Сайты по геймдеву
Специализированные интернет-ресурсы всегда были одним из самых простых способов получения информации. Если не нашел нужную статью, то всегда можно спросить на форуме или в комментариях к постам на близкую тему. И даже есть шанс получить ответ!
Под спойлером вы найдете таблицу, в которой я перечислил самые популярные российские ресурсы по геймдеву с краткими личными пометками по каждому.
Ресурсы про геймдев | Пометки |
---|---|
habrahabr.ru | Сама эта статья опубликована на Хабре J На Хабре и его «младших братьях» можно найти статьи как по разработке/оперированию игр, так и по индустрии в целом. |
gamesisart.ru | Мой любимый геймдев-ресурс. Статей меньше, чем на других порталах, но берет качеством, а не количеством. Ряд статей оттуда мне очень помогли в работе. |
vc.ru/paper/category/games | Колонка рынка игр на ЦП появилась недавно относительно других ресурсов, но быстро стала модной. Мне она удобна тем, что есть приложение для iOS, через него и читаю. |
dtf.ru | Еще несколько лет назад был ключевым интернет-ресурсом получения знаний по геймдеву. Прекрасный сайт, жаль, что сейчас его забросили. |
www.gamedev.ru | Мастодонт среди ресурсов по геймдеву. Старый, но не бесполезный. |
gcup.ru | Тоже один из древнейших и крупнейших порталов по игрострою с уклоном в программирование. |
galyonkin.com | Подкасты Сергея Галенкина. Самые популярные подкасты по игровой индустрии. |
igdc.ru | Конкурсы молодых разработчиков игр и сильно живой форум для общения. |
progamedev.net | Блог Александра Штаченко про геймдев. Регулярно обновляется, материалы интересные. |
aushestov.ru | Качественный блог про геймдизайн от Анатолия Шестова. |
www.progamer.ru/dev | Есть хорошие статьи по геймдеву. |
gameinstitute.ru | Сайт с упором на публикацию уроков по разработке игр. Давно не обновляется, но есть много интересных старых статей. |
make-games.ru | Портал с сильным уклоном в программирование и разные конструкторы игр. |
flashgamedev.ru | Странненькое место. Не сижу там. |
www.ant-karlov.ru | Авторский блог разработчика Flash игр. |
mmozg.net | Место обсуждения MMO. |
narratorika.com | Для игровых сценаристов. |
romanilyin.com/category/storytelling | Grisper «тут ещё немного есть по нарративному дизайну» |
dogames.ru | Не полезный ресурс. |
www.gamedis.ru | Блог про геймдизайн. Новые посты изредка. |
www.uraldev.ru | Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Интересный ресурс Уральских разработчиков игр. Жаль давно не обновляется |
torick.ru | Спасибо за ссылку на ресурс Msviblov Необычный блог с текстовым описанием различных подкастов по геймдеву |
Ресурсы про геймдев с акцентом на мобильных разработках | Пометки |
indiedev.name | Хороший информационный ресурс для тех, кто занимается продвижением мобильных игр. Одна база издателей и сайтов для продвижения мобилок чего стоит. |
app2top.ru | Отличный ресурс про мобильные разработки. |
apptractor.ru | Еще один классный ресурс про мобильные разработки. |
apps4all.ru | И тоже про мобильные разработки, и тоже шикарный. |
Сообщества на Facebook
Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook. Во Вконтакте и в LinkedIn тоже есть gamedev-сообщества, но они менее «тусовочны». Поэтому здесь приведу ссылки именно на группы в FB.
Сообщество | Пометки |
---|---|
www.facebook.com/groups/gamedeff (1 450+) | Геймдев. Собственно, очень активная группа о разработке игр. |
www.facebook.com/groups/118360218257628 (2 800+) | Game Developers UA. Говорящее название. |
www.facebook.com/groups/radug (2 500+) | Radug. Russian Apple Developer User Group. |
www.facebook.com/groups/pringamedev (900+) | PR in Gamedev. Уютная маркетингово-операционная тусовочка. |
www.facebook.com/groups/gdrullez (900+) | Практический геймдизайн. |
www.facebook.com/groups/vr.ar.gamedev | VR/AR in Gamedev. Новая группа про использование дополненной и виртуальной реальности в геймдеве. |
Профильная литература
Русскоязычной геймдев-литературы немного – всего пара книг по маркетингу в играх от русских авторов и несколько переводов самых известных иностранных книг по геймдизайну. Стоит отметить, что англоязычной литературы очень много и большинство людей из геймдева читает ее в оригинале. Мы сегодня говорим только о русскоязычных ресурсах, поэтому под спойлером представляю вашему вниманию книги на русском языке.
