes 3, Transport Tycoon Deluxe и т.п. - это всё пиксельные

          Это всё компьютерные игры. Консольщики могли о них только мечтать.
          Когда им дали low-poly 3D, это было что-то совершенно новое после задолбавших одинаковых клонов "Контры", "Соника супер-ёжика" и "Golden Axe", вот они и восприняли это с воодушевлением.

          Несомненно вкусовщина, но если бы в мире был только дуалшок, то я бы купил какой-нить Genius

          Загуглил, что делает Genius - у него есть клоны как dualshock, так и 360-го.
          Весь спор только в расположении левого стика? Моё эстетическое чувство коробится от несимметричности 360-го. Microsoft видимо был вынужден поменять левый стик и D-Pad местами, чтобы не нарваться на иск. Пример, когда ради обхода патентов надо уродовать продукт.

          Да и в целом все геймпады для левшей и просто мрак

          Как по мне, геймпады хороши для ориентирования в 2d-пространстве (бит-ем апы, файтинги, платформеры). Правой рукой выполняются все действия, а левой - навигация, т.е. левая - вспомогательная, требующая меньшей реакции. А вот где "просто мрак" - это попытка натянуть управление геймпадом на 3d-пространство (что шутеры, что экшены от 3-го лица). После мыши, на геймпаде чувствую себя инвалидом.


          1. shiru8bit
            17.12.2023 08:43

            Microsoft видимо был вынужден поменять левый стик и D-Pad местами, чтобы не нарваться на иск.

            Чтобы понять, зачем поменяли местами стик и D-Pad, достаточно один раз поиграть в любую современную игру. Стик в большинстве основной элемент управления, перемещающий персонажа, D-Pad - переключатель второстепенных функций, типа выбора оружия. Такая конфигурация просто значительно удобнее любых других.


          1. Zara6502
            17.12.2023 08:43

            Видимо, вы нашли аргумент в защиту низкополигональный графики на консолях тех поколений

            Отчасти. Так как в PS я не вижу ни графики ни игр. Ну вот такой я странный.

            Это всё компьютерные игры. Консольщики могли о них только мечтать

            Учитывая насколько дороги приставки как и игры на них, то очень странно купить приставку и мечтать о ПК. И мы сейчас в этом контексте обсуждаем не игры для ПК или консолей, а то что пиксельная графика до сих пор является отличным инструментом для реализации. И именно в этом контексте кривые и косые игры PS1 мне никогда ни были интересны.

            Когда им дали low-poly 3D, это было что-то совершенно новое

            Да бросьте, low-poly уже было лет как 10, если не больше и особо никого не интересовало так, чтобы до истерики.

            после задолбавших одинаковых клонов "Контры", "Соника супер-ёжика" и "Golden Axe", вот они и восприняли это с воодушевлением.

            Вы так говорите, словно потребитель это скучающий индивид задолбавшийся контрой. Не сомневаюсь что и такие есть, но зачем играть в игры которые тебе не нравятся? А если тебе нравится соник или марио (мне нет), то ты его будешь играть и в 2023 году (говорят сейчас там что-то новенькое про Марио вышло, у всех истерика).

            Загуглил, что делает Genius - у него есть клоны как dualshock, так и 360-го

            Ну в этом и смысл моих слов, что мне будет интереснее купить что-то, что не является дуалшоком.

            Весь спор только в расположении левого стика?

            Начнём с констант, которые позволят понять моё отношение к геймпадам в целом - я их не люблю и они безумно неудобные и неэргономичные, создают проблемы с запястьем. И после этой константы я утверждаю, что сама конструкция дуалшока сильно хуже 360-го. Как говорил ранее они сделаны для левшей. Расположение левого стика лично для меня удобнее у 360-го, но это сильно зависит от тех игр, в которые приходится играть. Просто конструкция 360-го нивелирует часть недостатков геймпадов в целом из-за разного хвата рук.

            Моё эстетическое чувство коробится от несимметричности 360-го

            Абсолютно все устройства несимметричные.

            Microsoft видимо был вынужден поменять левый стик и D-Pad местами, чтобы не нарваться на иск

            Может и так, но решение было удачным.