Наименование книги | Автор книги | Ссылка на книгу |
---|---|---|
Первая русская книга по геймдеву: «Маркетинг игр» | Сергей Галенкин | galyonkin.com/book |
Вторая русская книга по геймдеву: «Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений» | Анар Бабаев, Николай Евдокимов, Михаил Боде, Юрий Барбашов | adtoapp.com/book/mobile-app-marketing |
The Art of Game Design: A book of lenses | Jesse Schell | Перевод тут и тут |
Level Up! The Guide to Great Video Game Design | Scott Rojers | Перевод тут |
Designing Virtual Worlds | Richard Bartle | Перевод делается на Хабре |
Конференции
Еще одним способом обрести новые знания, а самое главное новые знакомства в игровой индустрии, является участие в профильных мероприятиях: конференции, выставки, конкурсы. К самым известным относятся DevGAMM, White Nights, раньше еще КРИ была. Но это только вершина айсберга. Существует множество других профильных мероприятий, постоянно появляются новые. Чтобы за всеми ними уследит и понять, на какие именно вам будет полезно сходить, я подготовил список каталогов таких мероприятий.
Ресурс | Пометки |
---|---|
gcup.ru/news/meroprijatija/1-0-4 | На gcup организаторы мероприятий сами публикуют анонсы. Можно откопать интересные мероприятия, о которых в других местах и не услышишь. |
app2top.ru/category/conferences/calendar_news | Современный и удобный каталог конференций. |
apptractor.ru/events | Календарь мероприятий для мобильных разработчиков. |
apps4all.ru/event | И тоже хороший календарь. |
Образование
Описанное выше является по сути самообразованием. А есть еще и комплексное профессиональное образование в сфере геймдизайна и менеджмента игровых интернет проектов. На текущий момент в Москве есть три учебных заведения, которые предоставляют такие услуги: RealTime School, Scream School и Высшая школа бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Традиционно под спойлером мои пометки про образование в этих местах.
Учебное заведение | Пометки |
---|---|
RealTime School | Хорошие короткие интенсивы на выходных по геймдизайну. Проходят примерно раз в квартал. |
Scream School | Самые долгие и самые дорогие из всех курсы геймдизайна. Насколько они хороши сам не знаю, отзывов лично от знакомых не слышал. |
ВШБИ | Лучшая на мой взгляд комплексная программа подготовки кадров для игровой индустрии. Плотно общался с выпускниками, все очень довольны и либо трудоустроились в игровые компании, либо свои проекты запускают. |
На этом заканчиваю обзор полезных ресурсов о том, как научиться делать игры. Если есть что дополнить в мои списки, то пишите в комментариях – я с удовольствием добавлю в статью с пометкой upd и ссылкой на автора материала.
Upd от patch1.
unitywiki.com/page-27-download-free-3d-models
unitywiki.com/page-28-download-free-textures
telias.free.fr
Подборочка сайтов с музыкой для игры (Purchase stock audio. You can purchase royalty-free stock audio from the following sites:
arteriamusic.com
audiojungle.net
beatsuite.com
firstcom.com
ibaudio.com
instantroyaltyfreemusic.com
istockaudio.com
magnatune.com
partnersinrhyme.com
revostock.com
sounddogs.com
soundeffects.com
soundrangers.com
soundsnap.com
stockmusic.net
tallarico.com
8bitcollective.com
ccmixter.org
flashkit.com
freesound.org
hartwigmedia.com
incompetech.com
musopen.com
newgrounds.com
openmusicarchive.org
openmusic.linuxtag.org
indiegamemusic.com
Маркет для 3D Models
Лицензированный контент:
turbosquid.com/ 3D Модели и текстуры, пожалуй самый
большой ресурс.
opengameart.org 3D Models, Textures, Sound Fx,
3dexport.com Buy 3D Models, Sell 3D Models, Low-Poly 3D Models, 3D
Print Models
www.the3dstudio.com 3D Models, Текстуры, 3D Уроки
www.daz3d.com
www.cgtrader.com
В основном для ознакомления, «Пиратские ресурсы»:
www.designconnected.com 3D Models
archive3d.net
www.3dmodelfree.com
www.3dm3.com
tf3dm.com
www.sweethome3d.com
www.freebie3d.com
artist-3d.com
www.exchange3d.com
3dgarage.ru
www.wirecase.com 3D Models, Textures, Interior and Exterior
animium.com Free 3D Models and 3D Tutorials
www.dmi-3d.net DMI Car 3D Models
www.onnovanbraam.com
www.carbodydesign.com
www.syncronia.com Architecture 3d models and instruments for design
architecture.
www.gandoza.com 3D Models, 3D Modeling, Textures and Rendering on
Gandoza
archibaseplanet.com Home Design, Free 3D models, High Quality Textures,
Online Interior Design.