            Пример, когда ради обхода патентов надо уродовать продукт

            Без комментариев )

            Как по мне, геймпады хороши для ориентирования в 2d-пространстве (бит-ем апы, файтинги, платформеры)

            Джойстик для управления, кнопка для выстрела. То как всё реализовано в геймпаде не позволяет делать все движения точно, идёт допуск и погрешность. Что в большинстве игр влияет на качество игры. Разработчики игр стараются это компенсировать, у многих неплохо получается.

            Правой рукой выполняются все действия

            Правая рука у вас долбит кнопки, что весьма странно, эти действия логичнее отдать неосновной руке.

            а левой - навигация, т.е. левая - вспомогательная, требующая меньшей реакции

            Не знаю о какой реакции речь в навигации и что такое навигация у вас. Но левой рукой предлагается управлять, а так как мелкая моторика у левой руки хуже для правши, то мы вынуждены учить ее. Я за 20 лет редких игр особо не научился пользоваться левой рукой так же хорошо как правой, поэтому для меня игра дискомфортна.

            А вот где "просто мрак" - это попытка натянуть управление геймпадом на 3d-пространство

            Ну тут зависит от игры, например Lara Croft бегается и прыгается отлично, пока дело не доходит до перестрелок. Например в сцене где нужно убить медведя я вообще не представляю как разработчики планировали чтобы человек всё сделал на геймпаде. Я на ПК играю на геймпаде в SnowRunner (MudRunner), Graveyard Keeper, The Long Dark, XCOM, в этих играх геймпад весьма к месту, а например через эмулятор играл в Zelda, там конечно 80% беготни, а вот как только боёвка, то всё печально, такое ощущение что я не удовольствие сел получать а вести великую борьбу с техникой. Чтобы биться реально хорошо, там приходится по 50 кнопок давить в определенной последовательности, что абсолютно не приносит удовольствия, так как вместо погружения в игру у меня на столе тетрадка со списком всех комбинаций, а если пару недель не поиграть, то приплыли, уровни у всех огромные, от тебя нужны какие-то выкрутасы, а ты как снова не первом уровне.

            Как по мне - геймпад как минимум должен быть симметричным с возможность выбора - левша/правша. Оптимальна модульная конструкция, чтобы можно было стики и крестовину и кнопки переставлять, а в самой игре переназначать.

            Может будет желание как-то напишу статью с картинками почему современные геймпады это отстой.


            1. qw1
              17.12.2023 08:43

              Как по мне, невозможно исправить геймпад для игры в 3d-пространстве или для игр point-and-click (стратегии и т.п.)
              У него неизлечимая болезнь - невозможность 1 движением переместить курсор в нужное место, как это делается мышью. Или повернуться строго на 122°. Нет, нужно нажать стик поворота в нужную сторону и сидеть смотреть, как поворачивается камера. Ужасно скучно.


              1. Zara6502
                17.12.2023 08:43

                Точность геймпада и мыши конечно различается, так как различаются сами принципы позиционирования. Но в целом вы и мышью не можете повернуться на 122 градуса. Вы вынуждены двигать мышь до тех пор, пока не совместите изображение с нужным положением на экране и чем резче вы двигаете мышь, тем менее точным будет результат.


  1. 13werwolf13
    17.12.2023 08:43

    никогда не понимал игровые приставки, для меня это сомнительного качества железка которая делает то же самое что рядом стоящий комп (при том что комп умеет сильно больше). но буквально пару месяцев назад мне задонатили плойку (4, не прошка).
    тут должны быть восхваления и рассказ о том как я понял что ошибался, но их не будет. плойка это лютый кал ИМХО. она даже с просмотром фильмов справляется с трудом (при том что умный plex конвертирует на стороне сервера фильм в тот формат который плойке ближе и роднее). "божественные" эксклюзивы игр оказались мне совершенно не интересны, играть геймпадом а не клавомышью за эти пару месяцев я так и не привык.. в общем так и не понял в чём восхваления (чёрт возьми, да даже облачные сохранения которые в том же steam бесплатно доступны всем тут стоят денег и внезапно имеют срок годности (мои протухли и пропали)).
    а как вам факт что чтобы подключить наушники нужно купить отдельный блютуз свисток (при наличии блютуза на борту) только чтобы выяснить что подключатся не любые наушники а только одна можель (довольно паршивая на фоне кучи других моделей того же сони)?
    но могу сказать и немного позитивного:
    1) да я отценил что она тихая
    2) отценил что даже с не самым лучшим hdd игры грузятся шустро
    3) отценил что она может сама просыпаться, одновлять игры и снова засыпать что даёт мне возможность в любое время открыв игру на только что включённой приставке увидеть свежий билд
    возможно взломав плойку можно получить куда более приятный экспириенс, но хватит с меня того что телевизоры и телефоны с магазина шить приходится, от плойки я ожидал работоспособности из коробки.