3dmagicmodels.com 3D Model Services
Asset Store for Unity3d
www.unityprefabs.com
unity3d-asset.ru
Текстуры
www.gametextures.com
Программы помогающие при разработке
www.filterforge.com — Плагин для фотошопа для генерации
текстур. Процедурные текстуры.
www.allegorithmic.com Программы
для работы с текстурами: диффуза, бампа, карт АО и т.д
www.codeandweb.com/texturepacker — Упаковывает текстуры в атлас
www.world-machine.com —
Процедурный генератор ландшафтов World Machine
www.quadsoftware.com —
Grоme Editor — Простое создание больших ландшафтов
Текстуры, Модели Анимации — Порталы
3dsky.org Models Textures
mocap.cs.cmu.edu Mocap Free Animation
mocapdata.com/index.cgi?category_id=19053
sites.google.com/a/cgspeed.com/cgspeed/motion…
accad.osu.edu/researchmain/research/motion_cap…
gfx-motion-capture.blogspot.co.uk
charactergenerator.autodesk.com — Генератор персонажей. Спасибо Тариэл Фарниев
Фриварные инструменты для разработчиков:
www.blender.org — Blender3D, Unity понимает его формат
«нативно», экспортировать не обязательно
www.gimp.org — GIMP, бесплатный растровый редактор; на аналог Photoshop не тянет, удобство использования — вечный повод для холиваров, но есть ряд интересных функций специально для создания цикличных (бесшовных) текстур, например. С помощью плагина позволяет генерировать Normal Map из любого изображения.
www.inkscape.org —
Inkscape, бесплатный векторный редактор. Blender позволяет импортировать его
SVG-файлы в виде Curves.
www.makehuman.org —
бесплатный генератор человеческих фигур с ригом.
ngplant.sourceforge.net — NGplant, конструктор для
растительности. Полигональность и визуальная привлекательность получившегося
изображения зависит главным образом от прямизны рук. Не SpeedTree, конечно
(рига нет), но весьма неплохо для статики.
3dlowpolymodels.com
tf3dm.com
www.models-resource.com
gamemodels.ru
Для 2D разработчиков! Иконки, спрайты и многое
другое.
60+ полезных сайтов для дизайнера.
www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/60-poleznyh-instrumentov-i-resursov-dlya-dizajnerov-873510
Звуки
diforb.com/ru
Полезный Ютюб канал, переводит оффицальные
видеоуроки по юнити на русский язык
www.youtube.com/channel/UCtpgnWrMynRl869Snx52n6w
Список книг по GameDev gcup.ru/forum/8-41920-1, книга по шейдерам в юнити > на англu3d.at.ua/load/free_to_use/kenny_lammers_unity_shaders_and_effects_cookbook_format_pdf/37-1-0-2754, на русском вроде только бумажный вариант) никто ксерокопию не сделает)) в документах этой группы есть книги по GameDev и Unity ссылка
Upd от Kallist Msviblov GreatRash andreysmind
www.gamesprecipice.com
sergeiklimov.biz
www.gamesindustry.biz
gamemechanicexplorer.com
github.com/DaRaFF/jsgamewiki (каталог ресурсов по программированию игр на html5/canvas/javascript)
Upd от Наташа Свиридова
www.youtube.com/channel/UCnz7plM_g7zctL2N7-u3W_Q (Русскоязычный канал Unity, где проводят вебинары и выкладывают интересные выступления по Unity с русскоязычных конференций)
Upd от afiskon
Комментарии (49)
Darthman
09.09.2015 18:27+1Список сайтов отсортирован абы как. Да и мобильные игры не тоже самое что РС. Я бы расширил колонкой еще одной относительно мобильной разработки.
viacheslavnu
09.09.2015 18:32Чисто имеющиеся рассортировать на мобильную и на PC предлагаете, или еще есть у вас ссылки, которые можно добавить?
Что касается сортировки как таковой, то согласен. будет удобнее для чтения. Сейчас сортировка идет в порядке личного так сказать предпочтения начиная с не мобильных геймдев-ресурсов.
patch1
09.09.2015 18:27+2ccылка
Есть раздел по «Game Dev» и не только. — Бесплатное обучение — онлайн сертификаты.viacheslavnu
09.09.2015 18:37Спасибо, я так думаю что надо не только Интуит, но и другие формы дистанционного обучения добавить. прям отдельным блоком
patch1
09.09.2015 19:26+2Список книг по GameDev gcup.ru/forum/8-41920-1, книга по шейдерам в юнити > на англ u3d.at.ua/load/free_to_use/kenny_lammers_unity_shaders_and_effects_cookbook_format_pdf/37-1-0-2754, на русском вроде только бумажный вариант) никто ксерокопию не сделает)) в документах этой группы есть книги по GameDev и Unity ссылка
patch1
09.09.2015 19:43+2Большой список с сайтами на текстуры и 3д модели.