    имхо минусов больше чем плюсов, и минусы весомее чем плюсы.


    1. joker2k1
      17.12.2023 08:43

      Странный комент от человека, которому ничего не нравится, и поэтому плойка говно. Я вот помидоры не люблю, это не значит что они говно.

      Плойка хорошая вещь, но для своей ниши. Когда тебе не нужны все эти компы с их драйверами, вирусами, хакерами, читерами, кучей настроек и прочего, что вы выдаете за плюсы. Плойка это пришел после работы - и есть часик поиграть с другом по сети. А не трахаться пол-ночи перечитывая весь интернет, почему у тебя 10fps, а ты даже и не понимаешь что такое драйвера.
      Джойстик удобный, если привыкнуть к нему, игры классные на огромном телевизоре в кресле, а не сгорбившись за столом над мышкой и клавой. Наушники через телевизор. Игры 99% пойдут в лучшем качестве, которое возможно, не будут тормозить и глючить, в сетевых играх не будет читеров.
      Playstaion 5 - топ за свои деньги, если понимать для чего она создана, и как ее использовать. А не пытаться на ней майнить биткоин и говорить что она полное говно и не майнит ничего. В мире много вещей, которые вам не подходят, это не значит что они плохие. Просто вы не видите плюсы там, где они очевидны для других.


      1. 13werwolf13
        17.12.2023 08:43

        А не трахаться пол-ночи перечитывая весь интернет, почему у тебя 10fps, а ты даже и не понимаешь что такое драйвера

        ух ты, человек пишет к нам в 2023 прямо из 2000. в 2023 уже даже винда не требует руками драйвера трогать, что уж говорить о более адекватных операционках.

        игры классные на огромном телевизоре в кресле, а не сгорбившись за столом над мышкой и клавой

        вообще не понял о чём речь, в чём разница пк подключенного к телеку от плойки подключенной к телеку? и к слову геймпад от плойки подключенный к компу ничем не хуже подключенного к плойке (и да, с дровами в нашем 2023 не надо сношаться, всё работает из коробки).

        Игры 99% пойдут в лучшем качестве, которое возможно

        вы забыли продолжить, я сделаю это за вас "в лучшем качестве которое возможно для плойки", и уж простите, не знаю что там в 5той, но 4ка отстаёт даже учитывая свой возраст, в моём пк видеокарта такое же дремучее гуано как и 4 плойка, да ещё и далеко не из топовых, но картинка на том же телеке выглядит сильно приятнее.

        Просто вы не видите плюсы там, где они очевидны для других.

        спасибо КО. очевидно что я говорил про плюсы и минусы ДЛЯ СЕБЯ, я ж не пытался убедить вас что плойка не подходит вам, я говорил почему она не подходит МНЕ. а вы как и большинство хабраюзеров придумали какой-то свой смысл чужим словам лишь бы поспорить.

        P.S.: а помидоры я тоже не люблю


        1. Plovchik
          17.12.2023 08:43

          Это очень странно сравнивать игровую приставку с возможностями компа. Еще более странней сравнивать приставку 2013 года с современным компом из 2023.

          Как человек у которого есть игровой комп и плойка (была 4я, сейчас 5я) скажу, что если цель поиграть в игрушки то плойка лучший выбор, особенно если речь идет об одиночных компаниях. А "на двоих" игры так вообще с особенным удовольствием идут. (It takes two, Human fall flat, Heavenly bodies и проч.) Комп мне такого опыта предложить не может. Как и джойстика с рацией, вибрацией и курками. Наушники подключаю через провод в джойстик. Все работает. БОльшую часть времени играю с плойки, потому что комфорт, потому что всё за 5 сек включается, подключается, работает. Купил плойку и минимум 5 лет не паришься на счет железа. Потом вышло что то новое, свое старое продал чуть добавил и купил новое. Это удобно. Что вымогает в сони, так это то что у них до сих пор нет никакой нормальной связи с другими сервисами, кроме стриминга. Ну хочу например я скрин скинуть в ТГ или инсту, да или просто хотя бы на почту. Фиг говорит мне сони. Не так просто)

          Но если конечно хочешь в кс, дотку, poe, какую нибудь ММО где тысяча вкладок-гайдов + дискорд + все настройки крутишь на минимум чтобы фпс не проседал, то лучше конечно комп. Тут комп комп однозначно незаменим. Еще огромный плюс что можно практически во все бесплатно играть, но это уже совсем другая история)


          1. 13werwolf13
            17.12.2023 08:43

            ну вот как бы да. вкусовщина во многом
            например:

            Наушники подключаю через провод в джойстик.