Заголовок спойлераunitywiki.com/page-27-download-free-3d-models
unitywiki.com/page-28-download-free-textures
telias.free.frviacheslavnu
09.09.2015 20:19Круто! Добавил в статью)
patch1
09.09.2015 20:22половина ссылок ввиде текста в статье
viacheslavnu
09.09.2015 20:36+1Согласен! habr.caravus.org и немного ручной редактуры помогли это дело починить. жаль, что нельзя спойлер в спойлер поместить.
patch1
09.09.2015 21:17По первым двум ссылкам, большой список сайтов, мб надо это все разобрать по категориям в статье?)
Darthman
09.09.2015 18:31+3Так повелось, что площадкой для тусовки людей из игровой индустрии стал именно Facebook.
Забавно, сколько лет в индедеве, но на фейсбуке я зарегистрирован чисто случайно.
По личному опыту — куда больше тусовка идет на профильных форумах. Лично для меня из всего списка являются наиболее посещаемыми и полезными:
habrahabr, dtf, gamedev.ru, galyonkin и igdc.ru (не в последнюю очередь из-за того, что это мой проект)viacheslavnu
09.09.2015 18:33+2Хороший у вас проект. Форум исключительно живой, с таким форумом другой тусовки и не надо :-)
Darthman
09.09.2015 18:38+1Спасибо, стараемся быть дружелюбными и полезными. Затевалось всё для обучения через
боль и страданияобучение. Так и двигаемся дальше, конкурс за конкурсом люди набираются новых знаний.
Msviblov
09.09.2015 18:34Я бы добавил
1. www.gamasutra.com
2. www.gamesprecipice.com
3. sergeiklimov.biz
4. gamedevblogs.ru
5. www.uraldev.ru
6. torick.ru
Grisper
09.09.2015 18:45romanilyin.com/category/storytelling тут ещё немного есть по нарративному дизайну
viacheslavnu
09.09.2015 19:09Очень интересно, не видел этого ресурса никогда. Добавил в таблицу и с удовольствием его поизучаю.
Спасибо
ZblCoder
09.09.2015 18:52+1Раньше использовал:
gamedev.ru — было интересно читать про другие работы, но после появления Гульмана, перестал посещать.
uraldev.ru — понравился список движков, который часто обновляется. (Пока писал и 10 раз перепроверял ошибки, уже попросили добавить)
Сейчас сижу только на:
habrahabr — много интересных статей, да вы и сами знаете
igdc.ru — портал помог закрепить старые знания и изучить новые, путем мотивации участия в конкурсах. Теории вы там не найдете. Много исходником и проектов, в которые можно сунуть нос, хотя есть работы в которые лучше не залезать.viacheslavnu
09.09.2015 19:11Я вижу тут много участников igdc :-)
Я там в конкурсах ни разу не участвовал, а вот на форуме немного пообщался совсем недавно. и был приятно удивлен этим местом.Darthman
09.09.2015 21:41Не представляете даже насколько много их тут. Молчаливые просто все большей частью.
AllexIn
09.09.2015 20:02+2gamedev.ru — было интересно читать про другие работы, но после появления Гульмана, перестал посещать.
Гулман благополучно ушел в тень.
Сейчас там не плохо живут проекты. Регулярные видеообзоры о них рассказывают, что оживляет ресурс.
Игру про Гульмена вроде бы тоже делают, но занимает информационного пространства она уже не больше чем любой другой проект. Да и подросли они. Уже действительно игру делают.
andreysmind
10.09.2015 13:17Я вам тут еще линков про игры на ЖС принес
github.com/DaRaFF/jsgamewikiviacheslavnu
10.09.2015 14:16Обновил в статье отдельным спойлером с каталогом полезных ресурсов по геймдеву на англ. языке.
Спасибо
FFormula
10.09.2015 13:18Я могу порекомендовать сайт по созданию игр на C# с нуля: http://www.videosharp.info/
Игры там создаются разные, от самых простых, типа «КНБ»,
до более сложных, вроде игры Сокобан на двоих по сети.