            я устал от проводных наушников, и меня дико удивляет что наушники WH-1000XM4 сделаные sony нельзя подключить к PlayStation сделанной той же sony.

            да и

            потому что всё за 5 сек включается

            лично я уже забыл когда последний раз выключал комп, он нужен так часто что выключать его просто нет смысла, на ноутбуке всегда hybrid-sleep а комп даже в ждущий не уходит, просто пашет 24/7.

            Ну хочу например я скрин скинуть в ТГ или инсту, да или просто хотя бы на почту. Фиг говорит мне сони. Не так просто

            ладно скрин кинуть, я даже созвониться с теми с кем играю не могу, особенно если не все с кем играю играют с плойки (и к слову многие кооперативные игры не позволяют играть между пк и плойкой в одной сессии что для меня тоже дико странно)

            Но если конечно хочешь в кс, дотку, poe, какую нибудь ММО где тысяча вкладок-гайдов + дискорд + все настройки крутишь на минимум чтобы фпс не проседал, то лучше конечно комп.

            к слову многих игр которые мне очень нравятся на плойку просто нет, Dwarf Fortress, Songs of syx, да даже простенькой Timberborn. а вот PoE как раз есть.

            Еще огромный плюс что можно практически во все бесплатно играть, но это уже совсем другая история

            к слову мой хороший знакомый который помогал мне влиться в ряды сонибоев, пускай и безуспешно, из тех кто и на плойке играет бесплатно, но он предпочитает сингловые игры, а мультиплеер для пиратов на сони закрыт как я понял. и в общем-то я против пиратства, но тут даже я осуждать не стал ибо это выбор не его самого а самой sony.


          1. tommyangelo27
            17.12.2023 08:43

            А "на двоих" игры так вообще с особенным удовольствием идут. (It takes two, Human fall flat, Heavenly bodies и проч.) Комп мне такого опыта предложить не может. 

            Что характерно, все три игры из списка есть на ПК ????


  1. rmrfchik
    17.12.2023 08:43

    Что за VLSI Kutaragi?


  1. FreeSkif
    17.12.2023 08:43

    Не холивара ради, а объективности для:

    Консоль игровая эт круто. Круто для тех, кто не может себе позволить регулярно апгрейдить комп. Именно под железо консоли даже новые игры "переделывают", давая возможность сыграть на XBOX One и в Киберпанк, и в AtomicHeart (как примеры). На среднедоступном компе 2016 года (а это дата выхода One) эти игры даже не запустятся. Да, графика где-то послабее, но и телевизор - не монитор ПК. А уж иметь возможность ознакомиться с игрой, сюжетом - важнее, чем высматривать танец пылинок в солнечных лучах. И консоли с этим прекрасно справляются.

    Касательно же вечного спора PlayStation vs Xbox - он не так давно решился как раз санкциями в одной стране, блокировкой учеток пользователей одной консоли и свободной покупкой игр от другой.


    1. ZirakZigil
      17.12.2023 08:43

      На среднедоступном компе 2016 года

      Среднестатистический комп 2016 это какой-нибудь старый i5 и народная 1060. Эта сборка тянула киберпанк в 1080р на консольных 30 кадрах примерно на высоких, что сильно больше чем пс4про. Топ того года и ультра почти в 60 мог осилить — это к вопросу об апгрейдах.


  1. Gargo
    17.12.2023 08:43

    Не путайте - PSOne вышла в 2000 году, а в 1994 вышла PSX


  1. Anarchist
    17.12.2023 08:43

    А в чем заключается победа сони на рынке? Вроде нинтендо не остаёт. Или просто кликбейтный заголовок?


    1. shiru8bit
      17.12.2023 08:43

      Совершенно однозначная победа была в пятом и шестом поколениях, в эпоху становления игр современного формата. С тех пор да, Нинтендо перегруппировалась и нанесла ответный удар.