Сайт хоть и обучающий, но с практическим подходом.viacheslavnu
10.09.2015 14:20Интересные курсы, раньше не знал о них. Ушли в копилку дистанционных программ обучения.
semenyakinVS
10.09.2015 15:46Спасибо за ссылочки. Не подскажете какой-нибудь ресурс, на котором в виде структурированных уроков (в идеале — с графичками) были бы описаны шаги по разработке игрового приложения с использованием openGL? Интересуют не только и не столько основы (они весьма неплохо описаны тут), но акцент на эффективность использования openGL. Особенно интересуют следующие вещи: правильный способ отсылки данных на видеоустройство (с учётом дороговизны пересылки данных), правильная организация обработки данных (распределение вычислений между разными шейдерами), рендер в текстуру и оверлеи, технология отложенного рендера.
patch1
10.09.2015 16:02-1www.intuit.ru/search пробей тут то что тебе нужно (а именно слово OpenCL) Там много курсов по аппаратному обеспечению.
Darthman
10.09.2015 16:06+1OpenCL это совсем не OpenGL, о котором говорит semenyakinVS
patch1
10.09.2015 16:11Darthman
10.09.2015 16:12Вы нигде не писали, а вот вопрос был про OpenGL.
patch1
10.09.2015 16:16Суть коммента в другом. Зайти и пробить в поиске нужную тему. и да я в курсе)) что OpenGL != OpenCL)) — просто не так прочел)
semenyakinVS
10.09.2015 16:28А можете какой-нибудь конкретный курс рекомендовать, чтобы ближе к предложенным вопросам было? Найденные сходу несколько курсов, увы, описывают те же основы, что и http://www.opengl-tutorial.org. Эти вещи я более или менее понимаю. Хочется деталей. OpenGL является достаточно низкоуровневым API, поэтому при работе с ним нужно учитывать специфику устройства железа. Поэтому хочется глубже понять как модель организации видеоустройств (сейчас знание на уровне вводной лекции в openCL, где про многомерную архитектуру видях говорят), так и особенности исполнения команд openGL на видеоустройстве с учётом специфики архитектуры GPU-устройств.
Darthman
10.09.2015 16:16Окей, гуглом пользоваться
всебольшинство умеет. Есть ли среди предложенного то, о чем спрашивает человек? Так-то я тоже могу ссылок надавать, но там 99.9% шанс что ответа не будет.patch1
10.09.2015 16:30Человек попросил ресурс, я на 70% уверен что на часть своих вопросов он найдет ответы именно на этом ресурсе. Я разве много ссылок понадовал? — всего одну, а кипишь будто я тут заспамил ссылками. По мне так одна ссылка на неплохой ресурс лучше чем тупо писать комментарии, «косвенно» относящиеся к вопросу ) ну опечатался с OpenCL че такой кипишь то подымать? — кому надо тот найдет, вы бы тоже из всемирного гугла скинули б ссылочку на что нибудь полезное.
p.s гуглом умеет большинство пользоваться, а вот найти в гугле что то стоящее могут единицы.
Я вот когда вопросы на тостере задаю) мне вот прямого ответа не приходит)) мб туда придете кипишь подымать?
semenyakinVS
10.09.2015 16:34Тут дело в том, что я не очень понимаю как сформулировать запрос. Хочется не только советов, но и понимания того, почему они работают… Есть вот такая схемка, описывающая полный pipeline, вот в идеале было бы найти ресурс, раскрывающий не только структуру, но и суть работы всей этой штуки.
patch1
10.09.2015 16:41ссылка — мб это вам поможет, русскоязычное врятли можно найти.
semenyakinVS
10.09.2015 16:53А, да. Дока… Это я знаю. Там просто не в виде уроков это организовано и нужно всё подряд читать…
В общем, спасибо в любом случаи и извините за оффтоп — наверно, вопрос лучше было на тостере задавать.Darthman
10.09.2015 16:59Мне кажется, что подобные, прикладные вещи, в виде уроков и не делает никто, а делают исключительно в виде документации, либо примеров использования.
semenyakinVS
10.09.2015 17:04Увы, да. Хотя тема эффективного использования подобного API (которое было создано для эффективной работы с графикой) как по мне должна максимальной включаться как в уроки, так и в доку.
Darthman
10.09.2015 16:42Я бы рыл всякие девелоперские ресурсы. Те же AMD, nVidia, сам сайт OpenGL например. Боюсь в курсах такого нет, курсы и туториалы они куда более общие и простые всегда.
mitrych
Научиться — с мягким знаком. Исправьте, пожалуйста.
viacheslavnu
Вот спасибо! А то прям неловко, несколько раз проверить на орфографию всю статью и не проверить название